- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа 9 класс геометрия
Рабочая программа 9 класс геометрия
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Предеина Л.А. |
Дата | 05.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Паспорт рабочей программы
Тип программы: программа основного общего образования.
Статус программы: рабочая программа учебного предмета математика.
Назначение программы:
-
для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
-
для педагогических работников МБОШИ «Ямальская ШИС(П)ОО» программа определяет приоритеты в содержании начального общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования
Категория обучающихся: учащиеся 9-х классов МБОШИ«Ямальская ШИС(П)ОО»
Сроки освоения программы: 1 год.
Форма обучения: очная.
Объем учебного времени: 70 часов.
Режим занятий: 2 часов в неделю
Формы контроля: контрольные, тестовые, самостоятельные работы.
Пояснительная записка.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
• воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой
культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Календарно-тематическое планирование составлено на основе нормативных документов:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).
Программа общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-11.Составитель: Бурмистрова Т.А.: Москва. Просвещение, 2011г. Примерной программы основного общего образования и авторской программы Атанасяна Л.С.
Региональный базисный учебный план (приказ № 500 от 11.05.06 г. Департамента
образования Ямало-Ненецкого автономного округа) для образовательных учреждений ЯНАО
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Место предмета в базисном учебном плане.
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение геометрии в 9 классе отводится 70 часов (2 ч в неделю), в том числе контрольных работ - 4.
Содержание курса.
1. Векторы. Метод координат
-
Вектор. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов.
-
Операции над векторами: сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число, разложение.
-
Применение векторов к решению задач: средняя линия трапеции.
-
Координаты вектора. Решение простейших задач в координатах.
-
Коллинеарные векторы. Проекция на ось. Разложение вектора по координатным осям.
-
Уравнение прямой и окружности.
Основная цель - сформировать понятие вектора как направленного отрезка, показать учащимся применение вектора к решению простейших задач.
При изучении данной темы основное внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Понятие равенства векторов вводится на интуитивной основе. Завершается изучение темы знакомством с понятием координат вектора.
2. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
-
Синус, косинус и тангенс угла от 0° до 180°; приведение к острому углу. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла.
-
Формула, выражающая площадь треугольника через две стороны и угол между ними.
-
Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника.
-
Скалярное произведение векторов. Угол между векторами.
Основная цель - познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников.
В процессе изучения данной темы знания учащихся о треугольниках дополняются сведениями о методах вычисления элементов произвольных треугольников, основанных на теоремах синусов и косинусов. Кроме того, здесь же учащиеся знакомятся еще с одной формулой площади треугольника. При этом воспроизведения доказательств этих теорем от учащихся можно не требовать.
3. Длина окружности и площадь круга
-
Правильные многоугольники.
-
Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
-
Формулы, выражающие площадь правильного многоугольника через периметр и радиус вписанной окружности.
-
Построение правильных многоугольников.
-
Длина окружности. Число .
-
Площадь круга и площадь сектора.
Основная цель - расширить и систематизировать знания учащихся об окружностях и многоугольниках. В этой теме учащиеся знакомятся с окружностями, вписанными в правильные многоугольники, и окружностями, описанными около правильных многоугольников, и их свойствами. При этом воспроизведения доказательств этих теорем можно не требовать от всех учащихся.Здесь учащиеся на интуитивном уровне знакомятся с понятием предела и с его помощью рассматривают вывод формул длины окружности и площади круга.
4. Движение
-
Примеры движений фигур.
-
Параллельный перенос и поворот.
Основная цель - познакомить учащихся с понятием движения на плоскости: симметриями, параллельным переносом, поворотом.
Понятие отображения плоскости на себя как основы для введения понятия движения рассматривается на интуитивном уровне с привлечением уже известных учащимся понятий осевой и центральной симметрии. Изучение понятия движения и его свойств дается в ознакомительном плане.
При изучении темы основное внимание следует уделить выработке навыков построения образов точек, отрезков, треугольников при симметриях, параллельном переносе, повороте.
5. Повторение. Решение задач.
Общеучебные умения , навыки и способы деятельности.
Планирование и осуществление алгоритмической деятельности, выполнение заданных и конструирование новых алгоритмов;
Решение разнообразных классов задач из различных разделов курса и задач , требующих поиска пути и способов решения;
Исследовательская деятельность, проведение экспериментов, обобщение, постановка и формулирование новых задач;
Точное и грамотное изложение своих мыслей в устной и письменной речи, интепретация , аргументация и доказательство рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование;
Поиск , систематизация, анализ и классификация информации, использование учебной и справочной литературы, современные информационные технологии.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса геометрии 9-го класса учащиеся должны уметь:
-
-пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
-
-распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
-изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
-
-вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
-
-решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
-
-проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
-
-решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Знать \ понимать:
-
-понятие математического доказательства, приводить примеры доказательств;
-
-понятие алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
-
-как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
-примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
-
-смысл идеализации. Позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами;
-
-как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания.
