Выступление «Развитие познавательных УУД по средством использования ИКТ»

Данная тема имеет значимость не только для учителей математики, так как ФГОС внедряется в образовательный процесс в целом. Но проблемы еще существуют на каждом этапе образования. В начальной школе многое уже изучили и систематизировали, а в старшей школе мы еще только начинаем... Считаю, что УУД это главный и весомый компонент в развитии ученика и в подготовке к занятиям для учителя. Как при переходе от одних стандартов образования к другим удержать интерес детей к предмету? Использование ИКТ на...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Удалова Татьяна Николаевна, учитель математики в МКОУ Баганской СОШ №2. Наша школа является одной из пилотных школ, которая 4 года назад начала работу по новым стандартам образования. Я работаю в 5 классе, где с детьми необходимо осваивать программу образования уже по ФГОС, но они к этому не были подготовлены. Очень сложно начинать и мне, потому что еще нет опыта работы по данным программам, и детям, потому что еще не умеют, а уже требуют. И, тогда я решила выбрать тему самообразования, которая бы позволила с интересом работать самой и безболезненно вовлечь учащихся. Перед началом нового учебного года прошла курсы повышения квалификации по теме «Обучение математике по ФГОС общего образования», где меня заинтересовали лекции Л. Ф. Батан по использованию ИКТ в обучении математике. После этого однозначно определилась с темой - «Развитие познавательных универсальных действий на основе использования Информационно-Коммуникационных Технологий».

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) УУД - Познавательное развитие - формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии. Можно сказать, что познавательная активность детей - это набор вопросов «Почему? Как? Где? Зачем? И т.д.».

Актуальность. В настоящее время, считаю, имеет смысл разрабатывать и внедрять систему уроков с применением новых информационных технологий. Использование информационных технологий в образовательном процессе делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения и познавательную активность обучающихся. Особый интерес для меня представляют возможности развивающих, проблемных, информационно-коммуникационных технологий, использования программного обеспечения компьютерного класса, электронных учебников, Интернет ресурсов, ресурсов интерактивной доски. Владение этим инструментарием позволяет мне как педагогу расширить представление о том, что педагогический процесс творческий и многогранный, проявлять смелость и неординарность мышления, формировать ярко выраженный мотивационный подход в обучении, развивать творческое мышление и познавательный интерес школьников.

Что имеется у меня в кабинете математики: ноутбук, интерактивная доска Smart, мультимедийный проектор Epson, документ камера , система тестирования Mimio vote, многофункциональное устройство (принтер, сканер, ксерокс) Epson, интернет, всё необходимое ПО.

Ноутбук с ПО - это самый главный инструмент учителя при подготовке и проведении учебных занятий. И если он персональный, то нет необходимости в устройствах хранения информации. Все всегда под рукой.

Интерактивная доска и мультимедийный проектор - это дополняющее друг друга оборудование. Интерактивная доска, представляет собой большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. С помощью проектора изображение рабочего стола компьютера проецируется на поверхность интерактивной доски. В этом случае доска выступает как экран. С проецируемым на доску изображением можно работать, вносить изменения и пометки. Все изменения записываются в соответствующие файлы на компьютере, могут быть сохранены и в дальнейшем отредактированы или переписаны на съемные носители. В этом случае, электронная доска работает в качестве устройства ввода информации. Итак, это многофункциональное средство наглядности для вывода и ввода информации. Можно использовать для проверки, самопроверки и взаимной проверки заданий. Для защиты самостоятельных работ в виде презентаций, таблиц, диаграмм, рисунков и т.д. Для использования готовых электронных материалов, видео при изучении нового материала, закреплении изученного. Самое главное не забывать, что все это должно быть направлено на поддержание интереса к предмету, развитие познавательных действий. Уметь правильно привлечь детей к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.

Документ-камера - особый класс телевизионных камер, предназначенных для передачи изображений документов (например, оригиналов на бумаге) в виде телевизионного сигнала или в какой-либо другой электронной форме. По конструкции походит на кодоскоп.

