- Преподавателю
- Математика
- Матетатический вечер «В мире чисел и цифр»
Матетатический вечер «В мире чисел и цифр»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Брыкина Л.В. |
Дата | 27.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Математический вечер
« В мире чисел и цифр»
Подготовила
учитель математики Брыкина Лариса Васильевна
План проведения вечера
-
Научно-практическая конференция «В мире цифр и чисел»
-
Выступление с докладами учащихся
А) «Арифметика каменного века»
Б) «Первые цифры в древнем Египте, Риме и Греции»
В) Нумерация индейцев и индийцев
Г) «Числа великаны»
-
Слово учителя
-
Тайна цифр и чисел. Математические фокусы и загадки
А) «Феноменальная память »
Б) «Отгаданное число»
В) «Волшебная таблица»
Г) «Волшебник-недоучка»
-
«Палестра богов» - интеллектуальная игра
-
Подведение итогов вечера
Ход вечера
I Выступление ведущего
Сегодня мы собрались для проведения вечера «В мире чисел и цифр», на котором вы узнаете об истории возникновения и развития цифр и чисел в разные временные эпохи.
В ходе выступления наших докладчиков вы познакомитесь с историей происхождения нумерации в каменном веке, Древнем Египте, Вавилоне, Древней Греции, Риме, Индии.
II Выступление докладчиков:
А) «Арифметика каменного века»
Б) «Первые цифры в древнем Египте, Риме и Греции»
В) Нумерация индейцев и индийцев
Г) «Числа великаны»
Вед: Внимательно послушайте выступления, ведь в дальнейшем вам придется выполнять особое задание, связанное с этими сообщениями.
III Демонстрация математических фокусов и загадок
Вед: «Цифры и числа управляют миром!» так утверждали пифагорейцы. Это конечно мистика, но числа дают возможность человеку управлять миром, и в этом нас убеждает ход развития науки и техники. Многие великие открытия были основаны на математических расчетах, требующих хорошо развитое мышление и память.
Вед: Не все имеют отличную или исключительную память.
Большинство людей обладают средней памятью. Многие ли из вас могут запоминать многозначные числа? А между тем память можно тренировать. Эту тренировку можно рассматривать как фокус, основанный на свойствах чисел. Несколько таких фокусов мы хотим сегодня предоставить вашему вниманию.
Фокус 1 «Феномен»
Сейчас мы раздадим вам карточки с номерами и записанными на них числами порядка 10 млн. Вы назовите номер карточки, а наш феномен назовет указанное в нем число.
Карточки
№ 3
21347189
№ 9
81909987
№ 15
42684268
№ 25
43707741
№ 84
39213471
№ 48
75279651
№ 32
14594370
№ 58
76392134
№ 74
38190998
№ 80
98752796
№ 53
26842684
№ 39
84268426
Секрет фокуса: К № карточки прибавить 9 и прочитать справа налево. Две последние цифры сложить и приписать справа единицы полученных сумм, отбрасывая десятки.
Фокус 2 «Волшебная таблица»
Наш следующий фокусник обладает феноменальной наблюдательностью и зрительной памятью.
Перед вами таблица, в которой в пяти столбцах записаны все числа от 1 до 31.
Задумайте какое угодно число не более 31 и укажите в каких столбцах это число находится, а наш феномен это число угадает.
5
4
3
2
1
16
8
4
2
1
17
9
5
3
3
18
10
6
6
5
19
11
7
7
7
20
12
12
10
9
21
13
13
11
11
22
14
14
14
13
23
15
15
15
15
24
24
20
18
17
25
25
21
19
19
26
26
22
22
21
27
27
23
23
23
28
28
28
26
25
29
29
29
27
27
30
30
30
30
29
31
31
31
31
31
Фокус 3 «Число 1089»
Вложить в конверт бумажку с числом 1089. Предложите зрителям написать трехзначное число, но такое, чтобы крайние цифры в нем были различными и отличались друг от друга более чем на 1. Поменяйте местами крайние цифры и вычтите из большего меньшее. В результате снова переставьте цифры и полученное число прибавить к разности первых двух. Полученная сумма окажется в конверте.
Пример, 754 - 457 = 297,
792 + 297 = 1089
Загадка про учебный год.
