- Преподавателю
- Математика
- Календарно-тематическое планирование по математике 4 класс Программа Школа 2100
Календарно-тематическое планирование по математике 4 класс Программа Школа 2100
Раздел | Математика |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Никонорова Л.А. |
Дата | 27.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Математика.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Т. Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт). в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
ЦЕЛЬ: формированиевсесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения.
ЗАДАЧИ:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
-сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
-сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
-выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
На изучение данного курса отводится 136 часов за учебный год (4 часа в неделю)
- плановых контрольных работ - 9 ч.
- административных контрольных работ -2 ч.
Для реализации программного содержания используется следующий УМК:
- Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 4 класса в 3 - х частях. - М.: Баласс; Школьный дом, 2012.
- Козлова С.А., Рубин А.Г. Контрольные работы по курсу «Математика» и по курсу «Математика и информатика». 4 класс: - М.: Баласс, Школьный дом, 2013.
- Козлова С.А., Рубин А. Г., Горячев А. В. «Математика 4 класс». Методические рекомендации для учителя по курсу математики с элементами информатики. 4 класс. - М.: Баласс, 2012.
- Козлова С. А., Гераськин В. Н., Волкова Л. А. Дидактический материал к учебнику «Математика» для 4-го класса Т. Е. Демидовой, С. А. Козловой, А. П. Тонких. - М.: Баласс, Школьный дом, 2013.
-
ТЕМА БЛОКА
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПРИМЕЧАНИЯ
Раздел 1. Числа от 1 до 1000
24
25
1 Повторение изученного в 3 классе
7
9
2 Дроби
17
16
Раздел 2. Многозначные числа
104
103
3 Нумерация многозначных чисел.
12
12
4 Величины
13
12
5 Сложение и вычитание многозначных чисел
10
8
6 Умножение и деление многозначных чисел
69
71
Раздел 3 Итоговое повторение и обобщение
8
8
Итого 136 часов 136 часов
Наглядность: модели по теме «доли», «дроби», набор геометрических фигур (плоских и объёмных), развёртки геометрических тел, изобразительные наглядные пособия (демонстрационные таблицы по темам, рисунки, схемы), демонстрационные измерительные инструменты,
карточки с цифрами, знаками отношений « <, >, =», раздаточный материал, карточки с названиями компонентов действий, оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, телевизор), многофункциональное устройство (принтер, сканер, ксерокс).
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 4-м классе является формирование следующих умений:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
- В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру, на развитие коммуникативных умений.
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.
- Делать выводы на основе обобщения умозаключений.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе является формирование следующих умений:
1-й уровень (необходимый) Обучающиеся должны уметь:
-
использовать при решении различных задач название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
-
объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
-
использовать при решении различных задач названия и последовательность разрядов в записи числа;
-
использовать при решении различных задач названия и последовательность первых трёх классов;
-
рассказывать, сколько разрядов содержится в каждом классе;
-
объяснять соотношение между разрядами;
-
использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о количестве разрядов, содержащихся в каждом классе;
-
использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о том, сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
-
использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о позиционности десятичной системы счисления;
-
использовать при решении различных задач знание о единицах измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношении между ними;
-
использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
-
выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений;
-
выполнять умножение и деление с 1 000;
-
решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
-
решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях;
-
решать задачи в 2-3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
-
осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
-
прочитать записанное с помощью букв простейшее выражение (сумму, разность, произведение, частное), когда один из компонентов действия остаётся постоянным и когда оба компонента являются переменными;
-
осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных;
-
использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий сложения, вычитания, умножения, деления при решении уравнений вида: a ± x = b; x - a = b ; a ∙ x = b; a : x = b; x : a = b;
-
уметь сравнивать значения выражений, содержащих одно действие; понимать и объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одной из компонент.
-
вычислять объём параллелепипеда (куба);
-
вычислять площадь и периметр фигур, составленных из прямоугольников;
-
выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
-
строить окружность по заданному радиусу;
-
выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;
-
распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус), параллелепипед (куб) и его элементы (вершины, ребра, грани), пирамиду, шар, конус, цилиндр;
-
находить среднее арифметическое двух чисел.
2-й уровень (программный) Обучающиеся должны уметь:
-использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о названии и последовательности чисел в пределах 1 000 000 000.
