- Преподавателю
- Математика
- Самоанализ и конспект урока математики в 5 классе по теме «Понятие обыкновенной дроби» «Нахождение дроби от заданного числа и нахождение числа по его дроби»
Самоанализ и конспект урока математики в 5 классе по теме «Понятие обыкновенной дроби» «Нахождение дроби от заданного числа и нахождение числа по его дроби»
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Даутова Г.А. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Самоанализ урока математики в 5 классе по теме
«Нахождение дроби от заданного числа и нахождение числа по его дроби»
Данная тема изучается в 5 классе согласно тематическому планированию. На изучение отводится 3 часа, этот урок первый в изучаемой теме. Ребята готовы к её восприятию, имеют достаточный запас знаний, мотивированы на изучение темы.
На уроке решались следующие задачи:
образовательные:
- формирование умения и навыков решения задач на нахождение части от целого, целого по его
части и соотношения части и целого;
развивающие:
- развитие психических процессов: анализа и синтеза, зрительного внимания, оперативной памяти;
- расширение кругозора, формирование умений выделять главное, переносить знания в новую ситуацию;
- развитие навыков самостоятельной работы, самоконтроля;
воспитательные:
- развитие и активизация познавательного интереса к предмету;
- формирование устойчивых положительных мотивов обучения.
На уроке использовалась презентация. Содержание урока соответствует учебной программе, поставленным задачам, способствует формированию умений определять вид задачи и вырабатывает навыки решения трех видов задач, а также позволяет формировать навык анализа задачи, развивает зрительное внимание и оперативную память.
По дидактической цели это комбинированный урок. Мною использовалась фронтальная, парная и индивидуальная работа в сочетании с разными видами самостоятельной деятельности (на основе компьютерной презентации) содержания урока.
Задачам урока соответствовали методы обучения, такие как
по источнику передачи знаний:
- словесные (эвристическая беседа);
- наглядные (использование схемы, раздаточного материала, презентации);
- практические (решение задач, тест);
по уровню самостоятельности учащихся:
- проблемно-поисковые (работа со схемой);
- репродуктивные;
по аспекту мышления:
- продуктивные (самостоятельное решение задач, теста).
Урок структурирован. Все этапы урока направлены на выполнение поставленных задач.
Организационный момент и устная работа включают в себя мобилизующее начало урока и организацию класса, создание психологической комфортности, мотивацию деятельности учащихся и подготовку учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
На уроке учащиеся сами ставят перед собой цели. Я их записываю на дополнительную доску, чтобы в любой момент урока можно было к ним обратиться, а в конце урока подвести итоги.
Изучение нового материала начинается с постановки проблемы: «Какие задачи можно составить, исходя из схемы?» Материал доступный для ребят, соответствует уровню их учебных возможностей. С моей помощью ребята определили виды задач и построили схему решения задач двух видов. Они самостоятельно сформулировали правила нахождения целого по его части и части от целого.
На этапе работа в парах я ставлю себе задачу дать возможность учащимся закрепить правила, оказывать взаимопомощь соседу по парте и провести самопроверку.
Решение теста дает возможность определить уровень усвоения материала.
Игра «Магазин» позволяет применить полученные знания в новой ситуации.
Обращаясь к поставленным в начале урока целям, мы подводим итоги урока.
Домашнее задание соответствует нормативным требованиям, содержит творческое задание.
План урока выполнен, цели реализованы. Уроком я довольна.
Учитель: Даутова Галина Ахметовна
Урок математики в 5 классе
Учебник: «Математика» для 5 класса образовательных учреждений /А.Г. Мерзляк,
В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко. - М. : Вентана-Граф,2013г
Учитель: Даутова Галина Ахметовна
Тема: «Понятие обыкновенной дроби»
«Нахождение дроби от заданного числа и нахождение числа по его дроби»
Цели:
- формировать умения и вырабатывать навыки решения задач на нахождение части от целого, целого по его части и соотношения части и целого;
- развивать и активизировать познавательный интерес к предмету;
- способствовать развитию психических процессов: анализа и синтеза, зрительного внимания, оперативной памяти;
- способствовать расширению кругозора, формированию умений выделять главное, переносу знаний в новую ситуацию;
- развивать навыки самостоятельной работы, самоконтроля.
Оборудование: компьютер, экран, презентация Power Point (Приложение-тесты).
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Устная работа:
- Какую тему мы изучали на двух предыдущих уроках? (Обыкновенные дроби)
- Пожалуйста, возьмите конверты с раздаточным материалом для повторения.
1. Из маленьких квадратиков составьте квадрат, в котором ¼ часть красная, а ¾ желтая.
2/4 красная; ¾ красная; 4/4 красная
Проверьте себя! Слайд 1
2. Из синих и белых полос сложите прямоугольник, в котором 1/5 часть синяя.
2/5 синяя; 3/5 синяя; 4/5 синяя; 5/5 синяя
Проверь себя! (Слайд 2). - Что означает 5/5 и 4/4? (Вся фигура, одно целое). (Слайд 3).
