- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии для 11 класса к учебнику под редакцией Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. -20-е изд. -М. : Просвещение, 2011. (базовый и профильный уровень)
Рабочая программа по геометрии для 11 класса к учебнику под редакцией Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. -20-е изд. -М. : Просвещение, 2011. (базовый и профильный уровень)
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Иванова Л.В. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО
Заместитель директора по УВР
Директор МБОУ ОСОШ
Протокол №1
__________________________
___________Попова И.В.
от «__» августа 2014 г.
«__» августа 2014 г.
Приказ от __.09.2014 г. №
-
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета: Геометрия
Класс: 11 А
Учитель : Иванова Лидия Владимировна
Срок реализации программы, учебный год: 2014 - 2015
Количество часов по учебному плану всего: 68
68 часов в год;
2 часа в неделю
Рабочая программа составлена на основе:
Программа для общеобразовательных учреждений. Геометрия 10-11 классы/ Т.А. Бурмистрова. -М.: Просвещение, 2010.
Учебник: Геометрия, 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений : базовый и профильный уровни/ Л.С. Атанасян. В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. 20-е издание-М.: Просвещение, 2011.
Рабочую программу составил (а) _____________________________________ Иванова Лидия Владимировна
подпись
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Закон об образовании в Российской федерации №273-ФЗ от 29.12.2012
• Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования 2-го поколения
• Приказ Министерства образования Оренбургской области от 13.08.2014 года 01-21|10-63 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных организаций Оренбургской области».
• Фундаментальное ядро содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения;
• Примерная основная общеобразовательная программа общеобразовательного учреждения. Основная школа-М.: Просвещение, 2011.
• Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий/А.Г. Асмолов, О.А. Карабанова.-М.: Просвещение, 2010.
Материал, который в Обязательном минимуме содержания основных образовательных стандартов выделен курсивом, т. е. подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников, введен в основное содержание примерной программы без выделения курсивом.
Примерная программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей и авторов учебников, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Структура документа
Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета
В профильном курсе содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:
систематизация сведений о числах; формирование представлений о расширении числовых множеств от натуральных до комплексных как способе построения нового математического аппарата для решения задач окружающего мира и внутренних задач математики; совершенствование техники вычислений;
развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований, решения уравнений, неравенств, систем;
систематизация и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие геометрические, физические и другие прикладные задачи;
расширение системы сведений о свойствах плоских фигур, систематическое изучение свойств пространственных тел, развитие представлений о геометрических измерениях;
развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире;
совершенствование математического развития до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, а также использовать их в нестандартных ситуациях;
формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе.
Цели
Изучение математики в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей: . формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
■ овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
• развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей; понимания значимости математики для общественного прогресса.
Место предмета в базисном учебном плане
На изучение предмета отводится по 2 часа в неделю: в 11 классе-68 часов. При этом в ней предусмотрен резерв учебного времени для реализации повторения, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Общеучебные умения.
навыки и способы деятельности
В ходе изучения математики в профильном курсе старшей школы учащиеся продолжают овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов;
использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
решения широкого класса задач из различных разделов курса, поисковой и творческой деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач;
планирования и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; использования и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и результатов эксперимента; выполнения расчетов практического характера;
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки результатов своей работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;
самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все выпускники, изучавшие курс математики по профильному уровню, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс средней (полной) школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.
Очерченные стандартом рамки содержания и требований ориентированы на развитие учащихся и не должны препятствовать достижению более высоких уровней.
Учебно-тематическое планирование 11 геометрия
№ п/п
Наименование разделов (тем)
Всего часов
В том числе на:
уроки
контрольные работы
1.
Векторы в пространстве
6
6
2
Метод координат в пространстве
15
14
1
3
Цилиндр, конус, шар
16
15
1
4.
Объемы тел
17
16
1
5
Заключительное повторение курса геометрии 11 класса
14
14
Итого:
68
65
3
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 11 КЛАСС
1. Векторы в пространстве (6 ч)
Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы.
Основная цель - закрепить известные учащимся из курса планиметрии сведения о векторах и действиях над ними, ввести понятие компланарных векторов в простран-стве и рассмотреть вопрос о разложении любого вектора по трем данным некомпланарным векторам.
Основные определения, относящиеся к действиям над векторами в пространстве, вводятся так же, как и для векторов на плоскости. Поэтому изложение этой части материала является достаточно сжатым. Более подробно рассматриваются вопросы, характерные для векторов в пространстве: компланарность векторов, правило параллелепипеда сложения трех некомпланарных векторов, разложение вектора по трем некомпланарным векторам.
