- Преподавателю
- Математика
- Урок интегрированный с биологией 7 класс по теме Системы
Урок интегрированный с биологией 7 класс по теме Системы
Раздел | Математика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бондарева Н.В. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МОУ НОВОУСМАНСКИЙ ЛИЦЕЙ
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
ПО ТЕМЕ:
СИСТЕМЫ
Математика + Биология
Подготовили : учитель биологии
Тарарыкова О.В.
учитель математики
Бондарева Н.В.
7 класс
ЦЕЛЬ:
-
ввести понятие системы линейных уравнений с двумя переменными, её решение
-
сформировать знания о строении и деятельности систем внутренних органов птиц
-
показать графический способ решения систем линейных уравнений
-
развивать понятия «Взаимосвязь строения и функций», умение сравнивать, воспитывать культуру труда
-
закрепить навыки построения графиков линейных функций
ТИП УРОКА: изучение нового материала
ВИД УРОКА: урок - лекция
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: объяснительно- иллюстрационный, с использованием тестов.
СТРУКТУРА УРОКА:
-
Актуализация знаний
-
Организация деятельности учащихся
-
Изложение нового материала
-
Первичное закрепление
-
Обобщение изученного материала, диагностический срез в тестовой форме
-
Задание на дом.
ОБОРУДОВАНИЕ: ИКТ, экран, таблицы «Внутреннее строение птицы», слайды, тесты.
Описание хода урока
1.
Оргмомент :
Готовность к уроку, записать число и тему урока(Слайд)
Давайте задумаемся над ответом на вопрос - почему люди не летают, как птицы, ведь так интересен и прекрасен был бы наш полёт. Но у нас нет внешнего строения птиц: нет крыльев, нет перьевого покрова, нет обтекаемой формы тела. Но и наше внутреннее строение не смогло бы обеспечить нам полёт. У птиц есть свои, уникальные и неповторимые особенности внутреннего строения, помогающие им летать. На сегодняшнем уроке вы изучите особенности строения некоторых систем внутренних органов птиц и установите связь их строения и функционирования с полётом.
Как можно представить графически решение систем уравнений с двумя неизвестными.
- Ребята, как вы понимаете слово СИСТЕМА (слайд с определением). В любой науке встречается понятие СИСТЕМА. В математике и в биологии.(слайд) .
Объяснение новой темы (алгебра): 1 Как графически определить имеет ли система решение и сколько их?
2. Может ли система двух линейных уравнений с двумя переменными иметь два решения?
Чтобы ответить на эти вопросы вспомним, как построить в одной системе координат графики линейных функций и сколько способов расположения графиков может быть?(1-параллельны,2- пересекаются,3- накладываются) (слайд)
Примененный нами способ решения системы уравнений называется графическим .
Запишите равенством зависимость между переменными х и y, если
-
х больше у в пять раз
-
х меньше у в 1.5 раза
-
х больше у на 4.
Биология (слайды)
Каждая система состоит из органов, выполняющих соответствующую функцию. Какие системы органов мы изучили?
Каковы отличительные особенности систем внутренних органов птиц, приспособленных к полету? Рассказ по слайдам
1. Пищеварительная система Пищеварительная система птиц состоит из таких же отделов и органов, как и у других позвоночных животных. Это ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень, поджелудочная железа, желчный пузырь. Вместе с тем имеются и отличия.
У многих птиц, особенно у зерноядных, есть зоб - расширение пищевода. В зобе пища смачивается особыми выделениями желез, под влиянием которых происходит её размягчение и некоторое химическое изменение.
Желудок птиц состоит из двух отделов: железистого и мускульного. В железистом отделе выделяются пищеварительные соки, мускульный отдел имеет толстые мышечные стенки. Сокращаясь, они приводят в движение заглатываемые птицами камешки и другие твёрдые предметы. В результате этого пища
превращается в кашицу и поступает в тонкий, а затем в толстый кишечник. Толстая кишка короткая и переходит в клоаку. Птицы часто испражняются, что уменьшает массу их тела.
Процесс переваривания пищи у птиц происходит с большой скоростью. Так в опытах установлено, что небольшие рыбки, залитые содержимым железистого желудка утки, через 10 мин превращаются в мутное студенистое вещество, домовой воробей переваривает зерно за 3 - 4 ч, жука за 1ч, гусеницу за 15 мин.
