- Преподавателю
- Математика
- Элективный курс «Роль знания функции в жизни человека »
Элективный курс «Роль знания функции в жизни человека »
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кружалина Е.М. |
Дата | 19.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Программа элективного курса
для учающихся 9 классов:
«Роль знания функции в жизни человека»
Срок реализации программы: 12 часов
Утверждено:
ОГОУДПО ИПКРО
29 июня 2010г.
протокол №6
Автор: учитель математики
МБОУ «Лицей №1»
г. Усолье-Сибирское
Иркутской области
Кружалина Евгения
Михайловна
Усолье-Сибирское
Иркутской области
2010г.
Пояснительная записка
В последнее время образование во всём мире рассматривается в качестве важнейшего фактора становления и развития личности как индивидуальности. Оно является неотъемлемой частью сложной социокультурной среды, в которой живёт каждый человек. Находясь в этой среде, он, с одной стороны , усваивает её ценности, требования, адаптируется к ним , а с другой - активно создаёт для вхождения в культуру общества сообразно своим индивидуальным особенностям, мировоззренческим ценностям и личностным установкам.
Образование обеспечивает не только познание мира, но и развитие личности в её индивидуальности, неповторимом своеобразии. Это должно обеспечиваться образовательным процессом, основная функция которого - организация единого пространства познания и индивидуального развития.
Образование сегодня - это личностно ориентированное образование. Личностно ориентированное образование в современной педагогике называют образование, обеспечивающее развитие, прежде всего тех качеств личности, которые помогут человеку стать хозяином своей жизнедеятельности, занять в ней активную, ответственную, «авторскую» позицию.
Личностно ориентированное образование ставит перед собой и педагогами следующие задачи: обеспечить 1) личностный рост, развитие субъективности, саморазвитие учащегося; 2) его интеллектуальное развитие; 3) формирование в его сознании целостной картины мира.
Этого можно достичь за счёт всего учебного процесса.
Элективные курсы предпрофильного обучения - это часть учебного процесса, через которые будет осуществляться подготовленность детей к выбору профиля для будущего обучения в 10 - 11 классах, успешной сдачи экзамена.
В связи с этим и выбран элективный курс в 9 классе по математике:
« Роль знания функции в жизни человека ».
Курс алгебры является опорным для всех дисциплин школьного компонента.
Функциональные понятия учащиеся начинают изучать в алгебре с 7 класса. К 9 классу учащиеся знают понятие таких функций как линейная, прямая пропорциональность и обратная пропорциональность, квадратичная и функция вида у = / х. Свойства и графики функций, изучаемые в алгебре, становятся опорными при рассмотрении конкретных зависимостей между величинами. График для учащихся является опорным образом при усвоении значительного числа функциональных понятий. Идея функциональной зависимости, формируемая в курсе алгебры, является основополагающей для понимания реальных процессов и явлений, рассматриваемых в смежных дисциплинах.
Так, например, при изучении равноускоренного движения используется сведения о линейной функции ( физика, 9 класс), при изучении электричества - сведения о прямой и обратной пропорциональности ( физика, 8 класс).
При введении координат и векторов целесообразно использовать сведения о графическом изображении сил ( физика 8 класс), о географических координатах ( география 7 класс).
Ноты - распространённый способ письменной шифровки мелодии. Однако в последнее время потребовалось научиться кодировать мелодию и другими способами ( понотным и потактным введением координатной метрической сетки, графически).
Программа данного элективного курса составлена:
-
с учётом Государственного стандарта и Государственной программы по математике и основывается на методах активного обучения, таких как: творческий, проектный, исследовательский;
-
на основе элективного курса Кружалиной Е.М., зарегистрированного на заседании УМК, ИИПКРО, 02.06.2004г, пр. № 6
Актуальность программы:
По программе данного элективного курса будет уделено внимание одному из способов задания функции - графический, т.к. это одна из тем по которой выпускники основной школы, а так же выпускникам полной (средней) школы выполняют задания при сдачи экзамена по математики.
