Сравнение дробей с разными знаменателями

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сравнение дробей с разными знаменателямиТема: «Сравнение дробей с разными знаменателями»


Дидактическая цель: создать условия для формирования новой учебной информации.

Цели по содержанию:

- обучающие: формирование знаний о сравнении обыкновенных дробей с разными

знаменателями, с одинаковыми числителями, правильных и неправильных дробей,

умений применять их;

- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;

- воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Задачи урока:

Учебные:

  • организовать совместную деятельность, нацеленную на разрешение проблемной ситуации - достижение предметного результата: вывод правила сравнения дробей с разными знаменателями;

Воспитательные:

  • Воспитывать познавательный интерес учащихся;

  • развитие основ коммуникационного общения;

  • развитие уверенности в собственных силах;

Развивающие:

  • Развивать приемы умственной деятельности (обобщение, анализ, синтез, сравнение), памяти (лучше всего запоминается то, что связано с практическим применением, преодолением затруднений);

  • Способствовать развитию математической речи учащихся.

  • Организовать индивидуальную деятельность учащихся, которая способствует лучшему усвоению материала.

Ход урока:

Организация начала урока: Сегодня у нас необычно на уроке, потому, что у нас гости. Посмотрите на них, улыбнитесь им и друг другу. Мы начинаем наш урок. Участвовать в нем будут две команды (по количеству рядов в классе)

Цель каждого члена команды: показать отличные знания по нашей теме Мы должны быть предельно внимательны и дисциплинированы. У каждого из вас на столах лежат листы контроля, это документ, по которому вы получите оценку. Подпишите этот лист. Ваша задача за каждый этап проставить себе баллы, но делать это будем только по моей команде

Вид работы

Баллы

Оценка

Устная работа

Практическая работа

Самостоятельная работа

Давайте проверим все ли необходимое оборудование и знания в порядке? Откройте свои тетради и запишите число.

Сегодня предстоит изучить новую тему. А какую тему, вы узнаете сами, решив несколько заданий. Данные знания по новой теме пригодятся Вам в дальнейшем для быстрого счёта и в различных жизненных ситуациях.

Устная работа.

1.Ответьте на вопросы.

Какие дроби называются правильными (примеры)?

Какие дроби называются неправильными (примеры)?

Какие дроби называются сократимыми (примеры)?

2.Предлагаются следующие утверждения. Если ученик согласен с ним, то поднимает красный кружок, если нет - то руки на парте.

¾-правильная дробь , 5/15 - несократимая дробь , 11/12- несократимая дробь,

5/7- правильная дробь, 3/10- сократимая дробь, 6/5 - правильная дробь,

10/12- сократимая дробь, 9/10 - неправильная дробь, 4/1- неправильная дробь.

3 (упражнение на внимание)

На доске запись : ¼, 3/12, 6/16, 5/20.

Запомните дроби. Затем запись закрывается, предлагается повторить числа (если не могут ещё раз открыть и снова закрыть). Спросить несколько учеников.

4.Решите уравнение

А) Сравнение дробей с разными знаменателями в) Сравнение дробей с разными знаменателями г) Сравнение дробей с разными знаменателями

А сейчас давайте вспомним, что мы сравнивали с вами на уроках математики? (числа: целые и дроби).

Целые числа и десятичные дроби мы сравниваем по разрядам (254>69; 0,59954<0.61).

А как же сравнивают обыкновенные дроби?

Задание 1. Расположите данные дроби в порядке возрастания:

41/37; 15/37; 6 7/37; 36/37; 12 1/37

(15/37- самая маленькая дробь, 12 1/37- самая большая дробь).

А как вы узнали, что дроби надо было так расположить? Что вы заметили? (ответы детей).

Сделайте вывод: Если у дроби равные знаменатели и разные числители, то больше будет та дробь, у которой числитель больше.

Задание 2. Расположите данные дроби в порядке убывания:

1/68; 1/109; 4 1/18; 1/5; 2 1/49

(4 1/18 - самая большая дробь, 1/109 - самая маленькая дробь).

