Рабочая программа по математике для 9 класса коррекционной школы VIII вида

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


№ п/п


Название темы


Кол - во

часов


Дата


Индивидуально - дифференцированный подход.


Оборудование и методическое обеспечение

I четверть - 24 часа.

I. Повторение. Нумерация. - 3 часа.


1.

Нумерация в пределах миллиона.

(№ 1 - 25)

1ч.


Памятка-таблица «Классов и разрядов»

Наглядный материал № 11

Таблица № 13

Раздаточный материал №

2.

Разложение чисел на разрядные слагаемые.

(№ 28 - 35)

1ч.


Закрепление под контролем учителя.

Карточки - памятки.

Наглядный материал № 11

Таблица № 13

Раздаточный материал №23

3.

Округление чисел.

(№ 27, 41, 134)

1ч.


Округление до десятков и сотен по карточке.

Помощь сильного ученика.


Наглядный материал № 11

Таблица № 13

Раздаточный материал №22


II. Десятичные дроби. - 21 час.


5.

Преобразование десятичных дробей.

(№45 - 61)

1ч.


Работа под контролем сильного учащегося.

Наглядный материал № 2

Таблица № 17

Раздаточный материал №

6.

Сравнение десятичных дробей.

(№ 62 - 68)

1ч.


Перед каждым приемом сравнения, образец учителя. Работа в паре с сильным учеником.

Наглядный материал № 2

Таблица № 17

Раздаточный материал №

7.

Запись целых чисел, полученных при измерении величин, десятичными дробями.

(№ 69 - 74)

1ч.


Уменьшить объем работы. Работа по алгоритму.

Наглядный материал № 2

Таблица № 17

Раздаточный материал №13

Тест № 16, 14

9.

Запись десятичных дробей целыми числами, полученными при измерении величин.

(№ 75 - 79)

1ч.


Каждый новый вид учитель дает показ индивидуально. Работа под контролем сильного ученика.

Наглядный материал № 2

Раздаточный материал №13

10.

Сложение и вычитание целых чисел.

(№ 86 - 89, 108 - 109)


1ч.


Без задач. Работа с дидактическим материалом. №

Наглядный материал № 10

Раздаточный материал №5

11.

Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания.

(№ 97 - 98)

1ч.


Работа по алгоритму. Помощь со стороны учителя, расставить действия в уравнениях. Памятка решения уравнений.

Наглядный материал № 10

Раздаточный материал № 20

13.

Сложение и вычитание десятичных дробей.

(№152 - 159)

1ч.



Решение примеров более легких по карточкам и дидактическому материалу № 144,№152 (1 столбик).


Наглядный материал № 2

Раздаточный материал № 1,2,3

14.

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин.

(№165 - 167)

1ч.


Без преобразований, легкие случаи. № 165 Работа по образцу, под контролем учителя.

Наглядный материал № 9

Таблица № 9

Раздаточный материал № 14

15.

Проверочная работа.


1ч.




17.

Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на однозначное число.

(№ 171 - 182)


1ч.


Умножение на однозначное число №171. Индивидуальный показ, дополнительная помощь, контроль.

Наглядный материал № 9, 4

Таблица № 10

Раздаточный материал № 6,7,15

18.

Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на 10, 100 и 1000.

(№ 186 -202)

1ч.


Работа по алгоритму. Контроль со стороны сильного ученика. Работа по карточке.

Наглядный материал № 4

Раздаточный материал № 5

Тест № 4, 5, 7.

19.

Умножение чисел, полученных при измерении величин на двузначное число.

(№ 218 - 223)

1ч.


Карточки с примерами, без преобразований, по алгоритму № 218, 219. Под контролем учителя.

Наглядный материал № 9

Таблица № 9

Раздаточный материал № 8,10

21.

Умножение десятичных дробей на двузначное число.

(№ 224 - 239)

1ч.


Карточка - памятка, акцент на запись №226. Работа под контролем учителя. Решение только примеров.

Наглядный материал № 2

Таблица № 17

Раздаточный материал № 6

22.

Итоговая контрольная работа за четверть.


1ч.


Индивидуальная к.р. по карточке.

Алгоритмы и памятки по теме.

Раздаточный материал №


23.

Анализ контрольных работ. Работа над ошибками.


1ч.




25.

Деление целых чисел на двузначное число.

(№ 241 - 246)

1ч.


Умножение целых чисел на двузначное число № 256. Сравнение чисел № 279.

