• Преподавателю
  • Математика
  • Доклад на районной НПК Развитие интереса учащихся к математике через внеклассную работу в соответствии с их способностями и склонностями

Доклад на районной НПК Развитие интереса учащихся к математике через внеклассную работу в соответствии с их способностями и склонностями

Раздел Математика
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4 им. А. Я. Першина

«Теоретические основы внеклассной работы по математике и методические особенности её организации»

(доклад на районной научно-практической конференции «Развитие интереса учащихся к математике через внеклассную работу в соответствии с их способностями и склонностями» )

Автор работы:

учитель математики 1 категории

МОБУ СОШ № 4

им. А. Я. Першина

Калентьева Светлана Юрьевна

г. Благовещенск РБ

декабрь 2012 г.

Содержание

Введение ------------------------------------------------------------------------------- 3

Задачи внеклассной работы по математике --------------------- 4

Цели внеклассной работы по математике ------------------------ 4

Общие требования к проведению внеклассной работы по математике ----------------------------------------------------------------------------- 5

Виды внеклассной работы по математике ----------------------5-6

Формы проведения внеклассной работы по математике---6

Методические особенности организации различных форм внеклассной работы -------------------------------------------------------------- 7

Заключение ---------------------------------------------------------------------------- 8





2





Предмет математики столь

серьёзен, что не следует упускать

ни одной возможности сделать

его более занимательным.

( Блез Паскаль )

Введение

Одно из главных направлений реформы общеобразовательной школы - повысить качество образования и воспитания учащихся.

Наряду с уроком - основной формой учебного процесса - всё большее значение приобретает внеклассная работа по математике. Способствуя глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению математической культуры, привитию навыков самостоятельной работы, внеклассная работа развивает интерес к изучению математики и творческие способности школьников. Также она способствует развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор.

Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель её не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьёзную самостоятельную работу. Она форми-рует и развивает способности ребёнка. Управлять этим процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, но и формировать у него потребность в постоянном саморазвитии и самореализации, так как каждый человек воспитывает себя, прежде всего, сам. Ибо, добытое лично - добыто на всю жизнь!

Цели и задачи внеклассной работы обусловлены общими целями и задачами образования, концепцией предмета математики, её статусом и ролью в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее обучение.



3

Задачи внеклассной работы по математике (слайд)

Требования, предъявляемые программой по математике, школьными учебниками и сложившейся методикой обучения, рассчитаны на так называемого «среднего» ученика. Однако уже с первых классов начи- нается резкое расслоение коллектива учащихся на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал по математике; на тех, кто добивается при изучении математики лишь удовлетворительных результатов; и тех, кому успешное изучение математики даётся с боль- шим трудом.

Всё это приводит к необходимости индивидуализации обучения мате-матике, одной из форм которой является внеклассная работа.

Она ставит перед собой задачу повышения уровня математического мышления, углубления теоретических знаний и развития практических навыков учащихся. Внеклассная работа по математике должна способствовать возникновению интереса у большинства учеников и привлекать некоторых из них в ряды «любителей математики», сргани- зовывать досуг учащихся в свободное время.

Цели внеклассной работы по математике (слайд)

Целью внеклассной работы по математике являются :

--Своевременная ликвидация (и предупреждение) имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу математики;

--Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям;

--Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;

--Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определённых навыков научно-исследовательского характера;

--Воспитание высокой культуры математического мышления.

4

Общие требования к проведению внеклассной работы по математике (слайд)

Чтобы заинтересовать учащихся предметом и привлечь их к внеклассной работе необходимо проводить её в необычной форме.

Формы проведения внеклассных занятий должны быть разнообразны и рассчитаны на различные категории учащихся.

Формы должны выбираться с учётом возрастных особенностей детей, для которых проводится внеклассное мероприятие.

Доклад на районной НПК Развитие интереса учащихся к математике через внеклассную работу в соответствии с их способностями и склонностями

Виды внеклассной работы по математике (слайд)

Следует различать несколько видов внеклассной работы по математике:

--Работа с учащимися, отстающих от других в изучении программного материала .

--Работа с учащимися, проявляющими к изучению математики повышенный интерес и способности.

--Работа с учащимися по развитию интереса к изучению математики.

