Курсовая работа Специфика интегрированного обучения математике

Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа№3 города Похвистнево городского округа Похвистнево Самарской области











«Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»







ФИО разработчика «Комплекта»

Суркова Зинаида Ивановна

Предмет преподавания-математика









г.Похвистнево

2013год

  1. Краткая характеристика на ХХХХ, учащуюся 9Б класса.

Заключение ПМПК МУ г.Похвистнево «Центр диагностикии консультирования»: задержка психического развития смешанного генеза. Нарушение устной речи, обусловленное общим недоразвитием речи.

Трудности в изучении математики

-смешение математических понятий ;

-неспособность установить зависимость между величинами ;

-неумение пользоваться математической терминологией;

- неумение пользоваться полученными знаниями-умениями при решении стандартных учебных и практических задач;

- неспособность учесть все условия и этапы решения задания в ходе его выполнения (неполное выполнение задания);

-подмена алгоритмов, понятий; нарушение последовательности шагов алгоритма при его выполнении;

- неспособность контролировать процесс и результат выполнения задания;

- неумение понять и объяснить причину своей ошибки, исправить ее;

- неумение применить знания в нестандартной ситуации.

Общая характеристика общеучебных трудностей обучения:

- неспособность самостоятельно начать выполнение задания;

- неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и помощи;

- непонимание, неумение выполнить задание ,состоящее из нескольких простых;

- недостаточная осознанность в усвоении и применении алгоритмов;

Общая характеристика трудностей межличностных отношений

Характер взаимодействия ученика и учителя:

- непонимание, неготовность услышать учителя ,

- боязнь критики, негативной оценки.

Взаимодействие ученика и других учеников:

-неумение общаться,

- повышенная тревожность

- неумение строить совместную деятельность

-завышенная самооценка …

2.Список разноуровневых требований к знаниям и умениям.

Программа рассчитана на обучающихся с недостаточной математической подготовкой, имеющих задержку психического развития, ограниченные возможности здоровья. При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного материала, несформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), плохо развитые навыки чтения, устной и письменной речи.

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы

знать:

  • таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток;

  • табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;

  • названия, обозначения соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;

  • натуральный ряд чисел от 1 до 1 000 000;

уметь:

  • выполнять устные арифметические действия с числами в пределах 100, легкие случаи в пределах 1 000 000;

  • выполнять письменные арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями;

  • складывать, вычитать умножать, и делить на однозначное и двузначное число, числа, полученные при измерении одной, двумя единицами измерения стоимости, длины, массы, выраженными в десятичных дробях;

  • находить дробь (обыкновенную, десятичную), проценты от числа, число по его доле или проценту;

  • решать все простые задачи в соответствии с данной программой, составные задачи в 2, 3,4 арифметических действия;

  • изображать числа точками на координатной прямой;

  • округлять целые числа и десятичные дроби;

ПРИМЕЧАНИЯ

достаточно:

  • знать величины, единицы измерения стоимости, длины, массы, плошади, объема, соотношения единиц измерения стоимости, длины, массы;

  • читать, записывать и выполнять действия с обыкновенными и десятичными дробями;

  • уметь считать, выполнять письменные арифметические действия

  • решать простые арифметические задачи на нахождение суммы, остатка, произведения, частного, на увеличение (уменьшение) числа па несколько единиц, в несколько раз. На нахождение дроби обыкновенной; десятичной, 1% от числа; па соотношения: стоимость цена, количество, расстояние, скорость, время;

3.Календарно-тематическое планирование в соответствии с содержанием обучения и разноуровневых требований к знаниям и умениям учащегося

В начале учебного года в каждом классе отводятся часы на повторение пройденного материала по математике в прошлом учебном году, что способствует лучшему восприятию и усвоению новых математических терминов, определений, понятий, образов.

Целями изучения алгебры в 9 классе является:

  • Выработать умения и навыки строить график квадратичной функции применять его при решении неравенств второй степени с одной переменной.

  • Научить решать целые уравнения третей, четвёртой степеней с одной переменной

  • Выработать умение решать простейшие системы уравнений с двумя переменными, содержащие уравнения второй степени, и решать текстовые задачи с помощью этих систем.

  • Дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.

  • Ввести понятие корня n-ой степени.

9 класс

АЛГЕБРА

Планирование рассчитано на 3 часа в неделю, всего 102 часа.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ УЧЕБНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1.Повторение курса алгебры за 8 класс (6 уроков).

2. Функция и её свойства (4 урока).

3. Квадратный трёхчлен (3 урока).

4. Квадратичная функция и её график (7 урок).

5. Неравенства с одной переменной (5 уроков).

