- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по алгебре 9 класс
Рабочая программа по алгебре 9 класс
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чинякова Т.М. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре составлена на основе федерального компонента образовательного стандарта 2004 года и Программы для общеобразовательных учреждений: Алгебра. 7-9 кл./ Сост. Т.А. Бурмистрова - Москва, «Просвещение» 2009 г
Рабочая программа опирается на УМК:
- Алгебра: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Составители:.Макарычев Ю. Н. и др., 2009.
- Дидактические материалы по алгебре.9 класс. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, Л.М. Короткова. / М: Просвещение, 2008
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
знать/понимать
-
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
-
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
-
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
-
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
-
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
-
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
-
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
-
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
-
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
-
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
-
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
-
изображать числа точками на координатной прямой;
-
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
-
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
-
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
-
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
-
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
-
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
-
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
-
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
Уметь
-
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
-
решать комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
-
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
-
находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
-
распознавания логически некорректных рассуждений;
-
записи математических утверждений, доказательств;
-
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
-
сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления моделей с реальной ситуацией;
-
понимания статистических утверждений.
Содержание программы учебного курса
1. Квадратичная функция (22 ч)
Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция у = ах2 + bх + с, ее свойства и график. Степенная функция.
О с н о в н а я ц е л ь - расширить сведения о свойствах функций, ознакомить учащихся со свойствами и графиком квадратичной функции.
В начале темы систематизируются сведения о функциях. Повторяются основные понятия: функция, аргумент, область определения функции, график. Даются понятия о возрастании и убывании функции, промежутках знакопостоянства. Тем самым создается база для усвоения свойств квадратичной и степенной функций, а также для дальнейшего углубления функциональных представлений при изучении курса алгебры и начал анализа.
Подготовительным шагом к изучению свойств квадратичной функции является также рассмотрение вопроса о квадратном трехчлене и его корнях, выделении квадрата двучлена из квадратного трехчлена, разложении квадратного трехчлена на множители.
Изучение квадратичной функции начинается с рассмотрения функции у = ах2, ее свойств и особенностей графика, а также других частных видов квадратичной функции - функций у = ах2 + b ,
у = а (х - т)2. Эти сведения используются при изучении свойств квадратичной функции общего вида. Важно, чтобы учащиеся поняли, что график функции у = ах2 + bх + с может быть получен из графика функции у = ах2 с помощью двух параллельных переносов. Приемы построения графика функции у = ах2 + bх + с отрабатываются на конкретных примерах. При этом особое внимание следует уделить формированию у учащихся умения указывать координаты вершины параболы, ее ось симметрии, направление ветвей параболы.
При изучении этой темы дальнейшее развитие получает умение находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак.
Учащиеся знакомятся со свойствами степенной функции у = хn при четном и нечетном натуральном показателе п. Вводится понятие корня п-ой степени. Учащиеся должны понимать смысл записей вида √-27, √81. Они получают представление о нахождении значений корня с помощью калькулятора, причем выработка соответствующих умений не требуется.
2.Уравнения и неравенства с одной переменной. (14 ч)
Основная цель - систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной, сформировать умение решать неравенства вида ах2 + bх + с > О или ах2 + bх + с < О, где а ≠ 0.
В этой теме завершается изучение рациональных уравнений с одной переменной. В связи с этим проводится некоторое обобщение и углубление сведений об уравнениях. Вводятся понятия целого рационального уравнения и его степени. Учащиеся знакомятся с решением уравнений третьей степени и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной. Метод решения уравнений путем введения вспомогательных переменных будет широко использоваться в дальнейшем при решении тригонометрических, логарифмических других видов уравнений.
Расширяются сведения о решении дробных рациональных уравнений. Учащиеся знакомятся с некоторыми специальными приёмами решения таких уравнений.
Формирование умений решать неравенства вида ах2 + bх + c > 0 или ах2 + bх + с < 0, где а ≠ 0, осуществляется с опорой на введения о графике квадратичной функции (направление ветвей параболы, ее расположение относительно оси Ох).
Учащиеся знакомятся с методом интервалов, с помощью которого решаются несложные рациональные неравенства.
