Система подготовки к ЕГЭ по математике

Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система подготовки к ЕГЭ по математике

в урочное и внеурочное время

Единый государственный экзамен по математике - серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы. Существенная особенность ЕГЭ по математике - он является обязательным для всех учащихся 11 классов. Основная цель введения ЕГЭ - независимая экспертиза качества знаний и совмещение выпускного и вступительного экзаменов.

В Нижегородской области ЕГЭ по математике проводится с 2009 года. В своём выступлении представлю систему работы по подготовке детей к ЕГЭ по математике, давшую хорошие результаты.

Несмотря на то, что результаты всех лет были успешными, хочется не только сохранить 100% успеваемость, но и попытаться подготовить 1 - 2 учеников на более высокий результат.

Для того чтобы наилучшим образом подготовиться к нему, надо иметь не только хорошие знания по предмету, но так же хорошо представлять себе структуру экзаменационной работы, процедуру экзамена, знать какие и когда действия при этом происходят.

Уже первый сборник заданий ЕГЭ был для меня, да и для всех учителей математики, просто «шоковой терапией», поскольку ломал все привычные подходы к процессу обучения математике. Что возмущало больше всего:

  1. полный отказ от всех правил оформления решения;

  2. нестандартность в формулировках заданий;

  3. допустимость «метода угадывания».

Если раньше мы учили школьников решать задачу, то при подготовке к тестированию советуем подбирать разумный ответ или тренироваться в его угадывании. Если раньше на выполнение 5 - 6 заданий экзаменационной работы отводилось 4 часа, то теперь эти 4 часа отводятся на выполнение 21 задания.

В 2015 году вообще уже будет два экзамена по математике - базовый и профильный. Конечно, задания ЕГЭ составлены в пределах школьной программы, но все они рассчитаны на максимальную стимуляцию нестандартного мышления при его выполнении. Невольно встал вопрос: «Как подготовить всех детей к успешной сдаче экзамена?».

Известно, что в некоторых школах России ЕГЭ проводится с 2002 года. Опыт первых лет показал, что реально за отведённое время и в жёстких условиях атмосферы ЕГЭ решить его полностью не может даже большинство учителей математики. С ним не справляются выпускники 5 курса математических факультетов вузов страны. Одним словом, научить школьника математике и подготовить к успешному написанию ЕГЭ по математике - это две абсолютно разные вещи. Думаю, что это осознал каждый школьный учитель, и каждый встал перед вопросом: «С чего начать?».

Первое, что сделала я - изучила весь материал, посвящённый ЕГЭ, опубликованный в журнале «Математика в школе», ознакомилась с информационно-аналитическими справками по результатам ЕГЭ. Второе - приобрела сборники с материалами ЕГЭ, демоверсии ЕГЭ все с 2002 года и стала их прорабатывать. Честно признаюсь, что вопросов было много, но и было большое желание найти на них ответ. В большинстве случаев это удавалось. Однако копилка с нерешёнными заданиями части С пополнялась с реактивной скоростью. Большую часть вопросов удалось решить после того, как я стала выписывать журнал «Математика школьникам», на страницах которого публиковались очень подробные решения демоверсий ЕГЭ. Даны конкретные рекомендации по параметрам, нестандартным уравнениям и неравенствам в заданиях ЕГЭ.

На всех курсах и семинарах школьному учителю общеобразовательной школы дается установка на подготовку детей 1 части и 2-3 заданий 2 части, что соответствует 50 - 70 баллам или школьной четвёрке и пятёрке. Кроме того 2 часть содержит ещё четыре самых сложных задачи, которые предлагались ранее только на вступительных экзаменах в большинстве вузов. Но эти задачи рассчитаны для школьников, ориентированных на 80 и более баллов, т.е. для специализированных математических специальностей. Для отработки навыков решения таких задач необходима систематическая углублённая факультативная работа высокого уровня сложности, не являющаяся доступной большинству школьников (лицеи, гимназии, долгосрочные курсы при вузах). Одним словом в полном объёме раздел С по силам математически талантливым детям.

