Статья по математике Учимся играя

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учимся играя.

Череповская Валентина Сергеевна

учитель математики ГБОУ СОШ № 245

А есть ли люди, которые не любят играть? По - моему игра помогает нам в жизни: сначала мы играем сами, затем со своими детьми, внуками. Играя, мы учимся и развиваемся. Поэтому я решила применять игровую технологию на своих уроках.

В этой статье я хочу поделиться своим опытом работы по применению игровой технологии на уроках математики, а так же ответить на следующие вопросы:

  • Для чего нужно играть на уроках математики?

  • Как игровая технология помогает в учении?

Мои наблюдения в течении многих лет работы показывают, что большинство детей в начальной школе учатся с удовольствием, но чем старше они становятся, тем быстрее угасает интерес к учению. Для того чтобы сохранить «детский огонек пытливости и жажды знаний» я и разработала систему применения игровых технологий на разных этапах урока и во внеурочной деятельности. Но прежде, чем я познакомлю вас со своим опытом, есть смысл поговорить о термине «игра».

«По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением». Основными условиями бытовой игры является наличие правил и распределение ролей.

Игра, по праву, стала одной из педагогических технологий. Сформировалось даже понятие «игровые педагогические технологии», которое объединяет достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса.

Однако педагогические игры отличаются от бытовой игры четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Свою систему применения игровых технологий, я бы условно разделила на несколько шагов.

Первый шаг - проведение игры в 4 классе. Я - учитель математики среднего звена, то есть начинаю учить детей с 5 класса. С учениками 7 класса мы разработали игру «В царстве математики», которую в 4 четверти проводим, как внеклассное мероприятие для учеников четвертых классов. Для проведения этой игры класс делится на команды, каждая команда имеет возможность показать свои умения в решении логических задач, отгадывании ребусов, задач на смекалку. Целью данной игры является мое знакомство с детьми, которые придут ко мне на следующий год.

Второй шаг - игра на первом уроке в 5 классе. Придя на первый урок математики в 5 класс, ребята попадают на корабли (каждой команде свой) и отправляются путешествовать к острову натуральных чисел. В процессе этой игры у меня есть возможность увидеть пробелы в знаниях детей и, исходя из этого, планировать работу с ними.

Третий шаг - игры на закрепление изученного материала. Так, например, в 5 классе я провожу игру «Строим дачу». Целью этой игры является не только закрепление знаний по теме «площадь и периметр прямоугольника и квадрата», но также формирования умения работать в команде, слушать и слышать друг друга. Суть этой игры состоит в следующем: каждая колонка это команда. На первом этапе, решая задачи, каждая команда выбирает себе землю, на которой будет строить дом. Дальше необходимо заработать «деньги» (баллы) на постройку дома, для этого команды на скорость решают задачи, кто первый правильно решил, тот и получает баллы. В данном случае, подведя итоги игры, каждая команда получает картинку с домом, который она построила.

Четвертый шаг - игры, при проверки теоретического материала. Детям, особенно 5-7 класса нравится быть в роли учителя, поэтому при проверки знаний теоретического материала я использую игру КОНОП - контрольный опрос. Эта игра требует предварительной подготовки: необходимо выбрать нескольких детей класса, которые заранее сдают учителю зачет, а затем в форме игры принимают зачет у своих одноклассников. Класс разбивают на 3-4 команды, каждая команда получает игровое поле, фишки и кубик. Поле разделено на сектора разного цвета, каждый цвет соответствует сложности вопроса. Участники команды поочереди кидают кубик и выполняют ходы, попав на сектор определенного цвета, выбирает номер вопроса и отвечает на него. За правильностью ответов следит капитан команды, заранее сдавший зачет. В конце урока ребята внутри каждой команды оценивают друг друга, по количеству набранных баллов.

Пятый шаг - за рамками урока математики. Я считаю, что проводить игры необходимо не только на уроках математики или на каких-либо его этапах, но и во внеурочной деятельности. В нашей школе ежегодно проводится неделя математики, в рамках которой я провожу игру «Считай, смекай, отгадывай» между 5-6 классами, а также совместно с учителем истории города игру «Математический Петербург». Кроме этого на неделе математики себя могут проявить абсолютно все учащиеся с 5 по 11 класс: поучаствовать в математической лотереи, в играх, сделать интересное сообщение и т.д. Проведения такого мероприятия, как неделя математики способствует развитию интереса к предмету, с большим удовольствием в ней принимают участие дети, которым предмет дается тяжело.

В заключении вернемся к вопросам, поставленным в начале статьи. Итак, для чего нужно играть на уроках математики?

Для того чтобы:

  • снизить страх перед трудностью предмета

  • развивать интерес к математики

  • воспитывать уверенность в себе.

Отвечая на вопрос: «Как игровая технология помогает в учении?», хотелось бы сказать следующие, применяя игровую технологию мы даем возможность проявить себя и тем детям, для которых математика является довольно сложным предметом.

Чем интереснее игровые действия, которые учитель использует на уроках и во внеклассных мероприятиях, тем незаметнее для себя и эффективнее учащиеся закрепляют, обобщают, систематизируют полученные знания.

© 2010-2022