Методическая статья о дистанционном обучении

Решение педагогических задач по обучению и воспитанию школьников с использованием компьютерных и сетевых технологий. В статье идет речь о дистанционном обучении.              "Дистанционное образование - это нечто большее, чем чтение, большее,   чем   прослушивание    или   просмотр,   большее, чем заранее приготовленные учебные материалы, большее, чем технология, большее, чем самостоятельное изучение, большее, чем тренинг, большее, чем открытое обучение ...    Небольшое знакомство с историей ди...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Решение педагогических задач по обучению и воспитанию школьников с использованием компьютерных и сетевых технологий.

Автор: Егорова Т.Н.



"Дистанционное образование - это нечто большее, чем чтение, большее, чем прослушивание или просмотр, большее, чем заранее приготовленные учебные материалы, большее, чем технология, большее, чем самостоятельное изучение, большее, чем тренинг, большее, чем открытое обучение ... (Bernd Schachtsiek, Президент Европейской ассоциации корреспондентных школ (AECS))

  1. Методическая статья о дистанционном обучении.История

Считается, что первая попытка создания дистанционной формы образования была предпринята Яном Коменским 350 лет назад, когда он ввел в широкую образовательную практику иллюстрированные учебники. Он также создал базу для использования системного подхода в образовании, написав свою «Великую дидактику». Многие исследователи признают его родоначальником дистанционного образования.

Методическая статья о дистанционном обучении. В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло "корреспондентское обучение". Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX века.

Начало XX века характеризуется бурным технологическим ростом, наличием телеграфа и телефона. Но достоверных фактов об их использовании в обучении, нет. В то же время, продолжается эпоха «корреспондентского обучения», множество ВУЗов во всем мире вели и ведут его до сих пор.

Появление радио и телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. Многие еще помнят обучающие телепередачи, которые шли, начиная с 50-х годов. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток - у учащегося не было возможности получить обратную связь.

Методическая статья о дистанционном обучении. В 1969г. в Великобритании был открыт первый в мире университета дистанционного образования - Открытый Университет Великобритании, он был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия.

При разработке этого проекта использовался советский опыт организации заочного обучения. Сейчас в нем ежегодно обучается около 200 тысяч человек, стал престижным и одновременно массовым учебным заведением благодаря низкой стоимости обучения и отсутствию необходимости постоянно посещать занятия. Дистанционное обучение детей развивается.

В конце 80-х доступность персональных компьютеров дала новую надежду, связанную с упрощением и автоматизацией обучения. Компьютерные обучающие программы появились на первых компьютерах в виде различных игр.

В 1988 был реализован Советско-американский проект «Школьная электронная почта».

Пионерами спутниковых технологий дистанционного обучения в 1990-х стали Международная ассоциация "Знание" и ее коллективный член Современная гуманитарная академия.

В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.

В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «он-лайн» семинары (вебинары) для обучения.

Сегодня появляются новые возможности для дистанционного обучения детей, не имеющих возможность посещать школу. Такой вид обучения мог бы помочь многим детям и подросткам, страдающим разного рода заболеваниями, которые ограничивают их деятельность.

  1. Определение дистанционного обучения.

Обучение - это целеустремленный, систематический, организованный процесс вооружения знаниями, умениями, навыками, а

образование - это результат обучения, воспитания и развития личности.

  1. В Концепции создания и развития ДО в РФ приводится следующее определение. Дистанционное образование - комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.).

  2. Дистанционное обучение - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации. [1]

  3. Определение дистанционного обучения, данное Хуторским А.В:
    Дистанционное обучение - это электронный вариант очного или заочного обучения, адаптирующий традиционные формы занятий и бумажные средства обучения в телекоммуникационные.

  4. Дистанционное обучение, по определению Андреева А.А., - это синтетическая, интегральная, гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимися, когда процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению.

Можно продолжить список определений ДО, его определяют, и как технологию, и как форму, и как средство обучения.



Методическая статья о дистанционном обучении.

Методическая статья о дистанционном обучении.Методическая статья о дистанционном обучении.Методическая статья о дистанционном обучении.Методическая статья о дистанционном обучении.

Методическая статья о дистанционном обучении.

Методическая статья о дистанционном обучении.

1. Сетевая технология: Технология, включающая обеспечение учебно-методическими материалами,

2. Кейсовая технология: Технология, основанная на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов на бумажных, электронных и прочих носителях и рассылке их обучающимся для самостоятельного изучения;

Кейс: Набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы), выдаваемых обучающемуся для самостоятельной работы;

3. ТВ-технология: технологии, базирующиеся на использовании эфирных, кабельных и спутниковых систем телевидения;

Характерные особенности дистанционного обучения.

  1. «Гибкость».

  2. «Модульность».

  3. «Параллельность».

  4. «Дальнодействие».

  5. «Асинхронность».

  6. «Охват».

  7. «Рентабельность».

  8. «Преподаватель».

  9. «Обучающийся».

  10. «НИТ» (Новые информационные технологии).

  11. «Социальность».

  12. «Интернациональность».

Принципы дистанционного обучения.

  1. Принцип системности.

  2. Принцип учёта специфики предметной области обучения и контингента обучаемых.

  3. Принцип интерактивности.

  4. Принцип гибкости, маневренности всего учебного процесса и учебно-методического обеспечения.

  5. Принцип корпоративности, командного подхода к организации деятельности в сетях.

  6. Принцип информационной и психологической безопасности.

  7. Принцип стартовых знаний.

  8. Принцип индивидуализации.

  9. Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий.

Составляющие дистанционного обучения

Методическая статья о дистанционном обучении.Методическая статья о дистанционном обучении.Методическая статья о дистанционном обучении.

Технологическая

Организационная

Содержательная



  1. Технологическая - материальная база и программное обеспечение.

  2. Содержательная - создание информационных ресурсов в виде курсов дистанционного обучения, сайтов, порталов, методическая поддержка.

  3. Организационная - обучение и переподготовка преподавателей ДО, педагогическое сопровождение студентов в процессе обучения, т.е. организация и проведение учебного процесса.

Дистанционное обучение определяется не только как технология, но и как форма обучения и поэтому она является компонентом системы непрерывного образования, так как она имеет, как и другие формы обучения:

  • цели,

  • задачи,

  • содержание,

  • методы,

  • организационные формы,

  • средства обучения.

Вся система проектируется и используется в учебном процессе в соответствии с выбранной педагогической концепцией.

Модульное обучение: сущность, технологии.

  • Модульное обучение - такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей.

  • Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения. Сам модуль может представлять содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном и углубленном.

  • Программный материал подается одновременно на всех возможных кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном.

Технология блочно-модульного обучения

Суть - самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс
В основе - учебный модуль, включающий:
а) законченный блок информации;
б) целевая программа действий ученика;
в) рекомендации ( советы) учителя по ее успешной реализации

Цель блочно-модульного обучения:
Содействие развитию, самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Блочно-модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения по:
• содержанию обучения
• по темпу усвоения;
• по уровню самостоятельности;
• по методам и способам обучения;
• по способам контроля и самоконтроля.

Разработала учебный курс по геометрии в 7 классе на основе блочно-модульной технологии и применяю его при дистанционном обучении.

Методическая статья о дистанционном обучении.

Методическая статья о дистанционном обучении.



  1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. ч. II М.: МЭСИ, 1997 г. с. 50.

  2. Андреев А.А., Солдаткин В.И. «Дистанционное обучение: сущность, технология, организация» - М.: Издательство МЭСИ, 1999 - 196с.



© 2010-2022