Я выделила следующие составляющие готовности обучающихся к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ:

  • информационная готовность (знания о правилах поведения на экзамене, правила заполнения бланков и т.д.);

  • предметная готовность (качество подготовки по математике, умение выполнять задания КиМов);

  • психологическая готовность (внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и использование возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзаменов).

Информационная работа проводится в двух направлениях: с учащимися и их родителями. При организации работы с родителями обучающихся приоритетным направлением является обеспечение их информацией о процедуре проведения ЕГЭ. Здесь помощь оказывают администрация и классный руководитель. В течение двух лет на родительских собраниях в системе освещаются следующие вопросы:

  • общие положения проведения ЕГЭ;

  • сроки и общие правила проведения ЕГЭ;

  • порядок подачи апелляции;

  • оценка результатов ЕГЭ;

  • информационные сайты подготовки к ЕГЭ.

Я оформляю информационные стенды по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации. Провожу индивидуальные консультации для родителей по степени готовности обучающихся к сдаче ЕГЭ по математике, необходимой коррекции в подготовке.

Информационная работа с обучающимися также осуществляется в течение двух лет. С ними провожу инструкции по правилам поведения на экзамене, правилам заполнения бланков. Обучение заполнению бланков является неотъемлемым элементом подготовки к ЕГЭ. Эту работу провожу, начиная с 10 класса. Тем не менее, обучающиеся даже к концу 11 класса допускают ошибки при их заполнении во время диагностических работ, кто от волнения, кто по невнимательности. Поэтому работа в этом направлении ведется с отдельными обучающимися на консультациях.

Основная составляющая в моей работе - это предметная подготовка обучающихся по математике.

Зачастую учителя, репетиторы и родители, помогающие своим детям подготовиться к ЕГЭ, пытаются прорешать как можно больше вариантов предыдущих лет. Такой путь неперспективен. Во-первых, варианты не повторяются. Во-вторых, у школьника не формируется устойчивый общий способ деятельности с заданиями соответствующих видов. В-третьих, у обучающихся появляется чувство растерянности и полной безнадежности: заданий так много и все они такие разные. Естественно запомнить все решения всех заданий невозможно. Поэтому намного разумнее учить обучающихся общим универсальным приемам и подходам к решению.

В своей работе придерживаюсь следующих принципов построения методической подготовки к ЕГЭ.

Первый принцип - тематический. Разумнее выстраивать подготовку, соблюдая правило - от простых типовых заданий до заданий II части. Система развития логического мышления обучающихся осуществляется с помощью различных типов задач с нарастающей трудностью. Расположение 11 класса однотипных задач группами особенно полезно, поскольку дает возможность научиться логическим рассуждениям при решении задач и освоить основные приемы их решения.

Второй принцип - переход к комплексным тестам разумен начиная со 2 полугодия, когда непосредственная подготовка к экзамену начинается в ходе обобщающего повторения. У обучающихся накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть опыт в их применении на заданиях любой степени сложности. Каждая тема дается в сжатом виде с основными акцентами, составляется краткий справочник по этой теме, разбираются типовые задания. На каждую тему отводится два - три занятия. Основная отработка заданий ведется в комплексных тестах, когда заканчивается обобщающее тематическое повторение.

Третий принцип - все тренировочные, диагностические работы следует проводить с жестким ограничением времени. Занятия по подготовке к тестированию стараюсь всегда проводить в форсированном режиме с подчеркнутым акцентированием контроля времени. Этот режим очень тяжел для обучающихся на первых порах, но привыкнув к этому, они затем чувствуют себя намного спокойней и собраннее.

Четвертый принцип - в шутливой форме звучит так: «Отважные герои всегда идут в обход!» Нужно научить обучающихся использовать наличный запас знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения» для получения ответа наиболее простым и понятным способом. Например: при отработке заданий на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции после отработки навыков восполнения заданий по алгоритму, нужно показать обучающимся метод логического рассуждения.