6. Уравнения с одной переменной (7 уроков).

7. Системы уравнений с двумя переменными (11 урок).

8. Арифметическая прогрессия (11 урок).

9. Геометрическая прогрессия (11 урок).

10. Степенная функция (4 урока).

11. Корень n - ой степени (7 урок).

12. Степень с рациональным показателем и её свойства (11 урок).

13. Повторение курса алгебры за 7-9 классы (15 урок).

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Административная контрольная работа (диагностическая).

2. Контрольная работа №1 «Квадратный трёхчлен. Квадратичная функция и её график».

3. Контрольная работа №2 «Решение неравенств второй степени с одной переменной. Решение уравнений, приводимых к квадратным».

4. Контрольная работа №3 «Решение систем уравнений второй степени.Решение задач».

5. Контрольная работа №4 «Арифметическая прогрессия».

6. Контрольная работа №5 «Геометрическая прогрессия».

7. Контрольная работа №6 «Чётные и нечётные функции. Свойства арифметического корня n- ой степени».

8. Контрольная работа №7 « Преобразование выражений, содержащих степени с рациональным показателем».

9. Предэкзаменационная контрольная работа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1.Повторение курса алгебры за 8 класс (6 уроков).

Решение уравнений. Преобразование дробных рациональных выражений.

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

Решение неравенств и систем неравенств.

Решение задач с помощью систем уравнений.

Административная контрольная работа (диагностическая).

2. Функция и её свойства (4 урока).

Функция. Область определения и область значений функции.

Свойства функции.

3. Квадратный трёхчлен (3 урока).

Квадратный трёхчлен и его корни.

Разложение квадратного трёхчлена на множители.

4. Квадратичная функция и её график (7 уроков).

Функция у=ах2, её график и свойства

Графики функций у = ах2+n и у = a(x-m)2.

Построение графика квадратичной функции.

Контрольная работа № 1

Номер урока

Содержание учебного материала

Виды работы по развитию речи

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Повторение курса алгебры за 8 класс

Решение уравнений.

Преобразование дробных рациональных выражений.

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

Решение неравенств и систем неравенств.

Решение задач с помощью систем уравнений.

Диагностическая контрольная работа.

Проговаривание правил, алгоритмов при решении.

Комментирование своих действий.

Чтение, пересказ определений.

Ответы на вопросы учителя.

1.

2.

3.

4.

Функция и её свойства

Функция. Область определения и область значений функции.

Функция. Область определения и область значений функции.

Свойства функции.

Свойства функции.

Проговаривание алгоритма построения графика.

Чтение графика.

Использование в речи новых терминов.

Комментирование своих действий. Ответы на вопросы учителя.

1.

2.

3.

Квадратный трёхчлен

Квадратный трёхчлен и его корни.

Разложение квадратного трёхчлена на множители.

Разложение квадратного трёхчлена на множители.

Проговаривание правил, алгоритмов при решении.

Ответы на вопросы учителя.

Комментирование своих действий.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Квадратичная функция и её график

Функция у=ах2, её график и свойства

Графики функций у = ах2+n и

у = a(x-m)2.

Построение графика квадратичной функции.

Построение графика квадратичной функции.

Решение упражнений (подготовка к контрольной работе)

Контрольная работа № 1.

Резерв.

Комментирование своих действий.

Использование в речи новых терминов.

Чтение формул.

Ответы на вопросы учителя.

4.УМК, дидактический материал на 2013-2014 учебный год

1.Алгебра, учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворв, под редакцией С.А.Теляковского, Москва, «Просвещение», 2011 год.

2.Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы .Авторы:Л.В.Кузнецов и др. Москва, Дрофа, 2009 год.

5.План коррекционно-развивающей работы.

1) Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности

Оказание помощи в преодолении затруднений в учебной деятельности проводится на уроках и внеурочных занятиях. Для развития мотивов учебной деятельности и принятия социальной роли обучающихся на различных уровнях используется методологически обоснованный механизм «надо» ? «хочу» ? «могу».

На основе применения технологии деятельностного метода обучения у учащихся последовательно и поэтапно формируется понимание нормы учения (что мне «надо» делать как ученику). Одновременно для формирования у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность («я это хочу») в классе создается психологически комфортная образовательная среда, где ребенок не боится высказать свое мнение, где его трудолюбие, старание, ответственное отношение к делу встречает доброжелательную поддержку, где он приобретает позитивный опыт переживания ситуации успеха, а с другой стороны обеспечивается возможность его развития в собственном темпе на уровне своего возможного максимума («я это могу»). Технологически это обеспечивается реализацией в учебном процессе по всем учебным предметам деятельностного метода обучения и соответствующей системы дидактических принципов (принципов психологической комфортности, минимакса, вариативности, деятельности, непрерывности).