Наглядный материал № 4

Таблица № 10

Раздаточный материал № 16,17

26.

Деление чисел, полученных при измерении величин на двузначное число.

(№ 248 - 253)

1ч.


Умножение десятичных дробей на двузначное число, работа по карточкам и дидактическому материалу.

Наглядный материал № 20

Таблица № 9

Раздаточный материал № 6,11

27.

Деление десятичных дробей на двузначное число.

(№ 254 - 259)

1ч.


Умножение целых чисел на двузначное число, работа по карточкам и дидактическому материалу.

Наглядный материал № 14

Таблица № 10

Раздаточный материал № 6,11

29-31

Умножение и деление целых чисел на трехзначное число.

(№ 280 - 306)


3 ч.


Умножение на трехзначное число. Индивидуальное объяснение, карточки с пропуском. По алгоритму, под контролем учителя № 282, 281, 300.

Наглядный материал № 4

Таблица № 15, 10

Раздаточный материал № 18,19

II четверть - 24 часа.

III. Проценты. - 24 часа.


33.

Понятие о проценте.

(№ 383 - 390)


1ч.



Наглядный материал №1

Раздаточный материал №


34.

Замена процентов десятичной и обыкновенной дробью.

(№ 391 - 404)


1ч.


Карточка-памятка. Замена без преобразований. №392,393

Наглядный материал № 1

Раздаточный материал №

35.

Нахождение 1% числа.

(№ 405 - 420)


1ч.


Алгоритму. Работа в паре с сильным учеником. №412

Наглядный материал № 1

Раздаточный материал № 26

37.

Нахождение нескольких процентов числа.

(№ 423 - 434)


1ч.


Работа по алгоритму, под контролем учителя. №425

Наглядный материал № 1

Раздаточный материал № 24

38-39

Решение задач на нахождение процентов от числа.

(№ 438 - 451)


2 ч.


Решение задач по краткой записи, без плана. №427 Нахождение 1% и нескольких процентов от числа № 444,452

Наглядный материал № 1

Раздаточный материал № 25

41-45

Замена нахождения нескольких процентов числа нахождением дроби числа (2%, 5%, 10%, 20%, 25%, 50%, 75%).

(№463 487)

4ч.


Работа с классов, решение под контролем учителя. Карточка-образец.

Наглядный материал № 1

Раздаточный материал № 24,25

46.

Задачи на нахождение процентов и части от числа.

(№ 489 - 510)


1ч.


Сложение и вычитание целых чисел. №506,507

Наглядный материал № 1

Раздаточный материал № 25

47-49

Нахождение числа по одному процент.

(№ 511 - 514, 520 - 523)


2ч.


Умножение на однозначное число. Нахождение числа по 1%, элементарные случаи № 513.

Наглядный материал № 1

Раздаточный материал №

50.

Задачи на нахождение числа по 1%.

(№ 524 - 527)


1ч.


Умножение на 100. Нахождение числа по 1% №520, 522.

Наглядный материал № 1

Раздаточный материал № 15

51.

Проверочная работа.


1ч.




53.

Запись десятичной дроби в виде обыкновенной.

(№ 546 - 563)

1ч.


Легкие случаи, без преобразований. Работа в паре с сильным учеником № 551,552.

Наглядный материал № 2

Таблица №

Раздаточный материал №

54.

Запись обыкновенной дроби в виде десятичной.

(№ 564 - 572)

1ч.


Легкие случаи, без преобразований. Работа в паре с сильным учеником №565.

Наглядный материал № 2

Таблица №

Раздаточный материал №

55.

Запись обыкновенной дроби в виде десятичной конечной и бесконечной.

(№ 574 - 577)

1ч.


Сложение целых чисел. Порядок действий в примерах со скобками.

Наглядный материал № 2

Таблица №

Раздаточный материал №

57.

Запись смешанных чисел в виде десятичной дроби.

(№ 578 - 581)

1ч.


Вычитание целых чисел. Порядок действий в примерах со скобками.

Наглядный материал № 2

Таблица №

Раздаточный материал №

58.

Итоговая контрольная работа за четверть.


1ч.




59.

Анализ контрольных работ. Работа над ошибками.


1ч.




61-63

Закрепление изученного материала.

(№582 - 604)


3ч.


Умножение целых чисел и десятичных дробей. Памятка-образец. Индивидуальная помощь №594.

Наглядный материал № 1, 2

Раздаточный материал №

III четверть - 30 часов.