Задачи по подготовке детей к ЕГЭ:

1. Начинать подготовку к ЕГЭ с 10 класса;

2. Создавать учебный материал (по типу ЕГЭ) для обучающих программ, тренингов и использовать готовые печатные и электронные пособия;

3. Учить школьников «технике сдачи теста»;

4. Психологическая подготовка к ЕГЭ;

5. Через систему дополнительных занятий (факультативных курсов, индивидуальных консультаций) повышать интерес к предмету и личную ответственность школьника за результаты обучения.

А теперь расскажу, как я решаю поставленные задачи. С чего я начинаю эту работу.

Во-первых, никогда не пугаю школьников предстоящим ЕГЭ. Наоборот, с первых же дней учёбы убеждаю их в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл. Главное не упустить время.

Во-вторых, в течение двух лет знакомлю детей с материалами ЕГЭ. Устный счёт на каждом уроке строю только на основе упражнений ЕГЭ. Кроме этого, систематически на уроках каждому раздаю тест в 10,11 классах - за полную среднюю школу. Прошу ребят найти в тесте те задания, с которыми они могут справиться уже сегодня и решить их. Стараюсь выслушать все подходы к решению каждой задачи и только потом раскрываю секрет, где и как можно было решить задачу быстро и хитро, чтобы сэкономить время.

В-третьих, когда уже удалось заинтересовать детей, знакомлю их с особенностями итоговой аттестации: со структурой теста, временными рамками, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения экзамена и начинаю обучать «технике сдачи теста»:

  • обучаю строгому самоконтролю времени;

  • учу определять трудность заданий;

  • знакомлю с приёмом «прикидки» результата подстановкой;

  • знакомлю с приёмом «спирального движения по тесту».

Начну с первого пункта. Говорю ученикам, чтобы успешно выполнить тест, на каждое задание первой части надо затрачивать не более двух, трёх минут. И из урока в урок отрабатываем тесты на скорость: например, за 12 минут школьникам необходимо решить 4 - 6 заданий теста. При этом даю тесты ЕГЭ с отмеченными в нём заданиями, посильными на данный момент. Обязательно отмечаю количество человек, уложившихся во времени, и сразу анализирую ситуацию и даю совет, какое задание можно было решить рациональнее. Постепенно приучаю ребят к методу «пристального взгляда» - внимательно посмотри: «Нет ли короткого пути решения? Так как ты ограничен во времени». Поверьте, если разбирать тест, над которым ученик уже потрудился, то заинтересованность и внимание 100%. Все рекомендации учителя воспринимаются более осознанно.

Как учу определять трудность заданий? Сначала прошу учеников просмотреть тест от начала до конца и отметить те задания, которые кажутся им простыми и лёгкими и выполнить их в «режиме скорости». Затем, отметить 2-3 задания, которые им понятны по формулировке, но требуют большего времени, и выполнить их; и только после этого, если останется время, можно поразмышлять над остальными.

Обязательно напоминаю о том, что полученный результат можно проверить подстановкой, т. е. «прикинуть» имеет ли он смысл. Двигаясь по тесту, дети знают, что сложность заданий нарастает, поэтому всегда советую настойчиво и добросовестно отрабатывать первую часть, только затем можно приступать ко второй части - это и есть принцип «спирального движения» по тесту. По результатам достижений сама определяю двух, трёх учеников, которых можно подготовить к выполнению более сложных заданий и работаю с ними строго индивидуально.