IV КВН «Палестра богов»
Истинное начало истории математики теряется во мгле времени. Где и как она начиналась, кто ее сделал наукой, название которой сегодня стоит в расписании каждого школьника. Кажется это сделали греки.
В 7 веке до н.э. поклонники холодной логики и изящного интеллекта создали одно из самых прекрасных и долговечных творений - геометрию. Но под силу ли это человеку? Не обошлось ли здесь без божественного провидения? Попробуем открыть тайну - отправимся на Олимп. Что не встречает нас здесь - палестра - школа для богов. Неужели и они изучали математику? Или только придумали ее? Попробуем разобраться. Ведь ещё Платон сказал: «Изучение геометрии приближает к бессмертным богам».
А соревноваться за пальму первенства в изобретении математических знаний будут две олимпийские семейки. Давайте с ними знакомится, а высокий суд проследит, чтобы награды были получены по заслугам.
I Приветствие (4 б, эмблема 2 б)
II Урок гимнастики умо.
Разминка:
-
На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
-
Поставить знаки так, чтобы равенства были верными
а) 1 * 2 =2
б) 3 - 2 + 1 = 2
в) (1 + 2 + 3 + 4) / 5 = 2
-
Первое предлог, второе - летний дом, а целое порой решается с трудом. (Задача)
-
Летела стая уток, одну убили. Сколько осталось? (1)
-
Рыба весит 8 кг плюс половина ее веса. Сколько весит рыба? (16 кг)
-
Назовите пять дней подряд, не пользуясь указанием чисел месяца, дней недели. (позавчера…послезавтра) (1 б)
-
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 . Что больше сумма или произведение этого ряда чисел? (Сумма)
-
Четыре овцы идут впереди овцы, четыре позади овцы. Одна овца идет по серединке, сколько овец идет по тропинке? (5)
-
Продолжите ряд букв о, д, т, ч, п… (1. 2, 3, 4, 5,…)
-
Ваш преданный Диофант любил решать уравнения, но это даже ему не под силу - дело за вами:
- натуральное число
(2 б)
-
Бросая взгляд с Олимпа сколько четырехугольников вы видите?
(8) (2 б)
III «Чистые идеи» - так греки называли фигуры. Что может быть их лучше, только показывай. Все лучше чем теоремы о них - доказывать ничего не надо.
Нарисуйте 2 треугольника так, чтобы их общей частью был
- шестиугольник
- пятиугольник
- четырехугольник
- треугольник
- отрезок
- точка
Загадки для болельщиков.
IV Числа создали боги, все остальное люди. Ведь греки и их боги обожали число.
Запишите пользуясь нумерацией:
а) египтян 246 =
б) вавилонян 38 =
в) римлян 69 = L X I X
г) отгадайте число, записанное греческой нумерацией
Χ Χ Η Η Η Δ Δ Δ Δ Γ Ι Ι ( 2347)
V Конкурс логиков
Исключите лишние понятия (2 б)
Пусть сюда не входит тот, кто не знает геометрию:
-
Луч, прямая, отрезок
-
Два равных угла, два смежных угла, два вертикальных угла
-
Противоположные стороны равны, диагонали перпендикулярны, параллелограмм
-
Все углы прямые, все стороны равны, прямоугольник
VI Конкурс Зевсов ( 2 б за каждое слово)
Найдите имена 3 ученых математиков (буквы записаны подряд)
п п
а л и д
о т к ф а г
н е в р р о (Пифагор, Евклид, Платон)
VII Конкурс богинь-рукодельниц (2 б)
Нарисовать одновременно одной рукой (правой) окружность, левой треугольник.
VIII Конкурс анаграмм
загон - газон
рагу - угар
иголка - логика
выход - выдох
шарм - шрам
стук - куст
ропот - топор
лиса - сила
карета - ракета
сани - анис
ремонт - монтер
фирма - рифма
IX Конкурс архитекторов
Во всем греки преуспели - и теоремы доказать, и Парфенон поставить. Да тут без богов не обошлось. Им и ответ. держать
Задание архитекторов
Переложите две спички так, чтобы получилось 10 квадратов
Х. Конкурс тяжелоатлетов
На муляжах гирь нанесен их « вес» Нужно набрать как можно больший «вес» ответив на вопросы
2 кг - 32 = 9
5 кг -34 = 81
5 кг - 24 = 32 и тд