Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений»

Решение иррациональных уравнений зачастую вызывает затруднения, так как требуют хорошего знания теоретического материала, умения проводить исследования различных ситуаций. У многих учеников единственным устойчивым знанием является применение метода возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень. Для некоторых этот метод является единственным. При этом иногда ученики забывают делать проверку найденных корней после возведения частей уравнения в чётную степень корня или находить област...
Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений»

Ведущей линией учебника А.Г.Мордковича (издательство «Мнемозина») является функционально-графическая линия. Иррациональные уравнения изучаются в 8 классе на очень примитивном уровне.

При этом иррациональные уравнения изучаются до введения иррациональных чисел, что, по-моему мнению, не совсем удобно.

В учебнике и задачнике для 10 - 11 классов содержится глава, посвященная методам решения уравнений. Отдельной темы, содержащей изучение только иррациональные уравнения нет.

А решение иррациональных уравнений зачастую вызывает затруднения, так как требуют хорошего знания теоретического материала, умения проводить исследования различных ситуаций.

У многих учеников единственным устойчивым знанием является применение метода возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень. Для некоторых этот метод является единственным.

При этом иногда ученики забывают делать проверку найденных корней после возведения частей уравнения в чётную степень корня.

Все высвеченные проблемы подвели меня к мысли, что необходимо уделить больше внимания вопросу изучения иррациональных уравнений и рассмотреть более глубоко этот материал на уроках математики.

Урок в 11 классе по теме:

«Некоторые способы решения иррациональных уравнений»


Цитата урока: (выписана на доске)


«Знание только тогда - знание, когда оно добыто усилием собственной мысли, а не памятью» - слова Л.Н. Толстого.

Цель:

  • обобщение знаний учеников по данной теме;

  • демонстрация различных методов решения иррациональных уравнений;

  • показ возможности решения иррациональных уравнений на основе исследования;

  • формирование навыка самообразования, самоорганизации, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

  • воспитание самостоятельности, умения выслушивать других и умения общаться в группе;

  • повышение интереса к предмету.


Форма проведения: семинарское занятие.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.


Ход занятия:

Учитель:

Сегодня мы поговорим об иррациональных уравнениях.

На доске приведены примеры уравнений иррациональных и не являющихся иррациональными.

Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений»Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений»Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений»1) Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений»

Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений»Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений»

Назовите те уравнения, которые являются иррациональными.

Дайте определения иррационального уравнения.

Ответы учеников.(иррациональными являются уравнения 1), 3), 4), 6). Определение иррационального уравнения:

Иррациональным называют уравнение, в котором переменная содержится под знаком радикала или под знаком возведения в дробную степень.)

I. Учитель:

На предыдущих уроках мы рассматривали решение иррациональных уравнений методом возведения обеих частей уравнения в степень корня (в основном в квадрат). При возведении частей уравнения в чётную степень мы получаем уравнение-следствие, решение которого приводит иногда к появлению посторонних корней. И тогда обязательной частью решения уравнения является проверка корней или нахождение области определения уравнения.

Однако при решении иррациональных уравнений не всегда следует сразу приступать к «слепому» применению известного алгоритма решения.

В заданиях Единого государственного экзамена имеется довольно много уравнений, при решении которых необходимо выбрать такой способ решения, который позволяет решить уравнения проще, быстрее. Поэтому необходимо знать и другие методы решения иррациональных уравнений, с некоторыми из них мы сегодня познакомимся.

При подготовке к уроку некоторые ученики получили листы-рекомендации, в которых рассматриваются основные приёмы решения иррациональных уравнений. Ребята ознакомились с предложенными решениями и подобрали свои уравнения, решить которые предстоит нам на уроке.

II.Выступление учеников

1 ученик.

Решение иррационального уравнения методом возведения обеих частей уравнения в степень корня.

х + Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» = 3х - 7

Решим данное уравнение традиционным способом - методом возведения обеих частей в квадрат. Слагаемое, содержащее квадратный корень оставим в левой части уравнения, а х перенесём в правую часть.

Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» = 2х - 7

Возведём обе части уравнения в квадрат:

Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» = Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений»

Получаем:

х + 4 = 4Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» - 28х + 49

Перенесём все члены уравнения в одну часть, получаем квадратное уравнение

4Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» - 29х + 45 = 0

Корни этого уравнения х = 5 и х = 2,25

Решая это уравнение мы возводили обе части уравнения в квадрат. При возведении обеих частей уравнения в любую четную степень получается уравнение, являющееся не равносильное данному, а являющееся следствием исходного, следовательно, при этом возможно появление посторонних корней. Поэтому необходимым условием решения является проверка корней.

Если х = 5, то Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» = 10 - 7

3 = 3 - верно

х = 5 - корень уравнения

Если х = 2,25, то Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» = 4,5 - 7

2,5 = - 2,5 - неверно

х = 2,25 посторонний корень

Ответ: х = 5

Предлагаю решить в классе уравнение: Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений»

2 ученик. Решение уравнения методом исследования области определения уравнения.

