Урок интегрированный с биологией 7 класс по теме Системы

Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ НОВОУСМАНСКИЙ ЛИЦЕЙ



ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК


ПО ТЕМЕ:



СИСТЕМЫ


Математика + Биология



Подготовили : учитель биологии

Тарарыкова О.В.

учитель математики

Бондарева Н.В.


7 класс



ЦЕЛЬ:

  1. ввести понятие системы линейных уравнений с двумя переменными, её решение

  2. сформировать знания о строении и деятельности систем внутренних органов птиц

  3. показать графический способ решения систем линейных уравнений

  4. развивать понятия «Взаимосвязь строения и функций», умение сравнивать, воспитывать культуру труда

  5. закрепить навыки построения графиков линейных функций

ТИП УРОКА: изучение нового материала

ВИД УРОКА: урок - лекция

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: объяснительно- иллюстрационный, с использованием тестов.

СТРУКТУРА УРОКА:

  1. Актуализация знаний

  2. Организация деятельности учащихся

  3. Изложение нового материала

  4. Первичное закрепление

  5. Обобщение изученного материала, диагностический срез в тестовой форме

  6. Задание на дом.

ОБОРУДОВАНИЕ: ИКТ, экран, таблицы «Внутреннее строение птицы», слайды, тесты.

Описание хода урока

1.

Оргмомент :

Готовность к уроку, записать число и тему урока(Слайд)

Давайте задумаемся над ответом на вопрос - почему люди не летают, как птицы, ведь так интересен и прекрасен был бы наш полёт. Но у нас нет внешнего строения птиц: нет крыльев, нет перьевого покрова, нет обтекаемой формы тела. Но и наше внутреннее строение не смогло бы обеспечить нам полёт. У птиц есть свои, уникальные и неповторимые особенности внутреннего строения, помогающие им летать. На сегодняшнем уроке вы изучите особенности строения некоторых систем внутренних органов птиц и установите связь их строения и функционирования с полётом.

Как можно представить графически решение систем уравнений с двумя неизвестными.

- Ребята, как вы понимаете слово СИСТЕМА (слайд с определением). В любой науке встречается понятие СИСТЕМА. В математике и в биологии.(слайд) .

Объяснение новой темы (алгебра): 1 Как графически определить имеет ли система решение и сколько их?

2. Может ли система двух линейных уравнений с двумя переменными иметь два решения?

Чтобы ответить на эти вопросы вспомним, как построить в одной системе координат графики линейных функций и сколько способов расположения графиков может быть?(1-параллельны,2- пересекаются,3- накладываются) (слайд)

Примененный нами способ решения системы уравнений называется графическим .

Запишите равенством зависимость между переменными х и y, если

  1. х больше у в пять раз

  2. х меньше у в 1.5 раза

  3. х больше у на 4.

Биология (слайды)


Каждая система состоит из органов, выполняющих соответствующую функцию. Какие системы органов мы изучили?

Каковы отличительные особенности систем внутренних органов птиц, приспособленных к полету? Рассказ по слайдам

1. Пищеварительная система Пищеварительная система птиц состоит из таких же отделов и органов, как и у других позвоночных животных. Это ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень, поджелудочная железа, желчный пузырь. Вместе с тем имеются и отличия.

У многих птиц, особенно у зерноядных, есть зоб - расширение пищевода. В зобе пища смачивается особыми выделениями желез, под влиянием которых происходит её размягчение и некоторое химическое изменение.

Желудок птиц состоит из двух отделов: железистого и мускульного. В железистом отделе выделяются пищеварительные соки, мускульный отдел имеет толстые мышечные стенки. Сокращаясь, они приводят в движение заглатываемые птицами камешки и другие твёрдые предметы. В результате этого пища

превращается в кашицу и поступает в тонкий, а затем в толстый кишечник. Толстая кишка короткая и переходит в клоаку. Птицы часто испражняются, что уменьшает массу их тела.

Процесс переваривания пищи у птиц происходит с большой скоростью. Так в опытах установлено, что небольшие рыбки, залитые содержимым железистого желудка утки, через 10 мин превращаются в мутное студенистое вещество, домовой воробей переваривает зерно за 3 - 4 ч, жука за 1ч, гусеницу за 15 мин.

