Урок по математике Умножение десятичной дроби на натуральное число

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок математики в 5 классе.

Тема урока: Умножение десятичной дроби на натуральное число

Цели урока:

  1. На основе самостоятельного анализа учить выводить математические правила (правило умножения дробных чисел на натуральные числа); развивать умения выполнять умножение дробных чисел на натуральное число

  2. Формирование навыков правильного воспроизведения знаний и умений, развитие логического мышления, внимания, аргументированной математической речи, навыков работы в парах

  3. Создание условий для воспитания культуры учебного труда, воспитание ответственности, самостоятельности, сплочённости, чувства коллективизма.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Начать урок мне хотелось бы со старой притчи.

- Что такое притча?

При́тча - это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).

Голодный и оборванный человек подошёл к рыбаку и попросил его накормить. Рыбак посмотрел на него и сказал: "Вот там лежит невод, возьми его и отнеси к морю". Человек огляделся, вздохнул, нашёл невод и, недоумевая, понёс к морю. Рыбак пошёл следом за ним. Они сели в лодку и вышли в море. Человек грёб сначала неумело, а затем лучше и лучше и, наконец, сам привёл лодку к месту, где ему предложили остановиться. Затем они забросили невод и поймали рыбу. На берегу рыбак попросил человека набрать сухих веток, и они вместе разожгли костёр. Когда рыба была готова, они наелись, отогрелись, отдохнули. И тогда человек спросил рыбака: "Почему ты не дал мне хлеба, который был у тебя в хижине, а заставил проделать всё это?" Рыбак немного помолчал, а потом ответил: "В этом случае я бы утолил твой голод, но только один раз, а так я научил тебя быть сытым всю жизнь".

- В чём смысл этой притчи?

- Какое отношение она может иметь к нашему уроку?

(Учащиеся обмениваются мнениями, отвечают на вопросы.)

- Вот и мы с вами будем добывать знания сами.

II. Актуализация знаний и умений.

Задание: на столах у каждого ученика таблица. Угадайте секрет (особенность, закономерность) составления таблицы.

2,42

0,04

2,7

0,3

1,15

12,6

5

2,8

13,14

2,42

0.4

2,7

0,7

10,2

0,7

4,84

0,44

0,9

13

5,43

11

26,2

Таблица на сложение. Первая строчка - 1 слагаемое, вторая строчка - 2 слагаемое, третья строчка - сумма чисел.

Заполните таблицу.

Угадайте секрет (особенность, закономерность) составления другой таблицы.

2,42

0,04

2,7

2,3

0,3

1,6

1,34

2,8

0,2

0,014

2

2

2

3

4

10

1

1

7

4

4,84

0,08

5,4


Таблица на умножение. Первая строчка -1 множитель, вторая строчка -2 множитель, третья строчка - произведение. Вопросы:

  1. Как называются компоненты при умножении?

  2. Каким числом представлен первый множитель? второй множитель?

III. Сообщение темы и цели урока.

Итак, тема урока: Умножение десятичной дроби на натуральное число.

Какую цель поставим перед собой на уроке?

(познакомиться с правилом умножения десятичной дроби на натуральное число; научиться выполнять умножение десятичной дроби на натуральное число)

А я ребята перед вами поставлю трехуровневые цели - по ступенькам

«5» Уметь решать задачи

«4» Уметь решать примеры в несколько действий

«3» Знать правило, уметь решать примеры

IV. Знакомство с правилом и первичное усвоение знаний

  1. Задание: заполните таблицу на умножение. Если при заполнении таблицы возникнут сомнения, затруднения, то оставьте клетку пустой или поставьте знак вопроса.

  2. Проверка заполнения таблицы и высказывание предположений об умножении десятичной дроби на натуральное число.

  3. Проверка предположений об умножении десятичной дроби на натуральное число и знакомство с правилом на стр. 204 учебника.

