МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ

В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ШКОЛЫ


Родзонюк Лариса Сергеевна, учитель математики МБОУ СШ № 51


Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение», «метапредметный подход» приобретают особую значимость. Это вполне объяснимо, поскольку метапредметный подход заложен в основу федерального государственного образовательного стандарта.

Общетеоретические аспекты изучения проблемы метапредметных (надпредметных) компетенций представлены в исследованиях Л. Ф. Квитовой, К.Ю. Колесиной, М.Р. Леонтьевой, А.В. Хуторского и др. [2]; [6]. Метапредметный подход в образовании был разработан для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. «Введение метапредметного подхода в образовании - попытка осторожно, постепенно, без всяких резких революционных реформ развернуть образование навстречу новым потребностям и новым вызовам, вызовам уже не XVII, а именно XXI века» [1]. В связи с этим по-иному определяется система методов обучения. Это обязательно работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями.

Вопрос о готовности учителя к метапредметному обучению сегодня - один из самых актуальных. Во многом успех решения этого вопроса зависит от того, как выстроена командная работа в коллективе по освоению метапредметных компетенций. Договорённость в педагогическом коллективе о понимании подходов к преподаванию - важный этап для достижения метапредметных результатов обучающимися.

Опыт работы показывает, что запуск этого процесса стоит начинать с «инвентаризации» метапредметных технологий, которыми владеют учителя образовательного учреждения. К таким технологиям стоит отнести технологии проектной и исследовательской деятельности, технологию портфолио, проблемного обучения, ИКТ-технологии. Перечисленные технологии являются приоритетными в гимназическом образовании. Анализ успешности внедрения деятельностных технологий на протяжении нескольких лет позволил сделать вывод о том, что на данном этапе применяемые технологии востребованы учителями в большей степени за рамками урока. Между тем основное образовательное пространство - это урочное пространство. Попытка соединения двух пространств - урочной и внеурочной деятельности - даёт возможность по-новому посмотреть не только на содержание и организацию образовательного процесса, но и на роль учителя и ученика в этом процессе. К таким выводам пришли в ходе семинарских занятий и модулей повышения квалификации, проводимых в статусе Центра инновационного опыта («Сопровождение учащихся при переходе на индивидуальный учебный план в старшей школе», «Организация социальных практик учащихся в образовательном процессе», «Формирование информационной культуры участников образовательного процесса», «Модель индивидуализации образовательного процесса в начальной школе в свете новых образовательных стандартов»).

Участие учителей в организации модулей повышения квалификации (2009-2011 гг.) способствовало переоценке собственного педагогического опыта и необходимости привести разрозненные действия в единую систему.

В основу этой системы был положен метапредметный подход в содержании и организации образовательных событий для учащихся, расширяющих рамки пространства урочной деятельности. Такие события в первую очередь разрабатывались нами для старшей школы в рамках проекта «Индивидуализация образования в Гимназии на основе индивидуальных учебных планов». Введение новых форм работы с учащимися началось с таких предметов учебного плана, как «Социальные практики» и «Исследовательская деятельность» в 10-11-х классах. Построение образовательного процесса в старшей школе ломает привычные представления об уроке: урок может трансформироваться в форму занятия, тренинга, практикума, деловой игры, да и роль учителя становится принципиально иной. Во-первых, учитель должен уметь работать с обучающимся не только как с учеником, но и как с целостной личностью, уметь общаться с ним не с позиции учителя, а с позиции человеческого равенства. Во-вторых, ученику нужно «позволить» быть самостоятельным, выбирать. В-третьих, сам образовательный процесс должен быть направлен на познание субъективной реальности ученика и способов его жизнедеятельности [2]. Изменить традиционные подходы к организации учебной деятельности оказалось непросто, но возможно. Ученики, раз попробовавшие иной подход к образованию, не захотят возвращаться к старому. Учителям приходится осваивать новую для них роль - тьютора. Тьюторское сопровождение вводится как специально организованное педагогическое сопровождение в оформлении образа будущего человека и построения наиболее адекватной программы по его достижению. Для учащихся тьютор выступает в роли своеобразного «консультанта по развитию». Важное значение имеют работы О. Е. Лебедева, П. Г. Щедровицкого [4]; [7]; [8], в которых рассматриваются надпредметные умения, позволяющие учащимся находить варианты решения социальных проблем, используя разнообразные способы личностно значимой деятельности.

Метапредметны не только осваиваемые технологии обучения (проектирование, исследование), но и формы работы по овладению этих технологий: деловые игры. Система деловых игр («Введение в социальную практику», «Моя социальная практика», «Форум проектов», «Управление проектом») становится ведущей при изучении учащимися курсов практической направленности. Условия организации образовательного процесса учитывают переход от «предметного» к «способному» освоению материала; изменение принципа классно-урочной системы обучения; предоставление учащимся права выбора; увеличение объема самостоятельной работы. В ходе деловых игр учащиеся осмысляют, что такое целеполагание, проблема, проект, программа; делают выбор своей практики, проходят через публичную защиту проектов, разрабатывают индивидуальные образовательные программы. Такая деятельность удовлетворяет потребность учащихся в конструировании своего будущего, помогает определить индивидуальный образовательный маршрут, сформировать три основных компетенции: самообучение и самопрезентация, работа в команде, решение проблем. С помощью деловой игры можно определить: способность анализировать собственные возможности и выстраивать соответствующую линию поведения; способность прогнозировать развитие процессов; способность анализировать возможности и мотивы других людей и влиять на их поведение; стиль руководства: ориентация принятия решений «на себя» или «в интересах команды».