Учащиеся должны иметь представление о том, как читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000 000;
-
выполнять прикидку результатов арифметических действий при решении практических и предметных задач;
-
осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 6 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
-
находить часть от числа, число по его части, узнавать, какую часть одно число составляет от другого;
-
иметь представление о решении задач на части;
-
понимать и объяснять решение задач, связанных с движением двух объектов: вдогонку и с отставанием;
-
читать и строить вспомогательные модели к составным задачам;
-
распознавать плоские геометрические фигуры при изменении их положения на плоскости;
-
распознавать объёмные тела - параллелепипед (куб), пирамида, конус, цилиндр - при изменении их положения в пространстве;
-
находить объём фигур, составленных из кубов и параллелепипедов;
-
использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;
-
решать уравнения, в которых зависимость между компонентами и результатом действия необходимо применить несколько раз: а ∙ х ± b = с; (х ± b) : с = d; a ± x ± b = с и др.;
Календарно - тематическое планирование по предмету «Математика»
№
п/п
Тема урока (раздела)
Кол.
часов
Тип урока
Планируемые результаты
ФОПД
Виды
контро-ля
Дата
Примечание
Предметные
Метапредметные УУД
Личност-ные УУД
Знать
Уметь
Раздел1. Числа от 1 до 1000.
24 ч
1. Повторение изученного в 3 классе.
9 ч
- сам-но определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничест-ве;
- в сам-но созданных ситуациях общения и сотруднич-ва, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
- рефлексиро-вать;
- адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих людей;
- понимать сущность учения;
- иметь сформирован-ную учебную мотивацию;
- конструктивно взаимодействовать;
- осознавать
свои трудности и стремиться к их преодолению;
- осваивать новые виды деят-ти;
- участвовать в творческом, созидательном процессе;
- осознавать себя как индивиду-альность и одновременно как члена общества;
- признавать для себя общепринятые морально-этические нормы;
- уважительно относиться к представите-лям других народов;
1
День знаний
1
К
- алгоритмы письменных вычислений с трёхзн. числами;
- изученные свойства действий над числами;
- понятие истинного и ложного высказывания;
- устные и письменные приёмы умножения трёхзн. чисел на однозн.;
- изученные свойства действий над числами;
- устные приёмы деления трёхзн. чисел на однозн.;
- взаимосвязь между изменением компонентов и результатов действия деления;
- изученные свойства действий над числами;
- письменные приёмы деления трёхзн. чисел на однозн.;
- читать и записывать числа от 1 до 1000;
- решать уравнения изуч. видов через взаимосвязь комп. и рез. действий;
- решать задачи с пропорц. величинами и на перекладывание палочек;
- анализировать текст задачи и вспомогательную модель;
- решать задачи, основанные на свойствах действий над числами;
- решат уравнения изученных видов;
- умножать трёхзн. числа на однозначные;
- решать комбинаторные задачи с помощью дерева выбора;
- решать задачи с альтернативным условием
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.
2
Вводный
1
Н
ФИ
Предв.
3
Числа от 1 до 1000. Запись и чтение чисел. Разрядные слагаемые.
1
З
ФИП
Текущ.
4
Арифметические действия над числами.
1
З
ФИПГ
Текущ.
5
Арифметические действия над числами.
1
О/С
ФИПГ
Текущ.
6
Арифметические действия над числами.
1
О/С
ФИП
Текущ.
7
Арифметические действия над числами.
1
О/С
ФИП
Текущ.
8
Арифметические действия над числами.
1
О/С
ФИП
Текущ.
9
Административная входная контрольная работа.
1
П/К
И
Темат.
2. Дроби.
16 ч
10
Анализ контрольной работы. Дроби. Нахождение части от числа.
1
Н
- понятия «дроби», «числитель». «знаменатель»;
- алгоритм определения части от числа;
- какую часть одно число составляет от другого;
- алгоритм поиска числа по его заданной части;
- сравнивать два новых
алгоритма (нахождение части от числа и числа по заданной его части);
- понятие дроби;
- алгоритм сравнения дробей с одинаковыми и разными числителями и знаменателями;
- понятие дроби;
- способы сравнения дробей;
- формулы площади прямоугольника и объёма прямоуг. паралл-да;
- алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями;
- алгоритм вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
- правила нахождения числа по доле и доли от числа;
- алгоритм деления меньшего числа на большее;
- правило, устанавливающее связь действия деления с понятием дроби;
- лексические значения понятий «шиллинг», «навигационная карта», «верста», «паром» и т. д.;
- изученные алгоритмы;
- читать и записывать дроби;
- находить часть от числа;
- решать задачи с дробями;
- решать уравнения и неравенства изученных видов;
- быстро и правильно вычислять;
- решать задачи с дробями;
- решать задачи алгебраическим способом (сопоставлять
текст задачи с заданными уравнениями);
- находить число по его части и часть от числа;
- решать задачи изученных видов (в том числе алгебраическим способом);
- сравнивать дроби;
- решать уравнения;
- складывать дроби с одинаковыми знаменателями;
- вычитать дроби с одинаковыми знаменателями;
- решать задачи на взвешивание;
- наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия;
- делить меньшее число на большее;
- определять истинность и ложность высказывания;
- определять, какую часть одно число составляет от другого;
- записывать дроби в порядке возрастания и
убывания;
- решать задачи и уравнения с дробями;
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. Применять знания и способы действий в измененных условиях. Осознанно строить речевые высказывания в устной форме.
