Звездный час юного геометра

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиал МБОУ Сосновской СОШ № 1 в д. Семикино












Внеклассное мероприятие

по геометрии в 9 классе

«Звездный час юного геометра»













Подготовила и провела:

учитель математики Н.И. Караваева







2015 год

Описание работы: данный материал будет полезен учителям математики, может быть использован в рамках внеклассной работы по предмету, при проведении предметной недели и так далее. Мероприятие рассчитано на обучающихся 9 класса со средним и ниже среднего уровнем подготовки. Для сильного класса необходимо усложнить задания.

Цель: активизация познавательной деятельности обучающихся.

Задачи:

  1. Способствовать формированию интереса к изучению математики.

  2. Способствовать развитию логического мышления, интуиции, памяти, внимания.

  3. Развивать познавательные и творческие способности обучающихся.

  4. Формировать у обучающихся умение работать в парах, развивать навыки совместной деятельности.

  5. Познакомить обучающихся со стихами о математике и математиках.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, секундомер.

Ход мероприятия

В зале звучит «Гимн Знайки и его друзей».

Ведущий:

-Дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами на «Звездный час юного геометра»! Я представляю вам участников игры (пары: основной игрок-помощник):

- Лена, которая всегда знает правильный ответ, и Надя, которая не очень любит выходить к доске;

- Станислав, который всегда сумеет запутать и себя, и других, и Ольга - любительница доказывать теоремы;

- Александр обожает решать уравнения, а Ирина любит помолчать, но, если скажет, то в точку!

- Таня, поклонница алгебры, и Светлана - враг домашних заданий;

- Зоя больше всего любит решать задачи на составление уравнений, и Наташа - мастер чертежей;

- Алексей, который обожает бездельничать, и Юлия, она так и не решила, что любит больше: доказывать теоремы или решать задачи…

Участники игры рассаживаются следующим образом: помощники за последние парты, основные игроки впереди их. Перед игроками по три свободные парты, места за которыми они будут занимать постепенно двигаясь вперед, если дадут верный ответ на поставленные вопросы. У каждого игрока и его помощника по 4 таблички с номерами ответов, которые они должны поднимать по команде ведущего, после того, как истечет отведенное на обдумывание ответа время. Игра состоит из 3 туров и финала. После окончания каждого тура в следующий выходят те игроки, которые первыми доберутся до первой парты. Если оба игрока (основной и помощник) дают верный ответ на вопрос, то они получают жетон «пятерку». В игре будут звучать дополнительные вопросы, за верный ответ на них также выдаются такие жетоны. В случае спорных моментов преимущество получает тот игрок, у которого жетонов больше.

I тур

Слайд 1

На слайде портреты великих математиков: Н.И. Лобачевского (1), Пифагора (2), Евклида (3), Ф. Виета (4).

1

2

3

4

Звездный час юного геометра

Звездный час юного геометра

Звездный час юного геометра

Звездный час юного геометра

Вопрос: перед вами портреты великих геометров. Хотя теорема одного их них встретилась нам на уроке алгебры. Кто автор этой теоремы?

Время на обдумывание - 15 секунд.

Ответ: 4.Ф. Виет.

Дополнительный вопрос: Как читается эта теорема?

Выступление ученика из состава зрителей:

По праву достойна в стихах быть воспета

О свойствах корней теорема Виета.

Что лучше, скажи, постоянства такого:

Умножишь ты корни - и дробь уж готова:

В числителе с, в знаменателе а,

А сумма корней тоже дроби равна.

Хоть с минусом дробь эта, что за беда -

В числителе b, в знаменателе а.

Вопрос:

В становление геометрии как науки внесли большой вклад ученые Древней Греции: Фалес, Евклид, Архимед, Пифагор. Один из них создал фундамент дальнейшего развития математики. В 3 веке до н.э. он обобщил и собрал воедино геометрические сведения своих современников и предшественников, дополнил собственными исследованиями и дал их систематическое изложение в 13 томах своего труда. Кто этот великий геометр?

Ответ: Евклид.

Дополнительный вопрос:

- Как назывался его труд?

Ответ: «Начала»

Выступление ученика из состава зрителей:

Там, где с морем сливается Нил,
в древнем жарком краю пирамид,
математик греческий жил -
многознающий, мудрый Евклид.
Геометрию он изучал.
Геометрии он обучал.
Написал он великий труд.
Эту книгу «Начала» зовут.

