Конспект занятия №19 факультативного курса Наглядная геометрия и конструирование

1. Аннотация коррекционно-развивающего курса "Наглядная геометрия и конструирование" для обучающихся 7 классов коррекционной школы VIII вида.Данный факультативный курс послужит фундаментом для дальнейшего изучения геометрического материала в старших классах, а также окажет огромную помощь учителям трудового обучения при моделировании изделий из ткани (швейное дело) и дерева (столярное дело). 2. Конспект занятия №19. " I.«Виртуальная экскурсия в мир симметрии»II.Практические  работы по изображени...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коррекционно-развивающий факультативный курс "Наглядная геометрия и конструирование" для обучающихся 7 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Автор курса: учитель математики,

педагог дополнительного образования ГКС(К)ОШ №33

Ляхова Г.Н.

Данный факультативный курс послужит фундаментом для дальнейшего изучения геометрического материала в старших классах, а также окажет огромную помощь учителям трудового обучения при моделировании изделий из ткани (швейное дело) и дерева (столярное дело).

Ожидаемый результат:

обучающиеся приобретут:

-знания основных геометрических фигур и их признаков;
- умения узнавать геометрические фигуры в жизни, выделять их, видоизменять, разделять на составные части, составлять группы предметов по разным признакам;
- элементарные конструкторские навыки;
- дети станут более самостоятельными, настойчивыми, целенаправленными.

Все это необходимо для дальнейшего изучения геометрии, обеспечивает развитие пространственного мышления, речи школьников с ОВЗ, а также формирует интерес к учебному предмету.


Материально-техническое оснащение занятий:

  • Чертёжные принадлежности.

  • Специальные тетради по геометрии с вклеенными в них нелинованными листами бумаги.

  • Наборы цветной бумаги, картона, клей, ножницы.Конспект занятия №19 факультативного курса Наглядная геометрия и конструирование

  • Конструктор для объемного моделирования трансформируемый развивающий конструктор для обучения ТИКО - набор «Геометрия», «Архимед».







Занятие №19.

  1. «Виртуальная экскурсия в мир симметрии»

  2. Практические работы по изображению симметричных фигур относительно оси симметрии.

Возрастная группа экскурсантов - учащиеся 7 классов.

  1. Актуальность: Тема очень интересная. На её основе можно показать связь математики с другими областями знаний и окружающими явлениями. Это особенно актуально так кат часто математика воспринимается учащимися как трудный предмет, оторванный от окружающих явлений. У учащихся при изучении этой темы формируются не только математические знания, но и расширяется кругозор, формируется эстетический вкус. Данная экскурсия может послужить для учащихся толчком к самостоятельному изучению различных явлений и процессов, связанных с симметрией. А это может стать началом исследовательской работы ребят.

Цель экскурсии: расширить представления учащихся о симметрии.

Задачи экскурсии:

  • показать учащимся связь между математикой, природой, искусством;

  • вовлечь учащихся в деятельность по изучению симметрии;

  • стимулировать творческую активность учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, магнитная доска, карточки к заданиям, Презентация №1 «Виртуальная экскурсия в мир симметрии»

Ожидаемые результаты: повышение познавательной активности учащихся, осознание значимости математических знаний в жизни, привлечение к работе в научном обществе учащихся.

Маршрут экскурсии:

  1. Что такое симметрия

  2. Красивая математика

  3. Живые узоры

  4. Застывшая музыка

  5. Красота своими руками

  6. «Симметричные» профессии

Навигация по слайдам:

1 слайд: титульный

2 слайд: пролог

3 слайд: маршрут

4,5,6 слайды: краткий экскурс в историю понятия «симметрия»

7,8 слайды: виды симметрии

9 слайд: симметрия в природ

10 слайд: симметрия в архитектуре

11 слайд: использование симметрии в декоративно-прикладном творчестве

12 слайд: использование законов симметрии в некоторых профессиях

13слайд: заключение

14 слайд: рефлексия в виде синквейна

15, 16 слайды: источники информации

Рекомендации по использованию ресурса:

1,2,3 слайды идут последовательно. Со слайда 3 по гиперссылкам переход на слайды 4, 7,9,10,11,12. Со слайдов 6,8,9,10,11 возврат на слайд 3. 12,13,14,15,16 слайды идут последовательно.

