- Преподавателю
- Математика
- Урок - конспект
Урок - конспект
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Анисимова А.А. |
Дата | 08.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок математики в 6 - м классе на тему «Путешествие в страну дроби».
Анисимова Анна Александровна, учитель математики
Разделы: преподавание математики
Дидактическая цель: применить изученный материал в знакомой и новой учебной ситуации.
Тип урока: урок - практикум.
Цели по содержанию:
-
Образовательные: создать условия для формирования умений и навыков решения задач на дроби: а) тренировать способности складывать, вычитать, умножать и делить дроби; б) формировать умения и навыки работы применяя основные свойства (переместительное, сочетательное, распределительное); продолжить формирование вычислительных навыков; в) тренировать способности к построению моделей текстовых задач с числовыми данными.
-
Развивающие: создать условия для развития учебно - интеллектуальных умений (анализ, сравнение, обобщение), коммуникативных умений.
-
Воспитательные: создать условия для формирования навыков самоконтроля и взаимоконтроля, рефлексии собственной деятельности, формировнаие личностного отношения к изученному материалу.
Структура урока:
-
Орг. Момент.
-
Актуализация знаний.
-
Целеполагание и мотивация
-
Применение знаний: а) в знакомой учебной ситуации; б) в новой учебной ситуации.
-
Рефлексия деятельности.
-
Домашнее задание.
Методы:
-
Репродуктивные.
-
Частично-поисковый.
Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Ход урока.
-
Орг. момент.
-
Здравствуйте ребята, меня зовут Анна Александровна, я учитель математики МБОУ Гимназии 1. Проверьте, пожалуйста свое рабочее место, все ли готово к уроку. На столах, вы можете увидеть бэйджики, я прошу вас написать ваши фамилии и имя, и прикрепить их к вашим пиджакам.
Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие, мы посетим в страну Дроби. В этой стране мы сделаем несколько остановок: в Деревне Исторической, отдохнем на поляне Театральной, посетим замок Кроссвордный, побродим в лесу Сказочном, попробуем одолеть горы Мозгодром. На каждой остановке вам надо будет показать свои знания, находчивость и смекалку. Маршрут путешествия, вы можете увидеть на ваших буклетах. Итак, начнем наше путешествие, в путь!
Попасть в страну дроби, минуя деревню Историческую, нельзя. Поэтому первую остановку отдохнем перед трудным путешествием, и я вам расскажу об истории возникновения дробей.
Деревня историческая.
Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерениях величин, да и в других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести дробь.
Древние египтяне уже знали, как поделить два предмета на троих, для оттого числа 2/3 у них был специальный значок. Между прочим, то была единственная дробь в обиходе египетских писцов, у которых в числителе не стояла единица, - все остальные дроби непременно имели в числителе1 (так называемые основные дроби) :1/2;1/3;1/28;…Если египтянину нужно было использовать другие дроби, он представлял их в виде суммы основных дробей.
В древнем Вавилоне предпочитали, наоборот, постоянный знаменатель равный 60. Римляне тоже пользовались лишь одним знаменателем, равным 12. Особое место занимали дроби ½, ¼, 1/8, 1/16 и т.д.
Дело в том, что в древности отдельной арифметической операцией полагали удвоение и деление пополам.
Действие над дробями в средние века считались самой сложной областью математики.
До сих пор немцы говорят про человека, попавшего в затруднительное положение, что он попал « в дроби». Чтобы облегчить действия с дробями, были придуманы десятичные дроби. В Европе их ввел в 1585 г. голландский математик инженер Симон Стевин. Вот как он изображал дробь 14, 382:
Во Франции десятичные дроби ввел Франсуа Виет в 1579г.; его запись дроби
14, 382: 14/382, 14382.
Вот еще некоторые способы изображения десятичных дробей:
IIIIII
14.3.8.2 - ввел Иоганн Гартман Бейер в 1603г.
- Роберт Нортон в 1608 г.
−Иоган Кеплер в 1616 г.
- английский математик Вильям Оутред в 1613 г.
- Пьер Эригон в 1634г.
…
Ребята, вы познакомились с историей обыкновенных дробей и десятичных дробей, а теперь пора продолжить путешествие. Наш путь к замку Кроссвордный.
Замок Кроссвордный.
По горизонтали:
-
Деление числителя и знаменателя на одно и то же число
-
Частное двух чисел.
-
Дробь, у которой числитель и знаменатель взаимнопростые числа.
-
На сколько сокращается дробь
-
Сотая часть числа.
По вертикали:
-
Название дроби, у которой числитель больше или равен знаменателю
-
Для нахождения общего знаменателя надо находить НОД и НОК?
-
Действие, при помощи которого находится дробь от числа.
-
Для сокращения дроби нужно находить НОД и НОК?
-
6
1
2
7
3
8
9
4
5
Хорошо, со знаниями у вас все хорошо. Переходим к новому этапу. И следующая наша остановка:
Лес сказочный.
Задание 1: выполните действие по порядку.
-
7)
-
8)
-
-
;
-
-
Задание 2:расположите дроби в порядке возрастания, и вы узнаете имя одноговеликого математика:
0,5 2,25
в к д и е л
Какое же имя получилось? - Евклид.
Мне бы хотелось рассказать вам, что в 7 классе, вы ознакомитесь с геометрией Евклида. Именно поэтому, мне бы хотелось предоставить вашему вниманию небольшую информацию о нем.
А теперь продолжим наше путешествие. Следующая наша станция:
Поляна Театральная.