С введением ЕГЭ у меня появилось ещё несколько методических приёмов и хитростей. Чтобы работу по подготовке к экзамену проводить в течение всего учебного года, в кабинете необходимо иметь огромное количество тестового материала. Вот тут мне на помощь приходят родители моих учеников, т.к. в первую очередь в результатах сдачи ЕГЭ заинтересованы они. Вопрос приобретения КИМов решается легко: собираем деньги и родители покупают сборники по моим рекомендациям. Кроме этого активно использую опыт своих коллег. Все интересные задания стараюсь с ребятами разобрать, на консультациях отвечаю на все возникшие вопросы. Вопросы подаются на листочках с фамилией ученика. Отдельно хочу сказать о консультациях. Консультации индивидуальные. Ребята знают, что с вопросами по первой, второй части, можно подойти в любое время, но вопросы третьей части подают заранее и приходят в назначенное время. Коротко расскажу ещё о некоторых факторах успешности на ЕГЭ. Для хорошей подготовки к экзамену необходимо целенаправленное повторение. Однако, упражнения для повторения в учебниках очень объёмны и трудоёмки, требуют письменного выполнения. Поэтому на каждом уроке, организую повторение через систему упражнений составленных на основе материалов ЕГЭ. Я стала экономить время на теории, чтобы использовать его на практику. Всегда стараюсь выдать теорию по теме за 1-2 урока и лекцию построить так, чтобы она содержала все необходимые сведения для решения текущей контрольной работы и экзаменационного материала. Остальные уроки посвящаю практике. Уроки-практикумы попутно дополняю недостающим теоретическим материалом. И еще учителя математики знают, что учебники абсолютно не готовят детей к ЕГЭ, в них по-прежнему традиционные формулировки заданий. Какой я нашла выход: сразу после объяснения нового материала и его первичного закрепления показываю, как эта тема вышла на ЕГЭ. Стараюсь при этом продемонстрировать всё разнообразие заданий из первой и второй частей. Иногда прошу найти подобные задания в учебнике. Убедившись, что таких заданий нет, ученики осознают значимость приобретённых материалов для подготовки к экзамену и уже практически не расстаются с ними. Регулярно провожу диагностические работы для определения пробелов в знаниях. Полученные результаты определяют индивидуальную и дифференцированную работу. Мониторинг и диагностику планирую на основе экзаменационных материалов. Работая с КИМами с 10 класса, ребята привыкают к структуре теста, к необычности формулировок заданий, разнообразию методов и приёмов при решении задач, систематическому пополнению копилки по теории (набору шпаргалок для запоминания). У них постепенно исчезает чувство растерянности и полной безнадёжности, появляется уверенность и психологическая готовность к аттестации. II полугодие 11 класса посвящаю переходу к комплексным тестам, учу ребят оценивать итоги работы над тестом в целом. Ученики с удовольствием обмениваются и печатными и электронными пособиями по подготовке к ЕГЭ. Ребят, успешно справляющихся с 1,2 частями, привлекаю в качестве консультантов.

Конечно, за последние три года научилась максимально использовать урочное время для подготовки к экзамену, но этого недостаточно, поэтому в 10 -11 классах систематически провожу факультативную работу по предмету. Программы курсов рассматривают ключевые и сложные темы школьной математики, помогают расширить спектр задач, посильных для учащихся и реализовать принципы дифференцированного обучения. Конечно, очень важен позитивный настрой детей на серьёзный самостоятельный труд по подготовке к экзамену.

Подготовка к единому государственному экзамену требует индивидуального, личностно - ориентированного подхода. Для организации разноуровневого обучения и обобщающего повторения разделяю класс на 3 группы.

1 группа - группа «риска» - обучающиеся, которые могут не набрать минимальное количество баллов, подтверждающее освоение общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования.

2 группа - обучающиеся, которые при добросовестном отношении могут набрать балл, достаточный для поступления в учебное заведение, не предъявляющего высокие требования к уровню математической подготовки.

3 группа - обучающиеся, которые поставили перед собой цель получить высокий балл, необходимый для поступления в ВУЗ.

Для каждой группы можно сформулировать несколько принципов организации подготовки к ЕГЭ.

Учащиеся первой группы должны уверенно выполнить 6-7 заданий 1 части. После проведения диагностических работ, выявляю у каждого сильные и слабые стороны математической подготовки и закрепляю то, что уже получается. В работе с учащимися первой группы отрабатываю в первую очередь практико - ориентированные задачи на проценты, чтение графиков, геометрические понятия, т.к. именно эти задачи являются для них наиболее понятными.

Выпускникам второй группы, необходимо уверенно выполнять 11 заданий, а также стараться выполнить задания 12 - 14. Учащиеся этой группы чаще ошибаются в вычислениях при решении заданий практико - ориентированного характера, чем в применении алгебраических алгоритмов. Поэтому в работе с обучающихся этой группы в основном ставлю задачу сформировать навыки самопроверки при выполнении заданий 1- 14, повторить темы, необходимые для решения определенных заданий 15 - 17.