2. Метод координат в пространстве. Движения (15ч)
Координаты точки и координаты вектора. Скалярное
произведение векторов. Уравнение плоскости. Движения. Преобразование подобия.
Основная цель - сформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и рас-стояний между двумя точками, от точки до плоскости.
Данный раздел является непосредственным продолжением предыдущего. Вводится понятие прямоугольной си-стемы координат в пространстве, даются определения ко-ординат точки и координат вектора, рассматриваются простейшие задачи в координатах. Затем вводится скалярное произведение векторов, кратко перечисляются его свойства (без доказательства, поскольку соответствующие доказательства были в курсе планиметрии) и выводятся формулы для вычисления углов между двумя прямыми, между прямой и плоскостью. Дан также вывод уравнения плоскости и формулы расстояния от точки до плоскости.
В конце раздела изучаются движения в пространстве: центральная симметрия, осевая симметрия, зеркальная симметрия. Кроме того, рассмотрено преобразование подобия.
3. Цилиндр, конус, шар (16 ч)
Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.
Основная цель - дать учащимся систематические сведения об основных телах и поверхностях вращения - цилиндре, конусе, сфере, шаре.
Изучение круглых тел (цилиндра, конуса, шара) и их поверхностей завершает знакомство учащихся с основными пространственными фигурами. Вводятся понятия цилиндрической и конической поверхностей, цилиндра, конуса, усеченного конуса. С помощью разверток определяются площади их боковых поверхностей, выводятся соответствующие формулы. Затем даются определения сферы и шара, выводится уравнение сферы и с его помощью исследуется вопрос о взаимном расположении сферы и плоскости. Площадь сферы определяется как предел последовательности площадей описанных около сферы многогранников при стремлении к нулю наибольшего размера каждой грани. В задачах рассматриваются различные комбинации круглых тел и многогранников, в частности описанные и вписанные призмы и пирамиды.
В данном разделе изложены также вопросы о взаимном расположении сферы и прямой, о сечениях цилиндрической и конической поверхностей различными плоскостями.
4. Объемы тел (17 ч)
Объем прямоугольного параллелепипеда. Объемы прямой призмы и цилиндра. Объемы наклонной призмы, пирамиды и конуса. Объем шара и площадь сферы. Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.
Основная цель - ввести понятие объема тела и вывести формулы для вычисления объемов основных многогранников и круглых тел, изученных в курсе стереометрии.
Понятие объема тела вводится аналогично понятию площади плоской фигуры. Формулируются основные свойства объемов и на их основе выводится формула объема прямоугольного параллелепипеда, а затем прямой призмы и цилиндра. Формулы объемов других тел выводятся с помощью интегральной формулы. Формула объема шара используется для вывода формулы площади сферы.
5. Обобщающее повторение (14 ч)
Требования к уровню подготовки выпускников 11 класса
В результате изучения математики на профильном уровне в старшей школе ученик должен
знать/понимать1:
• значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
• значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
• идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
• значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
• возможности геометрического языка как средства описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
• универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
• различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
• роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;
• вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.
Уметь:
• соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
• изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
• проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
• вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
• применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
• строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
• вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Перечень учебно-методического обеспечения программы:
-
Геометрия, 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений : базовый и профильный уровни/ Л.С. Атанасян. В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. 20-е издание-М.: Просвещение, 2011.
-
Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе»
-
Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября» Математика
-
Ковалева Г.И, Мазурова Н.И. геометрия. 10-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля. - Волгоград: Учитель, 2006.
-
Ю.А. Глазков, И.И. Юдина, В.Ф. Бутузов. Рабочая тетрадь по геометрии для 10 класса. - М.: Просвещение, 2003.
-
В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. Рабочая тетрадь по геометрии для 11 класса. - М.: Просвещение, 2004.
-
Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7 - 11 классов. - М.: Просвещение, 2003.
-
С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 10 - 11 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2001.
