- Преподавателю
- Математика
- Деление круглых чисел
Деление круглых чисел
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Морозова И.Г. |
Дата | 30.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
УРОК 29
Тема: «Деление круглых чисел».
Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
1) Создать условия для формирования умений делить круглые числа;
повторить алгоритм деления на 10, 100, 1000…, случаи внетабличного деления, умножение круглых чисел;
2) способствовать развитию мыслительных операций
3) содействовать воспитанию
ХОД УРОКА:
1. Мотивация к учебной деятельности:
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность - тренировать в понимании значения уметь учиться;
2) определить содержательные рамки урока: деление круглых чисел;
3) мотивация учащихся к учебной деятельности по средствам яркого пятна.
Ребята, наш урок математики мы начнём с чтения высказывания немецкого поэта, мыслителя (слайд1)
«Никто не знает, каковы его силы, пока их не испробует»
Как вы понимаете это? (……..)
Хотелось бы вам, проверить собственные силы в учении, в познании нового? (….)
- Тогда за дело, пожелаем друг другу удачи! С чего начнём наш путь? (С повторения.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать приёмы деления на 10,100,1000…; приёмы внетабличного деления; приёмы умножения круглых чисел;
2) тренировать мыслительные операции; сравнение, анализ, аналогию;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) предъявить индивидуальное задание для пробного действия (деление круглых чисел)
организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднению, демонстрирующего недостаточность имеющихся знаний при делении круглых чисел;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Слайд 2
С чем мы с вами работаем на протяжении уже многих уроков? (с многозначными числами).Что мы уже умеем?(…….)
В тетради запишите число, состоящее из 35 единиц класса тысяч, представьте его в других единицах счёта (3 дес. тыс.5 ед.тыс., 35 тыс.,350 сот., 3500 дес.
Слайд 3
Найти значения выражений. 30 • 7 9 • 90 6•6000 800•80
(запись результатов в тетрадях)
САМОПРОВЕРКА ( 810, 210, 36000, 64000)
Кто ошибся? Какое правило используем при нахождении значений данных выражений?
(Умножение круглых чисел). Чем воспользовались при умножении круглых чисел?
(Алгоритмом умножения круглых чисел). Проговорите его.
Слайд 4
- Уменьшите каждое значение произведений в 10 раз.
САМОПРОВЕРКА (81, 21, 3600, 6400.)
Кто ошибся? Каким правилом пользуемся в данном задании?
Проговорите алгоритм деления на 10, 100 (…..)
- На какие группы можно разбить эти числа? (Чётные и нечётные; круглые и не круглые: 81, 21 и 3600, 6400.)
- Докажите, что 3600 ,6400 - это четные числа (Они делятся на 2.)
Слайд 5
- Разделите 6400 : 2 = 3200.
- Как делили? (Не глядя на нули, а потом приписывали оставшиеся нули.)
- Что вы сейчас повторили? (Мы повторили способы деления двузначного числа на однозначное; деление на 10; деление круглых чисел на однозначное число.)
Слайд 6
Прочитайте следующее выражение. (….)
Найдите его значение.
Давайте проверим.
- Кто не получил ответа?
- В чём у вас затруднения? (Не смогли поделить круглые числа.)
- Кто получил результаты, назовите их.
Ответы детей фиксируются на доске
Почему получили разные значения?
- Те, кто получил результат, может его обосновать? (Нет, не можем.)
- Сформулируйте, что вы не смогли сделать (Не смогли выполнить деление круглых чисел, не смогли объяснить полученные результаты.)
- Что будем делать? (Будем разбираться, почему так получилось.)
3. Выявление места и причина затруднения.
Цель:
1) организовать восстановление выполненных операций и фиксацию (вербальную и знаковую) место - шага операции, где возникло затруднение;
2) организовать соотнесение действий учащихся используемым способом (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе организовать выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения - тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи такого класса или типа.
Организация учебного процесса на этапе 3.
- Какое задание вы выполняли? (Делили круглые числа.)
- Разве вы только что не делили на 10, 100 ,1000…, ведь они тоже круглые? (Мы знаем как делить на 10, 100, 1000…, но здесь в разряде единиц тысяч не один, а шесть.)
- Так почему у вас возникли затруднения? (У нас нет способа деления круглых чисел.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
В коммуникативной форме организовать построение учащимися проекта будущих учебных действий.
1) уточнение цели проекта (уточнить алгоритм деления круглых чисел для случая, когда эти числа многозначные);
2) определение средств (алгоритм, модели, учебник и т.д.);
3) построение плана достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4.