IV. Обыкновенные и десятичные дроби. - 30 часов.


65.

Образование и виды дробей.

(№ 634 - 660)

1ч.



Наглядный материал № 3

Таблица № 16

Раздаточный материал № 17

66-67

Преобразование дробей.

(№ 661 - 689)

2ч.


Чтение и запись дробей. Сравнение дробей. Решение уравнений с помощью учителя, по памятке-образцу.

Наглядный материал № 3

Таблица № 16

Раздаточный материал № 18

69-70

Сложение дробей.

(№ 690 - 693, 700)

2ч.


Сложение дробей без преобразований №693, №700.

Наглядный материал № 3

Таблица № 16

Раздаточный материал № 19

71,73

Вычитание дробей.

(№ 694 - 696)

2ч.


Вычитание дробей без преобразований №696, №704.

Наглядный материал № 3

Таблица № 16

Раздаточный материал № 19

74,75

Задачи на нахождение части от числа и нескольких частей от числа.

(№717, 738)

2ч.


Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Решение простых задач.

Наглядный материал № 3

Таблица № 16

Раздаточный материал № 22,23,24

77.

Задачи на нахождение процентов от числа.

(№ 714, 728, 731 - 732)

1ч.


Решение простых задач. Решение задач по готовой краткой записи.

Наглядный материал № 1

Раздаточный материал №

78.

Проверочная работа.


1ч.




79.

Умножение и деление обыкновенных дробей.

(№ 739 - 746)

1ч.


Сложение обыкновенных дробей без преобразования (работа по карточкам и с дидактическим материалом).

Наглядный материал № 3

Раздаточный материал № 21

81.

Умножение и деление смешанных чисел.

(№ 747 - 749)

1ч.


Вычитание обыкновенных дробей, работа по карточкам и с дидактический материалом).

Наглядный материал № 3

Раздаточный материал № 21

82.

Умножение и деление десятичных дробей.

(№ 750 -753)

1ч.


Умножение десятичных дробей, работа по карточкам.

Наглядный материал № 2

Раздаточный материал № 7-11

83.

Задачи с целыми числами и дробями.

(№ 754 - 766)

1ч.


Решение простых задач. Решение задач по готовой краткой записи.

Наглядный материал № 16

Раздаточный материал № 14

85.

Все действия с дробями.

(№ 767 - 774)

1ч.


Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Легкие случаи, без преобразований, работа по карточкам.

Наглядный материал № 2, 3

Раздаточный материал № 14, 18

86.

Задачи на нахождение части от числа.

(№ 775-785)

1ч.


Решение простых задач. Решение задач по готовой краткой записи.

Наглядный материал № 2

Раздаточный материал № 22-24

87, 89

90, 91

Совместные действия обыкновенными и десятичными дробями.

(№ 795 - 814, 822 - 824)

4 ч.


Умножение целых чисел и десятичных дробей, работа по карточкам и с дидактическим материалом.

Наглядный материал № 2, 3

Раздаточный материал № 14, 18

93,

94

Задачи с обыкновенными и десятичными дробями.

(№ 816 - 835)

2ч.


Решение простых задач. Решение задач по готовой краткой записи.


Наглядный материал № 2,3

Таблица № 14, 18

95.

Итоговая контрольная работа за четверть.


1ч.




97.

Анализ контрольных работ. Работа над ошибками.


1ч.




98, 99

Порядок действий I и II ступеней.

(№ 831, 836, 838)

2ч.


Порядок действий I ступени, в примерах со скобками (работа по карточкам и с дидактическим материалом).

Наглядный материал № 2, 3

Таблица № 16, 17

Раздаточный материал №

101,

102,103

Повторение пройденного материала.

(№ 839 - 844)


3ч.


Умножение изученных видов (работа по карточкам и с дидактическим материалом)

Наглядный материал № 2, 3

Таблица № 16, 17

Раздаточный материал № 14, 18

IV четверть - 24 часа.

V. Повторение. - 24 часа.


105.

Нумерация.

(№ 922 - 927)

1ч.


Работа по таблице разрядов и классов.

Наглядный материал № 11

Таблица № 13

Раздаточный материал №

106.

Сложение целых чисел и дробей.

(№ 938, 945, 954)

1ч.


Легкие случаи, без преобразований №945.

Наглядный материал № 10, 2, 3

Таблица № 14

Раздаточный материал №2,5

107.