5

Первый вид внеклассной работы должен иметь ярко выраженный индивидуальный характер и проявляться лишь в исключительных случаях ( например, в случае продолжительной болезни учащегося или при переходе из од ной школы в другую) ---(слайд)+(слайд)

Второй и третий виды внеклассной работы должны давать пробуждение и развитие устойчивого интереса к математике, математи-ческих способностей и мышления, умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

Предполагается, что реализация этих целей частично осуществля-ется на уроках. Однако в процессе классных занятий, ограниченных рамками учебного времени и программы, это не удаётся сделать с достаточной полнотой. Поэтому окончательная и полная реализация этих целей переносится на внеклассные занятия второго и третьего вида.

Формы ведения внеклассной работы (слайды)

Сейчас поговорим о формах и методах ведения внеклассной работы. Можно выделить следующие формы внеклассной работы:

--Индивидуальная работа (руководство подготовкой докладов, рефератов, математических сочинений, изготовлением моделей; работа с консультантами; подготовка отдельных учащихся к различным математическим конкурсам и олимпиадам, проектная деятельность)

--Групповая работа (факультативы, спецкурсы, кружки, элективные курсы)

--Массовая работа (олимпиады, турниры, вечера, конкурсы, научно-практические конференции, предметные недели и тому подобные )

Указанные формы часто пересекаются и поэтому трудно провести между ними резкие границы .Более того, элементы многих форм могут быть использованы при организации работы по какой-либо из них. Например, при проведении математического вечера можно использовать соревнования, конкурсы, доклады и т.п.

6

Методические особенности организации различных форм внеклассной работы

Обновление содержания основного курса математики привело к возникновению тенденции обновления содержания внеклассных занятий по математике; однако ,это не означает, что следует полностью отказаться от тех или иных традиционных вопросов, которые составляли до сих пор содержание внеклассных занятий и вызывают у учащихся неизменный интерес. Каждая из форм внеклассной работы обладает своими особенно ценными качествами. Следующие страницы презентации расскажут о некоторых из них.

В настоящее время найти ответ на вопрос «Как организовать ту или иную форму внеклассной работы» не является проблемой. Интернет -ресурсы и множество печатных изданий помогут вам в любой ситуации.

Итак:

---Математическая игра

---Математический кружок

---Олимпиады

---Проектная деятельность

---Предметная неделя





7

Заключение

Важным источником систематического воздействия на школьника, на развитие его познавательного интереса, на его мыслительную деятельность является процесс обучения математике.

Во внеклассной работе по предмету воспитывается и развивается глубокий интерес к математике. Использование игровых моментов во внеурочной работе-это не только интересное, но и полезное занятие. Оно развивает сообразительность, внимание, память, культуру математического мышления.

Внеклассная работа является первым этапом углубленного изучения математики.

Некоторыми формами организации внеклассной работы являются: математический кружок, неделя математики, математические утренники и вечера, олимпиады, конкурсы, викторины, факультативы, экскурсии, конференции, математическая печать, проектная деятельность.

Внеклассная работа дополняет обучение математике, пробуждая математическую любознательность и инициативу.





8









Необыкновенные, обыкновенные дроби.

Давайте уже разберёмся с дробями, наконец! Ну сколько можно в них путаться!? Тем более, это всё просто и логично. Итак:

1.Какие бывают дроби?

Виды дробей. Преобразования.

Дроби бывают трёх видов.

1. Обыкновенные дроби, например: (см.таблица 1)

Доклад на районной НПК Развитие интереса учащихся к математике через внеклассную работу в соответствии с их способностями и склонностями

Доклад на районной НПК Развитие интереса учащихся к математике через внеклассную работу в соответствии с их способностями и склонностями

Доклад на районной НПК Развитие интереса учащихся к математике через внеклассную работу в соответствии с их способностями и склонностями

Доклад на районной НПК Развитие интереса учащихся к математике через внеклассную работу в соответствии с их способностями и склонностями

Доклад на районной НПК Развитие интереса учащихся к математике через внеклассную работу в соответствии с их способностями и склонностями

Доклад на районной НПК Развитие интереса учащихся к математике через внеклассную работу в соответствии с их способностями и склонностями

Иногда вместо горизонтальной чёрточки ставят наклонную черту: 1/2, 3/4, 19/5, ну, и так далее. Здесь мы часто будем пользоваться таким написанием. Верхнее число называется числителем,нижнее - знаменателем. Если вы постоянно путаете эти названия, скажите себе с выражением фразу: "Зззззапомни! Зззззнаменатель - внизззззу!" Глядишь, всё и ззззапомнится.)

