- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока по математике. Тема: «Координатная плоскость» (мастерская)
Конспект урока по математике. Тема: «Координатная плоскость» (мастерская)
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мухортикова Л.И. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Приложение 2.
Конспект
урока по математике
в 6 классе
Время: 2 часа
Учитель математики
МКОУ «Просветская ООШ»
Мухортикова Л.И.
2015 год
Тема: « Координатная плоскость».
Цели:
Образовательная: повторить понятие системы координат на плоскости, осей координат, способствовать выработке навыков и умений в построении точек на плоскости по их координатам и, наоборот, находить координаты точек, находящихся в системе координат.
Развивающая: развивать аналитические способности, логическое мышление, индивидуальные способности каждого ученика в удобном для него темпе, создавая комфортную психологическую обстановку для каждого ученика при обучении математике.
Воспитательная: воспитывать математическую зоркость и внимание при решении заданий разной степени сложности, формировать активность личности школьника, умение работать в группе, отвечать за свои поступки.
Оформление кабинета:
На доске:
1. Тема урока.
-
Правила мастерской.
-
Домашнее задание: п.45, вопросы стр.259, № 1401,1402,1405, построить на координатной плоскости фигуру и записать координаты точек, используемых для её построения.
-
Чертёж с шифром.
На столах:
-
Памятка для командира.
-
Карточка с координатами точек, с помощью которых будут построены фигуры.
-
Миллиметровая бумага размером 25 х 25 см2.
-
Карточки со словами: тетрадь, алгебра, чертёж, широта, долгота, площадь.
-
Комплект карточек для инсайта.
-
Номер группы.
-
Чистые листочки бумаги для составления карты.
Оборудование:
-
Скотч для афиширования.
-
Координатная плоскость для рефлексии.
-
Миллиметровая бумага.
4. Фломастеры.
На отдельном столе: карточки с координатами для определения места ученика при входе в класс.
Ход урока.
Этап
Время
Действия ребят
1. Индукция
3мин.
На перемене перед уроком дети заходят в класс, каждый берёт карточку с координатами точки. Первая координата показывает номер группы (стола), вторая - номер места за столом. До звонка рассаживаются по местам и готовятся к уроку.
2.Организа-ционный момент
2мин.
Сообщение цели мастерской, запись в тетрадях числа и темы урока.
3.Реконструк- ция
5 мин.
-
Какая плоскость называется координатной.
-
Как называются оси. Их расположение.
-
Как расположены координатные четверти. Их обозначение.
-
В каких четвертях лежат точки (-1;3), (5;2), (-3;-4); (7;4);( - 8;0); (0;3); (4;0); (0; -6).
-
Для чего необходима координатная плоскость и координаты точки.
4. Работа в
группах. Рекон-
струкция.
10мин.
Чтение сказки «Остров сокровищ».
На острове сокровищ была пещера, в которой капитан Флинт спрятал свои сокровища. Вход в пещеру был тщательно замаскирован и найти его мог только старый пират Бен Ганн. Перед смертью Бен Ганн решил оставить для потомков шифрованное письмо - описание пути, ведущего ко кладу, и место, где он спрятан. Поскольку старый пират получил в своё время неплохое образование, он решил для своих целей воспользоваться методом координат. Он взял карту острова, нарисовал на ней оси координат, выбрал единичный отрезок. Сделал всё, как положено. В качестве главных ориентиров он указал координаты четырёх дубов: (5;6); (4;2); (- 1;2); (- 2;8). Клад находится в точке пересечения прямых, соединяющих первый и третий, второй и четвёртый дубы.
Задание: Нарисуйте в тетради оси координат, выберите единичный отрезок. Постройте точки, соответствующие дубам и определите координаты пещеры с сокровищами. Нанесите на карту различные объекты: колодец, наблюдательную вышку, склад, пальмовую рощу. опишите их положение с помощью координат. Запишите координаты этих объектов на чистый листок и передайте его соседней группе (по кругу). Каждая группа должна восстановить карту соседней группы, обозначив, К - колодец, В - вышка, С - склад, Р - роща.
5.Афиширо-вание
2 мин.
Представитель от каждой группы вывешивает на доску восстановленную карту соседней группы
6.Социали-зация
(первичная)
3 мин.
Ребята каждой группы проверяют у соседней правильность восстановления карты, исправляют ошибки, сравнивают карты чья получилась интереснее.
7.Реконструк- ция
5 мин.
1. На доске чертёж с шифром. Подсказка на чертеже.
Отгадайте загадку: Я по России протекаю,
Я всем известна, но , когда
Ко мне прибавить букву с краю,
Своё значенье я теряю
И птице становлюсь тогда.
Это: (2;2); (1;1); (3;3); (1;2); (3;1); (2;3) - (Волга- иволга)
8.Социализа- ция
(вторичная)
2мин.
Ребята группой находят ответ , и представитель произносит его вслух. Идёт обсуждение правильности отгадки.
9. Реконструк-
ция
5 мин.
2. В конверте у каждой группы есть карточка с написанным словом: площадь, чертёж, тетрадь, алгебра, широта, долгота. Каждая группа должна зашифровать с помощью таблицы это слово.
Долгота: (0;3); (3;3); (1;2); (3;1); (3;3); (4;3); (2;3).
Алгебра: (2;3); (1;2); (3;1); (-2;2); (1;0); (4;1); (2;3).
Площадь: (0;1); (1;2); (3;3); (0;2); (2;3); (0;3); (-3;1).
Широта: (2;0); (2;2); (4:1); (3;3); (4;3); (2;3).