Учебно-тематический план
Содержание материала
Количество часов по программе
Количество часов по рабочей программе
Контроль ные работы
Глава IX - X.Векторы. Метод координат.
18 ч.
18ч.
№1
Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
11 ч.
11ч.
№2
Глава XII. Длина окружности и площадь круга.
12ч.
12ч.
№3
Глава XIII. Движения.
8ч.
8ч.
№4
Глава XIV. Начальные сведения из стереометрии.
8ч.
8ч.
-
Об аксиомах планиметрии.
2ч.
2ч.
-
Повторение.
9ч.
9ч.
-
Резерв
-
2ч.
Контрольные работы:
1.Контрольная работа №1 « Векторы Координаты вектора».
2.Контрольная работа №2 «Скалярное произведение векторов».
3.Контрольная работа №3 «Длина окружности и площадь круга».
4.Контрольная работа №4 «Движение».
Календарно-тематическое планирование.
№ урока
п/п
№ урока в
теме
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
Тип,
Форма урока
примечание
План
Факт
Векторы. Метод координат. 18ч
1
1.
Понятие векторов. Равенство векторов. Откладывание вектора.
1
04.09
Изучение нового материала и первично го закрепления (беседа с элементами лекции)
2
2.
Сумма двух векторов. Законы сложения векторов.
Правило параллелограмма.
1
08.09
Изучение нового материала и первично го закрепления (беседа с элементами лекции)
3
3.
Сумма нескольких векторов. Вычитание векторов
1
11.09
Изучение нового материала и первично го закрепления (беседа с элементами лекции)
4
4.
Произведение вектора на число
1
15.09
Изучение нового материала и первично го закрепления (беседа)
5
5
Применение векторов к решению задач.
1
18.09
Изучение нового материала и первично го закрепления (беседа с элементами лекции)
6
6
Средняя линия трапеции.
1
22.09
Комплексного приме нения ЗУН (практикум)
7
7
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам
1
25.09
Изучение нового материала и первично го закрепления (беседа с элементами лекции)
8
8
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам
1
29.09
Комплексного приме нения ЗУН (практикум)
9
9
Координаты вектора
1
02.09
Изучение нового материала и первично го закрепления (беседа с элементами лекции)
10
10
Координаты вектора
1
02.10
Комплексного приме нения ЗУН (практикум)
11
11
Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца
1
06.10
Изучение нового материала и первично го закрепления (беседа с элементами лекции)
12
12
Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца
1
09.10
Комплексного приме нения ЗУН
( групп.- индивид.)
13
13
Простейшие задачи в координатах
1
13.10
Изучение нового мате риала и первичного закрепления (беседа с элементами лекции)
14
14
Простейшие задачи в координатах
1
16.10
Комплексного приме нения ЗУН (практикум)
15
15
Уравнение линии на плоскости. Уравнения окружности.
1
20.10
Изучение нового материала и первично го закрепления (беседа с элементами лекции)
16
16
Уравнение окружности .
Уравнение прямой.
1
23.10
Комплексного приме нения ЗУН (практикум)
17
17
Уравнения прямой
1
27.10
Изучение нового материала
( практик)
18
18
Контрольная работа №1 по
Теме «Векторы»
1
30.10
Комплексного приме нения ЗУН (практикум)
19
1
Синус, косинус и тангенс
Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения
1
2 четв.
10.11
Изучение нового материала и первично го закрепления (беседа с элементами лекции)
20
2
Формулы для вычисления координат точки
1
13.11
Изучение нового мате риала и первичного закрепления (беседа с элементами лекции)
21
3
Формулы для вычисления координат точки
1
17.11
Систематизация ЗУН (практикум)
22
4
Теорема о площади треугольника
1
20.11
Изучение нового мате риала и первичного закрепления (беседа с элементами лекции)
23
5
Теорема синусов
1
24.11
Изучение нового мате риала и первичного закрепления (беседа с элементами лекции)
24
6
Теорема косинусов
1
27.11
Изучение нового мате риала и первичного закрепления (беседа с элементами лекции)
25
7
Решение треугольников
1
01.12
Изучение нового мате риала и первичного закрепления (беседа с элементами лекции)
26
8
Угол между векторами
1
04.12
Изучение нового мате риала и первичного закрепления (беседа с элементами лекции)
27
9
Скалярное произведение векторов. Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов
1
08.12
Изучение нового мате риала и первичного закрепления (беседа с элементами лекции)
28
10
Решение задач по теме: «Соотношения между сторонами и углами».
1
11.12
Актуализации ЗУН (групповая
Работа)
29
11
Контрольная работа № 2
«Скалярное произведение векторов»
1
15.12
Контроль ЗУН
30
1
Правильный многоугольник
1
18.12
Изучение нового материала и первичного закрепления (беседа с элементами лекции)
31
2
Окружность, описанная около правильного многоугольника
1
22.12
Изучение нового материала и первичного закрепления (беседа с элемента ми лекции)
32
3
Окружность, вписанная в правильный многоугольник
1
25.12
Изучение нового материала и первичного закрепления (беседа с элемента ми лекции)
33
4
Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности
1
3 четв.
