- Преподавателю
- Математика
- ФГОС: системно деятельностный подход при обучении геометрии с применением динамической среды
ФГОС: системно деятельностный подход при обучении геометрии с применением динамической среды
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кулагина Т.А. |
Дата | 26.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ФГОС: системно деятельностный подход при обучении геометрии с применением динамической среды
Кулагина Т. А.
учитель математики
МАОУ Видновской гимназии
С целью формирования исследовательского стиля мышления посредством использования информационных и коммуникационных технологий при изучении геометрии в 2013-2014 учебном году для учащихся восьмых классов был организован спецкурс «Геометрия на компьютере». Занятия спецкурса вели учителя математики Т. А. Кулагина и информатики Н. А. Пронина.
Задачи курса:
-
Повышения мотивации к изучению математики и информатики.
-
Повышение уровня коммуникативной культуры.
-
Активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития.
-
Формирование у учащихся исследовательского стиля мышления.
-
Совершенствование умений самостоятельной работы.
-
Развитие логического мышления.
-
Формирование у учащихся умений исследовательской деятельности.
Каждое занятие включает в себя повторение и изучение теории геометрии, инструментов программы GeoGebra, решение задач.
Фрагмент календарно-тематического планирования
Номера уроков
Наименование разделов и тем
Плановые сроки прохождения
Скорректированные сроки прохождения
Глава V. Четырёхугольники (14 часов)
1
Многоугольник. Выпуклый многоугольник. Четырёхугольник
7.09.13
2
Инструмент «Многоугольник. Четырёхугольник»
7.09.13
3
Параллелограмм и его свойства
14.09
4
Инструмент «Параллельные прямые»
14.09
5
Признаки параллелограмма
21.09
6
Инструмент «Движение»
21.09
7
Трапеция
28.09
8
Инструмент «Отрезок. Длина отрезка»
28.09
9
Прямоугольник
5.10
10
Инструмент «Перпендикулярные прямые»
5.10
11
Ромб и квадрат
12.10
12
Инструмент «Угол, заданной величины»
12.10
13
Четырёхугольники.
19.10
14
Инструмент «Движение»
19.10
Чертежи к задачам, выполненные с помощью программы GeoGebra, «вынуждают» ученика двигать, изменять фигуры или их отдельные элементы в направлении, обусловленном содержанием задания.
Рассмотрим несколько задач.
Задача № 663
Рис. 1
План работы
-
С помощью инструмента «Угол» измерить углы АСВ и ВАМ.
-
Используя инструмент «Движение» сравнить углы АСВ и ВАМ.
-
Выдвинуть гипотезу.
-
Провести доказательство.
Рис.2
Рис. 3
В решении задачи используются знания таких фактов, как свойства касательной к окружности и величина вписанного угла, опирающегося на диаметр окружности.
Рис.4
Задача № 664
Для решения задачи воспользуемся результатом решения предыдущей задачи. Для этого необходимо выполнить дополнительные построения: провести диаметр окружности.
Рис. 5
По завершению решения задачи полезно ответить на вопрос:
если изменить положение лишь точки С на чертеже, останется равенство углов МАВ и АСВ?
Этот вывод пригодиться для решения других задач.
Задачи № 663 и № 664 являются опорными для решения задачи № 670.
Рис.6
Динамический чертёж позволяет измерить необходимые отрезки и экспериментально проверить верность требуемого равенства.
Убедившись в этом, начинается работа по поиску путей доказательства. Для этого необходимо воспользоваться выводами задач 663 и 664.
Рис. 7
Динамический рисунок 7 позволяет ответить на такие вопросы:
-
Почему при изменении положения лишь точки А чертежа величины углов АВР и BQP не меняются?
-
При изменении положения каких точек чертежа величины этих углов изменятся?
-
Почему это происходит?
Для доказательства задачи осталось рассмотреть подобные треугольники.
Задачи такого типа встречались в диагностических задачах ГИА. На этот факт необходимо обращать внимание учащихся.
На спецкурсе ребята решают задачи из учебника «Геометрия 7-9», текстов ЕГЭ, ГИА, выполняют чертежи по образцу задач первой части ЕГЭ и ГИА, которые впоследствии используются на уроках геометрии в восьмых классах. Динамические чертежи, выполненные учащимися на спецкурсе, используются на уроках и при доказательстве теорем. Уже в середине учебного года часть восьмиклассников, изучающих курс «Геометрия на компьютере», стали консультантами на уроках геометрии.
Во втором полугодии учащиеся сдают зачёты. В зачёт входит: выполнение динамического чертежа к задачи, краткая запись условия, обоснованное решение, защита своего решения перед аудиторией (на уроке геометрии или спецкурсе). Ребята, успешно выполнившие программу спецкурса, получили сертификаты об успешном освоении программы «Геометрия на компьютере».