Статья «Продуктивные задания, формирующие УУД на уроках математики»

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на открытом МО учителей математики «Продуктивные задания, формирующие УУД на уроках математики»

Деркач Ирина Геннадьевна

учитель математики МОБУ СОШ №38







С 1 сентября 2011 наша школа начала работать по введению ФГОС в начальных классах. Мы, учителя основной школы, этот проект приняли как руководство к действию. Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же вопросы возникали один за другим!

  • Каким должен быть урок, чтобы он формировал не только предметные, но и метапредметные результаты?

  • Как правильно спланировать деятельность учащихся на уроке?

  • А что делать с традиционными видами работы учащихся на уроке? Ведь они позволяли формировать устойчивые предметные результаты, которые никто не отменял и в новом стандарте.

Главное, что точно было ясно, урок должен быть другим, он должен отличаться от урока вчерашнего. Но чем?

Первое отличие - меняется деятельность учителя и обучающихся на уроке. Ученик из присутствующего и исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. В основе урока современного типа заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, в ходе которого обучающийся научится анализировать, планировать свою деятельность, разрабатывать алгоритм своих шагов, выделять главное, формулировать и аргументировать свою точку зрения, работать в группах, оценивать свою работу.

Второе отличие современного урока я вижу в том, что на уроке у школьника должны формироваться не только знания, умения, навыки, но и универсальные учебные действия. Формировать универсальные учебные действия призваны все предметы учебного плана. Большая роль при этом отводится математике.

Обратимся к деятельности учащихся на каждом этапе урока, но теперь выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации сформируются у учащихся:



Требования к уроку

Урок современного типа

Универсальныеучебные действия

Объявление темы урока

Обучающиеся должны сами сформулировать тему, учитель направляет учащихся к этому.

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Обучающиеся определяют границы знания и незнания, учитель помогает сформулировать цели и задачи, исходя из темы урока.

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Обучающиеся сами планируют, как достичь поставленных целей и задач урока. Учитель помогает и советует.

Регулятивные
Коммуникативные
планирования

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану. Работают либо индивидуально, либо в парах, либо в группах.
Учитель консультирует.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля). Учитель осуществляет контроль за деятельностью учащихся.

Регулятивные (самоконтроль), коммуникативные

Осуществление коррекции

Обучающиеся самостоятельно формулируют затруднения. Учитель консультирует, советует, даёт задания для осуществления коррекции, помогает.

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
(учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Обучающиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели и задачи. Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Учитель предлагает на выбор задания разного уровня сложности. Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Организация деятельности предполагается на каждом этапе урока. И она должна быть такой, чтобы у учащихся сформировались УУД.

А это значит, учителю просто необходимо особым образом подобрать содержание материала. Оно должно быть интересным для ученика, способствовать процессу познания и развитию личности.

Большинство заданий в учебнике - это задания репродуктивного (воспроизводящего) характера, т.е. задания типа «назовите…», «решите …», «приведите примеры…», «расскажите правило…» и т.д.

Продуктивные задания - задания, ход выполнения которых не описан в учебнике. Имеются лишь подсказки.

Рассмотрим порядок выполнения продуктивного задания:

1) Осмыслить задание (что надо сделать?).

2) Найти нужную информацию (текст, рисунок, …).

3) Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…).

4) Сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что…, во-первых…, во-вторых… и т.д.».).

5) Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя.

Важно, если репродуктивные задания нацелены на предметные результаты, то продуктивные - предметные + метапредметные результаты. И в связи с этим продуктивные задания могут быть упорядочены в соответствии с видами УУД.

Для примера рассмотрю следующее задание:

Для приготовления напитка берут 2 части вишневого сиропа и 5 частей воды. Сколько надо взять сиропа, чтобы получить 700г напитка?

Вопрос задачи - создание проблемной ситуации учителем.

Данное задание развивает в комплексе следующие УУД:

Личностные УУД - проявление внимания, интереса, желания больше узнать, ученик увязывает задание с реальными жизненными ситуациями.


Познавательные УУД - соотнесение известной и неизвестной информации; структурирование знаний от того, что имеем для того, что нужно найти, умение извлекать информацию из данного текста задания, выстраивание логической цепочки рассуждения.


Регулятивные УУД - поиск решения - составление плана, составление модели уравнения, решение задачи, выполнение проверки решения - определение степени успешности выполнения своей работы.


Коммуникативные УУД - развитие способности у учащихся выражать свои мысли; умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.



Как традиционные задания сделать продуктивными?

1. Вместо оценки авторской предложить ученику оценить ситуацию самому

Пример

Традиционное

Продуктивное

Найди
число, если 11 % его равно 275.

Представь, что ты являешься
финансовым консультантом по вопросам вкладов. Дай совет своему клиенту о том, какую сумму ему необходимо положить в банк, чтобы к концу года получить доход в 275 $ при условии, что годовая процентная ставка банка 11 %. Свое мнение объясни.

2. Отрабатывать учебные алгоритмы на материал жизненных ситуаций

Пример

Традиционное

Продуктивное

Вычислите площадь прямоугольника со сторонами 13 м и 23 м

Сколько линолеума (кв. м) потребуется для того, чтобы застелить пол класса, если его измерения 13 м и 23 м.

3. Перенести акцент с воспроизведения на анализ информации

Традиционное

Продуктивное

Для новогодних подарков привезли 48 кг конфет. В пакетах было 12 кг конфет, в
коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках.
Сколько конфет было в ящиках?

Найдите в задаче лишние данные: «Для новогодних подарков привезли 48 кг конфет в двух коробках, трех пакетах и восьми ящиках. В пакетах было 12 кг конфет, в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках.
Сколько конфет было в ящиках?» Измените условие и решите задачу.

4. Дать задание паре или группе, распределив роли участников

Традиционное

Продуктивное

Назовите
преимущества и недостатки графического метода решения уравнений

Поработайте в паре:
один из вас приводит преимущества этого метода, другой - ее недостатки; затем поменяйтесь ролями и обсудите эффективность использования графического способа для решения уравнений.

Преобразуйте традиционные задания в продуктивные

Традиционное

Продуктивное

Сколько существует вариантов, составления полотна из трёх горизонтальных полос одинаковой ширины и различных цветов - белого, красного и синего.

Найдите 10% от 2500;

15% от 2500;

40% от 2500;

35% от 2500.

Найдите площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда, если

его измерения: а= 80см,

b= 50см, с= 60см.

Пешеход двигается со скоростью 10 км/ч. Сколько времени нужно пешеходу, чтобы преодолеть расстояние 5 км?

Таким образом, мы убедились, что формирование универсальных учебных действий успешно реализуется в процессе обучения математике в школе. И любое задание по математике должно рассматриваться учителем как основание для формирования универсального учебного действия (причем следует точно определить для себя, какого или каких именно).

Позвольте дать несколько рекомендаций по развитию УУД:

При формировании личностных УУД

  • Помните, что главным является не предмет, которому Вы учите, а личность, которую Вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

Для формирования регулятивных УУД

  • Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.

При формировании познавательных УУД

  • Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике свои знания.

Для формирования коммуникативных УУД

  • Не бойтесь «не стандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала. Научите ребенка высказывать свои мысли, задавать уточняющие вопросы. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы.

И в заключении хочу сказать: овладение УУД на всех этапах урока, при выполнении различных видов заданий, позволит ученикам использовать свои знания в практической деятельности и в повседневной жизни, а от этого Ваши ученики будут еще более успешными.



© 2010-2022