- Какую цель вы поставите перед собой? (Построить способ деления круглых многозначных чисел и научиться применять его.)
- Сформулируйте тему урока. (Деление круглых многозначных чисел.)
Слайд 7
Как будем выходить из затруднения?
Можем воспользоваться тем способом, который у нас уже есть?
Тогда, что необходимо сделать? (Вывести новый алгоритм и проверить его по учебнику)
5. Реализация проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний: способы деления многозначных круглых чисел;
2) создать условия для построения учащимися алгоритма деления многозначных круглых чисел; зафиксировать его в речи, графической и знаковой форме (с помощь эталона);
3) организовать уточнения общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5.
Закончим запись решения:
36:4=
360:40=36д.:4д.=
3600:400=36сот.:4сот.=
36000:4000=
36000:400=
-Сделайте вывод:
Результат деления не изменится, если делимое и делитель выразить одновременно в укрупнённых единицах счёта, т.е. если отбросить в делителе и делимом поровну нулей.
Давайте же проговорим алгоритм деления круглых чисел.
Слад 8
-
Убрать нули в делителе и делимом поровну.
-
Продолжить деление по правилам.
-Попробуйте в группах записать этот способ в общем виде.
( работа в группах)-5минут.
(Эталон деления круглых чисел вывесить на доску).
-А теперь вернёмся к нашему пробному действию и выполним его, используя построенный способ.
(ДЕТИ ПРОГОВАРИВАЮТ).
- Молодцы!
- Где проверить правильность ваших рассуждений? (В учебнике.)
- Откройте учебник на стр.92 и прочитайте правило.
- Вы достигли поставленной цели? (Мы построили способ, но ещё не научились его применять.)
- Значит, какой следующий шаг в работе? (Будем учиться применять, построенный способ при делении круглых многозначных сивел.)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: организовать усвоение детьми нового способа действия при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
- фронтально;
- в парах.
Организация учебного процесса на этапе 6.
- Выполните задание на стр.92 , № 2 под а) 1,2,3,4,5 примеры вслух, 6,7,8,9 в парах.
- Вы можете сказать, что научились делить круглые многозначные числа? (Нет, надо проверить себя, поработать самостоятельно.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) организовать самостоятельное выполнение учащимися на новый способ действия: проверить своё умение делить круглые многозначные числа;
2) организовать самооценку детьми правильности выполнения задания (при необходимости - коррекцию возможных ошибок).
Организация учебного процесса на этапе 7.
- Проверить свои знания вы сможете, выполнив самостоятельную работу.
2100:300 400:80 48000:600 36000:40
Сигнал колокольчика - окончание работы. На работу отводится 4 минуты.
Учащиеся работают самостоятельно. Проверка проводится по эталону для самопроверки по шагам. (Р -1)
Слайд 9
- Как выполняли деление в первом примере?
- Какое правило использовали?
- Кто допустил ошибки в первом примере?
- В каком месте?
- В чём причина допущенной ошибки?
Аналогично разбираются остальные примеры.
- Кто сделал всё правильно?
- Молодцы!
- Какой следующий шаг? (Повторить то, что проходили раньше; попробовать применить новые знания при выполнении заданий.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
организовать использование нового знания при решении уравнений.
Организация учебного на этапе 8.
- Где вы можете применить новые знания? (При решении примеров, уравнений и задач.)
- Выполните № 3 на стр. 92 (решение уравнений).
(3 ученика у доски)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований известных учащимся;
3) оценить собственную деятельность на уроке;
4) зафиксировать неразрешённые на уроке затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;
5) обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9.
- Какова была цель вашей деятельности? (Построить способ деления круглых многозначных чисел и научиться применять новый способ.)
- Какое правило вы вывели? (При делении круглых многозначных чисел надо сначала убрать равное количество нулей затем разделить, не глядя на нули и приписать оставшиеся нули.)
- Где пригодится полученное знание? (При решении примеров, уравнений и задач.)
Слайд 10
- Кто сегодня может с полной уверенностью сказать, что у него всё получилось?
СЛАЙД 11
- Ваше домашнее задание: придумать 6 примеров на новый способ действия и записать их в эталонах.
-Кто ещё не до конца уверен, что вершина знаний по теме на сегодня ими пока не взята? В чём ваше затруднение?
- Ваше домашнее задание то же придумать 4 примера на новый способ действия, и ещё стр. 92 № 2 (б - 2 ст.)
- Кому ещё основательно нужно потрудиться, чтобы взобраться в гору?- Вы выполните задание тоже, что и у первых двух групп, а также стр. 92 № 2 (б- 2,3,)
- Молодцы, спасибо за работу!
5