- Преподавателю
- Математика
- КВН Тригонометрические функции и их свойства
КВН Тригонометрические функции и их свойства
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пуляевская Е.Н. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
КВН
«Тригонометрические функции и их свойства.
Основные тригонометрические формулы»
-
Пуляевская Екатерина Николаевна,
учитель математики
Раздел: математика
Цель:
-
обобщить и систематизировать знания и умения по заданной теме.
Задачи:
Образовательные:
- повторить, закрепить и проверить знание определений, свойств и основных формул тригонометрии.
Развивающие:
- способствовать развитию умений анализировать и устранять допущенные ошибки;
- развитие коммуникативных и творческих способностей;
- развитие внимательности, памяти и речи.
Воспитательная:
- способствовать развитию познавательного интереса к предмету и её истории;
- развивать умения работать в команде.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Место проведения: кабинет математики
Оформление: запись на доске «Решай, ищи, твори и мысли».
План:
-
Вводное слово учителя.
-
Представление команд, жюри.
-
Историческая справка о тригонометрии. - ученик!
-
Разминка для команд.
-
Конкурс капитанов.
-
Конкурс грамотеев.
-
Конкурс знатоков теории.
-
Конкурс практичных художников.
-
Домашнее задание.
-
Блиц-турнир.
-
Итоги игры.
-
Вводное слово учителя.
Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя.
Но если с учёбой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!
Мы начинаем нашу игру!
-
Представление команд и жюри.
* Команда: «Эврика». Девиз: Кто ищет, тот всегда найдёт
- капитан…
* Команда: «БЭМС». Девиз: Боевые Энергичные Молодые Симпатичные
- капитан…
*** Жюри: состоит из двух преподавателей и одного ученика. Это…
-
Историческая справка.
Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймёт…Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716), немецкий философ, математик, физик, языковед.
Как и многие разделы математики, тригонометрия возникла в древние времена из потребностей людей при ведении расчетов, связанных с земельными работами (для определения расстояния до недоступных предметов, составления географических карт и пр.).
Долгие годы тригонометрия служила астрономии и развивалась благодаря ей. В VIII в. усилиями математиков Ближнего и Среднего востока тригонометрия выделилась из астрономии и стала самостоятельной математической дисциплиной. К этому времени хорды в тригонометрии были заменены синусами (отношениями половины хорды к радиусу круга), были введены понятия косинуса и тангенса, а также составлены таблицы значений тригонометрических функций.
Слово «синус» произошло от латинского sinus («перегиб»), которое, в свою очередь, происходит от арабского слова «лжива» («тетива лука»). Слово «косинус» - сокращение словосочетания complementi sinus («синус дополнения»), объясняющего тот факт, что cos a равен синусу угла, дополняющего угол a до П/2, т.е. cos a = sin(П/2-a). Латинское слово tangens переводится как «касательная» («касательная к окружности»).
Идея введения тригонометрических понятий с помощью круга единичного радиуса получила распространение в X-XI вв.
Первый научный труд, в котором тригонометрия утвердилась как самостоятельная ветвь математики, был создан в 1462-1464 гг. немецким астрономом и математиком И. Мюллером, известным в истории под псевдонимом Региомонтан (1436-1476). После Региомонтана значительный вклад в тригонометрию внес польский астроном и математик Н.Коперник (1473-1543), посвятивший этой науке два раздела своего знаменитого труда «Об обращении небесных тел» (1543). Позже в сочинениях И.Кеплера (1571-1630),Й.Бюрги (1552-1632), Ф.Виета (1540-1603) и других известных математиков встречаются сложные преобразования тригонометрических выражений и выводятся многие формулы.
Тригонометрическая символика с годами совершенствовалась и лишь в трудах Л.Эйлера в XVIII в. приобрела современный вид, удобный для решения вычислительных задач.
Тригонометрические функции (получившие название от греч. trigonon - треугольник и meteo - измеряю) играют огромную роль в математике и ее приложениях.
Исследованием тригонометрических функций практически занимались ещё древнегреческие математики, изучая взаимное изменение величин в геометрии и астрономии. Соотношения между сторонами в прямоугольных треугольниках, по своей сути являющиеся тригонометрическими функциями, рассматривались уже в III в. до н.э. в работах Евклида, Архимеда, Аполлония и других ученых.
Учения о тригонометрических величинах получило развитие в VIII-XV вв. в странах Среднего и Ближнего Востока. Так, в IX в. в Багдаде аль-Хорезми составил первые таблицы синусов.
О свойствах периодичности тригонометрических функций знал ещё Ф. Виет. Швейцарский математик И. Бернулли (1642-1727) в своих работах начал применять символику тригонометрических функций. Однако близкую к принятой теперь ввел Л. Эйлер в 1748 г. в своей работе «Введение в анализ бесконечных». В ней он рассмотрел вопрос о знаках всех тригонометрических функций любого аргумента.
В 19 в. дальнейшее развитие теории тригонометрических функций было продолжено в работах русского математика Н.Л.Лобачевского (1792-1856), а также в трудах других ученых, например в работах профессоров МГУ Д.Е. Меньшова и Н.К. Бари.
