- Преподавателю
- Математика
- Методическая разработка по математике на тему Арифметическая прогрессия
Методическая разработка по математике на тему Арифметическая прогрессия
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Магомедова М.А. |
Дата | 19.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: «Арифметическая прогрессия» Цель урока:
-
Научить выделять из числовых последовательностей арифметическую прогрессию.
-
Научиться находить члены прогрессии, используя ее определение
-
Понимать смысл ее характеристического свойства
-
Научиться пользоваться формулой n-го члена
Развивающая цель: формирование умений работы с математическим текстом Воспитывающая цель: формирование умения слушать друг друга.
Урок построен в режиме технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» с использованием следующих приемов:
-
Верное и неверное утверждение
-
INSEPT (системная разметка текста) + новая информация
V я это знал
? не понятен текст
3. Синквейн
Конспект урока
I. Вызов
Работа с верными и неверными утверждениями.
Работа в парах - 10 мин.
Задание: используя имеющиеся знания и опыт, ответьте на вопросы.
В первом столбце таблицы поставьте знак «+», если вы считаете что
данное утверждение верно и знак «-», если утверждение неверно.
Карточки с таблицей лежат на столах. Работаем в парах.
Верите ли Вы, что...?
№
Верите ли Вы, что ...?
1
Каждая из числовых последовательностей обладает общим свойством:
а) 2; 7; 12; 17; 22;...
б) 5; 3; 1; -1; -3; ...
в) 2; 2; 2; 2; ...
2
В числовой последовательности 5; 3; 1; -1; -3; ...
; ; и т.д.
3
Арифметическая прогрессия - это числовая последовательность в которой каждый член, начиная со второго является средним арифметическим двух соседних с ним членов
4
В числовой последовательности 2; 7; 12; 17; 22; ...
а6 ==а1+6-(а2-а1)
На доске заготовлена таблица. А сейчас поделитесь со всем классом тем, что у Вас получилось.
I пара: Какой знак Вы поставили против первого вопроса?
II пара: Какой знак Вы поставили против второго вопроса?
-
пара: Какой знак Вы поставили против третьего вопроса?
-
пара: Какой знак Вы поставили против четвертого вопроса? Заполняется I столбец таблицы на доске по ответам учеников. Уважаемые ученики, мы ведь не знаем правы ли вы были.
II. Осмысление - 10 мин
Открываем учебник на стр. 141, §25, который называется
«Арифметическая прогрессия». Возьмем в руки карандаш и читаем
§25 до стр.143. Читая текст, мы будем его маркировать,
используя значки, написанные на доске
+ новая информация
v я это знал
? не понятен текст.
На это отводится 10 мин. Как только музыка закончится, текст
должен быть прочитан и промаркирован. По окончанию чтения
текста в парах вернемся к таблице и заполняем II столбец таблицы
«+» или «-».
Поделимся с классом своими ответами (Промежуточная рефлексия).
Отвечают пары второй колонки. II столбец таблицы заполняем на
доске другим цветом.
III. Рефлексия
а) Возвращение к верным и неверным утверждениям, начиная со слов: «Верно ли, что ...» (на этот раз вслух читаем задание) Есть ли места в тексте, где вы поставили знак вопроса?
Верите ли вы, что ...?
1. Каждая из числовых последовательностей обладает общим свойством:
а) 2; 7; 12; 17; 22; ...
б) 5; 3; 1; -1; -3; ...
в) 2; 2; 2; 2; ...
ДА
Каким общим свойством они обладают?
Как называются числовые последовательности, обладающие таким
свойством?
Найдите ответ в учебнике.
. 2;7;12;17;22;
а) дальше сохраняется закономерность
а1 а2 а3 а4 а5
а2=
а3 = а2 + 5
а4=а3+5
б) 5; 3; 1; -1;-3;
а1 а2 а3 а4 а5
а2=a1 + (-2) = 5-2 = 3
= а2 + (-2) = 3-2 = 1
в) 2; 2; 2; 2; ...
а2 =
а3 = а2 + 0 = 2
Нашли в тексте ответ:
а) В этой последовательности каждый ее член, начиная со второго
равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом «5».
б) ... с числом «-1».
в)... с числом «0».
Такие последовательности называются арифметическими
прогрессиями.
Как называется это число в математике и какой буквой
обозначается?
Ответ: Это число называется разностью арифметической прогрессии
и обозначается буквой d.
Как вы думаете, каким свойством будет обладать арифметическая
прогрессия, если d>0, d<0, d=0 ?
Ответ: Если d>0, то арифметическая прогрессия будет
возрастающая; если d<0, то арифметическая прогрессия будет
убывающая; если d=0, то арифметическая прогрессия будет
постоянная.
5; 3; 1; -1; -3;
2. В числовой последовательности ...;ап 1;ап;ап ,;...
а2 а5
;
ДА.
Почему да?
Почему Вы думаете, что дальше тоже да?
Найдите ответ в учебнике.
Выразить через ; через
+
_______________________
Это свойство называется характеристическим свойством.
-
Арифметическая прогрессия - это числовая последовательность, в которой каждый член, начиная со второго, является средним арифметическим двух соседних членов.
Да.
4. В числовой последовательности
2; 7; 12; 17; 22;
а2 а3 а4 а5
а6 =а1 +6⦁(-)
Что здесь неправильно? Как надо записать?
а6 = +5⦁(а2-а1)
А как короче?
а6 = + 5d
А как записать а7, а20 ? Ответ: а7 = а1 + 6d;
а20 = +9d .
б) Рефлексия
Открываем тетради и записываем сегодняшнее число, «Классная
работа», «Тема урока: Арифметическая прогрессия».
Какие основные вопросы связаны с арифметической
прогрессией?
Мы рассмотрели сегодня:
1. a1, a2, a3,...,,...
ап+1 =
d - разность
d = a2- =а3-а2 =ап+1-ап
2. Характеристическое свойство
3.Формула n-го члена
Используя знания, полученные на уроке, решим задания
№575
Дано:
ар. пр.
_________________
Найти: а2 , а3 , а4, а5
Решение:
Ответ: ;
№577
Дано:
ар. пр.
_____________-
Найти:
Решение:
Ответ: