Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления для 5 класса

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Скрябинская основная общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия


Рассмотрена и одобрена на заседании методического совета

Руководитель____________ Буренкова Ю.В.

Протокол № _____ от

«____»____________20___ г.


«Утверждено»

Директор МКОУ Скрябинская ООШ

_________ Гарипова В.К.


Приказ № ___ от «___»_______20____ г.




Программа внеурочной деятельности

для учащихся 5 класса

«Теория решения изобретательских задач»

Направление - общеинтеллектуальное






Разработала

Буренкова Юлия Владимировна

учитель математики

1 квалификационная категория








2015 - 16 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

…Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому.

Георг Лихтенберг, немецкий физик

Сегодня, в начале третьего тысячелетия, в течение одной человеческой жизни могут несколько раз смениться образцы техники, социальных структур и даже мировоззрение … Особенно в последнее время стремительно совершенствуются технологии практически во всех отраслях науки и техники. Количество информации удваивается каждые 15 лет. 50% знаний в биомедицине устаревает в течение 3 лет, в географии за 15 лет. За неполные 40 лет сменилось 5 поколений ЭВМ.

Выживание в такой ситуации могут обеспечить только действительно квалифицированные, думающие кадры. Современному обществу необходима опережающая педагогика - система интеллектуального и психологического развития, формирующая у личности устойчивые компоненты творческого стиля мышления.

Основная её особенность, как интеллектуальной системы, - умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решения на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты таких решений и т. д. Личность с творческим стилем мышления не только готова к постоянным изменениям в технологиях, но и рассматривает эти изменения как возможность получить жизненно необходимое моральное удовлетворение от решения возникающих интеллектуальных задач.

Одним из компонентов опережающей педагогики является ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач - инструмент решения нестандартных задач. Дети интуитивно тянутся к творчеству - этому нормальному состоянию человека. Станут ли они профессионалами? Учитель этого не знает. Но дать шанс на творчество должен! В этом заключается основная роль занятий ТРИЗ.

ТРИЗ - предмет, который, используя имеющиеся знания и любой жизненный опыт, учит грамотно применять их. Поэтому в образовательной системе он может вводиться на любом этапе. Но чем раньше начнется изучение предмета, тем легче и быстрее можно достичь желаемого результата. Данная программа составлена с учетом знаний, умений и наблюдательности, полученных учащимися во время обучения в 1- 4 классах. Основной упор сделан на знание математики, так как с её применением более четко отслеживается результат.

Цель программы - воспитание, подготовка творческой, мыслящей личности, способной решать возникающие перед ней задачи.

Задачи - способствовать формированию культуры мышления, умению и желанию выявлять причинно - следственные связи и противоречия, грамотно и логично строить умозаключения. Нужно подготовить личность, ориентирующуюся в современной обстановке, способной к самореализации, саморегуляции.… Обеспечить высокий уровень компетентности, стимулировать потребность в постоянном поиске творчества, приобщить к непрерывному общекультурному, научному совершенствованию. Задача предмета ТРИЗ тренировать осознанные элементы процесса мышления, подобно навыкам чтения, письма.… К таким навыкам относятся чувствительность к проблемам, к дефициту или пробелам в знаниях, к смешению разноплановой информации и т. д.

Особенностью курса является выработка навыков эффективного мышления, которые приобретаются при разрешении проблемных ситуаций, решение которых производится с соблюдением определённой последовательности выполнения мыслительных операций.

Цели и задачи, поставленные перед предметом, очень высоки, поэтому форма проведения занятия должна быть индивидуальной, а методы обучения проблемными или частично-поисковыми и в перспективе даже исследовательскими.

ТРИЗ, как отрасль науки, создаётся для того, чтобы заменить интуитивные озарения, приводящие талантливых инженеров и ученых к выдающимся изобретениям и открытиям, к такой стратегии мышления, которая позволяла бы каждому хорошо подготовленному специалисту получить аналогичные результаты. ТРИЗ формирует культуру творческого мышления как осознанный, целенаправленный и управляемый процесс мыследеятельности. ТРИЗ учит не запоминатьзаконы химии, физики, географии..., а грамотно их применять при решении проблемных ситуаций. Это вселяет уверенность в собственные силы. Именно детский ум, не ограниченный рамками дозволенного, способен найти нестандартные решения.

Так как ТРИЗ наука нестандартная, то оценивать знания, умения и навыки предлагается по следующим параметрам:

1. Полнота - связана с точностью и правильностью формулировок, понятий, признаков и пониманием их связи в данной теме, задаче…

2. Системность - умение видеть связь понятия в структуре данного предмета и других видах учебной и практической деятельности.

3. Действенность - способность применять понятие, правило на множестве примеров, явлений.

Все сказанное выше является основанием для преподавателя заявить своим ученикам, что каждый из них может развить в себе творческие способности, пока не известные ни ему самому, ни окружающим. В каждом ребёнке необходимо разбудить его творческие возможности, которые можно вырастить и развить. Для этого существуют методы и инструменты. А самое главное, каждому юному человеку важно знать и верить, что при соответствующей подготовке он сможет решать любые творческие задачи. Помимо подготовки ещё нужен психологический настрой и знание качеств творческой личности:

- Уметь мысленно отвлечься от обследуемого объекта, выделив главное.

- Уметь фантазировать, свободно работать.

- Уметь задерживать развитие идей и верить в то, что впереди появится лучшее.

- Благожелательно воспринимать чужие идеи, даже туманные, нечетко сформулированные.

- Быть уверенным в своих способностях и способностях товарищей.

- Находить в обычном необычное и в необычном обычное, усматривать нечто особенное, использовать это особенное в качестве исходного пункта для творческого воображения.

Занятия проводятся в группах по с использованием проблемного или поискового методов.

Предмет ТРИЗ изучается для того, чтобы заменить интуитивные озарения стратегией мышления. ТРИЗ формирует культуру мышления как осознанный, целенаправленный и управляемый процесс мыследеятельности. Программа позволяет вести занятия с учащимися разного уровня подготовки и различными способностями. В процессе обучения изучаются не только алгоритмы решения задач, но и воспитывается культура мыследеятельности. Программа позволяет включиться в изучение предмета на любой стадии, так как разбита на несколько разделов, не зависящих друг от друга.

В процессе обучения учащиеся используют знания, полученные на других занятиях, а также используют свой жизненный опыт и личные наблюдения. Основной упор сделан на математику, так как с её применением более четко отслеживается результат.

Кроме основной задачи - помочь учащимся определиться в выборе будущего профиля обучения, нужно развить в учащихся потребность в решении проблемных ситуаций, где могут грамотно применять законы химии, физики…. Развивать и совершенствовать процесс мыследеятельности, творить и изобретать. А это возможно. И в большей степени доступно, если они выберут предмет ТРИЗ в качестве элективного курса при профильной подготовке.

Из всего выше перечисленного можно сформулировать основные, более конкретные цели и задачи данного элективного курса.

Основная цель курса - посредством актуализации ранее полученных знаний составить собственное мнение о системе своих знаний и умений, способности к творческой деятельности. Определить основные ориентиры, которые могут обеспечить личную заинтересованность.

Задачи курса:

- сформировать систему собственных знаний и умений;

- систематизировать знания и умения;

- развить навыки анализа собственных действий;

- развить критическое мышление (хочу, могу, надо).

К окончанию курса обучающийся должен уметь составить модель желаемого будущего. Вначале она формируется в общем виде, а далее конкретизируется и определяет представление ученика о желаемом результате. При этом ученик ставит перед собой новую задачу: чему он должен учиться и что уметь делать.

Творческой называется задача, которая содержит элементы исследования, допускает несколько вариантов решения, и эти решения неизвестны в данный момент ученику. Оригинальное, нестандартное и нестереотипное решение такой задачи называют креативным.

Креативное решение - высший пилотаж творческой мысли!

Ученик, которому это удалось, приобретает «божью искру», благодаря которой в корне меняется его отношение к самому себе и окружающему миру. Основы творческого мышления заложены природой в любом из нас. Задача ТРИЗ - вывести эти способности из виртуального в наблюдаемое состояние. Для этого разработана система творческих задач, формы и методы их разрешения. Если приложить терпение и труд, то вскоре произойдёт «пробой» в стереотипе мышления и выход за пределы привычного образа мыслей. После чего ученик переходит на качественно новый уровень - уровень творческой личности, способной мыслить нестандартно и нестереотипно. Именно такие люди нужны современному обществу.

Интеллект - способность мыслить, а не сумма знаний.

Внимание - это умение зафиксировать объекты и информацию о них, увидеть и запечатлеть их как можно полнее.

Логика - это способность проанализировать полученные знания, умение классифицировать их и находить связь между объектами.

Память - это свойство человеческого мозга удерживать информацию.

ТРИЗ - азбука талантливого мышления, каждый человек обязан быть творчески грамотным.

СТРУКТУРА УЧЕБНОЙПРОГРАММЫ

1. По развитию культуры мышления.

Часть задач и упражнений выполняется как решение проблемы по четкой и жесткой программе на всех этапах решения.

2. По развитию творческого воображения.

Большинство задач выполняется по специальным алгоритмам, но для активизации мышления и воображения используются и не алгометрические методы - метод проб и ошибок, перебора вариантов, мозгового штурма……

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учащиеся 5класса очень любопытные, имеют хоть и небольшой, но свой жизненный опыт. Имеют определённый запас знаний.

ТРИЗ - это первый предмет в их жизни, где от них не требуют заучить, а просят учиться думать, что они пока делать не умеют. Поэтому в учебный цикл включены задачи и упражнения, не требующие точных знаний, но требующие логического мышления.

Раздел I. Введение. В этом разделе объясняется, что такое ТРИЗ, с какой целью вводится предмет в школьную программу.

Раздел II. Упражнения. Цель этого раздела - показать обучающимся, какие они есть на самом деле. Дать им достоверную информацию о том, как они «видят, слышат, передают информацию».

Раздел III. Задачи. Это основной раздел. В этом разделе решаем упражнения, задачи. Изучаем алгоритм решения некоторых типов задач. Учимся анализировать задание, правильно выбирать путь решения и обосновывать своё умозаключение. Вначале преподавания ТРИЗа брали около 20 типов задач, но исходя из практических наблюдений, сократили до 6 типов. Это позволило не распыляться по многим вопросам, а сосредоточиться на основных, чаще других встречаемых вопросах.

Раздел IV. Повторение. Проводим анализ решённых задач, упражнений, устраняем возможные пропуски, пробелы в знаниях.

Раздел V. Проект. В этом разделе учащийся работает над созданием тематического сборника задач, составленных самостоятельно. Приблизительная тематика: космос, экология, ВОВ и другие.

РазделVI. Подготовка и участие пятиклассников в математических конкурсах и викторинах, проводимых в рамках недели математики в школе. Подготовка и участие в школьной олимпиаде по математике.

Последние два раздела, в отличии от первых четырех, подразумевают внеаудиторные самостоятельные занятия

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками в различных видах деятельности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решения на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты решений;

умения грамотно применять имеющийся любой жизненный опыт и полученные знания;

умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

умения составить модель желаемого будущего.

Предметные результаты:

умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), использовать различные языки математики (словесный, символический), таблицы и схемы;

развитие способности обосновывать суждения, проводить классификацию;

умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;

Умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении нестандартных задач.

Универсальные учебные действия

· Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

· Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задач; использовать его в ходе самостоятельной деятельности.

· Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

· Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

· Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

· Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения.

· Использовать критерии для обоснования своего суждения.

· Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

· Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование


Тема занятия
Количество часов
I. Введение (1ч.)

Цели и задачи предмета

1

II. Упражнения (2ч.)

Решение задач и упражнений на развитие творческого мышления

2

III. Задачи и алгоритмы решения (28ч.)

Задачи с транзитивными отношениями

2

Задачи с отношением равенства

2

Задачи с не транзитивными отношениями

2

Задачи с несколькими отношениями

2

Задачи на сравнение элементов в отношениях

3

Задачи, решаемые с помощью схем, таблиц и графов

3

Задачи с некорректными условиями

3

Задачи «почти без вычислений»

3

Задачи на перебор возможных вариантов

3

Игры, числовые головоломки

7

IV. Итоговое занятие (1ч.)

Анализ пройденного материала

1

Итого аудиторных занятий

34

Внеаудиторных занятий

Работа над проектом и презентация проекта

Подготовка и участие в математических конкурсах и викторинах. Подготовка и участие в школьной олимпиаде по математике

Подготовка и участие в дистанционной олимпиаде

34

20

6

4

4


МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

При ведении курса обучения такими сложными методами учитель особенно тщательно должен готовить задания и быть готовым к любым путям решения. Одновременно он должен направлять мыследеятельность учащихся в нужном направлении. При этом, объясняя, почему иная идея или предложение ведут в тупик.

На занятиях предпочтительней пользоваться индивидуальной формой обучения.

Оценивать деятельность учащихся можно словами:

«умница» - при самостоятельном решении,

«молодец» - при решении с помощью учителя.

На итоговом занятии, когда учащиеся дают анализ своих возможностей, а на их основании аргументируют выбор будущего профиля обучения, можно оценивать их деятельность параметрами «убедительно» и «неубедительно». При таком варианте оценки деятельности учащихся над ними не будет висеть проблема отметки, что значительно раскрепостит их и даст возможность наиболее полно раскрыться.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Альтов Г. С. И тут появился изобретатель./ Г. С. Альтов.- М.: Детская литература, 198с.- (Знай и умей).

2. Альтшуллер. Г.С. Найти идею: (Введение в ТРИЗ)./ Г. С. Альтшуллер. - Новосибирск: Наука, 1986.-209с.

3. Альтшуллер. Г.С., Селюцкий А. Б. Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи? / Г. С. Альтшуллер, А. Б. Селюцкий. - 2-е изд.-М.: Мир, 198с.

4. Игнатьев Е. И. В Царстве смекалки. / Е. И. Игнатьев. - М.: Наука, 198с.

5. Кордемский Б. А. Математическая смекалка./ Б. А. Кордемский.- М.: Гостехиздат, 195с.

6. Олехник С. Н., Нестеренко Ю. В., Потапов М. К. Старинные занимательные задачи. / С. Н. Олехник, Ю. В Нестеренко, М. К. Потапов.- М.: Наука, 198с

7. Перельман Я. И. Занимательные задачи для маленьких. Пособие для начальной и средней школы./ Я. И. Перельман.- М.: Омега, 1994.-256с.

8. 365 задач для эрудитов. - М.: АСТ - ПРЕСС Т68 Книга. - 288с.

Составитель Г. Голубкова.

9. 365 логических игр и задач. - М.: АСТ - ПРЕСС Т68 Книга. - 288с.

Составитель Г. Голубкова.




© 2010-2022