Конспект занятия на тему «Пасхальное яичко»

Пасха – всеми нами очень любимый праздник. Пасха – это весна, это расцветающие нарциссы и цветущая сирень. Пасха – это заранее подготовленные крашеные яйца. Пасха – это начало чего-то нового и чистого, осознание того, что в мире когда-то произошло огромное чудо! Пасха для детей – это, прежде всего, знакомство с историей. В наших силах рассказать детям эту историю настолько красочно и доступно, чтобы они прониклись атмосферой святого праздника. Познакомить с пасхальными забавами и пасхальными т...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Пасхальное яичко».

Христос воскрес!

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Христос воскрес! Христос воскрес!

С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков,

И зеленеет ближний лес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес!

А.Майков

Пояснительная записка.

Жизнь русских людей в далеком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни - это время, наполненное трудами и заботами. В будни пахали, сеяли, жали, работали в мастерских, воспитывали детей, справляли родины и свадьбы, хоронили покойников. Их отличительной чертой была обыденность домашнего существования, умеренность в еде, простая и удобная одежда, спокойные и благожелательные отношения, степенность разговора, замкнутость досуга в пределах своего маленького семейного мира. Будничная жизнь русского, по словам многих наблюдавших ее, была «уныло-однообразной» с бесхитростными радостями и скорбями.

Будням противопоставляли праздники - время отдыха, веселья, радости, ощущения полноты жизни, время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества. Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбой могли привести, по народным представлениям, к хаосу и гибели мира.

Праздничных дней в России 18-19 вв. было много: сто сорок - сто пятьдесят в году.

Все праздники выстраивали в определенную иерархическую лестницу. Главным праздником для всех православных людей было Пасха, которую называли праздником всех праздников, торжеством всех торжеств.

Цель занятия: дать детям эстетические знания, сформировать художественные умения и навыки.


Задачи занятия:

воспитывающая

-приобщения к истокам культурных традиций русского народа;

-знакомство с пасхальными забавами;

образовательная

-знакомить учащихся с пасхальными традициями русского народа;

Развивающая

-освоение приемов украшения пасхальных яиц,

-создание расписного пасхального яйца.

Методы обучения:

-словесный,

-наглядный,

-практический.

Средства обучения:

-образцы расписных яиц,

-образцы орнаментов,

-материалы и инструменты.

Возраст обучающихся: 11-12 лет.

Оборудование: образцы расписных яиц, заготовки деревянных яиц, краски для окрашивания яиц трех цветов ( желтый, синий, красный), свечи, салфетки, три пол-литровых баночки, кисточки, краски гуашь.

План занятия.

1.Организационый момент.

2.Вводная беседа.

3.Объяснение нового материала.

4.Самостоятельная работа.

5.Выставка окрашенных яиц.

6.Знакомство с пасхальными забавами.

Ход занятия:

Организационный момент (подготовка рабочего места).

Вводная беседа.

Великим днем Пасхи называют Светлое Христово Воскресенье. Пасха -великий праздник, самый торжественный и радостный праздник. Он символизирует обновление и спасение мира и человека, торжество жизни и бессмертия над смертью, добра и света над злом и тьмой. Пасха наступает каждый год в разное время - в пределах 35 дней: от 22 марта до 25 апреля, в любой из воскресных дней в этот период.

К Пасхе люди готовятся задолго. В домах наводили порядок. В чистый четверг усердно мыли жилище и украшали его вместе с детьми - по стародавней традиции. В красном углу над столом подвешивали разных птиц и соломенные фонари, делали голубчиков из яиц и бумаги. Вырезали бумажные занавески узорами на окнах, на божницу, они были кружевными. Все старые, прошлогодние украшения выбрасывали, а новые означали обновления в природе и духе.

Христиане в Великий четверг, вставали еще до восхода солнце. Умывались и обливались свежей водой, до первого солнечного луча старались умыть детей, купали и мылись в бане. А потом пекли куличи и красили яйца: луковой шелухой, березовыми листьями , чабрецом, отваром «марены».

С конца 19 вв. в широкий обиход входили краски, где каждый имеет свое значение:

-красный - цвет радости, жизни, любви;

-желтый - посвящается солнцу, луне, звездам;

-зеленый - символизирует весну;

-сочетание красного и белого - скорбь;

-коричневый - плодородие земли.

Позднее яйца на Руси стали не только красить, но и расписывать. До наших дней дошли такие разновидности расписных яиц:

-яйца окрашенные в один цвет назывались крашенками;

-если на общем фоне обозначались пятна, полоски, другого цвета - это была крапинка;

-еще были писанки - яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.

Чтобы писанка сияла, ее смазывали жиром. Клали венчиком вокруг кулича - для Бога, на блюдо с зерном - для людей, а крашенки на проросшем овсе - для родителей. И три свечи горели в честь Отца и Сына и Духа Святого.