А как вы узнали, что эти дроби надо было именно так расположить? Что вы заметили? (ответы детей).

Сделайте вывод: Если у дроби равные числители и разные знаменатели, то больше будет та дробь, у которой знаменатель меньше.

На доске на координатном луче отмечены дроби:

1/2 17/12 __4/3 3/2

0 1/12 ¼ 1/3 2/4 2/3 ¾ 5/6 11/12 4/4 5/4 6/4 7/4

Каждому ряду своё задание, по ученику от каждого ряда идёт выполнять его к доске.

1 ряд. Запишите пары дробей с одинаковыми знаменателями. Сравните их.

2 ряд. Запишите пары дробей с одинаковыми числителями. Сравните их.

3 ряд. Запишите пары дробей одна из которых правильная, а другая - неправильная. Сравните их.

Создание проблемной ситуации:

Сережа проехал 9/20 всего пути. До дома осталось проехать 7/15 всего пути. Какая часть пути больше, та которую Сережа проехал или которую ему осталось проехать?

Чтобы ответить на вопрос задачи, надо сравнить дроби 9/20 и 7/15. Сравните.

- Чем этот случай отличается от предыдущих?

Это правильные дроби, числители и знаменатели которых разные.

- Значит, что нам нужно научиться делать?

Надо научиться сравнивать дроби, у которых разные знаменатели и разные числители.

- Вы определили цель нашего урока.

- А для этого, что нам нужно сформулировать?

Правило сравнения дробей с разными знаменателями.

- Уточните тему урока.

Работа с первичными гипотезами (версиями) детей.

Какие у вас есть предложения по решению данного задания? (Ученики задумываются, совещаются, выдвигают предложения, которые фиксируются на доске и в тетрадях)

  • надо привести дроби к одинаковым знаменателям;

  • надо привести дроби к одинаковым числителям.

9/20 = 27/60 7/15 = 28/60 9/20 = 63/140 7/15 = 63/135

т.к. 27/60 < 28/60 , то т.к. 63/140 < 63/135, то

9/20 < 7/15 9/20 < 7/15

Посмотрите внимательно на два получившихся неравенства. Это ответы одной и той же задачи и они у нас оказались одинаковыми. В одном случае мы приводили дроби к равным знаменателям, а в другом - к равным числителям. Какой вывод можно сделать?


  1. Формулировка выводов

Вывод по результатам исследования детей: чтобы сравнить дроби с разными числителями и знаменателями, нужно привести их к равным числителям или знаменателям.

Работа с учебником:

проверка своих предположения с определением из учебника

просмотр текста, выделение определения.

Выполнить задачи № 293(а),

Самостоятельная работа(выдаются карточки)

Сравнение дробей с разными знаменателями

Итог урока.

Вопросы:

  1. Как сравнить две дроби с одинаковыми знаменателями? Пример.

  2. Как сравнить две дроби с разными знаменателями? Пример.

  3. Как сравнить две дроби с одинаковыми числителями? Пример.

  4. Как сравнить правильную и неправильную дроби? Пример.

Вы все молодцы. Мне очень понравилось с вами работать. А вам? Я думаю, что вы теперь никогда не ошибетесь, сравнивая дроби.

Нелегко усваивать обыкновенные дроби. Они считаются самым трудным разделом арифметики. Об этом можно судить по следующим фактам. У нас есть поговорка: «Попал в тупик», у немцев и ныне в ходу поговорка похожая на нашу: «Попал в дроби». Обе эти поговорки означают одно и то же: человек попал в очень трудное положение. Но я думаю, мы вместе и вы сами своими усилиями всегда найдете выход из любого трудного положения.

Оценивание

В конце урока учащиеся в группах сами оценивают свою работу.

Оценивание .

Домашнее задание

  • № 1109 и № 1110(а).

Рефлексия.


© 2010-2022