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Совместно с учителем находить и формулировать учебную проблему. Осознанно строить речевые высказывания в устной форме.
ФИП
Текущ.
11
Нахождение части от числа.
1
З
ФИП
Текущ.
12
Нахождение числа по его части.
1
Н
ФИП
Текущ.
13
Нахождение части от числа. Нахождение числа по его части.
1
З
ФИПГ
Текущ.
14
Сравнение дробей.
1
Н
ФИП
Текущ.
15
Сравнение дробей.
1
З
ФИП
Текущ.
16
Сравнение дробей.
1
ПЗУ
ФИП
Текущ.
17
Решение задач по теме «Дроби».
1
З
ФИПГ
Текущ.
18
Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.
1
Н
ФИП
Текущ.
19
Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
1
Н
ФИП
Текущ.
20
Решение задач по теме «Дроби».
1
З
ФИП
Текущ.
21
Деление меньшего числа на большее.
1
Н
ФИП
Текущ.
22
Какую часть одно число составляет от другого.
1
Н
ФИПГ
Текущ.
23
Решение задач по теме «Дроби».
1
З
ФИГ
Текущ.
24
Путешествие 1. Не только математика
1
ЗУ
ФИГ
Текущ
25
Тестовая контрольная работа по теме «Дроби»
1
П/К
И
Темат.
Раздел 2. Многозначные числа.
104 ч
- послед-ть чисел в пределах 1000 000;
- как образуется каждая следующая счётная единица;
- названия и послед-ть первых трёх классов;
- сколько разрядов сод-ся в каждом классе;
- известные единицы счёта;
- римские цифры;
- разряды и классы;
- правила сравнения чисел;
- способы записи многозначных чисел на новые числа;
- правило умножения чисел 1000, на 1000, на 10000 и на 100000;
- разряды и классы;
- виды треугольников;
- что такое
случайное (невозможное, достоверное) событие;
- понятия «миллион», «миллиард»;
- разряды и классы;
- виды треугольников;
- где и как строительство Российского гос-ва было напрямую связано с необходимостью применения матем. и геогр. знаний (экспедиции Беринга);
- сам-но определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничест-ве;
- в сам-но созданных ситуациях общения и сотруднич-ва, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих людей;
- понимать сущность учения;
- иметь сформирован-ную учебную мотивацию;
- обладать положитель-ными нравст-венными качествами;
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- осваивать новые виды деят-ти;
- участвовать в творческом, созидательном процессе;
- осознавать себя как индивиду-альность и одновременно как члена общества;
самооценивать свои действия и поступки;
- осознавать себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культ
3. Нумерация многозначных чисел.
12 ч
26
Анализ контрольной работы. Многозначные числа. Разряды и классы.
1
Н
- читать, записывать числа, большие, чем трёхзначные;
- переносить известные сведения о десятичной системе счисления на новые числа;
- разбивать числа на классы;
- переносить известные сведения о способах сравнения и записи многозначных чисел на новые числа;
- решать задачи алгебраическим способом;
- группировать числа по заданному и сам-но
установленному правилу;
- читать и записывать многозначные числа;
- заменять
ложные высказывания истинными;
- решать уравнения и неравенства;
- читать, называть и записывать числа, большие 1000;
- решать уравнения и задачи с дробями;
- описывать явления и события с использованием чисел;
Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.
Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, сравнивать и группировать факты.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Применять знания и способы действий в измененных условиях.
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
ФИП
Текущ.
27
Чтение и запись многозначных чисел.
1
К
ФИП
Текущ.
28
Сравнение многозначных чисел.
1
Н
ФИП
Текущ.