Ход экскурсии

Учащиеся рассаживаются в группы по 4-5 человек.

Экскурсовод-учитель.

О, симметрия!

Тебе я гимн пою.

Тебя повсюду в мире узнаю.

Ты в Эйфелевой башне,

Малой мошке, ты в ёлочке,

Что у лесной дорожки,

С тобою в дружбе музыка и розы

И снежный рой творение мороза…

К Антонов

(слайд № 2)

Экскурсовод-учитель. Ребята, как выдумаете, есть ли что-то общее между кленовым листочком и снежинкой, кружевной салфеткой и буквами русского алфавита, музыкой и резными наличниками, красотой и математикой?

Ответ экскурсантов.

Экскурсовод-учитель. Да, во всех названных объектах можно найти элементы симметрии. Сегодня мы отправляемся в виртуальное путешествие в мир симметрии. Эта экскурсия поможет вам научиться видеть симметрию в окружающем мире, применять знания о симметрии в жизни, а для кого-то, может быть, укажет путь к будущей профессии. Двигаться мы будем по следующему маршруту: 1. Что такое симметрия? 2. Красивая математика. 3. Живые узоры. 4."Застывшая музыка". 5.Красота своими руками. 6. "Симметричные" профессии. (слайд № 3).

С собой «в дорогу» вам надо взять «рюкзак с математическими знаниями», запас любознательности, хорошее настроение. Тогда наше путешествие будет удачным. В добрый путь!

1 этап

Экскурсовод-учитель. А начнём мы наше путешествие со знакомства с хозяйкой этого удивительного мира - симметрией. Что же такое симметрия? Может кто-то из вас знает о ней всё?

Один из экскурсантов говорит математическое понятие симметрии, которое изучали на уроках.

Экскурсовод-учитель. Да, верно, но прошло много веков, прежде чем это понятие сформировалось.

Обратимся к истории. Первые представления о симметрии идут к нам из глубины веков. (Слайд №4). Так, например, древнегреческий философ Платон говорил «Упорядочение целого есть превращение целого в гармонию, а определенное строение гармонии есть симметрия, пропорция, ритм». Платон считал симметрию одним из элементов гармонии. Да действительно, симметричные объекты часто выделяют как красивые, гармоничные. А вы сможете выделить из предложенных объектов симметричные?

Практическое задание для групп. Выбрать симметричные объекты. Ребятам предложены картинки, на которых есть как симметричные, так и несимметричные объекты.

Экскурсовод-учитель. Молодцы. Да действительно, «симметрия» по-гречески означает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей». Симметрия во все времена интересовала людей, причём не только математиков. (Слайд № 5).Например, Л. Н. Толстой говорил: "Стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия понятна глазу? Что такое симметрия? Это врожденное чувство, отвечал я сам себе. На чем же оно основано?". Действительно симметричность приятна глазу. Кто не любовался симметричностью творений природы: листьями, цветами, птицами, животными. Или творениями человека: зданиями, техникой, - всем тем, что нас с детства окружает, тем, что стремится к красоте и гармонии. Именно поэтому, выполняя задание, вы без труда выделили симметричные объекты.

(Слайд № 6). Математически строгое понятие симметрии сформировалось недавно - в 19 веке немецким математиком Германом Вейлем. По Г.Вейлю симметрия - это идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство.

Скажите, а при выполнении заданий вы столкнулись с одинаковыми видами симметрии? Приведите примеры.

Да, здесь мы имеем дело с разными видами симметрии. И как говорил, Вейль: «Симметричным называется такой объект, который можно как-то изменять, получая, при этом, то же, с чего начали».

Но для того, что бы таким образом изменять объекты, надо знать, как это делать. А об это мы узнаем на следующем этапе экскурсии.

2 этап

«Математик, так же как художник или поэт создаёт узоры»

Г. Харди

Экскурсовод-учитель. На уроке геометрии по теме «симметрия» мы рассмотрели некоторые виды симметрии. Давайте вспомним их.