Важное место занимает рефлексия деятельности, целью которой является освоение способов рефлексивной оценки, а в конечном итоге - освоение рефлексивной позиции.

Универсальные технологии деятельности, которые освоены учащимися, позволяют направить собственные усилия на общественные изменения. Такая организация учебного процесса для учителей старших классов, принимающих участие в деловых играх, становится возможностью повышения своего компетентностного уровня.

Опыт работы на старшей ступени позволил выявить ряд проблем, решение которых необходимо начинать в основной школе. Основная из этих проблем - проблема выбора, научение выбору. Само по себе наличие такого предмета в учебном плане, как «Мой профессиональный выбор» для 9 класса, конечно, не может решить существующие проблемы. Но организация работы в режиме деловых игр и участие в этой работе команды учителей способствуют формированию метапредметных компетенций учащихся. Последовательность деловых игр, выстроившихся в ходе апробации курса, позволяет работать на формирование метапредметного результата учащихся: «Образовательная картография», «Портфолио, или папка личных достижений учащегося», «Мой учебный план», «Моя образовательная программа».

Результат становится более ощутимым при сохранении преемственности между основной и старшей школой. Технологии старшей школы, успешно прошедшие апробацию, можно транслировать и на основную. Эффективной формой является образовательная сессия, которая может быть организована как в рамках урочной, так и в рамках внеурочной деятельности. Основная форма организации образовательной сессии - «Большой процесс». Цель «Большого процесса» - развитие понимания и мышления, метапредметных способностей, познавательного интереса и познавательной активности учащихся. Технология позволяет освоить любое содержание деятельности. Это подтвердил опыт проведения образовательных сессий в 8-х - 10-х классах «Введение в исследовательскую деятельность» (курс учебного плана). В основе «Большого процесса» лежит технология А.Г. Ривина «Работа в парах сменного состава». С помощью данной технологии учащиеся знакомятся с достаточно трудными по содержанию текстами философской, технической, научной направленности. Важную роль в данном образовательном событии играет и работа в разновозрастных группах, освоение десятиклассниками новой для них позиции тьютора. Такое сотрудничество оказывает положительное влияние на результат работы: восьмиклассники с помощью учащихся 10 класса выстраивают алгоритм написания исследовательской работы, в свою очередь, десятиклассники определяются с областью исследования и с темой исследовательской работы. Содержание и ход «Большого процесса» являются хорошим мотивационным моментом и к научному выбору учащихся, и к пониманию ценностей исследования как такового. Выбранная форма работы позволила одновременно включить в «Большой процесс» 120 учащихся.

Уникальность образовательной сессии заключается в возможностях её трансляции на внеурочную деятельность. «Сборы ученического актива», традиционно проводимые в Гимназии в каникулярное время, стали площадкой для апробации технологий «Большого процесса». Партнёрские отношения с другими школами (городскими и сельскими) позволили внести в отработанную форму ещё один момент (на наш взгляд, немаловажный) в формировании метапредметности у учащихся: формирование коммуникативных компетенций. С целью развития одарённости учащихся (8-9 класс) была создана избыточная образовательная среда для реализации различных видов одарённости учащихся, организован процесс по освоению проектной технологии. Развитию рефлексивной позиции участников способствовали тренинговые занятия, подведение и обсуждение итогов проделанной работы на каждом этапе. Сборы можно рассматривать как этап предпрофильной подготовки учащихся. В сборах приняли участие 80 учащихся (из них 25 человек из других школ г. Чайковский с прилегающей территорией), 20 педагогов.

Несмотря на организационные трудности, связанные с новой формой организации образовательного процесса, учителя охотно включаются в процесс. Для них проведение подобных образовательных событий становится формой повышения профессиональной компетентности, возможностью внедрения деятельностных способов и технологий работы с детьми. В ходе таких событий вырабатывается система ценностей педагогического коллектива, которая становится ядром Образовательной программы учреждения.

Понимание содержательных и технологических ценностей заставляет пересматривать учебный план, выстраивать систему формирования метапредметных компетенций учащихся через курсы учебного плана («Технология проектной деятельности» (5-6 класс), «Технология исследовательской деятельности» (7-8 класс)) и элективные учебные предметы. Основной формой проведения учебных занятий стали мастерские, индивидуальные и групповые занятия.