Вычитание целых чисел и дробей.

(№ 927, 946)

1ч.


Легкие случаи, без преобразований №946.

Наглядный материал № 10, 2, 3.

Таблица № 14

Раздаточный материал №3,6

109.

Порядок действий в примерах с целыми числами и десятичными дробями.

(№ 930, 935, 947, 966)

2ч.


Порядок действий I ступени с целыми числами и десятичными дробями. Работа по карточкам.

Наглядный материал № 10

Раздаточный материал №

110.

Порядок действий в примерах с числами, полученными при измерении величин.

(№ 938 - 941)

2ч.


Порядок действий I ступени с числами, полученными при измерении величин. Работа по карточкам.

Наглядный материал № 9

Раздаточный материал №

111,

113

Округление чисел.

(№ 927, 935, 945)

2ч.


Работа в паре с сильным учащимся.

Наглядный материал № 11

Раздаточный материал №22

114

Задачи с целыми числами и дробями.

(№932, 933,939, 940,961 )

2ч.


Решение простых задач, по готовой краткой записи.

Наглядный материал № 2, 3

Раздаточный материал №24,19

119

Задачи с числами, полученными при измерении величин.

(№ 963-967)

1ч.


Решение простых задач, по готовой краткой записи.

Наглядный материал № 9

Раздаточный материал №14,

121,

122

Задачи на движение.

(№ 970-971)

2ч.


Решение простых задач, без плана. Работа под контролем учителя.

Наглядный материал №16

Раздаточный материал №

123.

Порядок действий в примерах с целыми числами и дробями.

(№977,993)

1ч.


Порядок действий I ступени в примерах с целыми числами и дробями.

Наглядный материал № 2

Раздаточный материал №

125,

126

Нахождение одного и нескольких процентов от числа.

(№ 968,982, 988)

2ч.


Легкие случаи, без преобразований № 968.

Наглядный материал № 1

Раздаточный материал №24

127.

Задачи на нахождение нескольких процентов от числа.

(№ 984, 985, 989-992)

1ч.


Решение простых задач, по готовой краткой записи.

Наглядный материал № 1

Раздаточный материал №25

129.

Нахождение части от числа.

(№ 973, 981, 986)

1ч.


Нахождение одной части от числа №981, под контролем учителя.

Наглядный материал № 3

Раздаточный материал №22,23

130

Итоговая контрольная работа за год.


1ч.




131.

Анализ контрольных работ. Работа над ошибками.


1ч.




134

Задачи на нахождение нескольких частей от числа.

(№1004 - 1008)

2ч.


Решение простых задач, по готовой краткой записи.

Наглядный материал № 3

Раздаточный материал №24

135.

Порядок действий в примерах с целыми числами и дробями.

(№ 1000 - 1002)

1ч.


Порядок действий I ступени в примерах с целыми числами и дробями.

Наглядный материал № 2, 3

Раздаточный материал №























ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ


№ п/п


Название темы


Кол - во

часов

Дата

Оборудование и методическое обеспечение



I четверть - 8 часов.


4.

Геометрические фигуры. Линии.

(№307 - 318)

1ч.

Наглядный материал № 6

Таблица № 7

Раздаточный материал №

8.

Линейные меры.

(№ 319 - 331)

1ч.

Наглядный материал № 9

Раздаточный материал №

12.

Квадратные меры.

(№ 343 - 352)

1ч.

Наглядный материал № 9

Раздаточный материал №

16.

Меры земельных площадей.

(№ 253 357)

1ч.

Наглядный материал № 9

Раздаточный материал №15

20.

Прямоугольный параллелепипед.

(№ 358 - 360)

1ч.

Наглядный материал № 14

Раздаточный материал №

24.

Куб.

(№ 361 - 362)

1ч.

Наглядный материал № 14

Раздаточный материал №

28.

Развертка куба.

(№ 363 - 366)

1ч.

Наглядный материал № 14

Раздаточный материал №

32

Развертка прямоугольного параллелепипеда.

(№ 367 - 373)

1ч.

Наглядный материал № 14

Раздаточный материал №


II четверть - 8 часов.



36.

Объем. Меры объема.

(№ 605 - 610)

1ч.

Наглядный материал № 7

Раздаточный материал № 32

40.

Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда.

(№ 611 - 618 )

1ч.

Наглядный материал № 7

Раздаточный материал № 16

44.

Измерение и вычисление объема куба.

(№ 619 - 621)

1ч.

