Урок по теме: нахождение дроби от числа

Урок проводится в 5 классе по УМК «Математика 5» (авторы учебника Муравина О.В., Муравин Г. Н.) Урок ознакомления с новым материалом по теме «Нахождение дроби от числа». Урок имеет свое место в системе уроков по теме “Умножение на дробь”, он не оторван от другого изучаемого материала, ранее решаемые задачи, на данном уроке решаются другим способом с помощью создания проблемных ситуаций, способствующих выведению правила нахождения дроби от числа. Изучение нового материала строится в форме эвристи...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок

учителя математики МБОУ СОШ № 12
г. Шахты Ростовской обл.
Гоголевой Оксаны Алексеевны


Тема урока: «Нахождение дроби от числа» (5 класс).

Тип урока - изучение нового материала

Цель урока - научить решать задачи на нахождение дроби от числа

Образовательные задачи:

  1. Ознакомить учащихся с основными функциональными понятиями данной темы

  2. Осуществить контроль знаний;

  3. Отработать умения и навыки самостоятельной работы;

  4. Устранить пробелы в знаниях.

Развивающие цели:

1) Формирование интеллектуальных умений: умений анализировать, сравнивать, строить аналоги;
2) Развитие обще трудовых умений: умения применять знания на практике;
3) Развитие воли и самостоятельности, настойчивости, уверенности в своих силах.

Воспитательные цели:

1) Воспитание общечеловеческих ценностей.
2) Содействовать профилактике утомляемости использованием специальных приемов для поддержания работоспособности.

Место данного урока в теме: первый урок.

Метод: комбинированный (словесно-наглядно-практический).

Методы и приемы.

По способу приобретенных знаний - словесные, наглядные, практические.

По уровню познавательной активности - проблемный, частично-поисковый, (эвристический), проверка уровня теоретических знаний, решение познавательных задач.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: тетради, доска, проектор, экран.

Длительность урока: 40 минут.


ХОД УРОКА

I. Организационный этап.

II. Мотивационный этап.

Цель: вызвать интерес к изучению новой темы.

- Учитель: Вы знаете, ребята, когда я сегодня переступила порог вашей школы, меня встретила ваш директор Светлана Анатольевна, и сказала, что я иду в класс, где меня ждет 1/17 золотого запаса вашей школы, и 1/ 820 золотого запаса учащихся г.Шахты.

Я узнала, что в школе 374 учащихся, в г.Шахты 18040 школьников.

И я поняла, что в этом классе меня ждут 22 самых умных и любознательных детей не только школы , но и г.Шахты.

У. Ребята, а вы хотите узнать, как я вычислила сколько вас?

В вашей школе обучается 374 ученика, вы составляете 1/18 часть от всех учащихся. В г.Шахты 18040 школьников, вы составляете 1\820 часть от всех школьников города.

Т.е. вы часть одного большого целого. Значит сегодня на уроке мы учиться находить часть от числа.

У. Ребята, а можно слово часть заменить каким-нибудь другим математическим термином?

-Тогда как можно сформулировать тему сегодняшнего урока?

( « Нахождение дроби от числа»)

Слайд1 ( тема урока).

Ребята, откройте, пожалуйста, свои тетради, запишите число, классная работа и тему урока.

Слайд2. ( математические термины)

Уч.: Обратите внимание, пожалуйста, на экран. Работая в своих группах, на листах которые у вас имеются на столах, попробуйте придумать рифмы к известным математическим терминам. У вас на это 1 мин. После один представитель от группы прочтет слова. (Числитель, знаменатель, умножение, деление)

А сейчас, ребята, я предлагаю вам попробовать составить четверостишья из слов, которые у вас получились. Свои результаты необходимо записать на листочках, а после озвучить.

Ребята, а хотите узнать какое четверостишье составила я!

Слайд3. ( стихотворение: Знаменатель и числитель

Умножение и деление

Вечное противоречие и сопоставление)

Ребята, а сейчас я прошу вас обратить внимание на следующее задание на доске.

Урок по теме: нахождение дроби от числа

Урок по теме: нахождение дроби от числа


Урок по теме: нахождение дроби от числа

Уч. Что показывает знаменатель дроби?

Что показывает числитель дроби?

Молодцы, вы все хорошо справились с заданиями.

I I I. Изучение нового материала.

Цель: вместе с учащимися ввести алгоритм нахождения дроби от числа.