12.01
Изучение нового материала и первично го закрепления (беседа с элементами лекции)
Использо
вать презентации детей
34
5
Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности
1
12.01
Актуализации ЗУН (практикум,
самост. работа ,индивидуальная)
35
6
Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности
1
15.01
Обобщения и систематизации ЗУН
(практикум, )
36
7
Построение правильных многоугольников
19.01
Изучения нового материала (лекция, фронтальная)
37
8
Построение правильных многоугольников
22.01
Комплексного применения ЗУН (практикум, )
самост. индивид.
38
9
Длина окружности. Площадь круга и площадь кругового сектора
26.01
Изучение нового материала и первично го закрепления (беседа с элементами лекции)
39
10
Длина окружности. Площадь круга и площадь кругового сектора
29.01
Актуализации ЗУН (практикум, групповая
самост. работа ,индивидуальная)
40
11
Решение задач по теме «Площадь круга и кругового сектора»
02.02
(практикум, групповая
самост. работа Комплексного применения ЗУН, индивидуальная)
41
12
Решение задач по теме «Площадь круга и кругового сектора»
05.02
Обобщения и систематизации ЗУН
(практикум, групповая
самост. работа ,индивидуальная)
42
13
Контрольная работа № 3
Длина окружности и площадь круга»
1
09.02
Контроль ЗУН
(контрольная работа, индивидуальная)
43
1
Отображение плоскости на себя
1
12.02
Изучения нового материала и первичного закрепления (беседа с элементами лекции)
44
2
Понятие движения
1
16.02
Изучение нового материала и первичного закрепления (беседа- практикум)
45
3
Понятие движения
1
19.02
Комплексного применения ЗУН. (практикум)
46
4
Параллельный перенос
1
23.0226.02
Изучение нового материала и первич ного закрепления (беседа- практикум)
47
5
Параллельный перенос
1
01.03
Комплексного применения ЗУН. (практикум)
48
6
Поворот
1
04.03
Изучение нового материала и первичного закрепления (беседа- практикум)
49
7
Решение задач по теме «Движение»
1
08.03
Актуализация ЗУН. (практикум)
50
8
Контрольная работа № 4
«Движение»
1
11.03
Контроль ЗУН
(контрольная работа)
51
1
Предмет стереометрии. Многогранник
1
15.03
Изучения нового материала и первичного закрепления (беседа с элемент лекции)
52
2
Призма. Параллелепипед.
1
18.03
Актуализации ЗУН
(практикум)
.
53
3
Объем тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда
1
4 четв.
29.03
Изучение нового материала и первичного закрепления (беседа- практикум)
54
4
Пирамида.
1
01.04
Изучение нового материала и первичного закрепления (беседа- практикум)
55
5
Решение задач по теме «Многогранники»
1
05.04
Комплексного применения ЗУН. (практикум)
56
6
Цилиндр. Конус. Сфера и шар.
1
08.04
Изучения нового материала и первичного закрепления (беседа с элементами лекции)
57
7
Цилиндр. Конус. Сфера и шар.
1
12.04
Комплексного применения ЗУН. (практикум)
58
8
Решение задач по теме «Цилиндр. Конус. Сфера и шар»
1
15.04
Обобщение и систематизация ЗУН (практикум)
59
1
Об аксиомах планиметрии
1
19.0422.04
Изучения нового материала и первичного закрепления (беседа с элемент ами лекции)
60
2
Об аксиомах планиметрии
1
26.04
Комплексного применения ЗУН. (практикум)
Повторение - 10 ч.
61-63
1-3
Решение задач по темам «Начальные геометрические сведения. Треугольники»
3
29.04
03.05
06.05
Комплексного применения ЗУН. (практикум)
64-66
4-6
Решение задач по темам «Четырехугольники. Площадь »
3
10.05
13.05
17.05
Комплексного применения ЗУН. (практикум)
67-70
7-10
Решение задач по темам «Соотношения между углами и сторонами треугольника»
4
20.05
24.05
Обобщения и систематизации ЗУН
(практикум)
Литература:
Учебное пособие:
-
Геометрия 7- 9: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. С. Атанасян,
В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.-18-е изд.-М.: Просвещение. 2011г.
Программное обеспечение:
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего,основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).
-
Программа общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-11.Составитель: Бурмистрова Т.А.: Москва. Просвещение, 2011г. Примерной программы основного общего образования и авторской программы Атанасяна Л.С.
-
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования .
Дополнительная литература:
-
Дидактические материалы по геометрии для 9 класса/авт. Б. Г. Зив-4-е изд.-М.:Просвещение,2011.
-
Задачи и упражнения на готовых чертежах.7-9кл.Геометрия/авт.В.М.Рабинович,-М.:Илекса,2011.
Электронное сопровождение:
-
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки геометрии 9 класс.2011г.
11