Наглядный материал № 7

Раздаточный материал № 16

48,

52.

Преобразование кубических мер.

(№ 622 - 625)

2ч.

Наглядный материал № 7

Раздаточный материал № 32

56,

60.

Задачи на вычисление объема.

(№ 626 - 630)

2ч.

Наглядный материал № 7

Раздаточный материал № 32

64

Закрепление пройденного материала.

(№ 631- 633)

1ч.

Наглядный материал № 7

Раздаточный материал № 16

III четверть - 10 часов.

68.

Геометрические фигуры.

(№ 845 - 855 )

1ч.

Наглядный материал № 13, 14

Раздаточный материал №

72.

Периметр и площадь прямоугольника и квадрата.

(№ 856 - 860)

1ч.

Наглядный материал № 7

Раздаточный материал № 16

76.

Симметрия.

(№ 861 - 866)

1ч.

Наглядный материал № 15

Раздаточный материал №

80.

Круг. Линии в круге.

(№ 867 - 876)

1ч.

Наглядный материал № 6

Раздаточный материал №

84.

Площадь круга.

(№ 877)

1ч.

Наглядный материал № 7

Раздаточный материал №

88.

Треугольники. Виды треугольников.

(№ 878 - 889)

1ч.

Наглядный материал № 13

Раздаточный материал №

Тест № 21

92.

Четырехугольники. Ромб.

(№ 890 - 891 )

1ч.

Наглядный материал № 14

Раздаточный материал №

96.

Параллелограмм.

(№ 892 - 893)

1ч.

Наглядный материал № 14

Раздаточный материал №

100.

Масштаб.

(№ 894 - 902)

1ч.

Наглядный материал №

Раздаточный материал №

104.

Задачи на вычисление площади.

(№ 903 -905)

1ч.

Наглядный материал № 7

Раздаточный материал № 16

IV четверть - 8 часов.

108.

Геометрические тела.

(№ 906 - 907)

1ч.

Наглядный материал № 1

Раздаточный материал №

112.

Цилиндр.

(№ 908 -909)

1ч.

Наглядный материал № 1

Раздаточный материал №

116.

Развертка цилиндра.

(№ 910 - 914)

1ч.

Наглядный материал № 3

Раздаточный материал №

120.

Конус. Развертка конуса.

(№ 915 - 917)

1ч.

Наглядный материал № 10, 2, 3

Таблица № 14

Раздаточный материал №

124.

Пирамида. Развертка пирамиды.

(№ 918 -920)

1ч.

Наглядный материал № 10, 2, 3.

Таблица № 14

Раздаточный материал №

128.

Шар.

(№ 921)

1ч.

Наглядный материал № 10

Раздаточный материал №

132.

Контрольная работа за год.

1ч.

136.

Анализ контрольных работ. Работа над ошибками.

1ч.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основании:

  1. Закона «Об образовании»

  2. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., авторы О. И. Бородина, В.М. Мозговой, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1», Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2011 г. и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.

  3. Учебного плана образовательного учреждения

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение математики в объеме 4 часа в неделю, что составляет 136 часов в год, в том числе количество часов для проведения самостоятельных и контрольных работ, тесты и ориентирована

учебник по математике для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (автор М.Н. Перова. - М.: Просвещение, 2005), однако отсутствуют методическое пособие для учителя, дидактический и контрольно-измерительные материалы для обучающихся.

Адаптированная программа в отличие от программы, допущенной Министерством образования РФ, рассчитана на 102 часа. Увеличение составляет 34 часа и предусматривает наряду с общеобразовательными задачами активизацию познавательной деятельности, формирование общеинтеллектуальных умений и навыков, нормализацию учебной деятельности, развитие устной речи, формирование учебной мотивации, навыков самоконтроля и самооценки, а также направлено на оказание помощи детям в поиске своих ресурсов, утверждение веры в себя и свои возможности, стремление к преодолению трудностей, дальнейшее самоопределение и социализацию.

Адаптированная программа содержит в себе:

  1. разбивку учебного материала на темы с конкретным указанием часов на её прохождение;

  2. количество контрольных, самостоятельных и проверочных работ;

  3. методическое обеспечение и оборудование;

  4. индивидуально-дифференцированный подход.

