- Преподавателю
- Математика
- Урок по геометрии на тему Теорема Пифагора (8 класс)
Урок по геометрии на тему Теорема Пифагора (8 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пьянова В.П. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Акмолинская область
Зерендинский район
Доломитовская средняя школа
Учитель математики Пьянова В.П.
Тема урока: «Теорема Пифагора».
Цель урока: Изучить теорему Пифагора, научить применять ее при решении задач.
Развивать навыки самостоятельной, активной творческой деятельности.
Воспитывать уважение к культурному наследию человечества.
Тип урока: Урок изучения новых знаний.
План урока:
-
Организационный момент.
-
Актуализация знаний учащихся (Устные упражнения.)
-
Историческая справка о Пифагоре.
-
Изучение нового материала (Лабораторно-практическая работа).
-
Историческая зарисовка (Другие способы доказательства теоремы).
-
Закрепление материала.
-
Итог урока.
Организационный момент.
Сообщить учащимся тему, цель и задачи урока
Задачи: познакомиться с биографией Пифагора. В ходе лабораторно-практической работы изучить теорему Пифагора. Научиться применять ее при решении простейших задач.
Актуализация знаний учащихся (Устные упражнения.)
Фронтальный опрос:
-
Какой треугольник называется прямоугольным?
-
Как называются стороны образующие прямой угол?
-
Как называется сторона лежащая против прямого угла?
-
Чему равна сумма острых углов прямоугольного треугольника?
-
Как найти площадь прямоугольного треугольника?
Решение задач по готовым чертежам:
№1. Найти площадь АВСД. Решение.
А
В
____________________________________________________
С_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Д_____________________________________________________
№ 2.Найти величину угла
__________________
__________________
__________________
№
В3. Доказать, что АВСД квадрат.
____________________________________
____________________________________
С____________________________________
____________________________________
А____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
Д
Историческая справка о Пифагоре.
Информация подготовлена учащимися заранее.
Литература: __А.Я.Халамайзер «Пифагор» серия «Занимательная математика».
Д.К.Самин «Сто великих ученых».
Л.С.Атанасян учебник «Геометрия 7 - 9».
Изучение нового материала. (Учебник, стр. 129, п.54)
Существует замечательное соотношение между гипотенузой и катетами прямоугольного треугольника, справедливость которого была доказана древнегреческим философом и математиком Пифагором (6в. до н. э.).
Это соотношение и предстоит нам сегодня выяснить в ходе лабораторно-практической работы.
Лабораторно-практическая работа.
-
Практическая работа.
-
С помощью линейки измерять стороны треугольников.
-
а =
в =
с =
а =
в =
с =
-
Используя результаты измерений, заполните таблицу.
а2
в2
а2 + в2
с2
1
2
-
По данным таблицы сделайте вывод
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Попробуйте сформулировать полученные результаты в виде теоремы
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А
2).
Теорема.
Д
сано: ∆АВС - прямоугольный, <АСВ =______
А
вС = а, ВC = в -катеты, АВ = с -гипотенуза.
Доказать: _____________________________
Д
С
а
Воказательство:
а
1.Дополнительные построения.
Достроим ∆АВС до квадрата со
Астороной (а + в)
2. Чему равна площадь квадрата со
сстороной (а + в)?
в_______________________________
_______________________________
3. Чему равна площадь ∆АВС?
______________________________
в
а______________________________
В
С
4. Сравните четыре прямоугольных треугольника ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какой фигурой является четырехугольник АДКВ? Докажите.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Найдите его площадь ___________________________________________________________________________________
6. Из каких площадей складывается площадь большого квадрата?
___________________________________________________________________________________
7. Сравните площадь большого квадрата из п.2 и площадь большого квадрата из п.6.
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Вывод: ____________________________________________________________________________
Закрепление материала.
Устно.
№ 1. В прямоугольном треугольнике а =6, в = 8, найти с?
Решение: с = √а2 + в2 = √36 + 64 = √100 = 10
№ 2. В прямоугольном треугольнике а = 12, с = 13, найти в?
Решение: в = √с2 - а2 = √169 - 144 = √25 = 5
Решить у доски.
№ 3 Боковая сторона равнобедренного треугольника равна 17см, а основание равно 16 см.
найдите высоту, проведенную к основанию.
Решение: _____________________________________________________
С_____________________________________________________
В
Н
А_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Итог урока.
Сформулировать теорему Пифагора. Обратить внимание на шаржи к теореме и высказывания Пифагора.
Домашнее задание: параграф 9, № 142