План конспект урока Среднее арифметическое

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План конспект урока Среднее арифметическоеПлан конспект урока Среднее арифметическоеПлан конспект урока Среднее арифметическоеПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока:
«Среднее арифметическое»

ФИО: Оюн Чойганмаа Борбак-ооловна.

Место работы: МБОУ СОШ №8 г.Кызыла

Должность: учитель

Предмет: математика

Класс: 5В

Тема и номер урока в теме

Урок №1 «Среднее арифметическое»

Базовый учебник:

Виленкин Н.Я., Жохов В.И и др. Математика56 кл М.: Мнемозина, 2012.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: создание условий для формирования и осознания понятия среднего арифметического.

Задачи урока:

Образовательные:

-научиться находить среднее арифметическое чисел при решении примеров;

Воспитательные:

- воспитывать уважение к ответам товарищей.

Развивающие:

- развивать интерес к изучаемому предмету с использованием межпредметных связей;

- развивать логическое мышление;

- развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов;

- формировать правильную математическую речь;

- развивать логику, мышление, внимание учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, листы с заданиями, толковый словарь, сеть Интернет.

План урока.

1. Орг.момент. Мотивация. 2 минуты.

2. Актуализация знаний. 7 минут.

3. Изучение нового материала. 5 минут.

4. Закрепление изученного. 7 минут.

5. Динамическая пауза. 3 минуты.

6. Закрепление изученного. 13 минут.

7. Подведение итогов. 2 минуты.

8. Домашнее задание. 1 минута.

9. Рефлексия. 5 минут.

Ход урока.

1. Организационный момент. Мотивация.

-Здравствуйте, садитесь! Посмотрите на слайд. Я хочу, чтобы эти слова стали эпиграфом нашего урока. (слайд 1)

- Как вы понимаете эти слова? (ответы учащихся)

2. Актуализация знаний.

Учитель:

-Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда начнем урок с устного счета.

Нужно найти значение данного выражения, но сначала необходимо вычислить слагаемые. Результат подскажет вам ответ на вопрос: « С именем, какого ученного связана тема нашего сегодняшнего урока?»

Устный счет (слайд 2)

Учитель:

-И ещё одна задача.(слайд 3)

Предположим, что необходимо найти массу одной горошины. У нас стакан и 100 горошин, есть весы, набор гирь и несколько горошинКак бы вы поступили вы в данной ситуации? (учащиеся предлагают выход из данной ситуации)

- Значит масса одной горошины 0,6 мгр.

- Конечно же, некоторые горошины имеют массу большую данного числа, другие меньшую. Мы нашли среднее значение массы одной горошины.

Во многих жизненных ситуациях нас устраивает именно среднее значение той или иной величины.

Очень часто приходится слышать:

средняя месячная зарплата,

средняя продолжительность жизни. А вы слушали о каких-нибудь «средних»? (ответы детей)

-Давайте решим ещё одну задачу. (слайд 4)

В МБОУ СОШ в пятых классов. В 5 «а»- 26 учеников, в 5 «б»-24, а в 5 «в»-27, в 5 «г» -26, в 5 «д» -7. Сколько бы человек было в каждом классе, если детей разделить поровну? (ответ учащихся)

- А как иначе можно было сформулировать вопрос задачи? (Найдите среднее количество детей в пятых классах.)

- В математике есть свои средние, с одним из таких понятий мы сегодня познакомимся, это среднее арифметическое.(слайд 5) Мы должны узнать, что такое среднее арифметическое, как его находить и где применяется. (слайд 6). Запишите тему урока в тетрадь.

3. Изучение нового материала.

- Я хочу ещё раз вернуться ко 2 задаче. ( слайд 7) Число, которое мы нашли, число 22-среднее арифметическое чисел 26, 24, 27, 26 и 7.

- Как найти среднее арифметическое чисел 10 и 12? Чисел 3,5, 10? (слайд 8)

- Давайте сформулируем правило нахождения среднего арифметического нескольких чисел. (учащиеся самостоятельно формулируют правило)

1) найти сумму чисел;

2) разделить на количество слагаемых. (слайд 9)

Найдите в учебнике определение среднего арифметического. (работа с учебником)

- В начале урока мы назвали имя выдающегося астронома, физика и математика Иоганна Кеплера. Понятие среднего арифметического впервые появилось в его научных работах, то есть считается, что он ввел понятие среднего арифметического. (слайд 10)

Итак, мы узнали, что такое среднее арифметическое и как его найти.

Давайте рассмотрим ещё некоторые примеры применения среднего арифметического.

4. Закрепление.