С выпускниками третьей группы отрабатываю умение уверенно выполнять задания 1 - 15 и ориентирую на выполнение заданий 16 - 18.

Осуществление индивидуальной и разноуровневой подготовки к ЕГЭ осуществляю через использование ИКТ. Наличие в интернете открытого банка заданий первой части ЕГЭ позволяет включать задания из открытого банка в текущий процесс, а на завершающем этапе подготовки к экзамену эффективно проводить диагностику недостатков усвоения отдельных тем и их устранение путем решения конкретных серий задач. Открытый банк заданий дает возможность проходить в школе и дома диагностические работы в режиме он-лайн.

Психологическая подготовка.

  1. В первую очередь работаю над повышением уровня мотивации как основы хороших результатов.

  2. Продолжаю развивать такие качества личности, как усидчивость, сосредоточенность, внимательность, способность к самопроверке, самостоятельность.

  3. Необходимо не допускать нервозности, не нагнетать психоз, но требовать обязательности, исполнительности, самостоятельности.

  4. Каждый обучающийся должен иметь адекватное представление об уровне собственной подготовки по предмету независимо от своих способностей; знать свои пробелы в знаниях и стремиться их устранить.

  5. Готовлю обучающихся к длительному самостоятельному занятию предметом, требую объяснить каждый шаг своего решения, выстраивать свои индивидуальные ассоциации по подходам к решению.

  6. Обязательно учу стратегии выполнения работы, правильно распределять свое время при выполнении работы, уметь конкретизоваться на выполнении работы, что достигается настойчивыми тренировками.

Экзамен не должен стать для выпускника испытанием на прочность нервной системы. Чем раньше начнется подготовка к экзамену, тем легче пройдет его сдача. Подготовка - это не только натаскивание и отработка заданий прошлых лет, а это готовность обучающихся работать с КИМами, изучение программного материала с включением заданий текстов и в той форме, что и в ЕГЭ, работа над устранением пробелов в знаниях, развитие умений рационально организовывать свою деятельность, уметь ориентироваться во времени, в выборе посильных заданий.

Все эти действия помогают выпускникам подготовить себя психологически к процессу сдачи экзамена, укрепляет в обучающихся чувство уверенности в себе.

Хочу еще несколько слов сказать о дистанционном обучении, которое в современном образовании вызывает большой интерес, а также создает прекрасные условия для дополнительного образования школьников.

Задача учителя в дистанционном учебном процессе состоит в том, чтобы помочь каждому отдельному обучающемуся превратить содержание курса, разработанное для широкой аудитории, в его личное, персональное знание. Обучающиеся действительно получают возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определять свой собственный образовательный путь, а учитель помогает им обеспечить ситуацию успеха.

В нашей школе выпускники обучаются очно в традиционной форме и вместе со своим учителем взаимодействуют, работая с удаленной от них информацией, различными образовательными объектами. Для этого используется доступ в Интернет, его информационные и телекоммуникационные возможности. Основной учебный процесс происходит в очной форме. Коммуникации с удаленными учениками носят эпизодический характер. Дистанционное обучение является дополнительным средством решения традиционных общеобразовательных задач.

Например, индивидуальные домашние задания - от портала А2Б2, который призван помочь родителям и учителям упростить контроль за выполнением домашних заданий. Этот сервис позволяет дать каждому ученику в классе собственное домашнее задание, максимально приближенное к примеру из учебника. Благодаря этому школьник не сможет списать ни из готовых домашних заданий, ни у одноклассников, и будет вынужден решать самостоятельно.

Система подготовки к ЕГЭ по математике

Система подготовки к ЕГЭ по математике

Система подготовки к ЕГЭ по математике

Предлагаемая система подготовки к ЕГЭ по математике позволяет получать достойные результаты.

Декабрь 2014 года

Л.К. Пантелеева


© 2010-2022