- Преподавателю
- Математика
- Доклад Формирование математической грамотности через критическое мышление
Доклад Формирование математической грамотности через критическое мышление
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Муравьёва А.Б. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Формирование математической грамотности через критическое мышление
Муравьёва Алёна Бертольдовна
СКО, КГУ «Тайыншинская средняя школа №4»
Одним из основных вопросов волнующих наше правительство является: "Достаточно ли школы подготавливают молодых людей к проблемам взрослой жизни?". "Действительно ли некоторые методы преподавания в школе эффективнее других?" и "Могут ли школы внести свой вклад в улучшение жизней студентов из иммигрирующей и неблагополучной среды? " Чтобы ответить на эти вопросы и иметь объективные результаты. В 2009 году учащиеся Республики Казахстан впервые приняли участие в международном исследовании PISA (приказ Министерства образования и науки РК №164 от 7 апреля 2009 года)
PISA (Programme for International Student Assessment) - международная программа по оценке образовательных достижений учащихся.
Цель международного исследования PISA - оценить математическую грамотность и грамотность в области чтения и естествознания 15 летних учащихся организаций общего среднего, технического и профессионального, а также после среднего образования.
Выбор этих учащихся объясняется тем, что во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе, и программы обучения в разных странах имеют много общего. Именно на данном этапе образования важно определить состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также оценить способности учащихся самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире.
Понимая важность данного международного исследования, Н. Назарбаев была разработана Государственная Программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы по развитию функциональной грамотности школьников.
Понятие математическая грамотность начала формироваться в конце ХХ столетия в исследованиях Международной ассоциации по оценке учебных достижений учащихся ІЕА. В этих исследованиях под математической грамотностью понимали «готовность выпускников средней школы справляться с жизненными проблемами, для решения которых нужно использовать некоторые математические знания. Здесь под математической грамотностью понимается «способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину»» .
Под математической грамотностью понимается способность учащихся:
• распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
• формировать эти проблемы на языке математики;
• решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
• анализировать и использовать математические методы решения;
• интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
• формулировать и записывать результаты решения.
Эксперты рассматривают модель математической грамотности:
Проблема в контексте реального мира
Области математического содержания:
Количество, Неопределенность и
данные, Изменение и зависимости, Пространство и форма
Контекстные категории реального мира:
Личностные, Общественные, Профессиональные, Научные
Математическое мышление и действие
Математические понятия, знания и умения
Фундаментальные математические способности: Сообщать;
Представлять; Разрабатывать стратегии; Математизировать; Рассуждать и
аргументировать; Использовать символьной, формальный, технический язык и
операции; Использовать математические инструменты
Умственные процессы: Формулировать, Применять, Интерпретировать
РЕАЛЬНЫЙ МИР МАТЕМАТИЧЕСКИЙ
МИР
Проблема Формулировать Математическая
в контексте проблема
Оценивать Применять
Результаты Математические
в контексте Интерпретировать результаты
Из всего вышесказанного рождается термин функциональная математическая грамотность, которая предполагает способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.
Различают три уровня математической компетентности:
Уровень воспроизведения - это прямое применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов, распознавание математических объектов и свойств, выполнение стандартных процедур, применение известных алгоритмов и технических навыков, работа со стандартными, знакомыми выражениями и формулами, непосредственное выполнение вычислений.
Уровень установления связей строится на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, но все же знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой степени. Содержание задачи подсказывает, материал какого раздела математики надо использовать и какие известные методы применить. Обычно в этих задачах присутствует больше требований к интерпретации решения, они предполагают установление связей между разными представлениями ситуации, описанной в задаче, или установление связей между данными в условии задач.
Уровень рассуждений строится как развитие предыдущего уровня. Для решения задач этого уровня требуются определенная интуиция, размышления и творчество в выборе математического инструментария, интегрирование знаний из разных разделов курса математики, самостоятельная разработка алгоритма действий. Задания, как правило, включают больше данных, от учащихся часто требуется найти закономерность, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты.
Анализируя результаты международных исследований 2009г и 2012 году,
Необходимо отметить, что Казахстан показывает среднее улучшение достижений по математике в сопоставлении с результатами исследования 2009 года. Рост показателя математической грамотности казахстанских обучающихся составил 27 баллов (PISA-2009 - 405 баллов, PISA-2012 - 432 балла).
Результаты исследования показали, что ученики не умеют применить академические знания, не могут самостоятельно работать над заданиями практического содержания. Они критически не могут осмыслить полученные знания и умения, не могут находить пути к решению тех или иных задач. Любое отступление от шаблона приводит их в замешательство, а это значит, что их мышление не является самостоятельным, и они в недостаточной мере владеют навыками критического мышления.
Критическое мышление представляет собой дисципинированный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации полученной в результате наблюдения, опыта. Размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям.
Оно предпологает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий. Критическое мышление - есть желание и умение оценить свое мышление и предпологает обучение и развитие превычного для любого субъекта намерения быть правдивым, открытым, последовательным, способным к анализу, любознательным, уверенным в рассуждениях, и разумным к принятию решений. По мере развития обучения требуется меньше подсказок, поскольку развитие процесса обучения и его суть становится понятным: обучение осуществляется независимо, становится саморегулируемым. Саморегулирование способствует более высокому уровню вовлеченности в задание.
