Урок Олимпиада 10 - класс

Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Математика


10 класс.

1. Решить уравнение в целых числах:

(x - y)3 + (y - z)3 + (z - x)3 = 30. ( 6 баллов)

Решение. Преобразовав данное уравнение, получим:

3(x - y)(y - z)(z - x) = 30 или (x - y)(y - z)(z - x) = 10.

Значит, целые числа (x - y), (y - z), (z - x) - делители числа 10, сумма этих делителей равна нулю. Не трудно убедиться, что таких делителей у числа 10 нет.



2. Из трехзначного числа вычли сумму его цифр. С полученным числом сделали то же самое и так далее, 100 раз. Доказать, что в результате получится нуль. ( 6 баллов)

Решение. Так как Урок Олимпиада 10 - класс- (a + b + c) = 9  (11a + b), то первая разность делится на 9. Сумма ее цифр делится на 9, значит, вторая, и, аналогично, все остальные разности будут делиться на 9.

Сумма цифр трехзначного числа, делящегося на 9, может быть равна 9, 18 или 27. Значит, за 100 операций число либо станет равным 0, либо уменьшится не менее чем на 900. Поэтому, любое число, меньшее 900, станет равным нулю.

Пусть число не менее 900. Тогда после первого хода получится число, кратное 9, от 900 - 9 = 891 до 999 - 27 = 972. Таких чисел 9. Перебором можно убедиться, что они также обратятся в 0 через 99 операций.

3. Существуют ли всюду определенные функции f(x) и g(у), что для любых х и у выполняется f(x)  g(y) = x + y - 1? ( 6 баллов)

Решение. Пусть такие функции существуют. Тогда при любом y

при x = 0: f (0)  g (y) = y - 1,

при x = 1: f (1)  g (y) = y.

Очевидно, что f (0) ≠ 0, f (1) ≠ 0, отсюда

Урок Олимпиада 10 - класс.

Это равенство выполняется не при всех y (при y = 0 оно неверно), значит, таких функций не существует.

4. Решить уравнение

Урок Олимпиада 10 - класс. (6 баллов)

Р е ш е н и е. Подстановка y = x + 7 делает рассматриваемое уравнение симметричным:

Урок Олимпиада 10 - класс.

Сгруппируем следующим образом

Урок Олимпиада 10 - класс= 0.

Это даёт

Урок Олимпиада 10 - класс,

т.е.

Урок Олимпиада 10 - класс,

откуда y = 0, т.е. x =  7, или (после подстановки z = y2)

Урок Олимпиада 10 - класс.

Группируем

Урок Олимпиада 10 - класс.

Это даёт

Урок Олимпиада 10 - класс.

Сокращая на 16 и приводя к общему знаменателю, получаем

3(z2 - 34z + 225) + (z2 - 50z + 49) = 0

и, разумеется, z  1, z  9, z  25, z  49. Приводя подобные, имеем 4z2 - 152z + 724 = 0, откуда, сокращая на 4, получаем z2 - 38z + 181 = 0. Корнями этого уравнения являются

Урок Олимпиада 10 - класс,

откуда Урок Олимпиада 10 - класс и, наконец, Урок Олимпиада 10 - класс, причём возможны различные комбинации знаков.

О т в е т: x =  7, Урок Олимпиада 10 - класс. 

5. В выпуклом четырёхугольнике ABCD с внутренними углами < 180о точка E - точка пересечения диагоналей, F1, F2 - площади треугольников ABE, CDE, F - площадь четырёхугольника ABCD. Доказать, что Урок Олимпиада 10 - класс. В каком случае возможно равенство? (6 баллов)

Р е ш е н и е.

Урок Олимпиада 10 - класс

Имеем F = F1 + F2 + F3 + F4. Доказываемое неравенство равносильно тогда неравенству

Урок Олимпиада 10 - класс.

После возведения в квадрат получаем, что последнее равносильно неравенству

Урок Олимпиада 10 - класс.

Треугольники ABE и ADE имеют одинаковую высоту, следовательно, Урок Олимпиада 10 - класс. Аналогично, Урок Олимпиада 10 - класс. Отсюда получаем Урок Олимпиада 10 - класс, так что F1F2 = F3F4. Доказываемое неравенство сводится тогда к такому: Урок Олимпиада 10 - класс. Это последнее неравенство очевидно, поскольку F3 - Урок Олимпиада 10 - класс + F4 = Урок Олимпиада 10 - класс 0.

Равенство достигается в случае F3 = F4. В свою очередь это равносильно условию SABD = F1 + F4 = F1 +
+ F3 = SABC. Но треугольники ABC и ABD имеют общее основание AB, следовательно, должны иметь одинаковые высоты. А это выполняется в случае, когда AD параллельно CD, т.е. когда ABCD - трапеция. 

© 2010-2022