Задания такого вида как:
-
Постройте график функции.
-
Решите графически уравнения.
-
Найдите координаты точек ( функция задана формулой и графиком ).
-
Пользуясь графиком функции ответить на вопросы.
Данный элективный курс поможет сформировать у учеников необходимость математического образования, для дальнейшего обучения выбрав естественно - математический профиль, социально - экономический профиль.
Новизна данного курса:
В нашу жизнь властно вошли выборы и референдумы, банковские кредиты и страховые полисы, таблицы занятости и диаграммы социологических опросов. Общество всё глубже начинает изучать себя и стремится сделать прогнозы о самом себе и о явлениях природы, о закономерностях жизни. Полноценное существование гражданина в сложном, вариативном и многоукладном обществе непосредственно связано с правом на получение информации, с её доступностью и достоверностью, с правом на осознанный выбор, который невозможно осуществить без умения делать выводы и прогнозы на основе анализа и обработки зачастую неполной и противоречивой информации.
Ориентация на демократические принципы мышления, на многовариантность возможного развития реальных ситуаций и событий , на формирование личности, способной жить и работать в сложном, постоянно меняющемся мире , с неизбежностью требует развития вероятностно - статистического мышления у подрастающего поколения. Эта задача может быть решена в школьном курсе математики на базе комплекса вопросов, связанных с описательной статистикой и элементами математической статистики, с формированием комбинаторного и вероятностного мышления.
Однако не только социально - экономическая ситуация диктует необходимость формирование у нового поколения вероятностного мышления. Современная физика, химия, биология, демография, социология, лингвистика, философия, весь комплекс социально - экономических наук, построены и развиваются на вероятностно - статистической базе.
В данной программе подробно остановимся на статистическом наблюдении - это систематический сбор информации о массовых общественных явлениях по заранее определённой программе и показать это через метод графических изображений (метод получения численных решений различных задач при помощи графических построений).
В статистике графики используются: во - первых в целях широкой популяризации данных и для облегчения их восприятия не специалистам; во - вторых графики широко используют для обобщения и анализа статистических данных. Графическое изображение служит одним из важнейших технических и познавательных средств статистики.
График должен быть точным, построенным в соответствии с масштабом, объяснен смысл расцветок или штриховок, название показателей. Не должен быть перегружен материалом.
Цель:
Научить детей жить в вероятной ситуации. А это значит ,извлекать, анализировать и обрабатывать информацию, принимать обоснованные решения в разнообразных ситуациях.
Задачи:
-
Закрепить теоретические знания и умения в практической деятельности;
-
Выявить взаимосвязь математики с различными областями человеческой деятельности;
-
Создать для ученика своеобразный «банк ситуаций успеха», т.е. таких учебных действий, в которых, обучаемый чувствует себя победителем, покорителем трудной вершины, первопроходцем;
-
Чтобы каждый ученик прожил ситуацию заслуженного успеха, пусть маленькой, но его личной победы, за счёт которой он может самоутвердиться в своих глазах и в глазах своих сверстников.
Ожидаемые результаты.
-
Наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации (хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию);
-
Наличие у учащегося положительных изменений в эмоционально - волевой сфере. ( Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать своё внимание);
-
Переживание учащимися субъективного открытия (Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой);
-
Осознание учеником усвоения нового как личностной ценности
(Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне
будут эти знания нужны);
-
Овладение обобщённым способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности;
-
Подготовиться, к успешной сдачи экзамена.
Тематическое планирование
Тема занятия
Кол -во часов
Форма урока
Форма контроля
Функция
1.Вводное занятие.
Из истории понятия функции
1
Урок - экскурсия
Анкетирование, беседа
2.Один из способов задания функции - графический.