Наклонная черточка, означает деление верхнего числа(числителя) на нижнее (знаменатель. Вместо чёрточки вполне можно поставить знак деления - две точки. 1/2 = 1 : 2

Когда деление возможно нацело, это надо делать. Так, вместо дроби "32/8" гораздо приятнее написать число "4". Т.е. 32 просто поделить на 8.

32/8 = 32 : 8 = 4

Я уж и не говорю про дробь "4/1". Которая тоже просто "4". А если уж не делится нацело, так и оставляем, в виде дроби. Иногда приходится проделывать обратную операцию. Делать из целого числа дробь. Но об этом далее.

2. Десятичные дроби, например ( см. таблица 2)

0,5 или 3,28 или О,125 и так далее.

2

3. Смешанные числа, например ( см. таблица 3)

Доклад на районной НПК Развитие интереса учащихся к математике через внеклассную работу в соответствии с их способностями и склонностями

Доклад на районной НПК Развитие интереса учащихся к математике через внеклассную работу в соответствии с их способностями и склонностями

Доклад на районной НПК Развитие интереса учащихся к математике через внеклассную работу в соответствии с их способностями и склонностями

Доклад на районной НПК Развитие интереса учащихся к математике через внеклассную работу в соответствии с их способностями и склонностями

Смешанные числа практически не используются в старших классах. Для того, чтобы с ними работать, их надо переводить в обыкновенные дроби. Но это точно надо уметь делать! А то попадётся такое число в задачке и зависните на пустом месте. Но мы-то вспомним эту процедуру!

Наиболее универсальны обыкновенные дроби. С них и начнём. Кстати, если в дроби стоят всякие логарифмы, синусы и прочие буковки, это ничего не меняет. В смысле, что все действия с дробными выражениями ничем не отличаются от действий с обыкновенными дробями!

2.Как записываются дроби?(см. таблица 4)

Как мы уже говорили если это обыкновенная дробь, то знаменатель стоит внизу, а числитель на верху. Если числитель больше знаменателя, то это не правильная дробь и ее переводят в смешанное число.

3. Действия с дробями.

Когда мы решаем действие с умножением или делением, в котором есть смешанное число, то мы переводим смешанное число в неправильную дробь. Сначала мы целую часть умножаем на знаменатель и прибавляем числитель. У нас получился числитель, а знаменатель остается таким же.

  1. Приведение к общему знаменателю ( см. таблица 5)

Итак, пусть у нас есть две дроби с разными знаменателями. А мы хотим сделать так, чтобы знаменатели стали одинаковыми. На помощь приходит основное свойство дроби, которое, напомню, звучит следующим образом:

Дробь не изменится, если ее числитель и знаменатель умножить на одно и то же число, отличное от нуля.

3

Таким образом, если правильно подобрать множители, знаменатели у дробей сравняются - этот процесс называется приведением к общему знаменателю. А искомые числа, «выравнивающие» знаменатели, называются дополнительными множителями.

Для чего вообще надо приводить дроби к общему знаменателю? Вот лишь несколько причин:

  1. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. По-другому эту операцию никак не выполнить;

  2. Сравнение дробей. Иногда приведение к общему знаменателю значительно упрощает эту задачу;

  3. Решение задач на доли и проценты. Процентные соотношения являются, по сути, обыкновенными выражениями, которые содержат дроби.

2.Расширение дроби.

Значение дроби не меняется, если умножить её числитель и знаменатель на одно и то же число, отличное от нуля. Это преобразование называется расширением дроби. Например,

Доклад на районной НПК Развитие интереса учащихся к математике через внеклассную работу в соответствии с их способностями и склонностями

3.сокращение дроби.

Значение дроби не меняется, если разделить её числитель и знаменатель на одно и то же число, отличное от нуля. Это преобразование называется сокращением дроби. Например,

Доклад на районной НПК Развитие интереса учащихся к математике через внеклассную работу в соответствии с их способностями и склонностями

4.Сравнение дробей. ( см. таблицу 6)

Из двух дробей с одинаковыми числителями та больше, знаменатель которой меньше:

Доклад на районной НПК Развитие интереса учащихся к математике через внеклассную работу в соответствии с их способностями и склонностями

4

Из двух дробей с одинаковыми знаменателями та больше, числитель которой больше:

Доклад на районной НПК Развитие интереса учащихся к математике через внеклассную работу в соответствии с их способностями и склонностями

Для сравнения дробей, у которых числители и знаменатели различны, необходимо расширить их, чтобы привести к общему знаменателю.

