- Преподавателю
- Математика
- Статья Создание условий для адаптации осужденных через решение задач профессиональной направленности
Статья Создание условий для адаптации осужденных через решение задач профессиональной направленности
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фадеева Л.А. |
Дата | 15.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Создание условий для адаптации осужденных через решение задач профессиональной направленности
(из опыта работы)
Фадеева Лариса Анатольевна
преподаватель математики
ГАПОУ ИО «ИТК»
УКП №4, ОИК-8 г. Саянск Иркутской области
На первый план в работе учреждений, исполняющих уголовные наказания, выдвигается проблема организации эффективной ресоциализации осужденных, под которой следует понимать длительный процесс, имеющий в своей основе сложный комплекс психолого-педагогических, экономических, медицинских, юридических и организационных мер, направленных на формирование у каждого осужденного готовности к включению после отбытия наказания в обычные условия жизни общества.
И конечно, приоритетным фактором, способствующим позитивной ресоциализации осужденных, является повышение их общеобразовательного уровня.
При объединенной исправительной колонии №8, кроме УКП №4, есть федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 311, в котором обучают по 14 профессиям: швея, каменщик, столяр строительный, станочник деревообрабатывающих станков, оператор швейного оборудования, рамщик, тракторист категории «С», машинист (кочегар) котельной, животновод, слесарь по ремонту автомобилей, плотник, вальщик леса, стропальщик, водитель погрузчика.
И многие наши ученики не только обучаются в данном училище, но и работают на производстве по специальности, например, 35% учеников работают на швейном производстве, это составляет около 60 человек.
Часто от учеников можно слышать вопрос? «Зачем учить математику?», Я отвечаю, что очень много задач ставит жизнь перед математикой, и они настолько разнообразны, что вряд ли можно придумать что-то разнообразнее. Есть среди задач простые, есть очень трудные. Некоторые из них можно назвать безделушками, другие же настолько серьезные, что от их решения зависит человеческое благополучие. Очень богат и разнообразен мир задач. Красота, богатство и разнообразие его постоянно растут. Современная жизнь, в которой научно-технический прогресс является определяющим фактором в развитии производства, выдвигает перед математикой новые задачи и без решения многих из них невозможно наше движение вперед.
В учебниках, по которым ведется преподавание, не учтена специфика обучения, заключающаяся в одновременной образовательной и профессиональной подготовке учащихся.
Осуществление более тесной связи преподавания математики с профессиональной деятельностью позволит предать изучению математики профессиональную направленность, а формирование профессиональных знаний и умений проводить с опорой на имеющуюся математическую подготовку учащихся.
Приведу конкретные примеры из опыта своей работы в данном направлении.
Решая профессионально-ориентированные задачи, учу учеников мыслить, потому что в таких задачах известна цель, а комплекс необходимых условий и средств решения учащиеся устанавливают самостоятельно.
В процессе решения задач с профессиональной направленностью учащийся проходит путь, аналогичный тому, который соответствует процессу математического моделирования: создание математической модели по содержанию задачи, решение задачи внутри модели средствами математики. На данном пути формируются умения перехода от конкретного к абстрактному и наоборот, а также умения решать задачи.
Следует также отметить, что задачи практической направленности помогают изучение курса математики сделать понятнее, доступнее, способствуют преодолению формализма в приобретении знаний, развивают умение замечать математические закономерности в окружающем нас мире.
Делаю это на примере следующих задач:
Швея
-
Из 20 метров ткани сшили 8 комплектов спецодежды для поваров, а из 12 метров ткани сшили 8 фартуков для обслуживающего персонала столовой. Сколько метров ткани пошло на один фартук и один комплект спецодежды?
-
Одна бригада должна сшить 810 костюмов, другая же за этот срок - 900 костюмов. Первая закончила выполнение заказа за 3 дня, а вторая за 6 дней до срока. Какое количество костюмов в день шила каждая бригада, если вторая шила в день на 4 костюма больше первой?
-
Швея сшила 96 наволочек за 6 дней. Каждый день она шила поровну. За сколько дней она может сшить 64 наволочки при той же норме выработки в день?
-
Из каждых 10 метра ситца получилось 3 рубашки. Сколько таких рубашек можно сшить из 50 метров ситца?
-
Продают три куска ткани, из первого продали половину, из второго , а третий кусок, в котором было всей ткани, продали весь. Сколько % ткани продано, если всего осталось вдвое меньше, чем было во втором куске?
-
В одном ателье должны сшить 180 костюмов, а в другом - 161 костюм. Первое ателье затратило на всю работу на 3 дня меньше, чем второе, так как изготавливало в день на 2 костюма больше. Сколько костюмов в день изготавливало ателье?
-
Швея получила заказ сшить 60 сумок к определенному сроку. Она шила в день на 2 сумки больше, чем планировалось, поэтому уже за 4 дня до срока ей осталось сшить 4 сумки. Сколько сумок в день шила швея?
Каменщик
-
В первую бригаду привезли раствора цемента на 50 кг. меньше, чем во вторую. Каждый час работы первая бригада расходовала 150 кг. раствора, а вторая 200 кг. Через 3 часа работы в первой бригаде осталось раствора в 1,5 раза больше, чем во второй. Сколько раствора привезли в каждую бригаду?
-
Длина кирпича 25 см., ширина 12 см. и толщина 6,5 см. сколько весят 1000 кирпичей, если 1 кирпичей весит 1,6 кг?
-
Требуется построить овощной склад с прямоугольным основанием. Периметр основания равен 110 м., высота склада 15 м. Каковы должны быть размеры склада, чтобы он имел наибольшую вместимость?