29
Разрядные слагаемые.
1
Н
ФИПГ
Текущ.
30
Умножение числа 1000. Умножение и деление на 1000, 10 000, 100 000.
1
Н
ФИП
Текущ.
31
Контрольная работа по итогам 1 четверти
1
П/К
И
Рубежн
32
Анализ контрольной работы. Чтение и запись многозначных чисел.
1
Н
ФИП
Текущ.
ФИП
Текущ.
33
Чтение и запись многозначных чисел.
1
З
34
Миллион. Миллиард.
1
Н
ФИП
Текущ.
35
Чтение и запись многозначных чисел.
1
З
ФИПГ
Текущ.
36
Путешествие 2. Экспедиции Витуса Беринга.
1
ПЗУ
ФИПГ
Текущ.
37
Турнир «Отважный путешественник».
1
ПЗУ
ФИПГ
Текущ.
4. Величины.
12 ч
38
Единицы длины.
1
О/С
- понятие «приближённое значение величины»;
- единицы объёма;
- формулу объёма куба;
- понятие «производительность»;
- способы сравнения дробей;
- что сущ-ет взаимосвязь между изменением одного компонента относительно другого при неизменном (изменённом) результате;
- рациональные действия сложения и вычитания;
- понятие «округление числа»;
- способы решения текстовых задач
- находить приближённые значения площадей с помощью палетки;
- сопоставлять задачи на движение и задачи на производительность труда;
- заменять ложные высказывания истинными;
- строить линейные диаграммы;
- сравнивать предметы по объёму;
- сопоставлять скорость движения, скорость работы, скорость наполнения бассейна водой;
- сопоставлять матем. модели задач на процессы движения, работы, купли-продажи и взаимосвязь заданных в них троек величин;
- получать приближённые значения величин;
- прогнозировать результат вычислений;
- округлять числа и находить приближённые значения величин;
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий. Доносить свою позицию до других.
Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Применять знания и способы действий в измененных условиях.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Применять знания и способы действий в измененных условиях.
ФИП
Текущ
39
Единицы массы. Грамм, тонна.
1
О/С
ФИПГ
Текущ
40
Единицы измерения величин.
1
О/С
ФИПГ
Текущ
41
Единицы площади.
1
Н
ФИПГ
Текущ
42
Единицы площади.
1
О/С
ФИПГ
Текущ
43
Площадь прямоугольного треугольника.
1
Н
ФИП
Текущ
44
Приближённое вычисление площадей. Палетка.
1
Н
ФИПГ
Текущ
45
Единицы объёма.
1
О/С
ФИПГ
Текущ
46
Решение задач с величинами.
1
ПЗУ
ФИП
Текущ
47
Точные и приближённые значения величин.
1
Н
ФИП
Текущ
48
Контрольная работа по теме: « Величины»
1
П/К
И
Темат.
49
Анализ контрольной работы. Решение задач с величинами.
1
О/С
ФИП
Текущ.
5. Сложение и вычитание многозначных чисел.
8 ч
50
Сложение и вычитание многозначных чисел. Прикидка суммы и разности.
1
Н
- понятие «прикидка результата действий сложения и вычитания»;
- алгоритм сложения и вычитания круглых многозн. чисел;
- алгоритмы письменного сложения и вычитания многозн. чисел;
- переем. и сочетат. свойства сложения;
- правило группировки слагаемых;
- приём письм. сложения трёх и более многозн. чисел;
- понятие «производительность труда»;
- формулу работы на основе сопост-я матем. моделей задач на процессы движения и работы;
- единый алгоритм поиска скорости работы ;
- решать задачи способом прикидки результата;
- устанавливать соотношения между единицами измерения величин;
- видеть и называть разрядный состав многозн. чисел;
- округлять числа до заданного разряда;
- устанавливать аналогию между способами решения задач с тройками взаимосвязанных величин;
- делать грубую прикидку результата работы;
- сопоставлять скорость движения и скорость работы;
- анализировать матем. тексты;
- решать задачи на производительность труда;
- выражать величины в заданных единицах измерения;
- выполнять вычисления по заданным блок-схемам;
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Применять знания и способы действий в измененных условиях.
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи.
Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
ФИП
Текущ.
51
Сложение и вычитание многозначных чисел.
1
З
ФИПГ
Текущ
52
Сложение и вычитание многозначных чисел.
1
К
ФИП
Текущ.
ФИП
Текущ.
53
Сложение и вычитание многозначных чисел.
