Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения

Цель урока:  ·         проверить знания корня n-ой степени, ·         ввести понятие иррациональных уравнений, ·         показать способы их решения, ·         проверить степень усвоения учащимися материала.     План урока Организационный момент Задача на внимание Устная работа Самостоятельная работа-тест Объяснение нового материала Закрепление Домашнее задание. Подведение итогов урока                         Ход урока 1. Организационный момент 2. Для того, чтобы хорошо работать на уроке, нуже... Учитель несколько секунд показывает карточку с заданием классу, а затем убирает её и задаёт вопросы: Перечислите все корни, которые вы видели. В какой геометрической фигуре расположен ? Какого цвета эта окружность? Квадратный корень из какого числа находится в квадрате? Какого цвета этот квадрат? Каким цветом записан ? В какой геометрической фигуре он расположен?   3. Устная работа Найдите значения выражения. , , , , , , , . Вынесите множитель из-под знака корня , ; ; , ; , , .   4. Самостоятель...   5. Объяснение нового материала Определение. Уравнения, в которых под знаком корня содержится переменная, называют иррациональными. Из предложенных уравнений назовите номера тех, которые являются иррациональными. 1) =10; 2)  3); 4) ; 5) ; 6) ; 7) ; 8) ; Верные ответы дают год рождения Георга Римана-1826. Решим данные иррациональные уравнения. Ход решения объясняют у доски ученики, подготовленные учителем заранее. 1-ый ученик: Возведём обе части уравнения в квадрат, получим: ; ; ,  Проверка. Если , то , Если, то , 10=10-верно. 10=10-верно. Значит, корень уравнения. Значит,корень уравнения. Ответ. -3;3. 2-ой ученик: 1-ый способ решения. , , Возведём обе части уравнения в квадрат, получим: , , ,  Проверка. Если , то , Если , то , 5 = 1 - неверно. 8 = 8 - верно. Значит, посторонний корень. Значит, корень уравнения. Ответ. . 2-ой способ решения (объясняет учитель). , Может ли выражение в правой части быть отрицательным? Перейдём к смешанной системе:     Ответ.  Уравнение 8) решаем самостоятельно (ученик за доской) с последующей проверкой.    Ответ.  Вывод.  1) Решение иррациональных уравнений сводится к переходу от иррационального к рациональному уравнению путём возведения в степень обеих частей уравнения. 2) При возведении обеих частей уравнения в чётную степень возможно появление посторонних корней. Поэтому при использовании указанного метода следует проверить все найденные корни подстановкой в исходное уравнение. 6. Домашнее задание: п. 12,  №№ 231, 232(1, 3), 233 (2, 4). 7. Закрепление. Работа по таблицам (у каждого ученика и...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок математики в 10-м классе по теме:

"Иррациональные уравнения"





























МОУ «Гимназия №4» г.Пушкино, М.О.

Учитель Дворянкина Елена Николаевна

2008 г.



Цель урока:

  • проверить знания корня n-ой степени,

  • ввести понятие иррациональных уравнений,

  • показать способы их решения,

  • проверить степень усвоения учащимися материала.

План урока

  1. Организационный момент

  2. Задача на внимание

  3. Устная работа

  4. Самостоятельная работа-тест

  5. Объяснение нового материала

  6. Закрепление

  7. Домашнее задание. Подведение итогов урока

























Ход урока

1. Организационный момент

2. Для того, чтобы хорошо работать на уроке, нужен настрой. Начнем, как всегда, с задачи на внимание. Смотрим и запоминаем.

Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения

Учитель несколько секунд показывает карточку с заданием классу, а затем убирает её и задаёт вопросы:

  1. Перечислите все корни, которые вы видели.

  2. В какой геометрической фигуре расположен Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения ?

  3. Какого цвета эта окружность?

  4. Квадратный корень из какого числа находится в квадрате?

  5. Какого цвета этот квадрат?

  6. Каким цветом записан Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения ?

  7. В какой геометрической фигуре он расположен?

3. Устная работа

  1. Найдите значения выражения.

Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения, Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения, Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения, Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения, Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения, Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения, Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения, Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения.

  1. Вынесите множитель из-под знака корня

Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения, Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения; Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения; Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения, Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения; Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения, Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения, Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения.

4. Самостоятельная работа

Математика, как и другие науки, дала миру огромное количество ученых от древности до наших дней, смысл жизни которых состоял в продвижении науки вперёд, в открытии новых закономерностей, формул, доказательств теорем.

Выполнив задание теста, вы назовете имя видного немецкого учёного, который внёс огромный вклад в развитие геометрических пространств.

Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения

Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения

Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения

Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения

5. Объяснение нового материала

Определение. Уравнения, в которых под знаком корня содержится переменная, называют иррациональными.

Из предложенных уравнений назовите номера тех, которые являются иррациональными.

1) Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения=10;

2) Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения

3)Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения;

4) Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения;

5) Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения;

6) Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения;

7) Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения;

8) Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения;

Верные ответы дают год рождения Георга Римана-1826.

Решим данные иррациональные уравнения. Ход решения объясняют у доски ученики, подготовленные учителем заранее.

1-ый ученик:

Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения

Возведём обе части уравнения в квадрат, получим:

Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения;

Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения;

Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения, Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения

Проверка.

Если Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения, то Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения, ЕслиУрок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения, то Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения,

10=10-верно. 10=10-верно.

Значит, Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнениякорень уравнения. Значит,Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнениякорень уравнения.

Ответ. -3;3.

2-ой ученик:

1-ый способ решения.

Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения,

Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения,

Возведём обе части уравнения в квадрат, получим:

Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения,

Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения,

Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения, Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения

Проверка.

Если Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения, то Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения, Если Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения, то Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения,

5 = 1 - неверно. 8 = 8 - верно.

Значит, Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравненияпосторонний корень. Значит, Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнениякорень уравнения.

Ответ. Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения.

2-ой способ решения (объясняет учитель).

Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения,Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения

Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения

Может ли выражение в правой части быть отрицательным? Перейдём к смешанной системе:

Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравненияУрок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравненияУрок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения

Ответ. Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения

Уравнение 8) решаем самостоятельно (ученик за доской) с последующей проверкой.

Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения

Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения

Ответ. Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения

Вывод.

1) Решение иррациональных уравнений сводится к переходу от иррационального к рациональному уравнению путём возведения в степень обеих частей уравнения.

2) При возведении обеих частей уравнения в чётную степень возможно появление посторонних корней. Поэтому при использовании указанного метода следует проверить все найденные корни подстановкой в исходное уравнение.

6. Домашнее задание: п. 12, №№ 231, 232(1, 3), 233 (2, 4).

7. Закрепление. Работа по таблицам (у каждого ученика имеется таблица, по которой они решают устно названное учителем уравнение, проговаривая ход решения).

А-2, В-3, А-5, В-6, В-8, А-9, В-4.

Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения
Урок математики в 10-м классе по теме: Иррациональные уравнения

Подведение итога урока и выставление оценок.

Если останется время можно провести самостоятельную работу по карточке.

1-ый вариант: В-14, А-17; 2-ой вариант: В-5, А-12;3-ий вариант (сильным ученикам): В-9, А-18



© 2010-2022