-
Строительной организации надо перевести песок, сваленный в конусообразную кучу. Какое количество автомашин самосвалов грузоподъемностью 3 тонны надо запланировать строительной организации для перевозки этого песка, если измерение дало следующие результаты: длина окружности основания кучи 35,2 м, образующая 9,5 м. Каждая машина должна сделать 5 рейсов.
-
Требуется оштукатурить две колонны одинаковой высоты, но с различными поперечными сечениями: круглым и квадратным. Наружный диаметр круглого сечения и сторона наружного квадрата равны 30 см. На какую колонну расходуется больше штукатурки и во сколько раз?
-
План комнаты сделан в масштабе 1:200. Определите расход меловой пасты на побелку потолка и фриза, если длина комнаты на плане 30 мм., ширина 40 мм., высота фриза 0,5 мм., и на 100 требуется 24 кг. пасты?
-
К электромешалке для приготовления гипсоблочной мастики прилагаются четыре цилиндрических бачка. За каждый цикл работы заполняются все бачки. Каждый из бачков имеет диаметр 350 мм. И высоту 430 мм. Продолжительность цикла приготовления мастики, включая засыпку и выгрузку, составляет примерно 10 мин. Какое количество мастики можно приготовить в течение одного часа непрерывной работы?
Повар
-
Мясо при варке теряет 40% своего веса. Сколько мяса нужно взять чтобы получить 6 кг. вареного мяса?
-
Для узбекского плова на 10 частей баранины берут 7 частей жира, 15 частей риса, 5 частей лука, 1 часть моркови, а так же соль и специи по вкусу. Сколько лука и моркови надо взять для плова, если риса берут на 750г. больше, чем баранины?
-
Имеется молоко двух сортов с жирностью 8% и 5%. Сколько килограмм молока каждого сорта надо взять, чтобы при смешивании получить 60 кг. молока с жирностью 6%?
-
Имеется 700 г. молока жирности 6%. Сколько воды надо добавить, чтобы получить молоко жирности 3,5%?
-
При выпечке хлеба из 200 кг. муки получилось 260 кг. печеного хлеба. Найдите процент припека.
-
На выпечку 60 кг. хлеба идет 43,5 кг. муки. Сколько потребуется такой же муки для выпечки 200 кг. хлеба того же сорта?
-
Пекарня получила заказ на выпечку 1,4 тонн ржаного хлеба и 1,08 тонн пшеничного хлеба. Известно, что ржаная мука дает 40% припека, пшеничная 35%. Какое количество муки каждого сорта потребуется для выполнения заказа?
Столяр
-
Два столяра, один из которых работал 6 дней, а второй 5 дней, отремонтировали по одинаковому количеству стульев. Сколько стульев в день ремонтировал второй столяр, если известно, что первый ремонтировал 10 стульев в день?
-
Из досок требуется сделать 10 ящиков с крышками, имеющих форму куба. Сколько для этого нужно квадратных метров чисто обрезанных досок, если объем каждого ящика должен быть равным 27
-
Бригада рабочих должна за определенный срок изготовить 400 прикроватных тумб. В течение первых 5 дней бригада перевыполнила дневную норму на 250%, а в последующие дни изготовляла ежедневно по 15 тумб сверх плана и уже за 2 дня до срока изготовила 405 тумб. Сколько тумб должна была ежедневно изготовлять бригада по плану?
-
Бревно длинной 8,1 м. распилили на две части так, что одна из них оказалась в 1,7 раза длиннее другой. Какова длина каждой части бревна?
-
Объем столярных работ увеличился на 80%. На сколько процентов надо увеличить число рабочих, чтобы выполнить работу за то же время, если производительность труда при этом будет увеличена на 20%?
-
Бригада должна изготовить определенное количество стульев за 10 дней. Однако она изготавливала в день на 20 стульев больше, чем планировала первоначально, поэтому за 3 дня до срока ей осталось изготовить 58 стульев. Сколько стульев должна была изготовить бригада?
Тракторист категории «С»
-
Два трактора израсходовали 234 литра горючего, причем первый расходовал в час на 0,5 литра меньше, чем второй, а работал на 1,5 часа больше. Сколько горючего в час расходовал каждый трактор, если они израсходовали горючего поровну?
-
Площадь участка поля 80 га. Первый тракторист вспахал 40% этого участка, а второй 60% оставшейся части. Кто из них вспахал больше и на сколько?
-
Тракторист должен вспахать поле за 5 дней. Увеличив выработку на 2,5 га в день, он выполнил работу за 4 дня. Какова площадь поля?
Плотник
-
Длина доски 15 метров. От нее отрезали 6 метров, а оставшийся кусок распилили на 3 равные части. Найдите длину каждой части.
-
Бригада плотников израсходовала на ремонт здания 4,2 досок. При этом осталось 16% выделенных для ремонта досок. Сколько досок было выделено для ремонта здания?
-
Фронтон имеет форму равнобедренного треугольника АВС, его ширина АВ = 9,6 м., длина по скату АС = 6 м. Определить, сколько досок пойдет для закрытия ими фронтона, если на каждый квадратный метр требуется примерно 2,5 доски.
Подбирая задачи профессиональной и практической направленности, ставлю перед собой цель: научить учеников ориентироваться в производственных процессах, видеть их отдельные элементы в функциональной связи. В связи с этим, необходимо отбирать такой практический материал, который поможет ученикам лучше понимать математику как науку, формировать у них умение применять знания в производственном труде.