Урок по математике Величины. Длина (1 класс)

Раздел Математика
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по математике Величины. Длина (1 класс)Урок по математике Величины. Длина (1 класс)Урок по математике Величины. Длина (1 класс)Урок по математике Величины. Длина (1 класс)Урок по математике Величины. Длина (1 класс)Урок по математике Величины. Длина (1 класс)Урок по математике Величины. Длина (1 класс)Урок математики в 1классе на тему «Величины. Длина». Учебник Л.Г. Петерсон , 1класс.

Учитель Лапина Надежда Николаевна, МОУ «санаторно-лесная школа», г. Ярославль

Цели:

-познакомить с понятиями «величина», «единица измерения»,

-установить зависимость между результатом измерения величины и меркой,

-познакомить с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, ладонь, дюйм, сажень, сантиметр) и учить использовать их на практике,

-уточнить понятие «длина отрезка»,

-развивать логическое мышление,

-формировать интерес к новому учебному материалу,

-расширять кругозор

Планируемые результаты:

-учащиеся научатся применять различные способы измерения величин,

-формулировать выводы,

-оценивать результаты своей работы,

-использовать в повседневной жизни полученные знания

Ход урока

1.Организационный момент.

На доске девиз: «Если есть труд, значит, есть и успех». Читаем, объясняем, как понимаем.

2.Актуализация знаний.

1)Задача в стихах:

Двое милых глупышей

Захотели стать умней.

Пригласили в свою школу

Три совы и две коровы.

Сколько коровушек, сов, глупышей

Сейчас в этом классе?

Ответьте скорей. (7)

2)На доске (или экране) фигуры разного цвета. Сколько всего фигур?

-Какую фигуру считаете лишней? (сравниваем по разным признакам: форма, цвет, размер)

Круг - без углов, треугольник или квадрат - у них цвет одинаковый, квадрат - маленький по сравнению с другими.

-Здорово, что вы нашли много отличий. А какое умение помогло выполнить это задание? (Умение наблюдать, быть внимательным, рассуждать, сравнивать, делать выводы)

-А по каким признакам мы сравнивали фигуры? (по цвету, форме, размеру). На доске - эти слова.

-Какие знаки мы используем в математике, когда сравниваем предметы? («больше», «меньше», «равно»)

3.Первичное восприятие и усвоение новых знаний.

1).Есть ли у нас фигуры, которые можно сравнить, поставив знак «больше», «меньше», «равно»?

-Можно ли сравнить цвет? (нет). Форму? (нет).

-А какие фигурки можно сравнить? (полоски - по размеру)

-По какому размеру? (по длине)

-Какие предметы ещё можно сравнить по длине? (карандаши, книгу и тетрадь, рост, ладошки и т. д.)

-А вот на столе 2 предмета (например, яблоко и груша). Как их можно сравнить? (по весу, по массе).

Вывод: вот, ребята, мы сравнивали длины, узнавали, велика ли полоска, велико ли яблоко. Кто догадался, как одним словом назвать длину, вес? (величина). (Слово на доске)

-Так что же такое величина?

«Свойства предметов, по которым их можно сравнивать с помощью знаков «больше», «меньше», «равно», называется величиной. А проще: величина - это то, что можно измерить».

2).- Итак, какова же тема урока? (предполагают).

Смотрим учебник «Математика» Л.Г. Петерсон, 3часть, стр.1. Читаем тему урока.(Подтверждают предположения).

-А какие цели мы поставим? ( например, выяснить, что такое величина, научиться измерять длину и т. д… (потом цели добавляем)

4.Проблемное объяснение знаний.

1).Итак, ключевые слова на уроке: величина,

длина

………… (потом добавляются)

2).Сравнение длин отрезков с помощью мерки.

На доске начерчены два отрезка АБ (60см) и КМ (75см)

-Как узнать, какой из отрезков длиннее? На глаз можно? Трудно.

-Наложить ? Нельзя.

-Что надо сделать? (Измерить).

-Чем? (линейкой)

-А если нет линейки? (палочкой, карандашом, полоской и т. д. - тем, что есть под рукой)

-Попробуем измерить полосками. Они являются меркой в данном случае.

Два ученика измеряют красной полоской. Получилось 4 красных и 5 красных полосок. Сравниваем.