Задачи преподавания математики:

  • дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятель­ность;

  • использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

  • развивать речь учащихся, обогащая ее математической терми­нологией;

  • воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятель­ность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Задачи обучения:

  • приобретение знаний о многозначных числах в пределах 1000 000 и арифметических действиях с многозначными числами в пределах 1000 000, об обыкновенных и десятичных дробях, их преобразованиях, арифметических действиях с ними, о задачах на проценты, о соотношении единиц различных величин, арифметических действиях с ними; о различных геометрических телах (цилиндр, конус, пирамида, шар, куб, прямоугольный параллелепипед) об объёме, его нахождении.

  • овладение способами деятельностей, способами индивидуальной, фронтальной, групповой деятельности;

  • освоение компетенций: коммуникативной, ценностно-ориентированной и учебно-познавательной.

Цели обучения математике:

  • развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжение образования;

  • освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

  • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Структура документа.

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку, основное содержание, требования к уровню подготовки учащихся, список литературы.

Специфика программы.

В данной программе представлено содержание изучаемого мате­матического материала в 9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. В программу включены темы, являющиеся новыми для данного года обучения. Повторение воп­росов, изученных ранее, определяется в объеме, который зависит от состояния знаний и умений учащихся, их готовности к знакомству с новыми темами.

Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.

В 9 классах школьники продолжают знакомится с многозначными числами в пределах 1 000 000 и операциями над числами в пределах 1 000 000.

На всех годах обучения особое внимание обращается на формирование у школьников умения пользоваться устными вычис­лительными приемами. Выполнение арифметических действий с небольшими числами (в пределах 100), с круглыми числами, с некоторыми числами, полученными при измерении величин долж­но постоянно включаться в содержание устного счета на уроке.

Умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в ре­зультате систематических упражнений. Упражнения по устному счету должны быть разнообразными по содержанию (последова­тельное возрастание трудности) и интересными по изложению.

Устное решение примеров и простых задач с целыми числами дополняется в 9 классах введением примеров и задач с обык­новенными и десятичными дробями. Для устного решения даются не только простые арифметические задачи, но и задачи в два дейст­вия.

Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы учащихся, которым необхо­димо отводить значительное количество времени на уроках мате­матики.

Уроки математики с элементами экономики обладают большим воспитательным потенциалом, такими, как правила и нормы экономического поведения, навыки взаимодействия с людьми, умение принимать решения. Выработка элементарных знаний, умение анализировать, вычислять, рассуждать, выбирать. В совокупности всё это способствует коррекции недостатков познавательной деятельности и личности детей с отклонениями в развитии, а также их более успешной социализации.

Элементы экономического образования я применяю на уроках математики и геометрии. Это планирование бюджета семьи, расходов на покупку различных промышленных и продовольственных товаров, оплата за различные коммунальные услуги, умение пользоваться услугами банка, уметь высчитывать площадь своей квартиры, комнаты для приобретения необходимых строительных материалов для ремонта.

Например, при изучении десятичных дробей используем счета - квитанции по оплате коммунальных услуг. Во время работы с такими квитанциями проводится объяснительная работа с новыми для них понятиями - квитанции, виды услуг, льготы и так далее. При решении подобных задач обязательно рассказываю об экономии, об необходимости ставить счётчики на газ воду, тепло. Рассчитываем на уроке количество продуктов для приготовления различных блюд, которые учащиеся будут готовить на уроках СБО, стоимость завтрака, обеда на одного учащегося, класса, всех учащихся школы на один день. При изучении в 9 классе темы « проценты», знакомлю учащихся с понятием «субсидия», расчётом возможности получения субсидии на оплату коммунальных услуг. При постоянно меняющихся ценах на товары, «скидки» на товары, и «распродажи» - учащиеся должны уметь ориентироваться во всех явлениях уметь выбирать более экономичную для них покупку. С этой целью составляю задачи, где речь идёт о стоимости товара, скидках, кредитах. Указываю название магазинов, товаров, для того чтобы учащиеся могли возможности самим проверить это и сделать для себя вывод. При решении задач на проценты, знакомлю учащихся с видами услуг банков. Подсчитываем сколько рублей составляет процентная ставка при оформлении ссуды, при её возвращении не в один приём, а постепенно. При изучении темы «нахождение среднего арифметического» - составляю задачи на вычисление средней заработной платы для начисления отпускных.

Разбор письменных работ учеников в классе является обязатель­ным, так как в процессе этого разбора раскрываются причины оши­бок, которые могут быть исправлены лишь после того, как они осознаны учеником.