Пусть дано уравнение: Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» - Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» = Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» - Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений»

Возведение обеих частей в квадрат приведёт нас к громоздким вычислениям и трате времени на экзамене.

Воспользуемся методом исследования области допустимых значений заданного уравнения.

Область допустимых значений данного уравнения определяется системой неравенствУрок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» <=> Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» <=> х=2

Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений»

Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений»

2

х



Данное уравнение определено только при х = 2.

Проверим, является ли число 2 корнем уравнения:

Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» - Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» = Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» - Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений»

5 = 5 - верно.

Ответ: х = 2.

Попробуйте решить уравнение: Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» = х - 2

3 ученик. Использование свойства монотонности функции.

Я хочу рассказать об уравнениях, решение которых основывается на свойстве монотонности функций. Существуют теоремы:

Теорема 1. Пусть уравнение имеет вид: f(x) = с, где f(x) -монотонно возрастающая (убывающая) функция, а с - число, входящее область значений функции f(x), тогда уравнение f(x) = с имеет единственный корень.

Теорема 2. Пусть уравнение имеет вид f(x)= g(x), где функции f(x) и g(x) «встречно монотонны», т.е. f(x) возрастает, а g(x) убывает или наоборот, то такое уравнение имеет не более одного корня.

Если удается заметить эти свойства функций в уравнении или привести уравнение к таким видам, и при этом нетрудно угадать корень уравнения, то он и будет единственным решением данного уравнения.

Пример для изучения

Пусть дано уравнение: Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» +Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» = 6

ОДЗ уравнения: х+6Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений»0; хУрок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений»

Функции Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» = Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» и Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» = Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» являются возрастающими на промежутке [- 6; Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» , поэтому функция у = Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» +Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» так же является возрастающей на этом промежутке, и следовательно принимает любое значение, в том числе и 6, только один раз. Значит, уравнение имеет единственный корень.

Найдём этот корень подбором.

х = 2.

Проверкой убеждаемся, что число 2 является корнем данного уравнения.

Ответ: х = 2.

Я предлагаю решить на уроке уравнение:

Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» +Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» = 9 - Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений»

Это уравнение можно попытаться решить возведением обеих частей в квадрат (трижды!). Однако при этом получится уравнение четвертой степени.

Попробуйте использовать свойства монотонности функций, входящих в уравнение.

Ответ: х = 1

4 ученик Метод введения новой перменной.

Удобным средством решения иррациональных уравнений иногда является метод введения новой переменной, или «метод замены». Метод обычно применяется в случае, если в уравнении неоднократно встречается некоторое выражение, зависящее от неизвестной величины. Тогда имеет смысл обозначить это выражение какой-нибудь новой буквой и попытаться решить уравнение сначала относительно введенной неизвестной, а потом уже найти исходную неизвестную.

Пример для изучения:

Дано уравнение: Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» + Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» = Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений»

ОДЗ уравнения: х Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» х Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений»

Пусть Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» , тогда Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений»

Получаем уравнение t + Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» = Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений»

Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений»

Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений»

Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» = Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» = 2

Тогда

Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» или Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений»

Возведём обе части уравнения в 5-ю степень. При возведении обеих частей уравнения в нечётную степень получаем уравнение, равносильное данному, следовательно, не требуется проверка найденных корней. Получаем

Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений»; х = Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений»; х = 2

Ответ: х = Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» ; х = 2

В классе я предлагаю решить уравнение: Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений»

5 ученик Метод оценки частей уравнения.

Рассмотрим уравнение:Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» +Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» = 14х - Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений»

Запишем уравнение в виде Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» + Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» = -(Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» +49)

Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» + Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» = - Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений»

Так как левая часть данного уравнения неотрицательная, а

правая - неположительная при любых допустимых значениях x ,

то равенство возможно только в том случае, когда они обе части уравнения

равны нулю. Легко убедиться, что это возможно только при х = 7.

Для решения в классе предлагаю уравнение: Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений»

Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» + Урок математики в 11 классе по теме «Некоторые способы решения иррациональных уравнений» = 0

III. Работа учеников в группах.

После прослушивания выступающих начинается работа учеников в группах по решению предложенных уравнений.

Учитель контролирует работу групп, даёт консультации.

IV . Домашнее задание № 1712 - 1719 (а) стр 253 задачника

V/ Итог урока:

рефлексия

Вопросы рефлексии:

Как вы считаете, насколько полезным было проведенное занятие?

Получены ли новые знания и умения?

Кратко опишите, какие моменты занятия вам особенно запомнились.

Каких моментов занятия вам хотелось бы избежать?

Какие трудности вы испытали при изучении материала, при ответе на вопросы, в ходе решения заданий? Сумели ли вы их преодолеть? Если да, то как?

Опишите свои впечатления от проведенного занятия. Хотели бы вы в будущем принимать участие в таких занятиях?


© 2010-2022