Учитель:

- Пока мы будем выполнять задание, я попрошу одного желающего поработать со словарем, а другого обратиться за помощью к сети Интернет. Им предстоит найти значения некоторых слов и словосочетаний.

Кто желает? (1 ученик должен найти в толковом словаре значение словосочетания «среднее арифметическое», так как такого словосочетания нет, то ученику следует дать подсказку: найти значение слова «арифметика» и «среднее», затем истолковать значение словосочетания. В результате получается: среднее арифметическое - число, стоящее по - середине. Второй ученик должен найти в сети «Интернет» значение слова «рейтинг»).

- А мы выполняем следующее задание. (слайд 11) - Отметьте на координатном луче числа и их среднее арифметическое.

2 и 8. 7 и 4

- Какой вывод можно сделать? А как вы думаете, всегда так бывает. А если мы выполним это задание для 3 и более чисел?

- Давайте послушаем, кто работал со словарем.

5. Динамическая пауза.

- Я предлагаю вам немного отдохнуть, но не забывать о теме нашего урока. Подключите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов, которые нас окружают. (слайд 12)

Итак, среднее арифметическое:

- Пианино и баяна. (Аккордеон.)

- Велосипеда и мотоцикла. (Мопед.)

- Апельсина и лимона. (Грейпфрут.)

- Холодильника и вентилятора. (Кондиционер.)

- Носка и чулка. (Гольф.)

- А сейчас давайте выполним несколько упражнений.

Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз. Быстро моргать в течение 10-12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза. Встаньте, поднимите руки вверх, в стороны, вниз. Повторите 3 раза.

- Сели все ровно, продолжим работу.

6. Закрепление.

Учитель:

- А вы слышали слово «Рейтинг»? Кто может объяснить значение этого слова. (ответы учеников) А вот какое значение слова найдено в Интернете. (отвечает ученик)

Учитель:

- Необычное по звучанию слово рейтинг пришло к нам из английского языка. Буквально это слово обозначает - индивидуально числовой показатель оценки спортивных достижений шахматиста или шашиста. Для этих спортсменов создают специальные классификационные списки, которые называются рейтинг листы. Но из спортивной области это слово перешло и в другие области человеческих знаний. Словосочетание со словом рейтинг используется сейчас во многих других случаях, например: политический рейтинг, рейтинг успеваемости.

- И сейчас мы посчитаем рейтинг успеваемости 5 «б» класса по математике за 2 и 3 четверти, который будет показателем вашей учебы. Перед вами лежат листы, на которых вы видите четвертные оценки. Давайте найдем среднее арифметическое отметок. Чем выше будет полученное число, тем выше будет ваш рейтинг. (слайд 13) ( для тех, кто справился с заданием раньше других, предложить дополнительное задание из учебника № 1497)

- Давайте посмотрим на результаты. Что получилось у тех, кто выполнял задание 1 варианта, 2? (результаты записываются на доске) Сравните ваши достижения за 2 и 3 четверть. Сделайте вывод. А чем можно объяснить это. (ученики сравнивают результаты 2-х четвертей и пытаются назвать причины снижения «рейтинга»)

Учитель:

-Вы любите смотреть фигурное катание? (слайд 14) Иногда на соревнованиях, подводя итоги, находят не сумму баллов, выставленных судьями, а среднее арифметическое. Решим задачу. №1502. (слайд 15)

7. Подведение итогов.

Учитель:

- Мы рассмотрели среднее арифметическое в различных областях деятельности человека. И это далеко не все. Среднее арифметическое часто используют в сельском хозяйстве, когда говорят об урожайности, о надоях молока. Среднее арифметическое находят при решении задач на движение. Об этом мы с вами поговорим на следующих уроках. А сейчас давайте подведём итог нашего занятия.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что было интересно?

- Что вызвало затруднения?

8. Домашнее задание.

П.38, №1524,№1525.

- Придумайте задачу по теме урока, сюжет которой, взят из жизни.

9. Рефлексия.

- Урок был полезен для меня, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

- Урок был интересен, в определенной степени полезен для меня, мне было на уроке достаточно комфортно.

- Я понял о чем шла речь на уроке, но мне следует получить консультацию у учителя.

Учитель:

-Действительно, математические понятия и правила необходимо применять не подряд, а только там, где это необходимо. И иногда вычисление среднего арифметического бывает лишено смысла. Как в данной ситуации. Так же не имеет смысла нахождение средней температуры больных в больнице и таких примеров можно привести множество. Значит важно не только знать правила, но и умело их применять. А я ещё раз хочу обраться к эпиграфу нашего урока. (слайд 18)

Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле. А.Н. Крылов

И я надеюсь, вычисление среднего арифметического, вам рано или поздно, но пригодится в том или ином деле.


© 2010-2022