Разработка проектов Программы развития Гимназии («Индивидуализация образования в Гимназии», «Сетевая школа-лаборатория по проектированию моделей развития одарённости учащихся», «Гражданско-правовое воспитание в Гимназии», «Внедрение ФГОС в начальной школе», «Образовательный мониторинг») позволили по-новому взглянуть и на процесс формирования метапредметных компетенций в начальной школе. Одним из вариантов стала форма организации «Образовательного события» в рамках нелинейного расписания при введении ФГОС. При планировании и организации такого события ставятся следующие задачи: создать особую образовательную среду, основанную на внутренней мотивации к учебе; использовать современные образовательные технологии, которые требуют выхода за рамки традиционной классно-урочной системы; составить нелинейное расписание с учетом индивидуальных потребностей, способностей каждого ученика. Перспективной целью такого рода событий в начальной школе видится создание условий для формирования у учащихся способности к осуществлению ответственного выбора индивидуальной образовательной траектории.

Из опыта проведения образовательных событий в начальной школе видно, что такое событие может быть выстроено в проектном режиме, когда все учащиеся в течение учебного дня выполняют один проект. В основе лежат технологии и формы работы, которые позволяют формировать метапредметные компетенции, такие как решение проблемных задач, коллективное творческое дело, освоение метода проектов, групповой работы, публичной защиты учащимися проекта. На этапе «запуска» образовательного события учащиеся учатся определять проблему и выстраивать пути ее разрешения. При этом ситуация выбора путей решения проблемы является важным и необходимым этапом данного образовательного события. Выбрав свой путь, учащиеся продолжают работу над проектом на учебных занятиях, выстроенных в режиме мастерских по различным предметным областям: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика, технология, изобразительное искусство. Причем мастерские могут носить интегративный характер: так, например, «технология» объединена с «математикой», «литературное чтение» - с «окружающим миром» и т.д. При такой организации занятий ставится задача не только интеграции предметов, но и другой организации среды, в которой есть место для формирования метаумений: анализировать, обобщать, сравнивать, аргументировать, планировать, творчески мыслить, рефлексировать. Кроме того, выход за рамки классно-урочной системы при нелинейном расписании -еще один из способов организовать качественную, в подлинном смысле слова, коллективную работу (200 человек одновременно!), где у каждого участника есть своя роль, а, следовательно, и ответственность за ее выполнение. Завершающим этапом образовательного события является работа в режиме коллективного творческого дела (КТД) по созданию готового продукта проектной деятельности и его публичной презентации. На данном этапе важно формирование таких способностей, как умение организовать свою деятельность, умение согласованно выполнять совместную работу, рефлексивные и презентационные умения.

Выделение образовательного пространства, в котором ученики занимаются синтетическими видами деятельности, интегрирующими урочную и внеурочную деятельность, имеют социальный и личный смысл для каждого ученика [3]. Сегодня это очевидно. Но сложности этого процесса связаны не с учащимися, а с учителями. Механизм развития метапредметных компетенций у обучающихся основан на разрешении противоречия между возрастающими требованиями обучения и возможностями педагогов решать эти сложные задачи. Это противоречие может быть разрешено только благодаря специально организованному педагогическому процессу, суть которого заключается в понимании нового содержания образования и технологий деятельности, а также в принятии новой для себя роли - тьютора.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Громыко Н. Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов//Учительская газета. - 7 сентября 2010 г.

  2. Концептуальные подходы к построению гуманитарной старшей школы. -Гуманитарный лицей. 2002.

  3. И.Г. Никитин Б.М. Чарный. Социализация ребенка как центральная идея модернизации образования России. - ПГПУ, 2005.

  4. Петербургская школа: образовательные программы/Под ред. О.Е.Лебедева. - СПб.: Специальная Литература, 1999.

  5. Позднякова И.П. Развитие метапредметных компетенций у младших школьников посредством интерактивных технологий. Автореферат диссертации. - Челябинск, 2010.

  6. Хуторской Андрей Викторович. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря. eidos.ru/journal/2005/1212.htm.

  7. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности / В кн. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М, 1995.

  8. Щедровицкий П.Г. Содержание образования - это проблема не дидактики, а системы управления // Первое сентября. - 1999, №63. [online: 24.06.2002]. Метод доступа: archive.1september.ru/gazeta/1999/63/2-1.htm





АННОТАЦИЯ

Статья «Метапредметный подход к обучению в практике работы гимназии» основана на некотором опыте работы образовательного учреждения по организации работы с учащимися на всех ступенях обучения. Актуальность проблемы связана с попыткой разобраться в понятиях, заявленных федеральным государственным образовательным стандартом: метапредмет», «метапредметное обучение», «метапредметный подход». В работе сделаны акценты на универсальные образовательные технологии и формы работы с детьми в рамках урочного и внеурочного пространства. Описаны те формы работы, которые апробированы педагогическим коллективом и оценены как эффективные при организации образовательного процесса. Кратко представлено содержание деловых игр с учащимися начальной, основной и старшей школы. Уникальность заявленных форм работы состоит в возможности их трансляции в другие образовательные учреждения. Для организации деловых игр необходима командная работа педагогического коллектива. Введение предложенной системы работы предполагает предварительную методическую работу с учителями по освоению содержания метапредметного обучения и метапредметных (универсальных) технологий. Статья может быть интересна заместителям директоров образовательных учреждений; руководителям профессиональных сообществ; учителям, осваивающим новые образовательные стандарты.

7


© 2010-2022