1
К
54
Сложение и вычитание многозначных чисел.
1
К
ФИП
Текущ.
55
Производительность. Взаимосвязь работы, времени и производи-тельности.
1
К
ФИП
Текущ.
56
Решение задач на производительность труда.
1
К
ФИП
Текущ.
57
Решение задач на производительность труда.
1
Н
ФИП
Текущ.
6. Умножение и деление многозначных чисел.
71 ч
- алгоритмы устного умножения многозначных чисел на однозначное число;
- правило группировки множителей;
- алгоритмы письменного умножения многозначных чисел;
- прим письм. умн-я, когда один из множ. оканчивается на 0;
- изученный ранее материал;
- сравнивать разные способы вычислений, выбирая удобный;
- прим письм. умн-я, когда один из множ. оканчивается на 0;
- значение некоторых приставок, используемых для обозначения величин: «кило», «гекто», «мега» и др.;
- изученный ранее материал;
- сравнивать разные способы вычислений, выбирая удобный;
- алгоритм устного деления, когда делимое оканчивается на 0;
- правило деления суммы на число и правило деления разности на число;
- правило деления числа на произведение;
- алгоритм устного деления числа на произведение;
- приёмы деления на 5, 50, 500, 25 и 250;
- приёмы деления на 10, 100, 1000;
- правило деления числа на произведение;
- правило деления на 10, 100 и 1000;
- алгоритм устного деления круглых чисел с остатком;
- алгоритм решения уравнений нового вида;
- изученные ранее алгоритмы письм. вычислений;
- зависимость между компонентами и результатами арифметических действий;
- письм. алгоритм деления двузначного, трёхзн. и четырёхзгначного числа на однозначное;
- виды треугольников;
- письм. алгоритм деления четырёхзгначного числа на однозначное;
- объёмные фигуры;
- алгоритм письм. деления многозн. числа на однозначное, когда в записи частного есть нули;
- общий алгоритм письменного деления с остатком;
- алгоритм письменного деления на двузначное (трёхзначное) круглое число;
- алгоритм решения задачи на встречное движение;
- единицы площади;
- правила нахождения неизвестных компонентов действий;
- единицы измерения массы и площади фигуры;
- алгоритм деления многозначного числа на круглое многозначное;
- сочетательное свойство сложения и умножения;
- алгоритм письменного умножения на двузначное число;
- алгоритм умножения многозначного числа на многозначное число;
- понятие «скорость удаления»;
- алгоритм умножения многозначного числа на многозначное (в том числе, когда в записи одного из множителей есть нули);
- изученные ранее алгоритмы;
- алгоритм решения задачи на одновременное движение двух объектов в одном направлении (с отставанием);
- изученные ранее темы;
- алгоритм решения задачи на одновременное движение двух объектов в одном направлении (вдогонку);
- алгоритм решения задачи на одновременное движение двух объектов в одном направлении (вдогонку);
- алгоритм поиска первонач. расст-я между объектами, когда известно время движения и скорость движения объектов;
- алгоритм поиска скорости движения одного из объектов, когда известна скорость другого объекта, первонач. расст. между объектами и время движения;
- основные вехи жизни и творчества М. В. Ломоносова;
- лексич значение слов «поморы», «артельщики», «сажень», «дьячок», «мозаика» и др.;
- изученные ранее алгоритмы действий с многозначными числами;
- алгоритм деления многозн. чисел на многозн. (двузначное), когда в записи частного исп-ся одна цифра;
- алгоритм деления многозн. чисел на многозн. (двузначное), когда в записи частного исп-ся две цифры;
- алгоритм деления многозн. чисел на многозн. (двузначное), когда в записи частного исп-ся три цифры;
- способы решения неравенств;
- понятие «среднее арифметическое»;
- алгоритм письм. деления многозн. чисел на многозн. (трёхзначное), когда в записи частного исп-ся одна цифра;
- алгоритм письм. деления многозн. чисел на многозн. (трёхзначное), когда в записи частного исп-ся две цифры;
- понятие «круговая диаграмма»;
- изученные ранее алгоритмы действий;
- понятия «числовой луч» и «координата точки», «единичный отрезок»;
- понятия «пара чисел», «координата ячейки»;
- понятия «координатный угол», «координата на плоскости»;
- изученные ранее алгоритмы письменных вычислений;
- виды треугольников;
- понятия «подпруга», «фельдмаршал», «эскадра», «султан», «бастион» и др.;
- имена изв. полководцев, правителей;
- использовать матем. терминологию при записи и выполнеии арифм. действия;
- умножать многозначные числа на однозначные;
- производить вычисления с многозначными числами;
- сопоставлять скорость движения и произв-ть;
- сопост. матем. модели задач на процессы движения, работы, купли-продажи;
- округлять числа до заданного разряда;
- искать историч. Инф-ю, необходимую для составления задач с величинами, выраженными старинными единицами измерения;
- округлять числа до заданного разряда;