Эта станция, на которой мы с вами отдохнем, я бы вам хотела зачитать сказку, которая была придумана моими учениками, думаю, она вам понравится.
Простая дробь.
У числителя и Знаменателя - вечные дрязги. Никак не поймешь, кто из них прав. Числитель толкует одно, а Знаменатель перетолковывает по - своему.
Числитель говорит:
- У меня положение выше, почему же я меньше Знаменателя?
А Знаменатель свое:
- Я-то числом побольше, с какой стати ниже Числителя стою.
Целое число, которому надоело брюзжание, сказало им напрямик:
- Сказочники несчастные, чего вы не поделили? В то время, когда у нас столько примеров и задач.
- Тебе, Целому, хорошо, - проворчал Знаменатель.
- Знаменательно! - воскликнул числитель. - Знаменательно, что именно Целое число делает нам замечание!
- Ладно, обойдемся без ваших задач и примеров, - сказал Числитель
А знаменатель добавил:
- Проваливай, пока цело!
Целое число махнуло на них рукой и приступило к очередным задачам.
Числитель нагнулся, постучал в черточку:
- послушай, может, нам и впрямь с другой дробью сложиться?
- Э, шалишь брат, - возразил Знаменатель, - хватит с меня и одного числителя.
- Если уж на то пошло, - обиделся числитель, - мне тоже одного знаменателя достаточно.
Еще подумали.
Потом Знаменатель стал на цыпочки, постучал черточку:
- слышишь, ты! А если нам стать Целым числом, без другой дроби?
- можно попробовать. Числитель умножится на 2 и Знаменатель - не отставать же! - тоже на 2. Числитель на 3, и Знаменатель - на 3.Умножались, умножались, совсем изнемогли, а толку никакого. Та же дробь, не больше, не меньше прежней.
- стой! - кричит Знаменатель. - Хватит умножаться. Делиться давай. Так вернее будет.
Стали делиться. Знаменатель на 2 и Числитель на 2. Знаменатель на 3, и числитель на 3. А дробь все прежняя…..
Отдохнули, а теперь осталась последняя для нас станция - горы Мозгодром
Горы Мозгодром.
На данной станции мне бы хотелось вам показать, а так же научить вас решать текстовые задачи на дроби и проценты, применяя рисунки.
Давайте попробуем решить 3 задачи вместе.
Задача 1:
В 1/5 цистерны помещается 12 литров воды. Сколько литров воды помещается в 3 такие же цистерны.
Решение:
1) Для решения данной задачи мы нарисуем с вами сосуд
2) Далее по условию задачи сказано, что в 1/5 цистерны помещается 12 литров воды - поэтому мы разделим сосуд на 5 частей:
-
1/5=12
3) теперь начертим 3 сосуда, и сделаем вывод что 3 сосуда включают в себя 15 частей по 12 литров, что видно из рисунка:
-
1/5=12л
4) поэтому в 3 цистерны помещается 12*15=180л воды.
Ответ: 180 литров воды.
Задача 2: Рабочие отремонтировали дорогу длиной 150м за три дня. Во вторник они отремонтировали 2/5 этой дороги, а в среду 2/3 оставшейся части. Сколько метров отремонтировали рабочие в четверг?
Решение:
-
Начертим всю дорогу, которую рабочие отремонтировали за все 3 дня:
-
По условию задачи, в первый день рабочие отремонтировали 2/5 этой дороги, поэтому мы разделим всю дорогу на 5 частей:
2/5 оставшаяся часть
-
Отсюда мы видим, сто на среду и на четверг осталось 3 части, , поэтому в среду отремонтировали 2/3 от этих 3 частей
2/3
2/5 четверг
-
Из рисунка видно, что в четверг осталось отремонтировать 1/5 дороги:
Ответ: в четверг отремонтировали 30 метров дороги.
Задача 3: Шесть рубашек дешевле куртки на 10%. На сколько процентов восемь рубашек дороже куртки.
Решение:
-
Решим задачу, используя рисунки, начертим прямую, отобразив на ней 6 рубашек, и прямую - «куртку»:
6 рубашек 10%
1 куртка
-
Из рисунка видно, что 1 курта это 100%, а 6 рубашек - 90%, то есть на 1 рубашку приходится 15%;
-
Теперь начертим 8 таких же рубашек и 1 куртку:
8 рубашек
1 куртка
-
И опять же из рисунка видно, что 8 рубашек - это 8*15% = 120%
-
Значит разница равно: 120% - 100% = 20%
Ответ: 20%
Мы прорешали с вами 3 задачи вместе, теперь я предлагаю решить вам свои 3 задачи:
Задача 1: В 1/10 канистры помещают 4л воды. Сколько литров воды помещается в3 таких же канистр?
Задача 2: Рабочий изготовил за 3 дня 300 деталей. В первый день он изготовил 1/6 всех деталей. Во второй день - 3/5 оставшейся части. Сколько деталей рабочий сделал в 3 день.
Задача 3:5 юбок дешевле одного джемпера на 20 процентов. На сколько процентов 7 юбок дороже джемпера?
Соответствие букв и чисел:
200 - М
100 -Р
120 - У
12 - А
15 -И
Составьте слово из верных ответов.
Прошу сдать мне листочки, и посмотрев на составленные вами слова, я поставлю вам оценки за урок.
Спасибо ребята, за урок, я надеюсь, наше путешествие было с вами познавательным и увлекательным для вас.
Домашним заданием будет, решение №500, 504, 505 из учебника Виленкина новым методом.
Спасибо за внимание.