3.Уравнения и неравенства с двумя переменными (17 ч)
Основная цель: выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменное и текстовые задачи с помощью составления таких систем.
В данной теме завершается изучение систем уравнений с двумя переменными. Основное внимание уделяется системам, в которых одно из уравнений первой степени, а другое второй. Известный учащимся способ подстановки находит здесь дальнейшее применение и позволяет сводить решение таких систем к решению квадратного уравнения.
Ознакомление учащихся с примерами систем уравнений с двумя переменными, в которых оба уравнения второй степени, должно осуществляться с достаточной осторожностью и ограничиваться простейшими примерами.
Привлечение известных учащимся графиков позволяет привести примеры графического решения систем уравнений. С помощью графических представлений можно наглядно показать учащимся, что системы двух уравнений с двумя переменными второй степени могут иметь одно, два, три, четыре решения или не иметь решений.
Разработанный математический аппарат позволяет существенно расширить класс содержательных текстовых задач, решаемых с помощью систем уравнений.
Изучение темы завершается введением понятий неравенства с двумя переменными и системы неравенств с двумя переменными. Сведения о графиках уравнений с двумя переменными используются при иллюстрации множеств решений некоторых простейших неравенств с двумя переменными и их систем.
4. Прогрессии (15 ч)
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы п-го члена и суммы первых п членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
Основная цель - дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.
При изучении темы вводится понятие последовательности, разъясняется смысл термина «n-й член последовательности», вырабатывается умение использовать индексное обозначение. Эти сведения носят вспомогательный характер и используются для изучения арифметической и геометрической прогрессий.
Работа с формулами n-го члена и суммы первых п членов прогрессий, помимо своего основного назначения, позволяет неоднократно возвращаться к вычислениям, тождественным преобразованиям, решению уравнений, неравенств, систем.
Рассматриваются характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессий, что позволяет расширить круг предлагаемых задач.
5.Элементы комбинаторики и теории вероятностей (13 ч)
Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.
Основная цель - ознакомить учащихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.
Изучение темы начинается с решения задач, в которых требуется составить те или иные комбинации элементов и подсчитать их число. Разъясняется комбинаторное правило умножения, которое используется в дальнейшем при выводе формул для подсчета числа перестановок, размещений и сочетаний.
При изучении данного материала необходимо обратить внимание учащихся на различие понятий «размещение» и «сочетание», сформировать у них умение определять, о каком виде комбинаций идет речь в задаче.
В данной теме учащиеся знакомятся с начальными сведениями из теории вероятностей. Вводятся понятия «случайное событие», «относительная частота», «вероятность случайного события». Рассматриваются статистический и классический подходы к определению вероятности случайного события. Важно обратить внимание учащихся на то, что классическое определение вероятности можно применять только к таким моделям реальных событий, в которых все исходы являются равновозможными.
6. Повторение (21 ч)
Формы и средства контроля.
Для проведения контрольных работ используется Программа для общеобразовательных учреждений: Алгебра. 7-9 кл."/ Сост. Т.А. Бурмистрова - Москва, «Просвещение» 2009 г стр. 54 - 60
Для организации текущих самостоятельных работ и тестов используются: - «Дидактические материалы по алгебре.9 класс» / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, Л.М. Короткова. / М: Просвещение, 2008,
- «Сборник тестовых заданий для тематического и обобщающего контроля» -. Интеллект-Центр 2009, автор Крайнева Л. Б., «Алгебра 7-8 классы. «Тесты для промежуточной аттестации» -Легион. Ростов-на-Дону 2008 под редакцией Ф. Ф. Лысенко.
- «Алгебра. Разноуровневые контрольные тесты 9 класс» Н. В. Барышникова, издательство «Учитель» Волгоград 2008.г.
- «Алгебра. Проверочные работы с элементами тестирования» Воробьева Е. А. издательство «Лицей» 2008.г.
Перечень учебно-методических средств обучения.
1. Программа для общеобразовательных учреждений: Алгебра. 7-9 кл."/ Сост. Т.А. Бурмистрова - Москва, «Просвещение» 2009 г
2. Алгебра: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Составители:.Макарычев Ю. Н, 2009.