- решать задачи изученных видов;
- находить несколько решений неравенства подбором;
- производить вычисления с многозн. числами;
- решать задачи на работу, движение;
- объяснять все данные на схеме встречного движения;
- делить число на произведение тремя способами;
- делить круглые многозначные числа на круглые числа;
- применять известные алгоритмы устного деления (метод подбора);
- делить на 10, 100, 1000;
- делить круглые числа с остатком;
- определять истинность и ложность высказываний;
- решать задачи изученных видов;
- определять порядок действий в выражениях со скобками и без скобок;
- решать уравнения, у которых неизвестное находится в левой части и представлено в виде выражения на основе зав-ти между компонентами и и рез-том ар. действий;
- составлять уравнение как матем. модель задачи;
- делить многозначные числа на однозначные;
- сравнивать площади фигур разными способами;
- читать схему движения в противоположных направлениях;
- производить вычисления с многозначными числами;
- решать задачи на работу;
- решать сложные уравнения;
- находить площадь куба;
- делить многозн. числа на однозначное (с нулями);
- выполнять сокращённую запись деления в столбик, когда в записи частного есть 0;
- выполнять грубую прикидку рез-та деления, проверяя число цифр в частном и первую цифру в записи частного;
- решать и сопоставлять способы решения задач на работу и движение;
- делить столбиком многозначные числа на круглые;
- решать задачи на встречное движение и сложные уравнения;
- сравнивать дроби с одинаковыми и разными знаменателями;
- решать ребусы с числами;
- делать грубую прикидку результата действия деления;
- составлять и решать взаимно обратные задачи;
- решать задачи на встречное движение и движение в противоположных направлениях;
- сравнивать дроби;
- представлять круглое многозначное число в виде группы сомножителей, один из которых число 10 (100, 1000);
- решать задачи на одновременное движение двух объектов в противоположных направлениях;
- сравнивать площади по круговой диаграмме;
- решать задачи на одновременное движение двух объектов в противоположных направлениях;
- решать задачи на движение (в том числе алгебраическим способом и с альтернативным условием);
- стороить линейные диаграммы;
- производить вычисления с многозначными числами;
-решать задачи на одновременное движение двух объектов в одном направлении (с отставанием), когда нужно определить расстояние между двумя объектами через некоторое время после начала движения;
- пользоваться ранее изученными алгоритмами;
-решать задачи на одновременное движение двух объектов в одном направлении (вдогонку), когда нужно определить расстояние между двумя объектами через некоторое время после начала движения;
решать задачи на одновременное движение двух объектов в одном направлении (вдогонку), когда нужно определить расстояние между двумя объектами через некоторое время после начала движения;
- решать задачи на движение всех изученных видов;
- выполнять арифм. действия с многозн. числами;
- выражать величины в более крупных (мелких) единицах измерения;
- располагать величины в порядке возрастания (убывания);
- выполнять письменно вычисления с многозн. числами;
- решать задачи на движение;
- обнаруживать и устранять ошибки лгического (в ходе решения) и арифм. (в вычислениях) хар-ра;
- решать задачи на движение и производительность труда;
- делить многозн. число на многозн. (двузначное), когда в записи частного исп-ся одна цифра;
- читать схемы к задачам на движение и круговые диаграммы;
- составлять обратные задачи;
- делить многозн. число на многозн. (двузначное), когда в записи частного исп-ся две цифры;
- находить площадь неправильных геом. фигур;
- решать задачи на движение;
- решать сложные уравнения;
- сам-но определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничест-ве;
- в сам-но созданных ситуациях общения и сотруднич-ва, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
- рефлексиро-вать;
- адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих людей;
- понимать сущность учения;
- иметь сформирован-ную учебную мотивацию;
- обладать положитель-ными нравст-венными качествами;
- конструктивно взаимодействовать;
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- осваивать новые виды деят-ти;
- участвовать в творческом, созидательном процессе;
- осознавать себя как индивиду-альность и одновременно как члена общества;
- признавать для себя общепринятые морально-этические нормы;
- самооценивать свои действия и поступки;
- осознавать себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры;
- уважительно относиться к представите-лям других народов;
- стремиться к красоте;
- поддерживать состояние окр. среды и своего здоровья;
58
Умножение чисел. Группировка множителей.