  4. Выполнение задания №1306 (а - е) стр 205. на доске с подробным объяснением (1 пример - учитель, остальные - ученики)

  5. Задание на карточках:

Поставь в ответе запятую: 18,5 ∙3 = 555 1,43 ∙ 8 = 1144 5 ∙ 3,06 = 1530 100,1 ∙ 11 = 11011 0,125∙ 9 = 1125

Найди ошибку: 0,49 ∙1 = 4,9 0,52 ∙ 2 = 0,104 8 ∙ 0,1 = 8 35 ∙ 0,2 = 70 4,5∙ 2 = 0,9

Проверка на других карточках

Поставь в ответе запятую: 18,5 ∙3 = 55,5 1,43 ∙ 8 = 11,44 5 ∙ 3,06 = 15,30 100,1 ∙ 11 = 1101,1 0,125∙ 9 = 1,125

Найди ошибку: 0,49 ∙1 = 0,49 0,52 ∙ 2 = 1,04 8 ∙ 0,1 = 0,8 35 ∙ 0,2 = 7 4,5∙ 2 = 9

  1. Решение примера по действиям ( 8,34 + 12,46 ) · 21.Решают самостоятельно с последующей проверкой.

  2. Решение задачи № 1312.

V. Закрепление и проверка изученного материала.

а) Учащимся раздаются ленты Мёбиуса, на которых написаны примеры на действия с десятичными дробями (сложение, вычитание и умножение). Предлагается решить примеры в парах. В процессе решения учащиеся обнаруживают интересный факт, что, начиная с числа 1,2, они опять к нему приходят, но уже в качестве ответа. Оказывается, у листа Мёбиуса, всего одна сторона (точнее, поверхность).

Задания на ленте Мёбиуса: 1,2 · 2 = 2,4 + 1,1 = 3,5 · 3 = 10,5 - 9,5 = 1 - 0,3 = 0,7 · 6 = 4,2 + 3,07 = 7,27 · 10 = 72,7 - 72 = 0,7 + 1,3 = 2 · 3,14 = 6,28 · 100 = 628 - 627,1 = 0,9 + 0,2 = 1,1 + 0,01 = 1,11 ∙ 3 = 3,33 · 100 = 333 : 333 = 1 - 0,4 =0,6· 2 = 1,2

(дети вписывают ответ, который становится начальным числом для следующего примера)

б) Сообщение учителя

Лист Мёбиуса - простейшая односторонняя поверхность, полученная склеиванием прямоугольника следующим образом:

Урок по математике Умножение десятичной дроби на натуральное число

Сторона АВ склеивается со стороной CD, но так, чтобы вершина А совпала с вершиной С, а вершина В - с вершиной D. Мёбиус Август Фердинанд (1790 - 1868 г.г.) - немецкий математик. В своих трудах по геометрии установил существование односторонних поверхностей (в частности, лист Мёбиуса).

в) Учитель раздаёт детям по листу Мёбиуса и предлагает ручкой провести линию на его поверхности. Ещё раз учащиеся убеждаются в односторонности такого листа.

Чтобы окончательно заинтересовать детей, предлагается разрезать лист Мёбиуса по его длине. Удивлению детей можно только восхищаться.

Можно предложить учащимся дома склеить такой лист, разрезать его 1 раз, потом каждое кольцо ещё раз. На следующем уроке послушать их сообщения.

VI. Рефлексия.

Принцип «Микрофон». (Ученики по очереди дают аргументированный ответ на один из вопросов).

  • На уроке я работал активно / пассивно

  • Своей работой на уроке я доволен / не доволен

  • Урок для меня показался коротким / длинным

  • За урок я не устал / устал

  • Мое настроение стало лучше / стало хуже

  • Материал урока мне был полезен / бесполезен

интересен / скучен

- Заканчивается урок, но не заканчивается поиск знаний.

Да! Путь познания не гладок,

И знаем мы со школьных лет,

Загадок больше, чем разгадок,

И поискам предела нет!



© 2010-2022