5.Сложение и вычитание дробей.( см. таблицу 7)

Если знаменатели дробей одинаковы, то для того, чтобы сложить дроби, надо сложить их числители, а для того, чтобы вычесть дроби, надо вычесть их числители (в том же порядке). Полученная сумма или разность будет числителем результата; знаменатель останется тем же. Если знаменатели дробей различны, необходимо сначала привести дроби к общему знаменателю. При сложении смешанных чисел их целые и дробные части складываются отдельно. При вычитании смешанных чисел мы рекомендуем сначала преобразовать их к виду неправильных дробей, затем вычесть из одной другую, а после этого вновь привести результат, если требуется, к виду смешанного числа.

П р и м е р .

Доклад на районной НПК Развитие интереса учащихся к математике через внеклассную работу в соответствии с их способностями и склонностями

6.Умножение дробей.( см. таблицу 8)

Умножить некоторое число на дробь означает умножить его на числитель и разделить произведение на знаменатель. Следовательно, мы имеем общее правило умножения дробей: для перемножения дробей необходимо перемножить отдельно их числители и знаменатели и разделить первое произведение на второе.

П р и м е р .

Доклад на районной НПК Развитие интереса учащихся к математике через внеклассную работу в соответствии с их способностями и склонностями

5

7.Деление дробей. (см. таблицу 9)

Для того, чтобы разделить некоторое число на дробь, необходимо умножить это число на обратную дробь. Это правило вытекает из определения деления

П р и м е р . Доклад на районной НПК Развитие интереса учащихся к математике через внеклассную работу в соответствии с их способностями и склонностями

8.Наибольший общий делитель.

Наибольшее натуральное число, на которое делится без остатка числа а и b, называют наибольшим общим делитель этих чисел.

Натуральные числа называют взаимно простыми, если их наибольший общий делитель равен 1.

Чтобы найти наибольший общий делитель нескольких натуральных чисел, надо :

Разложить их на простые множители ; из множителей входящих в разложение одного из этих чисел , вычеркнуть те, которые не входят в разложение других чисел; найти произведение оставшихся множителей.

9.Наименьшее общее кратное

Наименьшим общим кратным натуральных чисел а и b называют наименьшее натуральное число, которое кратно и а и b.

Чтобы найти наименьшее общее кратное нескольких натуральных чисел, надо:

1)Разложить их на простые множители ;

2)Выписать множители, входящие в разложение одного из чисел;

3)Добавить к ним недостающие множители из разложений остальных

чисел;

4)Найти произведение получившихся множителей.



6

Литература


  1. Учебник по математике 6 класс.

Для общеобразовательных учреждений. Автор Н.Я.Виленкин. Рекомендовано Министерством

Образования и науки Российской Федерации. Издательство «МНЕМОЗИНА» 29-ое издание , исправленное.

  1. bymath.net

3) egesdam.ru


Доклад на районной НПК Развитие интереса учащихся к математике через внеклассную работу в соответствии с их способностями и склонностями


7

Приложения


  1. Обыкновенные дроби:

Доклад на районной НПК Развитие интереса учащихся к математике через внеклассную работу в соответствии с их способностями и склонностями

2)Десятичные дроби:

Доклад на районной НПК Развитие интереса учащихся к математике через внеклассную работу в соответствии с их способностями и склонностями

8

3)Смешанные числа:

Доклад на районной НПК Развитие интереса учащихся к математике через внеклассную работу в соответствии с их способностями и склонностями

4)Как записываются дроби:

Доклад на районной НПК Развитие интереса учащихся к математике через внеклассную работу в соответствии с их способностями и склонностями

9

5)Приведение к общему знаменателю:

3 3 9 15

5; 3=15; 15;

6) Сравнение дробей:

С одинаковыми числителем:

Доклад на районной НПК Развитие интереса учащихся к математике через внеклассную работу в соответствии с их способностями и склонностями

С одинаковыми знаменателями:

3 7

5 < 5;

10

7)Сложение и вычитание дробей:

Доклад на районной НПК Развитие интереса учащихся к математике через внеклассную работу в соответствии с их способностями и склонностями

8)Умножение дробей:

Доклад на районной НПК Развитие интереса учащихся к математике через внеклассную работу в соответствии с их способностями и склонностями

11

9)Деление дробей:

Доклад на районной НПК Развитие интереса учащихся к математике через внеклассную работу в соответствии с их способностями и склонностями





12




© 2010-2022