Использование опорных схем на уроках математики в I классе

Раздел Математика
Класс 1 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.Использование опорных схем на уроках математики в I классе.

Лукина Татьяна Васильевна

Стаж: 14 лет

Категория: СЗД


Использование опорных схем на уроках математики в I классе.

В настоящее время в условиях ориентации на максимум усвоения учебного материала педагоги усиливают поиски наиболее эффективных приемов обучения. Важно обеспечить каждому школьнику базовый уровень подготовки, представляющий государственный стандарт образования, и создать благоприятные условия тем, кто проявляет интерес к обучению на повышенном уровне.

Из существующих форм наглядности на уроках математики наиболее распространенными и активно применяемыми сегодня являются опорные схемы, которые представляют собой особую организацию теоретического материала в виде графического изображения, зрительно подчеркивающего соотношение зависимости явлений, характеризующих определенную проблему. Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде. Систематическое, грамотно применяемое, оно способно придать сложному многоплановому процессу обучения определенную цельность, стабильность. Появляется возможность экономии времени при работе с обширными комплексами понятий, возможность дифференциации процесса обучения, возможность использовать различные виды работ: индивидуальную, фронтальную, групповую, возможность обеспечения активной самостоятельной работы ученика, а как следствие самореализации ученика.

Большое значение для успеха этой работы имеет содержание и оформление такой схемы-опоры, которая должна быть системной, емкой по содержанию, краткой, четкой по оформлению, простой, понятной по восприятию и воспроизведению. В процессе работы по опорным конспектам, схемам необходимо учитывать этапы обучения, степень подготовленности учащихся к восприятию и анализу схемы, их способность записать, проговорить информацию, а позже самостоятельно ее составить в виде схемы или прочесть незнакомую запись, расшифровать ее.

На наш взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании.

Опорные схемы для учащихся всех возрастов являются элементами увлекательной игры. Но игры, которая учит и продвигает в познании и развитии. Ускоренное изучение теоретического материала по всем учебным предметам дает значительную экономию учебного времени, снимает с повестки дня проблемы перегрузки и низкой успеваемости учащихся. Опорные схемы обеспечивают успешную работу всех, без исключения, детей в условиях реально осуществленного принципа равных возможностей и доступности обучения.

Как и из чего изготовлять схемы? Практика показывает, что эффективно применять схемы может только тот учитель, который сам их и составляет, но при этом он должен знать и основные требования к их составлению: составляется в форме бланка или с соблюдением определенного объема и с учетом возрастных особенностей учащихся. Важную роль играют компоновка, выделение основного понятия, цветовая гамма.

Цель метода составления опорных схем отвечает всем современным требованиям:

  • Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация к предмету.

Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной.

  • Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде.

  • Повышение интереса к изучаемому материалу.

  • Интеграция с ИКТ- технологиями (преобразование текстовой информации в цифровую в виде презентаций).

Разработка и составление опорных материалов проходит в два этапа.

1 Подбор фактического материала. Этот этап работы играет большую роль в плане повышения профессионального мастерства, эрудиции учителя, позволяет ему глубже разобраться во внутрипредметных и межпредметных связях темы. Материал избирается из разных источников: программы, учебники, справочной и методической литературы, периодических изданий, интернета.

2 Генерализация материала, выделение ядра знаний, основных понятий. На этом этапе происходит обобщение содержания, «выжимка» отобранного материала, отбрасывание второстепенного, малосущественного.

Основные орфограммы, пунктограммы, определения, правила, формулировки - это наиболее важные фактические данные составят «ядро» знаний. Материал, необходимый для сознательного усвоения данной темы в пределах курса русского языка ( т.е. они часто используются для изучения той или иной темы , для реализации межпредметных связей), составляет основную оболочку «ядра». Остальной материал-это вспомогательная оболочка.

Вот, например, простейшая опорная схема, использованная на уроке математики в 1 классе по теме «Задача». Она применяется при самых первых уроках в работе с задачей.