- Как найти ½ часть? 1/3? 1/5? 3/5? 5/5?
3. Решите анаграмму (Слайд 4):
ЕЛОЦЕ ЛОСИЧ; МЕЗНАТЕНАЛЬ; ЛИСЬЧТЕЛИ; СТЬЧА ЛАСИЧ.
Проверим. ( Слайд 5).
- Сегодня на уроке мы будем использовать эти понятия. Тема нашего урока «Решение задач на нахождение части от целого и целого по его части».
- Какие цели мы поставим перед собой на урок? (Записываем цели на дополнительной доске).
- Запишите тему урока в тетрадь. (Слайд 6. Слайд 7).
Эпиграфом к уроку я предлагаю взять слова французского математика Д. Пойа:«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду,
а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»
III. Изучение нового материала. Рассмотрим схему (Слайд 8):
- Какие задачи можно составить, исходя из этой схемы? (Слайд 9).
1 вариант
2 вариант
3 вариант
- В 1-ом варианте находим часть от целого, во 2-ом - целое по его части, в 3-ем - соотношение части и целого.
Слайд 10
- Рассмотрим несколько задач и определим, к какому виду задач их можно отнести.
- Решим эти задачи, записываем решение в тетради (запись на доске).
- Ребята, можно ли утверждать, что задачи 1 и 2 взаимно-обратные?
- Какую закономерность в их решениях вы увидели?
- Вернемся к нашей анаграмме и составим схему-подсказку:
Слайд 11
- Какие выводы вы можете сделать? Попробуйте сформулировать правила самостоятельно (ответы учащихся).
IV. Физминутка.
V. Работа в парах. Проговорите правила друг другу.
Слайд 11
Слайд 12
- Распределите задачи из списка по видам.
- Проверьте себя!
Слайд 13
Решите по одной задаче каждого вида.
Подсказка для тех, кто затрудняется! Обратить внимание на слова «что», «это».
VI. Решение теста.
- Возьмите листочек с тестовыми заданиями. Подпишите их. Решения записываем на этих же листочках
VII. Игра «Магазин»
- Представьте, что вы продавцы в магазине, где объявлены скидки на ¼ от прежней цены. Назовите новую цену
Слайд 14
ПЛАТЬЕ - 800 РУБ (НОВАЯ ЦЕНА - 600 РУБ)
КОСТЮМ - 1600 РУБ (НОВАЯ ЦЕНА - 1200 РУБ)
САРАФАН - 600 РУБ (НОВАЯ ЦЕНА- 450 РУБ)
ПИДЖАК - 1000 РУБ (НОВАЯ ЦЕНА - 750 РУБ)
Слайд 15
- Скидка в магазине на 1/3 от прежней цены (Какую часть составляет новая цена?) Какой была старая цена, если НОВАЯ:
СПОРТИВНЫЙ КОСТЮМ - 1000 РУБ (СТАРАЯ ЦЕНА - 1500 РУБ)
ЮБКА - 500 РУБ (СТАРАЯ ЦЕНА - 750 РУБ)
БЛУЗКА - 400 РУБ (СТАРАЯ ЦЕНА - 600 РУБ)
VIII. Итог урока:
- Вернемся к целям, которые мы поставили на урок. Мы их достигли?
- На какие вопросы нужно ответить, чтобы решить задачи?
- Какова схема решения задач на нахождение части от числа? Целого числа по его части? На соотношение части числа и его целого?
- Что на уроке понравилось? Что запомнилось?
IX. Домашнее задание:
- решить по1 задаче из списка на выбор;
- придумать по одной задаче каждого вида и решить их.
Выставление оценок за работу на уроке (с обоснованием).
Слайд 16
ВСЕМ БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!
Приложение
Тест. Вариант 1.
-
У Буратино было 10 золотых. 2/5 своих денег он отдал коту Базилио. Сколько золотых получил кот Базилио?
-
Туристы проехали на машине 150 км, что составляет 3/5 намеченного пути. Какой длины намеченный путь?
-
Ученица исписала 3/8 тетради. Сколько в тетради всего страниц, если исписано 60 страниц?
-
Площадь поля 20 га. Тракторист вспахал 5 га. Какую часть поля вспахал тракторист?
-
Длина прямоугольника 56 см. Ширина составляет 7/8 длины. Найдите ширину прямоугольника.
Фамилия Имя .
1
2
3
4
5
Тест. Вариант 2.
-
В сквере росли 40 деревьев. 5/8 из них липы. Сколько лип растет в сквере?
-
Турист прошел 6 км, что составляет 1/3 всего пути. Какое расстояние должен пройти турист?
-
В рулоне осталось 120 м шерсти. Сколько шерсти было в рулоне, если осталось 3/5 рулона?
-
Площадь квартиры 56 м2. Отремонтировали 35 м2. Какую часть отремонтировали?
-
В конных состязаниях участвовали 28 спортсменов, 2/7 из них - женщины. Сколько женщин приняли участие в состязаниях?
Фамилия Имя .
1
2
3
4
5