В курсе «Математика» созданию психологически комфортной образовательной среды способствует содержание заданий, которое подобрано так, чтобы поддерживать у учащихся позитивное отношение к занятиям математикой и желание включаться в учебный процесс по математике в зоне своего ближайшего развития. С этой целью используются следующие педагогически приемы:

включение в учебное содержание заданий, выполнение которых дает детям положительный эмоциональный заряд (разгадывание ребусов, решение занимательных задач, игровые ситуации и соревнования, расшифровка слов, построение изображений после вычислений и т.д.);

включение заданий, содержание которых вызывает у учащихся интерес;

разнообразие видов деятельности, выполняемых учеником на уроке;

оптимизация количества выполняемых заданий и осваиваемых при этом операций;

По мере освоения учащимися нормы учебной деятельности, понимания и принятия ими на личностно значимом уровне социальной роли «ученика» внешние мотивы сменяются внутренними, и у учащихся формируется устойчивая учебно-познавательная мотивация и готовность к саморазвитию.

Программа индивидуальной траектории преодоления

общеучебных трудностей ученикаХХХ, 9Бкласс

1. Общая характеристика трудности

Частичное (неполное) выполнение задания, частичное использование правила, алгоритма.

Причины трудности: несформированность действий контроля и самоконтроля

2. План мероприятий.

2.1. Специально организованная игровая деятельность во внеучебное время (на перемене, во время внеурочных занятий). Игры с правилами. Обсуждение правил игры, условий выигрыша. Анализ и самоанализ хода и результатов участия в игре. Предупреждение и устранение в конкретной игровой ситуации проблем, связанных с несоблюдением правил игры. Обсуждение результатов игры ученика (выигрыш, причина выигрыша; проигрыш, причина проигрыша).

2.2. Проговаривание учеником хода подготовки к уроку.

2.3. Работа на уроке в «зоне ближайшего развития». Совместное (учитель-ученик) обсуждение задания (упражнения) и хода его выполнения.

Контроль (совместно с учителем), а затем самоконтроль всех этапов выполнения задания. Фиксирование ответа.

2.4. Работа в паре с «сильным» учеником, работа в группе детей со сходными (аналогичными) трудностями. При распределении поручений ученику предлагать контролировать действия по планированию хода решения, его выполнения, сравнение цели и полученного результата, формулирование выводов по результатам работы.

2.5. Индивидуальные консультации для родителей: режим дня, планирование выполнения домашних дел и поручений.

Программа индивидуальной помощи ученикуХХХ ,

9Б класс с трудностями межличностного взаимодействия

1. Общая характеристика трудности.

Неумение включаться в совместную деятельность, строить совместную деятельность

Причины трудности: ограниченность общения в семье и со сверстниками в дошкольный период развития.

2. План мероприятий.

2.1.Создание на уроках атмосферы взаимного уважения: класс - сообщество, где каждый несет ответственность. Поддержка положительного климата в классе, основанного на доверии, уважении и поддержке. Приоритет положительных эмоций, связанных с достижением успеха, что способствует повышению эффективности любой деятельности.

2.2Работа в паре с УУУ, позволяющая учиться друг у друга, обратиться к соседу за советом, помощью, обменяться информацией, проявить понимание, терпение: «Повтори задание по частям своему соседу», «Поправь друга», «Внимательно слушай другого», «Будьте уважительны со всеми», «Попробуйте решить пример ещё раз» и др. Составление учителем

совместно с учащимися инструкции для работы в паре (группе); контроль и самоконтроль каждого шага инструкции. Инструкция: «Как мы будем выполнять работу».

Накопление опыта успешной совместной деятельности: обсуждение проблем, в ходе которого каждый может высказать свое мнение; совместное исправление ошибок, придумывание заданий и текстов; составление совместного плана решения учебной задачи.

2.Содержание и формы коррекционной работы учителя:

-наблюдение ХХХ во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);

-поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, медицинским работником, администрацией школы, родителями;

-составление психолого-педагогической характеристики обучающегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка;

-составление индивидуального маршрута сопровождения обучающегося (вместе с учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;

-контроль успеваемости и поведения ХХХ в классе;

-формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый обучающийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно;

-ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за обучающимися и др.);

-организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов обучающихся, их общее развитие.

Планируемые результаты коррекционной работы:

-соответствие уровня психического, умственного развития ребенка возрастной норме;

-повышение учебной мотивации;

-снижение трудностей психологической адаптации к школьным требованиям;

- позитивные тенденции личностного развития.

© 2010-2022