-
Разминка для команд. На доске записаны формулы или примеры. Ваша задача формулу завершить, а задачу решить.
Номер
упражнения
Упражнения
команды «Эврика»
Упражнения
команды «БЭМС»
1
cos α sin β + sin α cos β = ?
(sin (α+β))
(sin α)
2
2 sin α cos α = ?
(sin 2α)
tg α ctg α = ?
(1)
3
sin 300
(1/2)
cos α cos β + sin α sin β = ?
(cos (α+β))
4
sin2 α + cos2 α = ?
(1)
cos2 α - sin2 α = ?
(cos 2α)
5
tg α = ctg α, если α = ?
(α = 450 )
cos 600 = ?
(1/2)
6
(cos α)
tg α = 0, если α = ?
α = 0
7
cos (-5β) = ?
(cos 5β)
(ctg α)
8
(tg α)
- tg (- 8α) = ?
(tg 8α)
9
±
(sin α)
±
(cos α)
-
Конкурс капитанов. Отвечают капитаны по очереди, если капитан не может ответить - помогает команда!
-
Номер вопроса
Вопросы для капитана
команды «Эврика»
Вопросы для капитана
команды «БЭМС»
1
Назовите старинную русскую меру массы:
а) гривна;
б) золотник;
в) фунт;
г) пуд.Назовите старинную русскую меру длины:
а) сажень;
б) верста;
в) аршин;
г) локоть.2
Что это такое?
Отрезок, соединяющий точки окружности с центром?
(Радиус)Что это такое?
Число, образующее уравнение в верное равенство?
(Корень)3
Вычислить устно:
2 · 25 · 43 · 5 · 4 = ? (43000)Вычислить устно:
25 · 5 · 34 · 4 · 2 = ? (34000)
-
Конкурс грамотеев.
К доске выходят по одному грамотею от команды. Надо правильно написать как можно больше слов, которые диктую.
Слова:
- радианная мера угла;
- синус угла альфа;
- косинус угла альфа;
- тангенс;
- тригонометрическое тождество;
- формулы приведения;
- ордината;
- абсцисса.
-
Конкурс знатоков теории.
Командам раздают карточки с вопросом. Один человек из команды отвечает на него после того, как команда определится с ответом.
-
№
вопроса
Вопросы для
команды «Эврика»
Вопросы для
команды «БЭМС»
1
Что называется синусом угла альфа?
(Синусом угла альфа называется ордината точки, полученной поворотом точки (1; 0) вокруг начала координат на угол альфа.)
Что называется косинусом угла альфа?
(Косинусом угла альфа называется абсцисса точки, полученной поворотом точки (1; 0) вокруг начала координат на угол альфа.)
2
Что называется тангенсом угла альфа?
(Тангенсом угла альфа называется отношение синуса угла альфа к косинусу угла альфа.)
Что называется котангенсом угла альфа?
(Котангенсом угла альфа называется отношение косинуса угла альфа к синусу угла альфа.)
3
Какие знаки cos α по четвертям?
- +
- +Какие знаки tg α по четвертям?
- +
+ -4
Какой наименьший период sin α
Какой наименьший период tg α
5
Область определения tg α
Область определения sin α
-
Конкурс практичных художников. (эстафета)
Оценивается быстрота и точность изображения. На переносных досках нарисовать координатные плоскости.
Участники команды по очереди выходят к доске, в уме выполняют задание и изображают на единичной окружности точку, соответствующую полученному углу α:
-
№
вопроса
Упражнения
команды «Эврика»
Упражнения
команды «БЭМС»
1
sin α = - 1
sin α = - 1
2
sin α =
cos α = -
3
cos α = -
sin α =
4
sin α = -
sin α = -
5
cos α = 0, а sin α =
sin α = , а cos α = 0
6
sin α = 0
cos α = 1
7
cos α = 1
sin α = 0
-
Домашнее задание.
Каждая команда подготовила задание команде соперников:
Команда «Эврика»:
Упростить выражение и найти его значение при α = π:
(cos (+ α) + cos (- α))2 + sin2 (α-).
Команда «БЭМС»:
Упростить выражение:
.
-
Блиц - турнир.
Пока жюри проверяет домашнее задание и подводит промежуточные итоги, команды отвечают на вопросы, которые задает ведущий. Кто быстрее ответит, тот получает дополнительный балл.
-
Как называется сотая часть числа? (Процент.)
-
Наименьшее натуральное число? (1.)
-
Французский ученый, который ввел прямоугольную систему координат? (Декарт.)
-
Единица измерения скорости на море? (Узел.)
-
32 = 9; 42 = 16; = ? (Угол в квадрате равен 900)
-
Отрезок, соединяющий, две точки окружности? (Хорда.)
-
Электропоезд идет с востока на запад, ветер дует с севера на юг. В какую сторону отклоняется дым? (Электропоезд не дымит.)
-
Кто окажется тяжелее после ужина? Первый людоед, который весил до ужина 48 кг, и на ужин съел второго людоеда, или второй людоед, который весил до ужина 52 кг и на ужин съел первого? (Одинаково.)
11. Подведение итогов игры. Результаты и призы!
++