Документ - камеры позволяют получить и транслировать в режиме реального времени четкое и резкое изображение практически любых объектов, в том числе и трехмерных.

Изображение, полученное с помощью документ - камеры, может быть введено в компьютер, показано на экране телевизора, передано через Интернет, спроецировано на экран посредством мультимедиа проектора.

Привлечь документ камеру можно просто при проверке решения домашних заданий на правильность и неправильность; можно учесть предполагаемые ошибки и выбрать тетрадь менее успешного ученика для анализа; также проследить алгоритм выполнения задания в ходе урока, оформления задач и т.д. И, даже в виде фотоаппарата, если такового не окажется!

Система тестирования - 24 или 32 беспроводных перезаряжаемых пульта и зарядная станция, в которой могут храниться все устройства MimioVote. Любой пульт можно вставить в один из слотов станции, и ему автоматически будет присвоен номер этого слота. Нет необходимости искать собственный слот для каждого пульта. Для хранения и транспортировки предусмотрен удобный прочный футляр.

В настоящее время системы тестирования стали самым востребованным инструментом в школах. Система мониторинга дает учителю возможность быстро протестировать учеников и получить результаты мгновенно в режиме реального времени. Детальные отчеты помогают преподавателю анализировать ответы учащихся и наиболее полно и объективно оценить уровень их знаний.

Применить можно не только при проверке знаний, но и при изучении нового материала, устном счете, проверке домашнего задания - на каждом этапе урока.

МФУ - Принтер (от англ. print - печать; син. печатающее устройство) - периферийное устройство компьютера, предназначенное для перевода текста или графики на физический носитель из электронного вида малыми тиражами (от единиц до сотен) без создания печатной формы. В одном приборе объединены функции принтера, сканера, копировального аппарата - такое объединение рационально технически и удобно в работе.

Раздаточный материал, результаты тестирования, награждение, тесты, контроль и многое другое оперативно размноженное.

Одна из основных целей внедрения современных педагогических технологий на уроках математики является формирование достаточно полных, глубоких и прочных знаний по изучаемому предмету. Применение информационных технологий в современном образовательном процессе - вполне закономерное явление. Однако эффективность их использования в обучении зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия «преподаватель - обучающийся». Использование компьютера на уроках учитель должен вводить не вместо, а наряду с другими современными технологиями и методиками. Для себя определила использование ИКТ если не на протяжении всего занятия, то хотя бы на любом его этапе.

Компьютерные технологии создают большие возможности активизации учебной познавательной деятельности. Их преимущество в том, что они вызывают большой интерес у учащихся. Какая бы сложная и скучная не была бы тема урока, ее невозможно прослушать или просмотреть, если все это сделано во всех красках, со звуком и многими другими эффектами. В детях уже изначально есть любовь к компьютерам, поэтому если эту любовь правильно использовать и переложить на свой предмет, мы все от этого только выиграем. Таким образом, широкое применение ИКТ при изучении большинства предметов, в том числе и математики, дает возможность реализовать принцип «учение с увлечением», и любой предмет имеет равные шансы стать любимым учащимися. А преподаватель при таком процессе будет выступать «наставником», помощником при получении учащимся новых знаний, освоении способов получения этих знаний.

Это первый этап самообразования по теме «Развитие познавательных универсальных действий на основе использования Информационно-Коммуникационных Технологий». Он состоит из изучения и анализа теории и практики применения ИКТ на уроках.

Второй этап планирую для систематизации полученных результатов при разработке уроков и занятий по предмету.

И, третий этап - обобщение результатов.

При подготовке данного выступления использовались интернет ресурсы:

Википедия-свободная энциклопедия;

Фестиваль 1сентября. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках математики (авторская концепция)-Завгородняя Елена Викторовна, учитель математики; Звягинцева Нина Петровна, учитель математики;

Опыт Волчанской В. В. «Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий»


© 2010-2022