2.Кровеносная система.В отличие от пресмыкающихся у птиц четырехкамерное сердце. Правая и левая половины сердца между собой не сообщаются. Вследствие этого артериальная и венозная кровь в сердце не смешиваются. В органы тела поступает артериальная кровь, а в легкие
- венозная. У птиц два круга кровообращения - большой и малый.
Характерная особенность птиц - относительно большие размеры сердца; у многих масса сердца составляет около 1%от массы тела, а у видов с быстрым маневренным полётом даже 1,5% - 2%. Сердце птиц сокращается с большой частотой. У голубя, например, оно делает около 350 ударов в минуту. Поэтому вытолкнутая сердцем кровь в кровеносные сосуды быстро возвращается в сердце.
3.Дыхательная системаДыхательная система птиц состоит из дыхательных путей (носовая полость, гортань, трахея, два бронха) и легких. Легкие птиц представляют собой плотные губчатые тела. Огромное количество имеющихся в них полостей пронизаны густой сетью кровеносных сосудов, через которые происходит газообмен. Общая дыхательная поверхность легких птиц значительно больше, чем у пресмыкающихся.
Некоторые крупные ветви бронхов, не разделяясь на мелкие, пронизывают легкие и за их пределами расширяются в 9 тонкостенных воздушных мешков. Воздушные мешки располагаются между внутренними органами, их ответвления заходят в трубчатые кости, проходят между мышцами под кожу. Делятся они на две группы: передние и задние. Общий объём воздушных мешков в несколько раз превышает объём легких. Например, у пеликанов он равен 10,5 л.
Воздушные мешки уменьшают плотность тела птицы, защищают внутренние органы от перегрева во время полета. Основное их назначение - участие в дыхании.
-
Нервная система Хорошо развиты отделы головного мозга:1. Мозжечок- отвечает за координацию движения. 2. Средний мозг - органы чувств. 3. Продолговатый мозг - процессы жизнедеятельности
Закрепление.
Алгебра (слайд)
Даны уравнения:
® Зх-у = -9; © 2х+3у = 5; © х2 + у2 = 9; ® Зу = 9.
Заполните пропуски:
-
Линейными являются уравнения № ;
-
Пара (-2; 3) является решением уравнений № ;
-
Пара ( ; ) является одним из решений третьего уравнения;
-
Пара ( ; ) является одним из решений четвертого уравнения.
Постройте в одной системе координат графики уравнений № 1 и № 2. Укажите координаты точки пересечения графиков.
Зх-у = -9 2х+3у= 5
Тестовая проверочная работа
Вариант №1
1) почему птицы едят часто?
а) им нужно много энергии для полёта;
б) пища у них плохо переваривается;
в) они стремятся заполнить пищей зоб.
2)какой кровью снабжаются органы и ткани тела птицы?
а) смешанной;
б) артериальной;
в) венозной.
3) что представляют собой легкие птицы?
а) тонкостенные мешки;
б) мешки с многочисленными выростами;
в) плотные губчатые тела.
4) в воздушных мешках газообмен
а) происходит;
б) не происходит;
в) происходит частично. 5)у птиц нет зубов, т.к.
а) им нечего жевать;
б) зубы создают лишний вес в полёте;
в) зубы мешают работе клюва.
Вариант №2
1) из скольких отделов состоит желудок птиц?
а) из одного;
б) из двух;
в) из трёх.
2)сколько камер в сердце птиц?
а) две;
б) три;
в) четыре.
3)большой круг кровообращения - это путь крови от
а) правого желудочка;
б) левого желудочка;
в) левого предсердия.
4)воздух через легкие проходит
а) на вдохе;
б) на выдохе;
в) на вдохе и выдохе. 5)воздушные мешки -это выросты
а) легких;
б) бронхов;
в) трахеи.
Биологические задачи
-
У большинства животных зубы находятся в ротовой полости и служат для захвата и размельчения пищи. Почему о птицах говорят: у птицы зубы в желудке?
-
Какая птица может дольше обходиться без пищи: зерноядная или насекомоядная? Почему?
Домашнее задание: Биология П.46, ответить на вопросы.
Математика П. 42 №1057(б), №1058(б).
ВЫВОД; Что вы узнали нового о системах, которые изучаются в биологии и математике? Выставить оценки.
Рефлексия Что вам понравилось на уроке, какие были затруднения.