3. «Алгебра. Контрольные работы 7-9» - М. Просвещение, 2008. Авторы: Л. В. Кузнецова, С.С. Минаев, Л. О. Рослова
4. Дидактические материалы по алгебре.9 класс. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, Л.М. Короткова. / М: Просвещение, 2008
5. Сборник тестовых заданий для тематического и обобщающего контроля» -. Интеллект-Центр 2009, автор Крайнева Л. Б.
6. «Тесты для промежуточной аттестации» -Легион. Ростов-на-Дону 2008 под редакцией Ф. Ф. Лысенко.
7. Алгебра. Элементы статистики и теории вероятностей. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, под редакцией С.А. Теляковского.
8. «Алгебра. Разноуровневые контрольные тесты 9 класс» Н. В. Барышникова, издательство «Учитель» Волгоград 2008.г.
9. «Алгебра. Проверочные работы с элементами тестирования» Воробьева Е. А. издательство «Лицей» 2008.г.
10. CD: «Уроки алгебры Кирилла и Мефодия 9 класс », «Открытая математика. Алгебра »,
Календарно - тематическое планирование по алгебре 9 класс
№ урока
Дата по плану
Дата
факт.
Содержание материала
Хар-ка видов деятельности
Кол-во
часов
Примечания
Глава I. Квадратичная функция
( 22 ч )
22
Функции и их свойства
5
Функция. Область определения и область значений.
-находить области определения различных функций
-уметь выяснять какими свойствами обладают некоторые ра нее изученные функции
-развить навыки построения графиков
-развить навыки чтения графиков
-уметь применять разложение на множители при сокращении дробей
1
Нахождение области определения и области значений функции.
1
Свойства функций.
1
Свойства функций. Решение упражнений.
1
Свойства функций. Построение графиков.
1
Квадратный трёхчлен и его корни.
4
Квадратный трёхчлен и его корни
1
Выделение квадрата двучлена из квадратного трёхчлена.
Разложение квадратного трёхчлена на множители.
1
Разложение квадратного трёхчлена на множители. Решение упражнений.
1
Контрольная работа № 1 «Функции и их свойства. Квадратный трёхчлен и его корни».
1
Квадратичная функция и её график.
8
Функция у=ах2, её свойства и график.
1
Построение графика функции у=ах2
1
Графики функций у=ах2+n и у=a(х-m)2
1
Построение графиков функций у=ах2+n ,
у=a(х-m)2 и у= а(х-m)2+n.
1
Построение графиков функций у=ах2+n ,
у=a(х-m)2 и у= а(х-m)2+n.
1
Построение графика квадратичной функции.
1
Построение графика квадратичной функции
1
Построение графика квадратичной функции. Самостоятельная работа
1
Степенная функция. Корень n-й степени.
3
Функция у=хn
-уметь считать значение корня n-ной степени.
1
Определение корня n-ой степени и его свойства.
1
Определение корня n-ой степени и его свойства
1
Контрольная работа № 2 по теме «Квадратичная функция. Степенная функция. Корень n-й степени ».
1
Глава II. Уравнения и неравенства с одной переменной» (14 ч).
14
Уравнения с одной переменной
8
Целое уравнение и его корни.
-уметь находить корни целых уравнений
1
Решение уравнений способом разложения на множители.
1
Решение уравнений способом разложения на множители
1
Решение уравнений способом замены переменной
1
Уравнения, приводимые к квадратным. уравнениям.
1
Биквадратные уравнения.
1
Дробные рациональные уравнения.
1
Дробные рациональные уравнения.
1
Неравенства с одной переменной
5
Решение неравенств второй степени, используя график квадратичной функции.
1
Решение неравенств второй степени, используя график квадратичной функции.
1
Решение неравенств методом интервалов.
1
Решение неравенств методом интервалов
1
Решение неравенств методом интервалов.
1
Контрольная работа № 3 по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной»
1
Глава 3. Уравнения и неравенства с двумя переменными (17 ч)
Строить графики уравнения прямой, окружности
Уметь решать текстовые задачи составлением систем уравнений
-уметь находить нули и оп- ределять знаки функции на промежутках
17
Уравнения с двумя переменными и их системы.