Учитель измеряет зелёной полоской. Получилось 5 зелёных и 6 зелёных полосок.

-Какой отрезок короче?

-А что можно сказать о полученных числах? (разные)

-Почему же результаты измерения получились разные, ведь отрезки одни и те же? (мы использовали полоски разной длины, разные мерки).

Вывод: сравнивать отрезки можно тогда, когда они измерены одинаковыми мерками.

-Удобно ли измерять длину разными мерками? (неудобно, получаются разные результаты).

3).Да, так и произошло в одной из сказок Сутеева «38 попугаев».

Смотрим фрагмент из мультфильма «38 попугаев».

-Почему же длина удава разная? (разные мерки).

-Значит, если изменяется мерка, изменяется и значение величины.

4).Старинные меры длины.

-В старину не было единой меры длины. Измеряли всем тем, что было при человеке: руки, ноги. Использовали такие мерки, как шаг, локоть, ладонь, дюйм, фут, сажень (идёт показ этих мерок - презентация)

5).Давайте измерим ширину класса в шагах (ученик и учитель). Можно ли сказать, кто прошёл большее расстояние? (нет, длина шага разная).

Повторяем вывод: сравнивать длины можно тогда, когда они выражены одинаковыми мерками.

5. Физкультминутка.

На зарядке 1 класс.

Мы присядем 8 раз.

Высоко поднимем руки,

Будем жить всегда без скуки.

Повернёмся вправо, влево.

Вновь работать будем смело.

6).Итог. Удобно ли пользоваться разными мерками? (нет)

7). Может, кто-то знает, какими мерками измеряют длину? (см, м, км)

8).Рассказ о точных единицах измерения длины.

-Более 150 лет назад представители 17 государств, в их числе и Россия, договорились использовать более точные, общие для всех стран, единицы измерения длины. Одной из них является…

-Прочитайте самостоятельно: учебник стр.1 №3, потом один ученик вслух, затем все - хором (сантиметр, сокращённо СМ)

6.Первичное закрепление.

-Герои фильма остались с нами на уроке и дают нам задания. Это задание предлагает слоник.

1).У вас на подносах лежат две полоски. Возьмите самую коротенькую. Это мерка длины в 1см. Измерьте этой меркой длину жёлтой полоски. Какова длина у тебя? У тебя? Запишите на полоске и на доске: 5см.

-Удобно было измерять? (нет)

-Чем удобнее? (линейкой)

2).Работа с линейкой.

-Рассмотрите линейку. Что вы видите? (шкала, чёрточки, цифры).

-Длинными чёрточками отделены сантиметры.

-Как пользоваться линейкой для измерения, кто умеет?

Алгоритм измерения длины отрезка7

1.Приложить линейку к отрезку.

2.Совместить один конец отрезка с нулём на шкале линейки.

3.Найти на линейке число, соответствующее второму концу отрезка.

4.Назвать ответ.

3).Учебник стр.1 №3 - Рассмотреть, чему равна длина отрезка АБ?

4).Практическая работа в парах.

Каждой паре дать полоску. Удав предлагает вам измерить длину коричневой полоски. Запишите длину на полоске. (У одних 8см, у других 10см).

-Можно ли сравнить длину этих полосок? Почему? (да, у них одинаковая мерка). Запишите:8 меньше 10.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой.

-Попугай предлагает самостоятельную работу. Учебник стр.1 №4

-Как вы думаете, что надо сделать? (измерить отрезки и записать). Кто выполнил, встаёт.

-Кто затрудняется? Чему равна длина отрезка ДЕ, МК? ( ДЕ=5см, МК=3см - запись на доске)

-Проверьте, у кого задание выполнено верно, поставьте + . Молодцы.

8.Рефлексия. Итог подводит мартышка. Обращение к ключевым словам:

величина

длина

мерка

сантиметр

линейка

- Значение всех этих слов нам понятно?

-Итак, величина - это то, что можно измерить. С какой величиной познакомились? (длиной).

-При каком условии можно сравнивать длины отрезков? (если измерены одной меркой)

-Пригодятся ли нам в жизни знания, полученные на уроке?

9.Самооценка

-Кто считает, что усвоил материал урока? Кто не очень разобрался в новом материале?

-Оцените свою работу на столбике знаний.

-Молодцы. Спасибо за работу.







© 2010-2022