Доклад на тему: Мотивация деятельности на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему:

Мотивация деятельности на уроках математики.

В последнее время среди учителей наблюдается явление , которое раньше называли натаскиванием по учебнику. Иначе говоря, чаще стали работать по принципу: «Делай вот так! Делай по образцу!» Это приводит к тому, что, встречаясь с новым заданием, большинство учащихся начинают искать аналогичное задание в качестве шаблона. А ведь математическая деятельность, как , и любая другая, должна начинаться с мотивации, которая дает возможность увидеть причины, побуждающие поступать так, а не иначе, помогает нащупать пути решения, способствует облегчению поставленной задачи.

Остановимся на конкретных примерах из курса геометрии и алгебры.

6 - й класс. Тема «Координатная плоскость». Начинать надо с построения всевозможных фигур: самолет, бегун, петух. Учителя годами накапливают подобные рисунки для уроков. Материал находят на страницах газеты «Математика», а часть ребята находят сами. И только после этого можно переходить к учебнику: строить точки, отрезки, треугольники, но делают они это легко со знанием дела.

6 - класс. Тема «Диаграммы» Удивительный получается эффект от диаграмм добычи нефти. Рассматривая их в виде раздаточного материала, ученики почерпнули богатую информацию о добыче нефти , о нашем крае. Ребята сами захотели отразить работу школы в виде диаграмм. Ученики предлагали отобразить процесс питания в школе, сравнить количество учеников, посещающих начальную школу, среднее звено и старшее звено. А также успеваемость и много других предложений.

Интересно делать то, что требует напряжения, но трудности должны быть посильными. «Неправомерное облегчение учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения, многократные, однообразные повторения не могут способствовать интенсивному развитию» (Л.В. Занков).

Геометрия. Тема «Подобие фигур». Материал можно разбить по ступеням:

1 - я ступень - ученик должен понять, что такое подобие, гомотетия, как связана гомотетия с равенством и симметрией относительно точки, при к = 2, к = 1, к = -1… научится построению фигур. Далее необходимо выполнить творческое задание «Фигура моей фантазии».

2 - я ступень - научиться доказывать подобие треугольников.

3 - я ступень - научиться решать задачи , составляя пропорции.

На этом обязательный уровень заканчивается, кто его осилит - пойдет выше к дополнительному материалу и нетрадиционным, комбинированным задачам. Но каждый пройдет тот путь, который ему по силам, поэтому работают все. Нет сильных и слабых, есть заинтересованные и нет. Ребятам интересно тогда, когда много наглядности.



Геометрия. Тема «Преобразование фигур»

Урок проводится в виде выставки работ учеников, накопленных за годы. Эта выставка поражает воображение, что все прекрасно начинают разбираться во всех видах деятельности и, конечно, вычерчивают свои, так как разбуженное честолюбие, гордость за свой труд - один из сильнейших приемов стимулирования деятельности учащихся. Сконструируй, сделай что - нибудь необыкновенное и это будет храниться, служить будущим ученикам.

Интересно, если учитель использует не только материал учебника, по которому занимаются ученики, но и занимательный материал, значимый для ученика.

Алгебра, 9 класс. Тема «Последовательности» приобретает совершенно другое качество после лекции, в которую включен материал о завещании Франклина потомкам, о легенде о шахматах, о глупом купце и, конечно же , о « пирамидах», которые рано или поздно рушатся.

Ну и бесспорно, ученикам интересно на уроках лабораторных работ: мы рассчитываем площади сложных фигур, измеряем расстояния между недоступными точками, с помощью зеркала определяем высоту школы, дерева при изучении темы «Пропорция»,(6 класс) или темы «Подобие треугольников» (8 класс).

Важно, чтобы все, что делает учитель на уроке, было значимо ученику, а потребности учеников 5 - го класса отличаются от потребностей старшеклассников. Пятиклассникам очень важно занять достойное положение в коллективе - это ведущий мотив поведения младшего подростка и поэтому сними надо организовывать как можно больше коллективных дел, игровых моментов, причем важны даже ни сами игровые действия, более значим результат игры. А вот у старших подростков появляются другие потребности - быть популярным, ему важно утвердится в собственном мнении, принять самого себя как значимого. Вот с этого момента необходимо переходить на уровневую систему обучения, развивающую личность. Эта система дает право ученику самому определять уровень знаний, формы самостоятельной работы, самостоятельно разбирать теоретический материал. Главнейшей задачей, которая стоит перед учителем - это «личностно - мотивированное обеспечение деятельности ученика». В основу данной системы положены следующие принципы:

1.принцип воспитывающего обучения - учить самостоятельности, умению планировать свою деятельность, самостоятельно принимать решение, развивать волю и целеустремленность;

2.принцип ориентации на зону ближайшего развития - заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его и идти дальше, выше;

3.принцип ориентации на успех - каждый ученик имеет право быть умным на уроке;

4.учет результатов учебной деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок;

5.принцип диалогичности и сотрудничества предполагает изменение функций учителя. Учитель рядом с учениками, вместе решаются проблемы

В классе можно повесить плакаты со следующим текстом:

Каждый ученик имеет право

  1. Высказывать свое мнение и быть услышанным.