Систематический и регулярный опрос учащихся является обя­зательным видом работы на уроках математики.

Формирование представлений об объеме происходит в 9 классе. В результате выполнения разнооб­разных практических работ школьники получают представление об измерении объема пря­моугольного параллелепипеда, единицах измерения площади и объема.

На решение арифметических задач необходимо отводить не менее половины учебного времени, уделяя большое внимание самостоя­тельной работе, осуществляя при этом дифференцированный и индивидуальный подход.

В учебной программе указаны виды арифметических задач. В 9 классе надо решать все виды задач, указанные в программе предшествующих лет обучения.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток;

  • табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;

  • названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;

  • натуральный ряд чисел от 1 до 1000000;

  • геометрические фигуры и тела, свойства элементов многоугольников, (треугольника, прямоугольника, параллелограмма, правильного шестиугольника), прямоугольного параллелепипеда, пирамиды, цилиндра, конуса, шара.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять устные арифметические действия с числами в пределах 100, легкие случаи в пределах 1000000;

  • выполнять письменные арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями;

  • складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное и двузначное число, числа, полученные при измерении одной, двумя единицами измерения стоимости, длины, массы, выраженными в десятичных дробях;

  • находить дробь (обыкновенную, десятичную), проценты от числа; число по его доле или проценту;

  • решать все простые задачи в соответствии с данной программой, составные задачи в 2,3,4 арифметических действия;

  • вычислять площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда;

  • различать геометрические фигуры и тела;

  • строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольники, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии; развертки куба, прямоугольного параллелепипеда.

ПРИМЕЧАНИЯ

В требованиях к знаниям и умениям учащихся, испытывающих значительные трудности в усвоении математических знаний на всех годах обучения, может быть исключено:

-нумерация чисел в пределах 1 000 000 (достаточно знания числового ряда в пределах 10000);

-арифметические действия с числами в пределах 10 000 (достаточно в пределах 1 000, легкие случаи) письменно;

-умножение и деление на двузначное число письменно;

- арифметические действия с десятичными дробям и, имеющими в записи 5 и более знаков (цифр);

- умножение и деление десятичных дробей на двузначное число;

- простые арифметические задачи на отношение чисел с вопросами: «Во сколько раз больше (меньше)?»;

- составные задачи в 3-4 арифметических действия;

- составные задачи на соотношение скорость, время, расстояние;

- построение углов, многоугольников с помощью транспортира;

- построение геометрических фигур, симметричных данным относительно оси, центра симметрии.

Учебно-методические средства обучения рабочей программы

  1. Преподавание математики в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Пособие для учителя. Авторы: М. Н. Перова. Изд. «Просвещение», С-П, 2001г.

  2. Учебник «Математика» 9 класс, авторы: Перова М. Н. М., 2006 год.

Литература для обучающихся:

1.М.Н.Перова. Математика, 9. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2005 год.

2.Перова М. Н., Яковлева И. М. Рабочая тетрадь по математике для учащихся 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.








СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Умножение и деление натуральных чисел и десятичных дробей на трехзначное число (легкие случаи).

Процент. Обозначение: 1%.

Замена 5%, 10%, 20%, 25%, 50%, 75% обыкновенной дробью.

Замена десятичной дроби обыкновенной и наоборот.

Дроби конечные и бесконечные (периодические).

Математические выражения, содержащие целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, для решения которых необходимо дроби одного вида заменять дробями другого вида.

Простая задача на нахождение процентов от числа, на нахождение числа по его 1%.

Геометрические тела: куб, прямоугольный параллелепипед, цилиндр, конус (полный и усеченный), пирамида. Грани, вершины.

Развертка куба, прямоугольного параллелепипеда.

Площадь боковой и полной поверхности.

Объем. Обозначение: V.

Единицы измерения объема: 1 куб.мм (1 мм3), 1 куб.см (1 см3), 1 куб.дм (1 дм3), 1 куб.м (1 м3), 1 куб.км.

Соотношения: 1 куб.дм=1000 куб.см, 1 куб.м=1000 куб.дм, 1 куб.м=1000000 куб.см.

Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (куба).

Числа, получаемые при измерении и вычислении объема (рассматриваются случаи, когда крупная единица объема содержит 1000 мелких).

Развертка цилиндра, правильной, полной пирамиды (в основании правильный треугольник, четырехугольник, шестиугольник).

Шар, сечения шара, радиус, диаметр.






© 2010-2022