Повышения мотивационного компонента в обучении математике посредством устного счета

Статья рекомендована учителям математики заинтересованным в качаственном образование обучающихся, желающих сделать уроки увлекательными и результативными.   В статье показана необходимость воспитания у учащихся культуры устного быстрого счета. Она поможет молодым педагогам увидеть проблемы слабой успеваемости и трудности, которые школьники испытывают на ЕГЭ и получить рекомендации по их ликвидации. Обучение приемам устного счета имеет большой развивающий потенциал. Его применение создает условия...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель математики

МОУ СОШ №1 р.п.Средняя Ахтуба

Дюжева Т.Г




Повышения мотивационного компонента в обучении математике посредством устного счета.

Предмет математики настолько серьезен,

что полезно не упустить случая сделать

его немного занимательным.
Б. Паскаль
.

Достижения цивилизации к сожалению приводят не только к гиподинамии, но и к утрате некоторых умственных качеств. Это в полной мере и относится к способности считать в уме. Когда под рукой калькулятор, зачем напрягать мозги!? Вот многие и не напрягают. И дети, и взрослые сейчас многие в устном счете беспомощны.

Практика работы в школе указывает на трудности формирования у школьников навыков счетно-вычислительной деятельности. Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер.

В связи с введением обязательного ЕГЭ по математике возникает необходимость научить учащихся старших классов решать быстро и качественно задачи базового уровня. При этом необыкновенно возрастает роль устных вычислений и вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и таблицы. Проанализировав результаты экзаменов в 9-х и 11-х классах, ясно, что наибольшее количество ошибок учащиеся допускают при выполнении заданий на вычисления и преобразование алгебраических выражений. Нередко даже высокомотивированные учащиеся к выходу на итоговую аттестацию утрачивают навыки устного счета, сформированные в начальной школе. Не секрет, что в средних классах мало внимания уделяется выполнению заданий устного характера. Главная задача учителя - не только сохранить вычислительные навыки, сформированные в начальной школе, но и совершенствовать их, применяя приемы устного счета. Постараться заинтересовать своим предметом тех учащихся, которые не имеют отличных навыков, но хотят и могут усвоить учебный материал в пределах школьной программы. Исходя из вышесказанного обозначились некоторые противоречия между невысоким уровнем обученности учащихся устному счету и требованиями образовательного стандарта; между низкой мотивацией к овладению устным счетом и требованиями к ключевым компетенциям будущих студентов и рабочих кадров.

Заметим, что многие вычислительные операции, которые мы имеем обыкновение записывать в ходе подробного решения задачи, в рамках теста совершенно не требуют этого. Можно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень) преобразования устно. Конечно, для этого потребуется организовать отработку такого навыка до автоматизма. Решение устных упражнений - наиболее приемлемый способ для решения этой задачи.

Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Особенно хорошо, если специально отводить 5-7 минут на уроке для устного счёта. Материал для этого можно подобрать из учебника или специальных сборников. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. В зависимости от этого учитель определяет место устного счета на уроке. Если устные упражнения предназначаются для повторения материала, формированию вычислительных навыков и готовят к изучению нового материала, то лучше их провести в начале урока до изучения нового материала. Если устные упражнения имеют цель закрепить изученное на данном уроке, то надо провести устный счет после изучения нового материала. Не следует проводить его в конце урока, так как дети уже утомлены, а устный счет требует большого внимания, памяти и мышления. Количество упражнений должно быть таким, чтобы их выполнение не переутомляло детей и не превышало отведенного на это времени урока.

При подборе упражнений для урока следует учитывать, что подготовительные упражнения и первые упражнения для закрепления, как правило, должны формироваться проще и прямолинейнее. Формулировки заданий, по возможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными, сформулированы легко и определённо, не допускать различного толкования. В случаях, когда задания всё-таки трудны для усвоения на слух, необходимо прибегать к записям или рисункам на доске.

Вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель помогает ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждает у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. Умело поставленный устный счет является для детей нередко чрезвычайно интересной работой, своего рода гимнастикой ума, игрой.

Существуют различные формы восприятия устного счета.

1) Беглый слуховой (читается учителем, учеником, записано на магнитофоне) 2) Зрительный (таблицы, плакаты, записи на доске, счеты, диапозитивы) - запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание.

3) Комбинированный.

А так же:

- обратная связь (показ ответов с помощью карточек).

- задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность)

- упражнения в форме игры (молчанка, продолжи цепочку, стук-стук, хлопки и др.).

При устных вычислениях мысль учащихся все время работает над вопросом:

« Какой прием лучше применить в том или другом случае, чтобы как можно быстрее производить требуемые вычисления? »

О наличии у учащихся вычислительной культуры можно судить по их умению производить устные и письменные вычисления, рационально организовывать ход вычислений, убеждаться в правильности полученных результатов Владение навыками устных вычислений представляет большую ценность не только потому, что в быту ими пользуются чаще, чем письменными выкладками, но и потому, что они ускоряют письменные вычисления, позволяют усовершенствовать их.

В 7-9-х классах обобщаются и систематизируются сведения о действительных числах, развиваются и закрепляются вычислительные навыки. При этом не следует ослаблять внимание к поддержанию достаточно высокого уровня техники вычислений и повышению уровня вычислительной культуры учащихся. Вычислительные навыки учащихся должны получить дальнейшее развитие при изучении вопросов, связанных с приближенными вычислениями, где должны быть сформированы навыки прикидки и оценки результатов вычислений.

Вычислительным навыкам, как и любым другим, необходимо учить. Качество вычислительных умений и навыков определяется знанием правил и алгоритмов вычислений, использованием приемов быстрого счета. Что нужно сделать для этого учителю? Ознакомить учащихся с принципом работы того или иного нового для них вычислительного алгоритма. Провести работу по отработке отдельных операций, входящих в новый алгоритм. Провести работу по закреплению алгоритма - использовать его применение во всех стандартных и нестандартных ситуациях. И, конечно же, необходимо провести проверку по усвоению алгоритма учащимися.

В ходе устной работы на уроке с использованием приемов устного счета можно проводить математические эстафеты: ученики по очереди называют ответы отдельных примеров. В хорошо подготовленном классе каждому отвечающему можно предлагать не одно, а нескольких заданий.

Обучение приемам устного счета имеет большой развивающий потенциал. Его применение создает условия для развития учащихся, повышения мотивационного компонента в обучении математике, а также для использования приобретенного в школе опыта деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Учитель математики

Дюжева Т.Г МОУ СОШ №1 р.п.Средняя Ахтуба

© 2010-2022