10
Уравнение с двумя переменными и его график.
1
Решение систем уравнений графическим способом.
1
Решение систем уравнений графическим способом.
1
Решение систем уравнений второй степени.
1
Решение систем уравнений второй степени.
1
Применение различных способов к решению систем уравнений второй степени. Самостоятельная работа
1
Решение задач с помощью систем уравнений второй степени
1
Решение задач с помощью систем уравнений второй степени
1
Решение задач с помощью систем уравнений второй степени
1
Решение задач с помощью систем уравнений второй степени
1
Неравенства с двумя переменными и их системы.
6
Неравенства с двумя переменными.
1
Неравенства с двумя переменными.
1
Неравенства с двумя переменными.
1
Системы неравенств с двумя переменными.
1
Системы неравенств с двумя переменными.
1
Системы неравенств с двумя переменными.
1
Контрольная работа №4 по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными».
1
Глава 4. Арифметическая и геометрическая прогрессии (15 ч)
15
Арифметическая прогрессия
7
Последовательности.
Развить навыки применения формул арифметич.
прогрессии при решении задач
1
Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена.
1
Нахождение n-го члена арифметической прогрессии по формуле
1
Нахождение n-го члена арифметической прогрессии по формуле.
1
Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии.
1
Нахождение суммы n первых членов арифметической прогрессии.
1
Обобщающий урок по теме «Арифметическая прогрессия».
1
Контрольная работа №5 по теме «Арифметическая прогрессия»
1
Геометрическая прогрессия
6
Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии
Развить навыки применения формул геом. прогр. при решении задач
1
Нахождение n-го члена геометрической прогрессии по формуле
1
Нахождение n-го члена геометрической прогрессии по формуле
1
Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии.
1
Нахождение суммы n первых членов геометрической прогрессии.
1
Обобщающий урок по теме «Геометрическая прогрессия»
1
Контрольная работа №6 по теме «Геометрическая прогрессия».
1
Глава 5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей (13 ч)
13
Элементы комбинаторики
-уметь решать
упр. и задачи,
в том числе практ. содержан.
с применением формул
9
Примеры комбинаторных задач.
1
Решение комбинаторных задач.
1
Перестановки.
1
Решение задач на перестановки.
1
Размещения.
1
Решение задач на размещения.
1
Сочетания.
1
Решение задач на сочетания.
1
Решение задач. Самостоятельная работа.
1
Начальные сведения из теории вероятностей.
3
Относительна частота случайного события.
1
Вероятность события.
1
Решение задач по теме «Начальные сведения из теории вероятностей»
1
Контрольная работа № 7 по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей».
1
Итоговое повторение (21ч)
21
Преобразование выражений, содержащих степени с целым показателем и квадратные корни.
-уметь находить значения числовых и буквенных выражений
1
Решение целых и дробно-рациональных уравнений.
уметь решать уравнения с одной переменной и системы уравнений с двумя переменными; решать задачи.
1
Графическое решение уравнений. Тест.
1
Решение систем уравнений способами подстановки и сложения.
1
Решение квадратных неравенств и их систем.
1
Решение задач составлением уравнения.
1
Решение задач составлением системы уравнений
1
Арифметическая и геометрическая прогрессии
-уметь применять формулы n-го члена и суммы ариф. и геометр.
прогреции
1
Применение уравнений и неравенств при решении задач на прогрессии
1
Построение графиков изученных функций.
- уметь строить графики функций, исследовать функцию
1
Построение графиков изученных функций
1
Построение графиков изученных функций.
1
Построение графиков изученных функций
1
Составление уравнения прямых и парабол по заданным условиям.
1
Составление уравнения прямых и парабол по заданным условиям.
1
Решение задач на движение
Решение задач различного вида
1
Решение задач на работу
1
Решение задач на смеси и сплавы
1
Решение задач на смеси и сплавы
1
Итоговая контрольная работа (№8)
2
Итоговая контрольная работа (№8)