Ответы экскурсантов. Учащиеся называют центральную и осевую симметрии. Существуют и другие виды симметрии. Обратимся к слайду. (Слайд № 7)



Экскурсовод-учитель. Вернёмся к тем объектам, которые вы выбрали как симметричные. Распределим их на группы. Первой группе с ключевым понятием «центральная симметрия», второй группе - «осевая симметрия» и третьей группе «зеркальная симметрия». Результаты представить на магнитной доске в виде кластера.

Экскурсовод-учитель Почему вы сделали это именно так? По каким признакам? Один ученик из группы комментирует, затем проверяем по слайду № 8.

3 этап

Экскурсовод-учитель. Ребята! Как вы думаете, симметрия имеет связь с живой природой? (слайд № 9). Да, верно, большинство живых организмов имеют симметричный облик: насекомые, морские обитатели, животные и даже человек. Но не только во внешнем проявлении существует связь математики с красотой природы. Она лежит гораздо глубже. «На Земле жизнь зародилась в сферически симметричных формах, а потом стала развиваться по двум главным линиям: образовался мир растений, обладающих симметрией конуса и мир животных, с билатеральной симметрией». Так писал Мартин Гарднер в своей книге «Этот правый левый мир». Значит, симметрия растительного и животного мира не случайна и является не только элементом красоты, но и законами природы. Ребята, приведите свои примеры симметрии из природы.

Ответы экскурсантов и обсуждение приведённых примеров.

4 этап

«Архитектура - это застывшая музыка»

Экскурсовод-учитель. Стремление к красоте заложено в человеке природой. Наверное, поэтому человеческое творчество во всех своих проявлениях тяготеет к симметрии. Как вы думаете, ребята, в каких творениях человека наиболее видна симметрия? Да архитектурные сооружения, построенные на законах симметрии, вызывают восхищение. (Слайд № 10). А какие чувства испытываете вы, глядя на архитектурные здания, построенные на законах симметрии? (Спокойствие, умиротворение, близость с прекрасным, порядок). И это не случайно. Вот как обосновывает проявление этих чувств известный французский архитектор Ле Корбюзье, в своей книге «Архитектура 20 века»: «Человеку необходим порядок: без него все его действия теряют согласованность, логическую взаимосвязь. Чем совершеннее порядок, тем спокойнее и увереннее чувствует себя человек. Он делает умозрительные построения, основываясь на порядке, который продиктован ему потребностями его психики, - это творческий процесс. Творчество - есть акт упорядочения».

5 этап

Экскурсовод-учитель. Глядя на эти величественные здания, хочется создать что-то красивое своими руками. Но, наверное, нам это не под силу. А как думаете вы?

Экскурсовод-учитель. Нам не под силу построить архитектурный шедевр, но мы можем творить красоту своими руками в другом направлении - декоративно прикладном творчестве. (Слайд № 11). Вязаные салфетки, орнаменты на коврах, посуде и одежде, бордюры содержат элементы симметрии. В разные времена, у разных народов были свои особенности орнаментов. Поэтому по орнаменту можно определить время и страну, к которой относится изделие с орнаментом.

В современном мире тоже используют орнаменты для украшения интерьера: обои, салфетки, ковры, паркет и т.д. Для экстерьера - изделия из дерева с резьбой, металлические кованые предметы, бордюры. Во все времена человек стремился украсить своё жилище, а использование симметричных предметов и сейчас служит символом защиты домашнего очага от зла.

6 этап

Экскурсовод-учитель. Мы живём в симметричном мире. Симметрия в природе, симметрия в быту, симметрия в математике. Представителям многих профессий надо знать законы симметрии. Каким? (Архитекторам, дизайнерам)

Экскурсовод-учитель. Да, безусловно. А как вы думаете, нужно ли знание симметрии геологу, генетику, инженеру, гончару, строителю? Оказывается нужно. Эти профессии тоже относятся к разряду «симметричных». (Слайд № 12). Посмотрите на слайд и обоснуйте, каким образом элементы и свойства симметрии используются в приведённых примерах профессий.

Ответы экскурсантов.

