ФГОС: системно деятельностный подход при обучении геометрии с применением динамической среды

ФГОС: системно деятельностный подход при обучении геометрии с применением динамической среды
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФГОС: системно деятельностный подход при обучении геометрии с применением динамической среды

Кулагина Т. А.

учитель математики

МАОУ Видновской гимназии

С целью формирования исследовательского стиля мышления посредством использования информационных и коммуникационных технологий при изучении геометрии в 2013-2014 учебном году для учащихся восьмых классов был организован спецкурс «Геометрия на компьютере». Занятия спецкурса вели учителя математики Т. А. Кулагина и информатики Н. А. Пронина.

Задачи курса:

  • Повышения мотивации к изучению математики и информатики.

  • Повышение уровня коммуникативной культуры.

  • Активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития.

  • Формирование у учащихся исследовательского стиля мышления.

  • Совершенствование умений самостоятельной работы.

  • Развитие логического мышления.

  • Формирование у учащихся умений исследовательской деятельности.

Каждое занятие включает в себя повторение и изучение теории геометрии, инструментов программы GeoGebra, решение задач.

Фрагмент календарно-тематического планирования

Номера уроков

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Глава V. Четырёхугольники (14 часов)

1

Многоугольник. Выпуклый многоугольник. Четырёхугольник

7.09.13

2

Инструмент «Многоугольник. Четырёхугольник»

7.09.13

3

Параллелограмм и его свойства

14.09

4

Инструмент «Параллельные прямые»

14.09

5

Признаки параллелограмма

21.09

6

Инструмент «Движение»

21.09

7

Трапеция

28.09

8

Инструмент «Отрезок. Длина отрезка»

28.09

9

Прямоугольник

5.10

10

Инструмент «Перпендикулярные прямые»

5.10

11

Ромб и квадрат

12.10

12

Инструмент «Угол, заданной величины»

12.10

13

Четырёхугольники.

19.10

14

Инструмент «Движение»

19.10


Чертежи к задачам, выполненные с помощью программы GeoGebra, «вынуждают» ученика двигать, изменять фигуры или их отдельные элементы в направлении, обусловленном содержанием задания. ФГОС: системно деятельностный подход при обучении геометрии с применением динамической среды

Рассмотрим несколько задач.

Задача № 663

Рис. 1

План работы

  1. С помощью инструмента «Угол» измерить углы АСВ и ВАМ.

  2. Используя инструмент «Движение» сравнить углы АСВ и ВАМ.

  3. Выдвинуть гипотезу.

  4. Провести доказательство.

ФГОС: системно деятельностный подход при обучении геометрии с применением динамической среды

Рис.2

ФГОС: системно деятельностный подход при обучении геометрии с применением динамической средыРис. 3

В решении задачи используются знания таких фактов, как свойства касательной к окружности и величина вписанного угла, опирающегося на диаметр окружности.ФГОС: системно деятельностный подход при обучении геометрии с применением динамической среды

Рис.4

Задача № 664

Для решения задачи воспользуемся результатом решения предыдущей задачи. Для этого необходимо выполнить дополнительные построения: провести диаметр окружности.

ФГОС: системно деятельностный подход при обучении геометрии с применением динамической средыРис. 5

По завершению решения задачи полезно ответить на вопрос:

если изменить положение лишь точки С на чертеже, останется равенство углов МАВ и АСВ?

Этот вывод пригодиться для решения других задач.

Задачи № 663 и № 664 являются опорными для решения задачи № 670.

ФГОС: системно деятельностный подход при обучении геометрии с применением динамической среды



Рис.6

Динамический чертёж позволяет измерить необходимые отрезки и экспериментально проверить верность требуемого равенства.

Убедившись в этом, начинается работа по поиску путей доказательства. Для этого необходимо воспользоваться выводами задач 663 и 664.

ФГОС: системно деятельностный подход при обучении геометрии с применением динамической среды

Рис. 7

Динамический рисунок 7 позволяет ответить на такие вопросы:

  • Почему при изменении положения лишь точки А чертежа величины углов АВР и BQP не меняются?

  • При изменении положения каких точек чертежа величины этих углов изменятся?

  • Почему это происходит?

Для доказательства задачи осталось рассмотреть подобные треугольники.

Задачи такого типа встречались в диагностических задачах ГИА. На этот факт необходимо обращать внимание учащихся.

На спецкурсе ребята решают задачи из учебника «Геометрия 7-9», текстов ЕГЭ, ГИА, выполняют чертежи по образцу задач первой части ЕГЭ и ГИА, которые впоследствии используются на уроках геометрии в восьмых классах. Динамические чертежи, выполненные учащимися на спецкурсе, используются на уроках и при доказательстве теорем. Уже в середине учебного года часть восьмиклассников, изучающих курс «Геометрия на компьютере», стали консультантами на уроках геометрии.ФГОС: системно деятельностный подход при обучении геометрии с применением динамической среды

Во втором полугодии учащиеся сдают зачёты. В зачёт входит: выполнение динамического чертежа к задачи, краткая запись условия, обоснованное решение, защита своего решения перед аудиторией (на уроке геометрии или спецкурсе). Ребята, успешно выполнившие программу спецкурса, получили сертификаты об успешном освоении программы «Геометрия на компьютере».



© 2010-2022