2
практикум
участие в практикуме
Статистика в разнообразных ситуациях
3.Всё из истории статистики
1
урок - экскурсия;
беседа
4.Решение задач практической направленности представленных в виде графиков
4
практикум
участие в практикуме
Творчество учащихся
5.Самостоятельная работа
1
практикум
участие в практикуме
6.Создание проекта
2
Лабораторно - практическая работа, консультация
участие в практической работе, повторное анкетирование
7.Защита проекта
1
круглый стол
презентация
Содержание
I. Функция (3)
Цель: Систематизация знаний: в способе задания функции, в умении читать графики функции при выполнении заданий из экзаменационного сборника по алгебре; расширить знания о «функции» с исторической точки зрения; расширить кругозор учащихся, о том, что функциональная зависимость, формируемая в курсе алгебры, является основополагающей, для понимания реальных процессов и явлений рассматриваемых в смежных дисциплинах (физика, география, музыка и т.д.).
Вводное занятие, анкета для учащихся (мнения учащихся о математике). История развития понятия функции. Решение заданий из сборника экзаменационных работ по алгебре.
II. Статистика в разнообразных ситуациях (5)
Цель: сформировать представление о «статистике», познакомить с историей появления понятия - статистика и с биографией учёных посвятивших свою деятельность таким вопросам, как статистика. Научить извлекать, анализировать и обрабатывать информацию, принимать обоснованные решения в разнообразных ситуациях.
Всё из истории статистики. Решение задач практической направленности представленных в виде графиков из банка задач ФИПИ.
III. Творчество учащихся (4)
Цель: способствовать: развитию навыков самостоятельного применения знаний и умению управлять проблемно - поисковой и исследовательской деятельностью учащегося учитывая индивидуальность, интересы и склонности ребёнка.
Самостоятельное решение заданий из сборника экзаменационных заданий по алгебре и банка заданий ФИПИ. Сбор и обработка статистических данных и выборка заданий из банка заданий ФИПИ. Презентация. Анкета для учащихся (мнения учащихся о математике).
Диагностическая программа по выявлению эффективности реализации авторской разработки
Целью аттестации по данному элективному курсу является констатация личных достижений учащихся по освоению содержания, а также качественная оценка самостоятельно выполненных проверочных, практических работ.
Основными результатами освоения содержания элективного курса учащимися может быть определенный набор умений, а также приобретение опыта исследовательской деятельности, содержательно связанной с предметным полем - математика.
Если учащийся освоил теоретический материал курса, принял активное участие в занятиях, успешно выполнил самостоятельные и практические работы, защитил проект, продемонстрировал умение работать с литературными источниками, научился работать в группах, находить и использовать информацию и набирает от 18 до 63 баллов, то он получает зачёт. Это оценка за усердие и прилежание, которые привели к положительным результатам. В противном случае учащийся получает незачёт.
№
Форма контроля
Балл
Количество
Общий балл
1
Анкетирование
3,5
2
7
2
Участие в практикуме
5
7
35
3
Лабораторно - практическая работа
5
1
5
4
«Экскурсия»
3
2
6
5
Проект
10
1
10
Ресурсное обеспечение курса:
Литература:
-
Советский Энциклопедический словарь / М.: Сов. Энциклопедия, 1989. - С.1281
Учебные пособия:
1. Кузнецова Л.В. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы / Л.В. Кузнецова , Е.А. Бунимович, Б.П. Пигарев, С.Б. Суворова. - М.: Дрофа, 2009. - 192с.
2. Макарычев Ю.Н. Алгебра: элементы статистики и теории вероятности: учеб. пособ. для учащихся 7 - 9 классов / М.: Просвещение, 2005
3. Федосеев В.Н. Решение вероятностных задач. / М.: ВШМФ «Авангард» ,1999
Электронные источники:
-
Интернет: Открытый банк заданий ЕГЭ и ГИА / mathege.ru; mathgia.ru
-
Интернет: сайты, содержащие материалы по истории статистики
-
Энциклопедия «Кирилла и Мефодия»
-
greatmath.net
-
ru.wikipedia.org/wiki
Апробация курса и мониторинг его результативности:
Ответы учащихся на вопросы анкеты (Входящая)
Ответы учащихся на вопросы анкеты (Выходящая)
Мини -сочинения (отрывки)