  1. Задача.

    1. Условие

    2. Вопрос

    3. Решение

    4. Ответ.

Цель схемы- таблицы - помочь запомнить при первом объяснении элементов задачи. Ученики рассуждают, выделяя условие, вопрос, решение и ответ задачи. Все ответы детей фиксируются на доске, как на схеме. Никаких лишних слов, нет напряжения, исчезает скованность даже у слабых учеников. Дети ясно понимают, что спрашивает учитель. Всё меньше записей на доске. Задания формулируются коротко: «Выдели условие. Назови вопрос. Объясни решение». Все ответы детей фиксируются на доске, как на схеме. Никаких лишних слов, нет напряжения. С каждым уроком растёт оперативность в работе со схемой.

Фрагмент урока на тему: «Решение простых задач на сложение» (1 урок введения схемы).

Задача: Алине мама купила 4 тетради в клетку и 5 тетрадей в линию. Сколько тетрадей купила мама?

?- Ребята, запишите краткую запись.

5

4

- Молодцы! Еще при помощи каких геометрических фигур можно записать краткую запись? ( , ….)

- Можно ли при помощи отрезка записать краткую запись? Как?

4- Еще раз прочитайте условие задачи. Покажите при помощи отрезка число 4.

- Что обозначает число 4?

4

5- Что еще купила мама? Покажите при помощи отрезка.

- Что обозначает первый отрезок? Второй?

- Сколько отрезков у нас получалось? (3)

- Что обозначает третий отрезок? (Сколько всего тетрадей)

- Прочитайте вопрос задачи.

5

4Использование опорных схем на уроках математики в I классе.- Поставьте вопрос. Для этого соединяем оба конца третьего отрезка.

?

- Написав краткую запись при помощи отрезка к какому выводу вы пришли?

- Как вы думаете, при помощи какой геометрической фигуры наиболее удобно и быстро написать краткую запись? (при помощи отрезка).

- Такая запись по другому называется - схема.

Фрагмент урока на тему: «Решение задач на вычитание».

Задача: У Маши 8 яблок. 2 яблока она отдала брату. Сколько яблок осталось у Маши?

8- Запишите краткую запись при помощи кружочков.

?

- Опираясь на эту краткую запись начертите схему.

8

3

?

- Молодцы! Какая запись больше всего нравится? Запись кружочками или схемой?

По математике используем такие схемы:

решение задач на сравнение

I

II

Использование опорных схем на уроках математики в I классе.

а

решение задач на вычитание

а).

б). I

II

решение задач на сложение

а).

б). I

II

а

а

?

?

?

а

а

?

?

Таким образом, использование опорных схем позволяет учащимся не зазубривать формулировки, а усвоить их в работе на уроке. А используются они столько, сколько нужно до полного усвоения материала. Всё новое должно уложиться в сознании ребёнка постепенно, для этого мало суток- таково свойство обыкновенной человеческой памяти. Значит, отказавшись от традиции, мы приобретаем уважение к ученику.

Сейчас нам трудно представить как без опорных схем можно вести уроки в начальной школе. Нам они помогают доступно объяснять материал. На уроках дети работают самостоятельно, они не боятся трудных задач, зная, что они им под силу.

Использование данной методики при изучении предметов в начальной школе, несомненно, даёт определённые результаты.

Во-первых, можно значительно увеличивать объём изучаемого на уроке материала, формировать навык самостоятельной работы, исследовательские и проектные умения, тем самым закладывать у учащихся более прочные знания и умения по предмету.

Во-вторых, использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления.

По мнению самих учащихся, использование данной технологии намного разнообразило уроки, им легче воспринимать изучаемый материал.

Использование опорных схем на уроках в начальных классах поможет детям освоить навыки аналитической работы с текстом учебника, поможет в запоминании учебного материала, будет развивать логическое мышление, будет помогать в приобретении умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, логично излагая свою мысль.


© 2010-2022