1
О/С
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Применять знания и способы действий в измененных условиях.
Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Слушать других; быть готовым изменить свою точку зрения. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий.
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Применять знания и способы действий в измененных условиях.
Слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи.
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Применять знания и способы действий в измененных условиях.
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Применять знания и способы действий в измененных условиях.
Слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы.
Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.
Работать в паре, давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения; выбирать нужную информацию из учебного текста.
Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи.
Слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Применять знания и способы действий в измененных условиях.
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи.
Слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
ФИП
Текущ
59
Арифметические действия над числами.
1
З
ФИПГ
Текущ
60
Контрольная работа по итогам II четверти
1
П/К
И
Рубежн
61
Анализ контрольной работы. Умножение многозначных чисел на однозначные
1
Н
ФИП
Текущ
62
Умножение чисел.
1
К
ФИ
Текущ.
63
Умножение чисел.
1
З
ФИП
Текущ.
64
Путешествие 3. Петровские мануфактуры.
1
ПЗУ
ФИПГ
Текущ
65
Решение нестандартных задач
1
ПЗУ
ФИПГ
Текущ
66
Турнир «Школьные мастерские».
1
К
ФИ
Текущ
67
Тестовая контрольная работа по теме: «Умножение многозначных чисел»
1
П/К
И
Темат.
68
Анализ контрольной работы. Деление круглых чисел.
1
К
ФИП
Текущ
69
Арифметические действия над числами.
1
З
ФИП
Текущ
70
Деление числа на произведение.
1
Н
ФИП
Текущ
71
Деление круглых многозначных чисел на круглые числа.
1
О/С
ФИП
Текущ
72
Арифметические действия над числами.
1
О/С
ФИПГ
Текущ
73
Деление с остатком на 10, 100, 1000.
1
Н
ФИПГ
Текущ
74
Деление круглых чисел с остатком.
1
Н
ФИП
Текущ
75
Уравнения.
1
Н
ФИП
Текущ
76
Арифметические действия над числами.
1
З
ФИП
Текущ
77
Уравнения.
1
Н
ФИП
Текущ
78
Арифметические действия над числами.
1
З
ФИПГ
Текущ
79
Деление многозначных чисел на однозначные.
1
Н
ФИП
Текущ
80
Деление многозначных чисел на однозначные.
1
ПЗУ
ФИП
Текущ
81
Арифметические действия над числами.
1
З
ФИПГ
Текущ
82
Письменное деление многозначных чисел на однозначные.
1
Н
ФИП
Текущ
83
Деление многозначных чисел на однозначные.
1
Н
ФИП
Текущ
84
Арифметические действия над числами.
1
З
ФИПГ
Текущ
85
Деление многозначных чисел на однозначные.
1
О/С
ФИП
Текущ
86
Письменное деление многозначных чисел на круглые.
1
Н
ФИП
Текущ
87
Арифметические действия над числами
1
З
ФИПГ
Текущ.
88
Контрольная работа по теме «Умножение и деление многозначных чисел».
1
П/К
И
Темат.
89
Анализ контрольной работы. Деление многозначных чисел на круглые.
1
Н
ФИ
Текущ.
90
Решение задач на скорость сближения.
1
Н
ФИП
Текущ
91
Решение задач на движение.
1
З
ФИП
Текущ
92
Умножение на двузначное число.
1
Н
ФИП
Текущ
93
94
Умножение многозначных чисел на двузначное число.
2
Н
ФИПГ
Текущ
95
Решение задач на скорость удаления.
1
Н
ФИП
Текущ
96
97
Умножение многозначных чисел на трёхзначное число.
2
Н
ФИПГ
Текущ.
98
Умножение многозначных чисел на трёхзначное число.
1
З
ФИП
Текущ
99
Решение задач на движение.
1
Н
ФИПГ
Текущ
100
Решение задач на движение с отставанием.
1
Н
ФИП
Текущ
101
Контрольная работа по итогам III четверти.
1
П/К
И
Рубежн
102
Анализ контрольной работы. Решение задач на движение.
1
Н
ФИПГ
Текущ
103
Решение задач на движение.
1
Н
ФИП
Текущ
104
Решение задач на движение.