В изменяющемся мире для учащихся необходимо уметь анализировать информацию и решать, что является ценным, значимым, уметь выразить свое отношение к новым идеям и знаниям, давать понятие чему-то новому, отвергать неуместную и ненужную информацию.
Ценность данной технологии в том, что она учит слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию. В этой технологии работают все учащиеся. Она позволяет учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически и ответственно относиться к учебе. Но самое главное учатся не только ученики, но и учитель, который обучается работать в режиме творческого соавторства, готовности к обоснованным изменениям, принятию решения.
Основы методики критического мышления включают три стадии, три этапа урока: вызов, осмысление, размышление.
Первая стадия-вызов (побуждение), когда определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняется, что дети уже знают об этом или думают, что знают, что хотят узнать или что нужно узнать и для чего это нужно.
На своих уроках я использую различные приемы обучения:
-
Составление и защита кластеров в которых видна связь темы урока с изучаемыми понятиями.
-
Мозговой штурм
- решение конкретной практической задачи которая поможет для дальнейшего изучения темы;
- опрос формул и правил(помогает ученикам лучше запоминать формулы и новые понятия);
3. Обмен информацией - помогает поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Что на стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определять цели познавательной деятельности на данном уроке.
Вторая стадия-осмысление, поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Ребенок больше работает самостоятельно, в парах, группах. Если что-то не получается и не понятно, то он может обратиться за помощью к учителю. Этот этап познания, где учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, связать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая свое понимание. Для этого используются самые разнообразные приемы:
-
Составление опорных таблиц, диаграмм Венна
-
Решение дифференцированных задач
-
Изложение в паре и др.
Очень важно на этой стадии продумывать все задания и приемы, чтобы ученики чувствовали себя комфортно и могли справиться со всеми заданиями в зависимости от своего уровня.
Третья стадия - размышление (рефлексия)- позволяет выяснить, насколько ребенок понял тему. Должны задаваться закрытые (выражающие одно мнение), так и открытые (выражающие несколько мнений) вопросы. Ответы должны быть по возможности полными и расширенными. Учащиеся осмысливают все то, что они изучали на уроке, выражают мысли и понятия через информацию, которую они получили. Эта стадия реализуется также с помощью различных приемов (стратегий): групповой дискуссии, написания мини- сочинения или эссе, пятистишия, кластера, дискуссионной карты, авторского стула. Происходит целостное осмысление, обобщение и присвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление всего неопознанного.
Важно отметить, что данная структура урока является как процессом обучения так изучением процесса познания самими учащимися. Эти три стадии могут плавно переходить одна в другую, но они должны присутствовать как на каждом уроке, так как это позволяет увидеть сложный мыслительный процесс, который начинается с информации, а заканчивается ее осмыслением, принятием решения.
На всех уроках мы оцениваем учеников, но опираясь на слова Александера:
«Оценивание в классе не является лишь техническим приемом. Учителя оценивают, выставляя оценки в письменной или в устной форме. За любой используемой ими формой зачастую не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ученика, а так же ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия»
Нужно применять на уроках различные виды оценивания
-
Самооценивание
-
Взаимооценивание
Новые способы оценивания помогают ученикам отслеживать свой уровень знаний, способствуют активизации слабых учащихся, которые ранее были не заметны на фоне сильных. Их мотивация к обучению будет повышаться за счет поддержки учителя и поддержки одноклассников, направленных на выполнение заданий самостоятельно.
Если систематически применять на уроках математики приемы критического мышления и новые формы оценивания оно приведет к повышению самостоятельности на уроках и положительно влияет на мотивацию к изучению предмета, тем самым способствует повышению качества знаний.
Знаю, что меня и моих учеников ждёт ещё немало трудностей. И с ними надо справляться. Низами как-то сказал: «Пути, что лягут перед нами, чужими не пройти ногами». Я буду искать и, надеюсь, находить ответы на возникающие вопросы и преодолевать трудности.
Литература:
-
Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Программа общеучебных умений: совершенствование эффективности формирования познавательной компетентности школьников. //Образование в современной школе. - №6.-2002. с. 44-57.
-
Пронина С.М. Гарантии и контроль качества как условия формирования культуры учащихся в процессе обучения. // Инновации в образовании. - №7.-2007. с. 71-78.
-
Воронщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность школьников: опыт системного конструирования. // Завуч. Управление современной школой. - №6. - 2007. с. 81-97.
-
Витярис Витилиус, Владимирская О.Д. Центр обучения взрослых: новый этап развития. //Организация и управление. 2007. с.21-24.
-
Денищева Л.О., Глазков Ю.А., Краснянская К.А. Проверка компетентности выпускников средней школы при оценке образовательных достижений по математике. // Математика в школе. - №6 -2008. с. 20-30.
-
Солянкина Н.Л. Профессиональная компетентность: понятие и виды. -Красноярск. 2003
-
Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. // Завуч. Управление современной школой. - №1. - 2008. с. 4-24.
8. Циганкова Д. Критическое развитие учащихся // Профильная школа и профобразование.- 2013.- № 1-2.- С.41.
9. Аягонова Ш.К. Использование технологии критического мышления в учебном процессе// Администратор в Казахстанской школе.- 2011.- №1.- с.30.
10. Токашева, К. Самостоятельная работа с целью развития критического мышления. // История Казахстана: преподавание в школе: МКИиОС РК.- Алматы, 2014.- № 11 (139).- с 5