Расписывание яиц - целая наука: каждый рисунок имеет свое значение. Вот некоторые значение основных символов:

Изображение женщины с поднятыми руками (на яйце оно напоминает цветок-колокольчик) символизирует Берегиню, хранительницу очага.

Грабельки - символ дождя.

Звезды - символ Солнца, они отвечали за все связанное со временем - рождения и смерти, времена года, циклы сельхоз работ. Так же звезды считались дырками в небосводе, сквозь которые боги наблюдают за людьми.

Квадрат (или ромб) - символ материального достатка, благополучия, вспаханного поля и общий символ женского начала в природе.

Крест - символом мироздания.

Голубь - символ души.

Сеточка - символ судьбы. Белый ее цвет - начало всех начал: судьба, которая строится на небе. Желтая сеточка - символ солнца и судьбы, которая строится здесь.

Точечки - символ плодородия.

Хмель - символ плодородия.

Любая ягодка - символ плодородия и материнства.

Цветочки - символ девичества.

Позже яйца начали изготавливать из самых разных материалов. Вытачивали из дерева и расписывали маслеными красками, делали из папье-маше и украшали картинками по религиозным сюжетам, наносили ажурную резьбу на яйца из кости, выдували на фарфоровых заводах. Были и яйца шитые, низанные бисером, обвязанные спицами или крючком, покрытые воском, в котором по рисунку вставлен бисер.

По предания, Мария Магдалена из страны в страну и всюду рассказывала про Иисуса Христа. Однажды пришла она в Рим и там вошла во дворец.

В те времена, приходя к императору, люди всегда приносили ему какой - ни будь подарок. Богатые приносили драгоценности, а бедные - что могли, хотя бы одно яичко. Мария остановилась перед императором, протянула ему простое яичко и громко сказала: «Христос воскрес!».

Удивился император и сказал: « Как может кто - ни будь воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, так же если это белое яичко могло бы стать красным!»

И пока он еще говорил, яичко стало меняться цветом : порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко - красным. Так со словами «Христос воскрес!» было подарено первое пасхальное яичко.

До сегодняшних дней существует традиция дарить пасхальное яйцо с приветствие «Христос - воскрес!» - «Воистину воскрес».

3.объяснение нового материала.

Сегодня мы будем окрашивать яйца в технике крапинка.

Мягким оттеночным карандашом наносим рисунок (кружки) на яйцо.

В пол-литровых банках готовим красители для трех цветов, зажигаем свечку.

На нанесенные на яйца кружки капаем воском с зажженной свечи, затем опускаем яйцо в банку с желтым красителям, выдержи некоторое время, вытаскиваем яйцо, промакиваем салфеткой. Воск сохраняет цвет при последующим окрашиваниях.

Повторяем эти операции столько раз, сколько всего цветов задумано в общем колорите крапинки.

После проделанной работы яйца нужно просушить.

4.самостоятельная работа.

-Индивидуальная помощь.

5.Выставка окрашенных яиц.

6.Пасхальные забавы.

«Сбей яйцом конфету».

В ряд раскладываются конфеты или небольшие призы. Дети по очереди с расстояния в один метр катят яйца в сторону призов: если яйцо заденет приз, то игрок забирает его себе.

«Поспеши взять яйцо».

На полу разложены пять яиц. Играют шесть детей. Пока звучит музыка, дети танцуют вблизи яиц. Когда только музыка прервется, дети должны успеть взять яйцо. Тот , кому не достанется яйца , покидает игру. Ведущий убирает одно яйцо, и игра продолжается до выявления победителя.

«Определи мелодию».

Один игрок берет в руки два деревянных яйца и начинает ими выстукивать какую-нибудь известную мелодию. Задание остальным - назвать эту мелодию. Тот, кто угадает первым, получает приз.

«Пасхальное слово».

Дети по очереди называют слова, которые имеют отношения к празднованию Пасхе (яйцо, кулич, верба, воскресение и т.д.). последний называющий слова, получает пасхальный приз.

«Крутяшка».

Соревнуются, чьё яйцо будет дольше крутиться. По команде дети

одновременно раскручиваю свои крашенки. Чьё яйцо дольше покрутится, тот и победитель, тот и забирает яйцо проигравшего.

«Блудько».

Играющей кладет яйцо на землю и отмеряет пять шагов. Далее ему завязывают глаза, прокручивают вокруг себя и заставляют сделать пять шагов. Потом развязывают глаза, и игрок пытается дотянуться до яйца рукой.



ЛИТЕРАТУРА

1.А.Чертков «Пасха. Москва 1975г.

2.В.П.Исаев «Праздники в нашем доме». Москва 1993г.

3.Начальная школа №3 2005г.

4.Сто великих праздников. Москва 2002г.

5. Читаем, учимся, играем. №2 2006г.

6.Энциклопедия «Русский праздник» Санкт-Петербург 2001г.


© 2010-2022