- Преподавателю
- Математика
- Аннотация к рабочей адаптированной общеобразовательной программе по математике 8 класса для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
Аннотация к рабочей адаптированной общеобразовательной программе по математике 8 класса для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
Раздел | Математика |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Анкудинова О.А. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Аннотация
к рабочей адаптированной общеобразовательной программе
по математике 8 класса для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и нарушениями опорно- двигательного аппарата (НОДА)
Рабочая адаптированная общеобразовательная программа 8 класса рассчитана на 136 часов в год, 4 часа в неделю. Контингент обучающихся на который рассчитана данная программа это обучающиеся с ОВЗ, имеющие сложную структуру дефекта- интеллектуальная недостаточность и нарушения опорно- двигательного аппарата (НОДА).
Рабочая адаптированная общеобразовательная программа образования обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и нарушениями опорно-двигательного аппарата
по математике для 8 класса специальной (коррекционной) школы составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (ПрАООП) среднего общего образования умственно отсталых обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 - 9 классы (сборник 1) под редакцией Воронковой В.В., Москва, ВЛАДОС, 2013 г.
Эта группа обучающихся - дети с НОДА разной степени выраженности интеллектуальной недостаточности, осложненными нейросенсорными нарушениями. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня знаний и умений, который необходим для их социальной адаптации.
Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида является одним из основных учебных предметов, так как готовит обучающихся с нарушениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Из числа уроков математики выделяется в 5-9 классах один урок в неделю на изучение геометрического материала.
Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). Рабочая программа по математике рассчитана на 136 часов, 4 часа в неделю.
Программа разработана учителем-дефектологом Анкудиновой О.А., рассмотрена на заседании МО учителей-дефектологов (Протокол №1 от 27.08.2015. Председатель МО учителей-дефектологов Анкудинова О.А.), согласована с Заместителем директора по УВР Феоктистовой Л.Н. 30.08.2015, Утверждена директором ГКОУ СКОШИ №31 Бегуном В.В. 01.09.2015.
Примерное планирование для обучающихся с НОДА и интеллектуальной недостаточностью составлено в соответствии с программой по предмету «Математика» для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 классы под редакцией Воронковой В.В., отвечает нормативным требованиям государственного образовательного стандарта.
Цели:
- развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжение образования;
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи:
- дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
- использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
- развивать речь учащихся, обогащая ее математической терминологией;
-воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
- приобретать знания о многозначных числах в пределах 1000000 и арифметических действиях с многозначными числами в пределах 1000000, об обыкновенных дробях, их преобразованиях, арифметических действиях с ними, о соотношении единиц различных величин, арифметических действиях с ними; о различных геометрических телах и фигурах, свойствах элементов многоугольников, названиях геометрических тел.
- овладевать способами деятельностей, способами индивидуальной, фронтальной, групповой деятельности;
-осваивать компетенции: коммуникативную, ценностно-ориентированную и учебно-познавательную.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Виды и формы организации учебного процесса:
Занятия проводятся в классно- урочной форме.
Основными формами организации учебно-познавательной деятельности обучающихся являются:
-объяснение нового материала с опорой на практические задания, на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, памятки, опорные таблицы и т.д.;
-закрепление изученного материала с использованием разноуровневого вариативного дидактического материала, предполагающего дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса и позволяющего постоянно осуществлять многократность повторения изученного;
-обобщение и систематизация пройденного материала с использованием математических игр;
-контроль полученных знаний и умений с использованием разноуровневых самостоятельных и контрольных работ, тестовых заданий.
Основные технологии:
личностно-ориентированный подход, деятельностный подход ,разноуровневая дифференциация, информационно-коммуникативные и здоровьесберегающие технологии
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
-Устный счет.
-Беседа (диалог).
-Работа с книгой.
Практическая деятельность: выполнение заданий по нумерации, на сравнение, заданий вычислительного характера по алгоритмам, решение арифметических задач и задач с практическим содержанием.
Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам.
Измерительные и графические работы (с циркулем, транспортиром, линейкой)
Методология преподавания математики.
При обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики используются следующие методы обучения (классификация методов по характеру познавательной деятельности).
-Объяснительно-иллюстративный метод, при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют материал в памяти.
-Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации).
-Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения).
-Частично - поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы).
Основные направления коррекционной работы:
-развитие зрительного восприятия и узнавания;
-развитие пространственных представлений и ориентации;
-развитие основных мыслительных операций;
-развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
-коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
-обогащение словаря;
-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Математика».
Результаты освоения с обучающимися с интеллектуальными нарушениями и НОДА АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
К личностным результатам освоения АООП относятся:
-
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
-
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
-
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
-
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
-
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
-
формирование готовности к самостоятельной жизни
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для математики, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с интеллектуальными нарушениями не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по математике не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по этому учебному предмету, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану по математике.
Метапредметными результатами изучения чтения и развития речи являются:
Регулятивные УУД:
-Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
-Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
-Умение находить необходимую информацию в различных источниках для решения учебных задач;
-Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
-Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
-Использовать при выполнении заданий различные средства: дополнительную литературу, источники по математике и геометрии. С помощью учителя давать самооценку своей деятельности.
-Использовать возможности ИКТ и др. компьютерные технологии, что очень важно для обучающихся с НОДА;
-Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
-Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем справочников, электронных пособий.
-Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
-Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, иллюстрация и др.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:
-Донести свою точку зрения до других.
-Слушать и понимать информацию с использованием математической терминологии.
-Вступать в диалог на уроке и в жизни.
-Адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы урока, основной мысли; основной и дополнительной информации);
-Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения.
Прогнозируемые предметные результаты освоения учебного предмета.
Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат следующие компоненты: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
уметь - владение конкретными умениями и навыками.
К концу учебного года
учащиеся должны знать:
Таблицы сложения и умножения.
Названия, обозначения, соотношения единиц измерения стоимости, длины, массы, времени.
Числовой ряд чисел в пределах 1 000 000.
Дроби обыкновенные и десятичные.
Геометрические фигуры и тела, свойства элементов многоугольников. Название геометрических тел.
учащиеся должны уметь
-выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 устно (в зависимости от степени поражения -интеллектуальной недостаточности);
-читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000000;
-считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 1000000;
-выполнять сравнение чисел в пределах 1000000;
-выполнять письменно с переходом через разряд сложение и вычитание чисел в пределах 1000000 с последующей проверкой;
-выполнять умножение чисел 10 и 100 и деление на 10 и 100 с остатком и без остатка
-выполнять преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы в пределах 1000;
-умножать и делить на однозначное и двузначное числа (письменно);
-получать, обозначать, сравнивать обыкновенные и десятичные дроби;
-решать простые задачи на сравнение чисел, на нахождение неизвестного слагаемого, вычитаемого, уменьшаемого, произведения и частного, составные задачи в несколько арифметических действий;
-выполнять сравнение чисел в пределах 1000000;
-уметь троить с помощью линейки, угольника, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольники, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии, различать радиус и диаметр. Учащиеся, испытывающие трудности в усвоении математических знаний, выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд приёмами письменных вычислений. При выполнении умножения и деления может быть разрешено использование таблицы на печатной основе.
Для реализации задачи социальной адаптации содержание программы по обучению математике максимально связано с жизненным опытом учащихся носит ярко выраженный прикладной характер и имеет практическую значимость и жизненную необходимость. Реализуется обучение математике методами и приемами, которые предусматриваются методикой преподавания математики в школе VIII вида.
Литература:
- Нацпроект «Образование»- Режим доступа:http//mon.gov.ru./proekt/ideology.
- Интернет - источники
school-collection.edu.ru/
- Сайт «Государственные образовательные стандарты второго поколения» Режим доступа: standart..edu.ru/
-Сайт журнала «Вестник образования»- Режим доступа vestnik.edu.ru
-Сайт Министерства образования и науки Российской федерации -Режим доступа mon.gou..ru