Заключение

Экскурсовод-учитель. Путешествие в мир симметрии подошло к концу. Но этот мир огромен и в рамках одной экскурсии не помещается. Мы заглянули лишь в некоторые его уголки. А что же это за мир - мир симметрии?

Ответы экскурсантов. Это мир вокруг нас.

Экскурсовод-учитель. Да, действительно, это так. Нужно только внимательно посмотреть вокруг себя. Я предлагаю вам дома выполнить творческое задание «Симметрия в деле, которым я хотел бы заниматься». Оформить результат можно в любом виде: презентация, сочинение, рисунок, выставка и т.д. Возможно, это станет первым шагом вашей исследовательской работы. Желаю удачи. (Слайд № 13)

Прекрасный, безграничный,

Наглядный и привычный,

Но всё же необычный,

Чудесный «симметричный»

Открылся мир вокруг.

Я желаю вам успеха в его познании.

Рефлексия:

А свои впечатления от экскурсии я прошу вас высказать в форме синквейна.

Правила составления синквейна на слайде (слайд № 14):

Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.
два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
слово или несколько слов, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Я составила синквейн со словом «симметрия». Вам надо составить синквейн со словом «экскурсия».

Ребята сдают листочки с синквейнами.

Экскурсовод-учитель. Спасибо за внимание.

Физкультминутка: см. Презентацию №2



  1. Учитель: Сейчас мы проделаем практические работы.

Практическая работа № 1.

Возьмите лист бумаги, перегните его пополам. На одной стороне построим окружность, трапецию или какую - либо фигуру. Сложим лист по линии сгиба и проколем вершины фигуры. На другой стороне появятся дырочки, соединим их между собой получится симметричная данной фигурКонспект занятия №19 факультативного курса Наглядная геометрия и конструирование

(Это самый простой способ построения фигуры симметричной данной.)

Конспект занятия №19 факультативного курса Наглядная геометрия и конструирование

Практическая работа № 2.Конспект занятия №19 факультативного курса Наглядная геометрия и конструирование

Ножницами вырезаем, какой нибудь сложный узор на сложенном вдвое листе бумаги и затем разворачиваем листок. При вырезании нельзя повредить линии сгиба.



Практическая работа № 3.

Наложите лист кальки на лист бумаги в клетку, с изображением какой-нибудь фигуры:

(4-х угольник, 5-ти угольник и. т.д.) и оси симметрии. С помощью карандаша обведите фигуру и ось симметрии. Снимите лист кальки с клетчатой бумаги и перегните по линии сгиба так, чтобы начерченная фигура находилась на внешней стороне сложенного листа кальки. Обведите снова изображение фигуры. Развернув теперь лист кальки, вы увидите по одну сторону оси фигуру, а по другую ей симметричную.

Практическая работа № 4.Конспект занятия №19 факультативного курса Наглядная геометрия и конструированиеКонспект занятия №19 факультативного курса Наглядная геометрия и конструирование

С помощью краски по одну сторону от линии перегиба изображаем фигуру (домик, снеговика, или еще что нибудь) и закрашиваем густой краской. Затем перегибаем чертеж, и мы увидим на другой стороне листа симметричный отпечаток данной фигуры.



Учитель: Ребята, мы с вами провели вот такие простейшие практические работы по изображению симметричных фигур относительно оси симметрии. Симметричные фигуры можно получать с помощью следующего. Проведем в плоскости чертежа некоторую кривую линию, то есть ось и какую-нибудь фигуру по одну сторону от оси. Затем приставим к оси зеркало, перпендикулярно к плоскости чертежа. В зеркале мы увидим фигуру, симметричную данной фигуре относительно оси.Конспект занятия №19 факультативного курса Наглядная геометрия и конструирование

Возьмите лист из гербария и проверьте этот способ.



Учитель: Ребята, а как вы относитесь к определению симметрии, которую дал немецкий математик Герман Вейль: "Симметрия является той идеей, с помощью которой человек веками пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство".

Задание на дом. Постарайтесь найти предметы, находящиеся в вашей квартире и имеющие ось (оси) симметрии. Сделайте на альбомном листе рисунок. Проведите ось симметрии.



  1. Подведение итогов занятия. Уборка рабочего места.



© 2010-2022