Конспект классного часа Игра Математическая уха (7 класс)

Урок в игровой форме на развитие математического мышления, интуиции, умения решать задачи уравнением, проверка применений знаний по геометрии. В ходе урока учащиеся получают исторические знания о числах, знакомятся с правилом возведения в квадрат многозначных чисел, оканчивающихся на 5, демонстрируют умение решать задачи и знания о вертикальных и смежных углах.
Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИГРА «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ «УХА»»


7 КЛАСС


Цель проведения:

  1. развивать любознательность и устойчивый интерес к математике;

  2. воспитывать культуру математического мышления, развивать интуицию, догадку, эрудицию и владение методами математики;

  3. проверить применение знаний по геометрии, умение решать задачи уравнением;

  4. развивать творческую активность, возможность экспериментировать, проявлять инициативу;

  5. прививать навыки умения работать в группе, учитывать мнения других и отстаивать свои позиции.

Оборудование: компьютер ( слайды: КВИЗ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ УХА; рыбалка; костер и котел; картофельное поле);

рисунки: рыбки - 12 штук; клубни картофеля - 12 штук; карточки с задачами.

3 группы участников игры.

Учитель: КВИЗ значит шутка, игра, экзамен и определение уровня знаний путем решения задач. Это слово придумал один английский артист, который поспорил, что сможет в течение 24 часов ввести новое слово в обиходный язык за одну ночь... Он написал на многих домах своего родного города ничего не значащее слово КВИЗ. Утром все горожане спрашивали друг друга, что оно обозначает... Таким образом, слово было принято, и артист выиграл пари.

Мы сегодня организуем с вами КВИЗ-игру, которая называется «Математическая «уха»». Есть жюри (ученики старших классов). Для приготовления ухи, как вы знаете, необходимы картофель, который нужно собрать, рыба, которую необходимо наловить, и различные приправы. Все это можно получить в качестве призов, пройдя все этапы нашей игры, и принести в общий котел своей команды необходимые продукты. О каждом этапе будем узнавать по ходу соревнований.

I этап. Все на старт - «Картофельное поле», где участники должны получить картофель для ухи.

К нашей игре было домашнее задание - придумать небольшое стихотворение, связанное с математикой, числами.

Все получают приз - один клубень картофель. Дополнительное очко за лучшее стихотворение.

А теперь предлагается в течение 3 минут на листочках написать пословицы и поговорки, в которых употребляются числа, используемые в сочиненных стихотворениях.

Зачитать их и отдать жюри. Пока жюри подводит итоги, поговорим о числах.

Учитель: Ученые считают, что сначала названия получили только числа 1 и 2. Все, что после 2 называлось «много». Позднее числительное «три» стали применять вместо слова «много». И сейчас мама, рассердившись на непослушного сына, говорит ему: «Что я три раза должна повторять одно и тоже?!» Русская пословица гласит: «Обещанного три года ждут». А о чем еще говорят пословицы и поговорки, в которых употребляются различные числа?

Проведем аукцион - пословицы с числами. Правила проведения аукциона: первыми начинают учащиеся одной группы, ведущий считает «1,2, 3». Вторая команда должна успеть сказать другую пословицу до счета «3», иначе очередь переходит к третьей команде, и т.д. Победит тот, кто последний назовет пословицу.

Приз - победителю аукциона.


Вы, наверное, заметили, что чаще всего в русских пословицах и поговорках употребляется число «7», которое выступает в роли слова «много». То, что 7-число особое, люди считали очень давно. Ведь еще в древности они наблюдали за небом. Их внимание издавна привлекало созвездие «Большой медведицы» -изображение семи звезд этого созвездия часто встречается в древнейших изделиях. Существовала еще более глубокая связь между небом и «семеркой». Это лунные недели, блуждающие «планеты», шесть направлений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево), да еще то место, от которого идет отсчет. Древние греки насчитывали семь чудес света. Да и сейчас мы пользуемся семидневной неделей, говорим о семи цветах радуги.

Слово жюри для подведения итогов.


II этап. И так, для ухи есть картофель.

  1. Теперь дело за рыбой. Переходим к следующему этапу игры «Рыбалка».

На этом этапе мы предлагаем вам поиграть в игру «Веселый счет».

Таблицы квадратов чисел от 2 до 10 для двух команд ( 2 штуки)


7

9

4

49

16

2

25

8

81

3

6

10

36

100

64

5

Каждая команда играет 2 раза: 1 команда- 2 команда

1 команда- 3 команда

2 команда- 3 команда

От каждой команды приглашаются по одному человеку.

По команде ведущего они начинают вслух считать и показывать число 2, затем его квадрат - 4; после этого следующее число 3, его квадрат - 9; 4, его квадрат - 16 и т.д.

Закончивший счет первым выигрывает и получает приз- пойманную рыбу.

  1. Команды отдыхают. Вопрос ведущего для зрителей: «Как устно возвести в квадрат двузначное число, оканчивающееся цифрой 5?»