Чертёж: (-1;0); (-2;2); (4;1); (4;3); (-2;2); (-1;1).
Тетрадь: (4;3); (-2;2); (4;3);(4;1); (2;3); (0;3); (-1;3).
10.Афиши- рование.
5 мин.
Представитель от группы выходит к доске и выписывает найденные координаты букв данного слова. Детям даётся задание: отгадать слова, зашифрованные другими группами.
11.Социали-зация (вторичная)
3-5 мин.
Ребята по координатам точек находят нужные буквы и читают слова. Идёт обсуждение значения и смысла слов «долгота» и «широта». Высказываются мнения, исправляются ошибки.
12.Рефлексия.
3 мин.
Вопросы: 1. Как найти координаты точки?
-
Как построить точку по заданным координатам?
13.Реконст-рукция.
10мин.
На каждом столе есть лист миллиметровой бумаги. Детям даётся задание построить на ней систему координат с единичным отрезком 1см и по заданным координатам построить рисунок: кенгуру, зайца, дельфина, коня, утёнка, парусника. Но дети не знают, какую фигуру они строят.
Кенгуру: (-12;-4); (-6;-1); (-3;0); (4;4); (6;4); (8;3); (9;3); (11;5); (10;7); (11;6); (12;7); (12;6); (13;4); (14;3); (13;3); (10;0); (9;-2); (10;-3); (8;-5); (9;-3); (7;-5); (8;-3); (6;-2); (5;-2); ( 2;-5); (7;-11) ; (5;-11); (5;-10); (1;-5); (2;-3); (1;-2); (0;0); (-12;-4).
Заяц: (8;0); (7;-1); (7;-2); (8;-3); (6;-3); (6;-4); (9;-4); (9;-3); (11;-1); (11;0); (10;1); (10;0); (7;3); (4;3); (0;1); (0;2); (-1;3) ; (2;5); (-3;3); (-4;2); (-3;1); (-2;1); (-1;-1); (-3;-3); (-4;-3); (-4;-4); (-2;-4); (0;-2); (7;-2).
Дельфин: (10;0); (8;2);(4;4);(3;5);(1;5);(-2;3);(-7;-1);(-9;-2);(-7;-2);(-7;-4); (-6;-2); (-3;0); (0;1); (1;1);(4;-1);(3;-2);(5;-1); (7;-3); (10;-4); (9;-3); (11;-4); (10;-2); (10;0).
Конь: (7;0); (10;3); (12;1); (15;2); (13;4); (12;3); (10;5); (7;2); (3;3); (-4;3);(-8;6); (-8;7); (-9;6); (-11;6);(-13;1);(-12;0); (-11;0); (-10;3); (-6;0); (-10;-3);(-9;-8);(-6;-9);(-6;-6);(-7;-7);(- 8 ;- 4);(-4;-5); (-3;-3); (3;-3); (5;-7); (7;-4); (8;-8); (11;-9); (11;-7); (10;-7); (8;-2); (6;-3); (7;-1); (7;0).
Парусник: (0;0);(-1;2);(0;14);(-10;1);(0;0); (-9;0); (-8;-2); (-6;-3); (-3;-4); (0;-4);(7;-3); (10;-2); (13;0); (0;0); (12;2); (0;14); (0;0).
Утёнок: (-1;2);(3;5);(1;7);(-3;6);(-5;7); (-3;4); (-6;3);(-3;3); (-5;2); (-5;-2); (-2;-3); (-4;-4); (1;-4); (3;-3); (6;1); (3;0); (1;2); (-1;2).
14.Афиши-рование
2мин.
Представитель от группы выходит к доске и на скотч прикрепляет лист с рисунком, показывают другим группам выполненную работу. Учитель предлагает ребятам к следующему уроку нарисовать какой-нибудь рисунок в системе координат и записать координаты всех точек, с помощью которых этот рисунок был построен.
15.Инсайт.
16Социализа-ция
(первичная)
5мин.
У каждой группы есть листок клетчатой бумаги, на котором изображена система координат, на осях нет единичного отрезка. В этой системе координат выбрана точка, например, А(2;у) и отмечены произвольно точки Д,М,К. Даётся задание: найдите и изобразите на осях единичный отрезок и определите координату у, затем найдите координаты точек Д,М,К.
Ребята в группе обсуждают варианты решения, учитель наблюдает и выслушивает мнение ребят в группе, иногда можно дать наводящие вопросы, чтобы ребята догадались, как найти единичный отрезок. Среди групп всегда находится хотя бы одна, которая просит помощи других групп.
17.Социали-зация (вторичная)
общеклассная
3мин.
Рассматривается правильный способ решения и даётся ответ, после чего без проблем находятся координаты остальных точек.
18.Самосто-ятельная работа
19.Рефлексия.
15-20
мин.
2 мин.
1 .Найдите на ломаной точку, если указана её абсцисса. Заполните таблицу.
2. Заполните пропуски в таблицах:
3. Используя чертёж, запишите, какие координаты имеют точки А, В и С :
4. В системе координат отметьте последовательно указанные точки, соединяя их отрезками:
Пока ребята выполняют самостоятельную работу, учитель готовит на доске координатную плоскость для рефлексии. В каждой из четвертей прикрепляется конверт с надписью:
1 четверть: понравилось.
2 четверть: было трудно, но интересно.
3 четверть: не понравилось, было скучно и трудно.
4 четверть: понравилось, но было не всё понятно.
После выполнения самостоятельной работы дети подходят к доске и опускают листочки с решением в тот конверт, надпись которого соответствует их настроению и состоянию.