1
З
ФИП
Текущ
105
Путешествие 4. Вместе с Михаилом Васильевичем Ломоносовым
1
ПЗУ
ФИПГ
Текущ
106
Решение нестандартных задач
1
К
- сам-но определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничест-ве;
- в сам-но созданных ситуациях общения и сотруднич-ва, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
- рефлексиро-вать;
- адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих людей;
- понимать сущность учения;
- иметь сформирован-ную учебную мотивацию;
- обладать положитель-ными нравст-венными качествами;
- конструктивно взаимодействовать;
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- осваивать новые виды деят-ти;
- участвовать в творческом, созидательном процессе;
- осознавать себя как индивиду-альность и одновременно как члена общества;
- признавать для себя общепринятые морально-этические нормы;
ФИПГ
Текущ
107
Турнир «Большая игра».
1
К
ФИ
Текущ
108
Тестовая контрольная работа по теме: «Решение задач»
1
П/К
И
Темат.
109
Анализ контрольной работы. Письменное деление многозначных чисел на двузначное число.
1
Н
ФИП
Текущ
110
Арифметические действия над числами.
1
Н
ФИПГ
Текущ
111
Арифметические действия над числами.
1
З
ФИП
Текущ
112
Арифметические действия над числами.
1
Н
ФИП
Текущ
113
Арифметические действия над числами.
1
З
ФИПГ
Текущ
114
Арифметические действия над числами.
1
О/С
ФИПГ
Текущ
115
Среднее арифметическое.
1
Н
ФИП
Текущ
116
Письменное деление многозначных чисел на трёхзначное число.
1
Н
ФИП
Текущ
117
Деление многозначных чисел на трёхзначное число.
1
Н
ФИП
Текущ
118
Арифметические действия над числами.
1
З
ФИПГ
Текущ
119
Арифметические действия над числами
1
К
ФИПГ
Текущ
120
Арифметические действия над числами
1
К
ФИПГ
Текущ
121
Круговая диаграмма.
1
Н
ФИП
Текущ
122
Арифметические действия над числами.
1
З
ФИП
Текущ
123
Числовой луч. Координатные точки на числовом луче.
1
Н
ФИП
Текущ.
124
Адрес в таблице. Пара чисел.
1
Н
ФИПГ
Текущ.
125
Координаты точек на плоскости.
1
Н
ФИПГ
Текущ
126
Арифметические действия над числами.
1
З
ФИП
Текущ
127
Путешествие 5. Воинская слава.
1
ПЗУ
ФИПГ
Текущ
128
Контрольная работа по теме: «Умножение и деление многозначных чисел».
1
П/К
И
Темат.
Раздел 3. Повторение изученного.
8 ч
129
Анализ контрольной работы. Повторение по теме: «Дроби».
1
З
- изученные алгоритмы сложения и вычитания многозначных чисел;
- изученные алгоритмы умножения и деления многозначных чисел;
- порядок действий в выражениях со скобками и без скобок;
- изученные величины;
- плоские и объёмные геометрические фигуры;
- алгоритмы решения всех видов задач;
- изученный материал;
- способы решения нестандартных и занимательных задач;
- читать, записывать. сравнивать, складывать и вычитать многозначные числа;
- читать, записывать. сравнивать, умножать и делить многозначные числа;
- обозначать порядок действий в выражениях со скобками и без скобок;
- выполнять вычисления по заданным блок-схемам;
- решать уравнения (простые и сложные), неравенства;
- выполнять действия с именованными числами (переводить, сравнивать, складывать, вычитать, умножать и делить);
- определять координаты точек на рисунках;
- решать задачи изученных видов;
- составлять и решать обратные задачи к данным;
Применять знания и способы действий в измененных условиях. Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Применять знания и способы действий в измененных условиях.
Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Работать в паре, давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения; выбирать нужную информацию из учебного текста.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Применять знания и способы действий в измененных условиях.
ФИП
Текущ.
130
Повторение по теме: «Величины».
1
З
ФИП
Текущ.
131
Повторение по теме: Сложение и вычитание многозначных чисел»
1
З
ФИП
Текущ.
132
Административная итоговая контрольная работа
1
П/К
И
Итогов.
133
Анализ контрольной работы. Повторение по теме: «Умножение и деление многозначных чисел»
1
З
ФИПГ
Текущ.
134
135
Повторение. Решение задач на движение.
2
К
ФИ
Текущ.
136
Повторение. Нестандартные и занимательные задачи.
1
К
ФИПГ
Текущ.