  2. Выбирать уровень знаний.

  3. Выбирать форму работы на уроке.

  4. Самостоятельно планировать домашнюю самоподготовку.

  5. Знать больше учителя и отстаивать свои гипотезы.

Каждый ученик обязан

1.Добросовестно работать на уроке и дома.

2.Быть аккуратным при оформлении работ, соблюдать орфографический режим при ведении тетради.

3.Уважать труд учителя.

4.Неставить личные интересы выше интересов одноклассников.

«Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи - это способствует развитию мотивации и центров саморегуляции» (Л.С. Выготский). Таким образом получается, что каждый ученик «свободен» принять любое решение, любой объем материала, но он, конечно, постарается принять такой уровень, какой ему по силам, но в будущем этот уровень будет обязательно расти. Бывают случаи, когда ученик переоценивает свои возможности, в этом случаи нужна помощь учителя. Ученик сделал выбор, а задача учителя помочь ему осуществить его. И это является еще одним методом повышения мотивации: дать возможность поверить учащемуся в свою неповторимость, в свои возможности.

Нельзя не сказать о стимулирующем оценивании знаний. Это накопительная система оценивания, каждый отрабатывает свободно выбранные задания, а учитель фиксирует , сколько и что сделано за определенный отрезок времени. Интересной является рейтинговая система оценивания.

Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке достигается за счет опоры на жизненный опыт, ребятам понятны и интересны задачи, связанные с работой родителей, так как дети постоянно помогают им. Очень важно, чтобы учитель имел установку: любой изученный материал увязать с жизнью, показать его значимость.

Отдельно хочется поговорить о нетрадиционных уроках - игровых и интегрированных - которые, бесспорно, относятся к эмоциональным методам мотивации. Это как правило, живые интересные уроки, полные выдумок, фантазий, показывающие роль математики во всех областях науки. А интегрируемый урок - это находка, возможность для учителя осуществить межпредметную связь: «Гомотетия и обслуживающий труд» ( как построить выкройку), «Математика и космонавтика».





Интегрированный урок - это не только впечатляющий мотивационный прием, у этих уроков есть возможность уйти от перегрузок.

Волевая мотивация является стержнем личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность на ценные ориентации, установки, социальные переживания, притязания, эмоции, волевые качества. И все это проявляется через самостоятельную учебную деятельность. Она имеет не только учебное, но и личностное, и общественное значение. Это организуемая самим школьником в силу своих внутренних познавательных мотивов в наиболее удобное, рациональное, сего точки зрения, время, контролируемая им самим в процессе и по результату деятельность на уроке и входе домашней самоподготовки.

Отдельно хочется остановится на некоторых методах обучения, способствующих мотивации. Это конечно же, метод сравнения, весьма эффективный инструмент не только познания, но и мотивации. Ученики на деле убеждаются, как один материал увязывается с другим. Ребята понимают, как важно учиться не от случая к случаю, а систематически.

Отдельно хочется остановится на использовании исторического материала в целях мотивации учебного процесса. Ведь целью математического образования прежде всего является культурное развитие учащихся. Надо научить учащихся ценить духовное и материальное богатство, накопленное человечеством, ну а с точки зрения мотивации вопрос можно поставить иначе: «Человек, не получивший достаточного математического образования, не может считаться культурным». В первую очередь, сам учитель должен верить в то, какие потенциальные возможности содержит в себе математика. Это духовное, эстетическое, творческое и интеллектуальное развитие. Это же факт, что математика не только развивает, но и служит инструментом для определения уровня развития ребенка, это единственный измерительный инструмент в психологии.

Математика не только развивает интуицию, воображение, логику, но и служит способом определения их развития.

Величайшая личность истории Петр 1 считал математику одной из важнейших дисциплин. 14 января 1701 года Петр 1 издал указ об учреждении первого русского государственного светского учебного заведения, которым стала знаменитая Московская навигационная школа.

И сколько еще примеров можно привести на уроках.

Я верю медикам, что математика продлевает жизнь, давая возможность на долгие годы сохранять голову свежей, а человека работоспособным, энергичным, и задача учителя убедить в этом учеников.

«Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и ее преподаванием». Вот так и для учителя радость заниматься математикой, но еще большая радость, если удается воспитать ученика, любящего математику, или хотя бы такого, который с интересом учит математику.



Литература

1 .ПлохутаИ.А. Здоровьесберегающая образовательная среда: принципы, организация, мониторинг.

2. Учительский журнал, №5 2007г «Почему мне неинтересно учится?»

3. Журнал «Математика», №21 2007г. «Десять причин ухудшения математической подготовки школьников» ( Мнения).

4. Журнал «Математика» №19 2007г. «Проблема оценивания и способы ее решения».

5. Журнал «Математика» №1 2005г, Мотивация и стимулирование деятельности учащихся.

6. Учебники: Математика 5; 6. Алгебра, 7 - 9кл.



© 2010-2022