-
В. И. Жохов и др. Примерное планирование учебного материала и контрольные работы по математике 5-11 классы. «Вербум- М» 2005
Календарно-тематическое планирование по геометрии 11 класс
№ урока
Тема урока
Кол. часов
Базовые понятия
Вид контроля
Оборудование и ресурсы
Дата по плану
Дата фактически
Глава IV. Векторы в пространстве
6
1
Понятие вектора в пространстве
1
Оси координат
Иллюстрации на доске
2
Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число
1
Самостоятельная работа
Рисунки учебника
3
Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число
1
Вектор
4
Компланарные векторы
1
ФО
Раздаточный материал
5
Компланарные векторы
1
Длина, расстояние, середина отрезка
ФО, индивидуальные задания
Рисунки учебника
6
Зачет № 1
1
Длина, расстояние, середина отрезка
Иллюстрации на доске
Глава V. Метод координат в пространстве
15
7
Координаты точки и координаты вектора
Проверка знаний теории
Раздаточный материал
8
Координаты точки и координаты вектора
1
Угол, скаляр
Рисунки учебника
9
Координаты точки и координаты вектора
1
Проверка знаний теории
Иллюстрации на доске
10
Координаты точки и координаты вектора
1
Угол между прямыми
Раздаточный материал
11
Координаты точки и координаты вектора
1
Самостоятельная работа
12
Координаты точки и координаты вектора
13
Скалярное произведение векторов
1
Симметрия
ФО, индивидуальные задания
Рисунки учебника
14
Скалярное произведение векторов
1
Перенос
Тест
КИМы
15
Скалярное произведение векторов
1
Иллюстрации на доске
16
Скалярное произведение векторов
1
Индивидуальное решение контрольных заданий
17
Скалярное произведение векторов
1
18
Скалярное произведение векторов
19
Скалярное произведение векторов
1
Модель цилиндра
Самостоятельная работа ФО
Рисунки учебника
20
Контрольная работа №1 " Метод координат в пространстве"
1
Основание, высота
Презентация
21
Зачет № 2
1
Проверка знаний теории
Раздаточный материал
Глава VI. Цилиндр, конус, шар
16
22
Цилиндр
1
Модель конус, усечённого конуса
ФО, индивидуальный опрос
Рисунки учебника
23
Цилиндр
1
Площади
Тест
Иллюстрации на доске
24
Цилиндр
1
Элементы конуса
ФО, индивидуальные задания
Презентация
25
Конус
26
Конус
1
Формулы
Математический диктант
Презентация
27
Конус
1
Сфера и плоскость
Рисунки учебника
28
Конус
1
Касательная
Проверка знаний теории
Раздаточный материал
29
Сфера
1
Площади
30
Сфера
1
Куб, параллелепипед, призма
Решение упражнений, ответы на вопросы
Иллюстрации на доске
31
Сфера
1
Цилиндр, конус
ФО, индивидуальные задания
КИМы
32
Сфера
1
Конус, шар
Тест
Рисунки учебника
33
Сфера
1
Решение контрольных заданий
Раздаточный материал
34
Сфера
1
Многогранники
Решение задач, ответы на вопросы
Иллюстрации на доске
35
Сфера
1
Тела вращения
36
Контрольная работа № 2 " Цилиндр, конус, шар"
1
Презентация
37
Зачет № 3
1
Глава VII. Объемы тел
17
38
Объем прямоугольного параллелепипеда
1
Модели многогранников
Самостоятельная работа
Иллюстрации на доске
39
Объем прямоугольного параллелепипеда
1
Объём, основание, высота
Рисунки учебника
40
Объем прямоугольного параллелепипеда
1
Тест
Раздаточный материал
41
Объем прямой призмы и цилиндра
42
Объем прямой призмы и цилиндра
1
Модель прямой призмы, цилиндра
Индивидуальный опрос, решение упражнений
Иллюстрации на доске
43
Объем наклонной призмы, пирамиды и конуса
1
Основание, высота
Раздаточный материал
44
Объем наклонной призмы, пирамиды и конуса
1
ФО, индивидуальные задания
45
Объем наклонной призмы, пирамиды и конуса
46
Объем наклонной призмы, пирамиды и конуса
1
Объем
Самостоятельная работа
47
Объем наклонной призмы, пирамиды и конуса
1
Площади
Рисунки учебника
48
Объем шара и площадь сферы
1
49
Объем шара и площадь сферы
1
Объём и площади
Тест
Презентация
50
Объем шара и площадь сферы
1
Основание, высота,
Раздаточный материал
51
Объем шара и площадь сферы
1
Формулы
Проверка знаний теории
Иллюстрации на доске
52
Объем шара и площадь сферы
1
53
Контрольная работа № 3 " Объемы тел"
1
Индивидуальное решение контрольных заданий
54
Зачет № 4
55
Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации
1
Модель шара и его частей
ФО, индивидуальные задания
Рисунки учебника
56
Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации
1
57
Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации
1
Сегмент
Тест
Иллюстрации на доске
58
Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации
1
Слой, сектор
Презентация
59
Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации
1
Сфера
Проверка знаний теории
Раздаточный материал
60
Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации
1
61
Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации
1
Индивидуальное решение контрольных заданий
62
Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации
1
63
Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации
1
64
Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации
1
ФО, индивидуальные задания
Иллюстрации на доске
65
Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации
Рисунки учебника
66
Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации
1
Тест
Презентация
67
Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации
1
Проверка знаний теории
Иллюстрации на доске
68
Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации
1
Раздаточный материал