2.Кровеносная система.В отличие от пресмыкающихся у птиц четырехкамерное сердце. Правая и левая половины сердца между собой не сообщаются. Вследствие этого артериальная и венозная кровь в сердце не смешиваются. В органы тела поступает артериальная кровь, а в легкие

- венозная. У птиц два круга кровообращения - большой и малый.

Характерная особенность птиц - относительно большие размеры сердца; у многих масса сердца составляет около 1%от массы тела, а у видов с быстрым маневренным полётом даже 1,5% - 2%. Сердце птиц сокращается с большой частотой. У голубя, например, оно делает около 350 ударов в минуту. Поэтому вытолкнутая сердцем кровь в кровеносные сосуды быстро возвращается в сердце.

3.Дыхательная системаДыхательная система птиц состоит из дыхательных путей (носовая полость, гортань, трахея, два бронха) и легких. Легкие птиц представляют собой плотные губчатые тела. Огромное количество имеющихся в них полостей пронизаны густой сетью кровеносных сосудов, через которые происходит газообмен. Общая дыхательная поверхность легких птиц значительно больше, чем у пресмыкающихся.

Некоторые крупные ветви бронхов, не разделяясь на мелкие, пронизывают легкие и за их пределами расширяются в 9 тонкостенных воздушных мешков. Воздушные мешки располагаются между внутренними органами, их ответвления заходят в трубчатые кости, проходят между мышцами под кожу. Делятся они на две группы: передние и задние. Общий объём воздушных мешков в несколько раз превышает объём легких. Например, у пеликанов он равен 10,5 л.

Воздушные мешки уменьшают плотность тела птицы, защищают внутренние органы от перегрева во время полета. Основное их назначение - участие в дыхании.

  1. Нервная система Хорошо развиты отделы головного мозга:1. Мозжечок- отвечает за координацию движения. 2. Средний мозг - органы чувств. 3. Продолговатый мозг - процессы жизнедеятельности

Закрепление.

Алгебра (слайд)

Даны уравнения:

® Зх-у = -9; © 2х+3у = 5; © х2 + у2 = 9; ® Зу = 9.

Заполните пропуски:

  1. Линейными являются уравнения № ;

  2. Пара (-2; 3) является решением уравнений № ;

  3. Пара ( ; ) является одним из решений третьего уравнения;

  4. Пара ( ; ) является одним из решений четвертого уравнения.

Постройте в одной системе координат графики уравнений № 1 и № 2. Укажите координаты точки пересечения графиков.

Зх-у = -9 2х+3у= 5

Тестовая проверочная работа

Вариант №1

1) почему птицы едят часто?

а) им нужно много энергии для полёта;

б) пища у них плохо переваривается;

в) они стремятся заполнить пищей зоб.

2)какой кровью снабжаются органы и ткани тела птицы?

а) смешанной;

б) артериальной;

в) венозной.

3) что представляют собой легкие птицы?

а) тонкостенные мешки;

б) мешки с многочисленными выростами;

в) плотные губчатые тела.

4) в воздушных мешках газообмен

а) происходит;

б) не происходит;

в) происходит частично. 5)у птиц нет зубов, т.к.

а) им нечего жевать;

б) зубы создают лишний вес в полёте;

в) зубы мешают работе клюва.

Вариант №2

1) из скольких отделов состоит желудок птиц?

а) из одного;

б) из двух;

в) из трёх.

2)сколько камер в сердце птиц?

а) две;

б) три;

в) четыре.

3)большой круг кровообращения - это путь крови от

а) правого желудочка;

б) левого желудочка;

в) левого предсердия.

4)воздух через легкие проходит

а) на вдохе;

б) на выдохе;

в) на вдохе и выдохе. 5)воздушные мешки -это выросты

а) легких;

б) бронхов;

в) трахеи.

Биологические задачи

  1. У большинства животных зубы находятся в ротовой полости и служат для захвата и размельчения пищи. Почему о птицах говорят: у птицы зубы в желудке?

  2. Какая птица может дольше обходиться без пищи: зерноядная или насекомоядная? Почему?

Домашнее задание: Биология П.46, ответить на вопросы.

Математика П. 42 №1057(б), №1058(б).

ВЫВОД; Что вы узнали нового о системах, которые изучаются в биологии и математике? Выставить оценки.

Рефлексия Что вам понравилось на уроке, какие были затруднения.

© 2010-2022