Учитель: Для возведения такого числа в квадрат надо умножить цифру десятков на следующую за ней цифру, и к произведению приписать 25 (т.е. 5, возведенное в квадрат). Например:

35² = 1225 (3*4=12)

85² = 7225 (8*9=72)

Аналогичным приемом можно пользоваться при возведении в квадрат не только двузначных, но и любых целых чисел, оканчивающихся на 5. в этом случае не всегда легко производить нужные вычисления в уме. Однако этот способ создает большую экономию во времени при умножении на бумаге.

105² = 11025 (10*11=110)

125² = 15625 (12*13=156)

3)В начале нашей игры было сказано, что «Математическая уха» - это не только игра, а экзамен, определение уровня знаний. Вот сейчас предлагается не просто игра, а игра «Букв», в которой потребуются ваши знания о вертикальных и смежных углах.

Перед вами буквы русского алфавита. Выберите те буквы, в написании которых есть смежные углы, а потом вертикальные. Запишите на карточках и отдайте ответы жюри. Время ограничено 1-2 минуты.

И теперь немного из истории геометрии. Вы знаете, что луч, делящий угол пополам и имеющий начало в вершине угла, называется биссектрисой. А как бы вы назвали лучи, которые выходят из: вершины угла и делят его на три равные части? Эти лучи называются трисектрисами. Разделить угол на три равные части - это значит выполнить трисекцию угла. Еще в 5 веке до нашей эры была сформулирована задача о трисекции произвольного угла, но лишь в 19 веке математики доказали, что разрешить эту задачу с помощью только циркуля и линейки в общем случае нельзя. Конечно, это не означает, что трисектрисы не существуют.

Из букв: КВИЗ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ УХА

КВАТЕЧХУ - смежные углы

Х - вертикальные углы

Слово жюри для подведения итогов игры с буквами.

III. Последний этап: приготовление ингредиентов необходимых для ухи - приправа, лук, соль.

Вам предлагаются вопросы и с перцем, и с солью, и с луком.

Выберите карточку - лук, соль или перец, принесите в общий котел.

1 карточка.

  1. Трое рыбаков поймали 75 окуней. Стали варить уху. Когда один отдал 8 окуней, другой 12, а третий 7, то окуней стало поровну. Сколько окуней поймал первый рыбак?

Ответ: 24 окуня.

  1. Двое пошли на рыбалку, поймали 10 окуней. А четверо пойдут много ли поймают?

Ответ: как повезет!

2 карточка.

1. «Каков улов был у тебя вчера?» - спросил сосед соседа-рыбака. «Я поймал два крупных леща да щуку, общим весом 15 кг. Щука хороша! Она тяжелее каждого леща в три раза». «Сколько весит щука?» - спросил сосед. «Посчитай сам!» - улыбнулся рыбак. Попробуйте вы ответить на вопрос соседа.

Ответ: 9 кг.

2. Двое подошли к реке. У берега стояла лодка, которая может вместить лишь одного. Но оба переправились. Как это могло случиться?

Ответ: они подошли к разным берегам реки.

3 карточка.

1.« Ну, как клюет?» - спросил один рыбак второго.

«Да, 9 штук сорог и окуней. Причем сорог в два раза больше! А у тебя?»

«А у меня улов почти такой же, лишь окуней на два побольше».

Попробуйте ответить на вопрос: «А сколько окуней у этих рыбаков?»

Ответ: 3окуня у первого и 5 - у второго.

2.Шесть рыбаков съели шесть судаков за шесть дней. За сколько дней 10 рыбаков съедят 10 судаков?

Ответ: за 6 дней.

Дополнительные задачи:

  1. Карасей я поймал вдвое больше и еще на 3 штуки больше, чем щук. Всего же я поймал 30 рыбок. Сколько щук я поймал и сколько карасей?

Ответ: 9 щук , 21 карась.

  1. Переправа через реку.

На берегу реки стояли три взрослых человека, которые хотели переправиться через реку. На реке была лишь одна лодка, в которой катались два мальчика. Но лодка была до того мала, что в нее могли сесть или два мальчика, или только один взрослый. Как взрослым переправиться на другой берег?

Жюри подводит итоги конкурса.

Подведение итогов математической игры: получили исторические сведения о числах; новое понятие «трисектрисы»; познакомились с правилом возведения в квадрат многозначных чисел, оканчивающихся на 5; продемонстрировали умение решать задачи и знания о вертикальных и смежных углах.

Литература:

  1. Я.И. Перельман. Живая математика. Изд. «Триада-литера», Москва. 1994г.

  2. Г.И.Глейзер. История математики в школе. Изд. «Просвещение», 1998г.

  3. А.В. Фарков. Школьные математические олимпиады 5-11 кл. Изд. «Вако», Москва. 2014г.

  4. О.С. Шейнина, Г.М. Соловьева. 5-6 кл. Занятия школьного кружка. «Издат. НЦ ЭНАС», Москва. 2002г.

© 2010-2022