- Преподавателю
- Математика
- Деловая игра на уроке математики
Деловая игра на уроке математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Попкова Т.И. |
Дата | 20.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Деловая игра на уроке математики
Тема: «Площади многоугольников» (8 класс)
Попкова Т.И, учитель математики <266-396-788>
Цель урока: усвоение учащимися формул для вычисления площадей параллелограмма, треугольника, трапеции и применение полученных знаний при решении практических задач; развитие навыков самоконтроля.
Воспитательная цель: знакомство учащихся с одной из наиболее распространенных строительных профессий - столяра; воспитание воли и настойчивости для достижения конечных результатов при решении практических задач;
Оборудование урока: ТСО, модели плоских фигур, таблицы с формулами площадей многоугольников, дидактический раздаточный материал, детали паркетной доски (прямоугольный треугольник, параллелограмм, равнобедренная трапеция ).
Структура урока - деловой игры:
- знакомство с профессией строителя;
- построение имитационной модели производственного объекта;
- постановка главной задачи бригадам и определение их роли в производстве;
- создание игровой проблемной ситуации;
- овладение необходимым теоретическим материалом;
- решение производственной задачи на основании математических знаний;
- проверка результатов (коррекция при необходимости);
- итоги работы (анализ, оценка результатов).
Ход урока
Первый этап. Знакомство с профессией строителя
Умение обращаться с деревом исстари почиталось в нашем народе. Со времен Киевской Руси знали русские плотники многие инструменты: тесла, пилы, долота, топоры. Но основным инструментом был топор. Владели своим инструментом русские плотники виртуозно, потому и могли создавать такие чудеса, как церкви острова Кижи, признанные во всем мире шедеврами зодчества. (Вниманию учащихся предлагается фотография храмового комплекса в Кижах) Этот архитектурный ансамбль был выполнен мастерами - плотниками без единого гвоздя одними топорами.
Время идет, а потребность в умелых плотниках и столярах сегодня все так же высока. Строительное производство сегодня - это механизированный процесс сборки зданий и сооружений из крупноразмерных деталей, изготовленных заводским способом. Столяр работает в строительно-монтажных мастерских, на деревообрабатывающих предприятиях. Он выполняет различные операции на станках: на круглопильных - раскрой пиломатериалов, на фуговальных - строгание, на долбежных и шипорезных - выдалбливание гнезд у заготовок.
Непосредственно на строительном объекте столяр устанавливает оконные и дверные блоки, производит настилку дощатых и паркетных полов, монтирует встроенную мебель. Выполнение такой работы не возможно без знания устройства и правил эксплуатации деревообрабатывающих станков, знания технологии и организации строительного производства, умения читать чертежи. Профессия строителя требует объемного воображения, хорошего глазомера, знания геометрии, рисования, черчения.
Второй этап.
Постановка задачи.
Основная идея деловой игры состоит в том, чтобы создать производственную ситуацию, в которой учащиеся, поставив себя на место строителя, смогут увидеть и оценить значение математических знаний на производстве, самостоятельно овладеть необходимым теоретическим материалом и применить полученные знания на практике.
Сегодня на уроке все учащиеся выступают в роли строителей. Требуется выполнить работу по настилке полов в строящемся жилом доме.
Предлагается выполнить настилку паркетного пола в комнате размером 5,75 х 6м. Паркетные плитки имеют форму прямоугольных треугольников, параллелограммов и равнобедренных трапеций. Образцы плиток представлены учащимся в натуральном размере.
Правила игры: учащиеся разбиваются на две бригады.
Первая бригада - столяры. Им нужно изготовить паркетные плитки указанных размеров в таком количестве, чтобы после настилки пола не осталось лишних плиток. Плиток в форме параллелограммов и трапеций - одинаковое количество, число треугольных плиток было минимальным.
Вторая бригада - паркетчики. Необходимо рассчитать количество плиток для покрытия пола паркетом.
Побеждает в игре та бригада, которая первой выполнит правильный расчет.
Третий этап
Изучение необходимого теоретического материала.
Учащиеся приступают к работе с учебником, необходимо знать формулы для вычисления площадей вышеуказанных фигур. Внутри каждой бригады разрешаются взаимоконсультации. Учащиеся выполняют практическую работу с плоскими фигурами, ведут записи в тетрадях.
Проводится проверка готовности бригад. С этой целью каждой команде предлагаются вопросы. При ответах учащиеся опираются на таблицу с формулами вычисления площадей.
Четвертый этап
Решение производственной задачи.
Это самый ответственный этап игры. Происходит процесс применения знаний на практике, вычисляются площади плоских фигур, производятся расчеты .
Бригады приступают к практическим вычислениям. Сначала учащиеся выполняют необходимые измерения деталей паркета. Определены размеры:
- треугольник (катеты - 20 см. и 15 см.);
- параллелограмм (высота - 20 см, сторона - 35 см.);
- трапеция (высота - 20 см., основания - 50 см. и 20 см.).
Паркет укладывается в ряды. Треугольников в одном ряду всего два - по краям. Параллелограммы и трапеции чередуются. Подсчеты показывают , что в одном ряду по ширине укладываются по два треугольника и по восемь параллелограммов и трапеций. Площадь одной полосы (одного ряда) шириной 20см. и длиной 575 см. равна 11500 см.
Вычислим площадь двух треугольников - 300 см, площадь параллелограмма и площадь трапеции - 700 см.
Подсчеты показывают, что в одном ряду по ширине комнаты помещаются по восемь параллелограммов и трапеций: (11500 - 300) : 700 = 16.
Таких рядов по длине комнаты поместится 600 : 20 = 30.
Вывод: Для настилки паркетного пола в комнате потребуется 60 треугольников и по 240 параллелограммов и трапеций.
Пятый этап игры
Проверка результатов.
Бригады проверяют правильность решения задачи. Площадь комнаты - площадь прямоугольника:
575 х 600 =345000 см., площадь одной полосы 575 х 20 = 11500 см., а таких полос 30, поэтому 11500 х 30 = 345000 см. - площадь паркетного пола.
Шестой этап игры
Итоги работы.
На заключительном этапе игры учитель проверяет, насколько глубоко усвоили ученики материал. Каждой команде предлагаются контрольные вопросы:
- по какому принципу укладывали паркетные плитки в один ряд?
- как проводились вычисления площади одного ряда плиток?
В заключение подводятся результаты игры, команды получают определенное количество баллов.