Слайд4. « В классе 24 ученика. На 4 и 5 учатся 2/3 от всего класса. Сколько детей учатся на 4 и 5?»

Ребята я хочу предложить вам решить задачу, которая представлена на экране. Обсудите, в своих группах решение, запишите его, а потом один представитель от группы запишет его у доски.

Решение: 1 сп. 24:3*2=16 ( уч).

Ответ. На 4 и 5 учатся 16 учеников.

Уч. Молодцы, здорово. Все справились с этим заданием.

- Во все способах вы использовали знания из нач.школы. Но вы ведь уже взрослые и мы просто обязаны решить эту задачу по взрослому?

- Ребята, обратите внимание на условие задачи. В условии была дана дробь, куда она делась?( Что показывает знаменатель? Что показывает числитель?)

_Ну и тогда как же можно решить эту задачу другим способом, используя дробь?

Запишите, пожалуйста, 2-ой способ тоже в тетрадь.

Уч. Так как же можно найти дробь от числа?

- Как можно сформулировать правило нахождения дроби от числа?

Далее учащимся предлагается самим сформулировать правило нахождения дроби от числа.

Чтобы найти дробь от числа нужно умножить число на эту дробь.

Слайд5. ( схемы с правилами)

Обратите внимание на экран. Здесь представлены схемы, изображающие уже известные вам правила, с помощью геометрических фигур.

Уч. Ребята, я предлагаю вам сейчас попробовать самостоятельно в своих группах составить аналогичную схему, с использованием геометрических фигур, для нахождения дроби от числа. Для этого у вас на столах имеются маркеры и листы. После, один представитель выходит и защищает свою схему.

Слайд6. ( схема)

- Ребята, а вы хотите узнать как я составила схему?

Как вы думаете, что я выделила одним цветом?

Обратите внимание на экран. В рус.языке предлог ОТ и существительное УМНОЖЕНИЕ начинаются на один звук- гласный.

Я сейчас говорю об этом, потому что чуть позже мы будем с вами находить число по его дроби. И оно потребует действие деление . Т.о. По и ДЕЛЕНИЕ будут начинаться на согласный звук.

И лишь по этому я акцентировала ваше внимание на этом моменте.

Уч. Ребята, давайте, еще раз проговорим правило нахождения дроби от числа.

IV. Проверка усвоения алгоритма.

Цель: проверить усвоение алгоритма и умение решать задачи.

Уч. Ребята, а сейчас обратите внимание, пожалуйста, на экран. Вам предлагается выбрать одну из тем и попробовать решить задачу из этого цикла.

Слайд-7- 10. ( задачи Компьютерные игры.

Здоровое питание

Режим дня)

V. Физкультминутка

А теперь проведём физкультминутку, которая поможет не только отдохнуть от сидячей работы, но заодно вспомнить признаки делимости, нужные при работе с дробями. (Вспомним признаки делимости на "2"; "3"; "4"; "5")

Дети встают в исходное положение: пятки вместе, носки врозь. Учитель называет числа. (Слайд №8)

Если число делится на "2", то учащиеся поднимают руки вверх.

Если на "3" - руки разводят в стороны.

Ели на "5" - руки на пояс.

Урок по теме: нахождение дроби от числа Урок по теме: нахождение дроби от числа Урок по теме: нахождение дроби от числа

Учитель называет числа: 94; 111; 125; 57; 305; 108; 206; 145; 918,13

VI. Итог урока.

-Уч. Ребята, давайте вернемся к началу нашего урока.

Вспомните с чего начался наш урок? С чего началось наше знакомство?

Слайд-11

- Так как же я узнала, сколько вас в классе. Мне было известно, что в гимназии 900 учеников, вы составляете 1\36 часть, а в городе 18000 школьников, и вы составляете 1\720 золотого запаса школьников.

- Давайте запишем решение в тетрадь.

_И вот теперь вы не только узнали как я вас высчитала, но и научились сами.

VII. Рефлексия.

Слайд-12 ( Рефлексия)

Как найти дробь от числа?

Чтоб дробь от числа найти

Не надо никого тревожить

Нам надо данное число на эту дробь УМНОЖИТЬ!

Спасибо за урок!

И уходя с урока, я попросила бы вас, ребята, оценить наш с вами урок! Разместите в области круга красные стикеры, если урок вам понравился и стикеры синего цвета, если урок не понравился.

VIII. Домашнее задание.

п.19 (стр. 183) № 580 (2) № 585 № 589*

© 2010-2022