Ефим Ефимовский

Вопрос:

Сохранилось древнее предание, что в честь доказанной теоремы этот математик принес в жертву богам быка, по другим свидетельствам даже 100 быков. Кто этот математик?

Ответ: Пифагор.

Дополнительный вопрос: Прочтите эту теорему и скажите, сколько доказательств этой теоремы существует?

Выступление ученика из состава зрителей:

Уделом истины не может быть забвенье,

Как только мир ее увидит взор;

И теорема та, что дал нам Пифагор,

Верна теперь, как в день ее рожденья.

За светлый луч с небес вознес благодаренье

Мудрец богам не так, как было до тех пор.

Ведь целых сто быков послал он под топор,

Чтоб их сожгли как жертвоприношенье.

Быки с тех пор, как только весть услышат,

Что новой истины уже следы видны,

Отчаянно мычат и ужаса полны:

Им Пифагор навек внушил тревогу.

Не в силах преградить той истине дорогу

Они, закрыв глаза, дрожат и еле дышат.

А. фон Шамиссо (Перевод А. Хованского)

Вопрос:

Многие математики, начиная с древних времен, пытались доказать пятый постулат Евклида. Лишь в прошлом веке окончательно выяснили, что он является аксиомой. Огромную роль в решении этого вопроса сыграл один их этих великих геометров. Кто он?

Ответ: 1, Н.И. Лобачевский

Дополнительный вопрос: как звучит современная формулировка пятого Постулата?

Выступление ученика из состава зрителей:

Высокий лоб, нахмуренные брови,

В холодной бронзе - отраженный луч...

Но даже неподвижный и суровый

Он, как живой, - спокоен и могуч.

Когда-то здесь, на площади широкой,

На этой вот казанской мостовой,

Задумчивый, неторопливый, строгий,

Он шел на лекции - великий и живой.

Пусть новых линий не начертят руки,

Он здесь стоит, взнесенный высоко,

Как утверждение бессмертья своего,

Как вечный символ торжества науки.

В. Фирсов

Слайд 2

1

2

3

4

S=1/2ah

S=1/2ab


S=1/2absin α


Звездный час юного геометра


Дополнительный вопрос: что выражают все эти формулы?

Ответ: формулы для вычисления площади треугольников.

Вопрос: Какая из формул носит имя математика, который ее вывел?

Ответ: 4.

Дополнительный вопрос: когда жил Герон, чем знаменит?

Ответ: Геро́н Александри́йский - греческий математик и механик.

Время жизни отнесено ко второй половине I века н. э. на том основании,

что он приводит в качестве примера лунное затмение 13 марта 62 г. н. э. Подробности его жизни неизвестны. Герона относят к величайшим инженерам за всю историю человечества. Он первым

изобрёл автоматические двери, автоматический театр кукол, автомат

для продаж, скорострельный самозаряжающийся арбалет, паровую

турбину, автоматические декорации, прибор для измерения

протяжённости дорог (древний одометр) и др. Первым начал

создавать программируемые устройства (вал со штырьками

с намотанной на него верёвкой).

Вопрос: Какую формулу нельзя использовать для нахождения площади любого треугольника? Почему?

Ответ: 2, эту формулу можно использовать

только для прямоугольного треугольника.

Вопрос: Какую формулу следует использовать, если известны две стороны треугольника и угол между ними?

Ответ: 3

Первый тур продолжается до тех пор, пока 4 игрока дойдут до первых парт. Остальные выбывают в ряды болельщиков и зрителей.


II тур

Оставшимся 4 игрокам и их помощникам предлагается из 15 букв:

у, о, г, л, ч, к, р, и, т, а, с, ь, н, е, з

за 2 минуты составить как можно больше слов, связанных с математикой. Одну и ту же букву в разных словах использовать можно. В одном слове одну букву можно использовать дважды, отдав при этом жетон.

После второго тура выбывает игрок, придумавший меньше всех слов. Игрок, придумавший самое длинное слово, выбирает приз из закрытых ящиков, за каждую попытку отдает жетон. Болельщик, придумавший самое длинное слово, получает приз.

Музыкальная пауза.

Частушки:

Все считают, все решают:

Вот пошло поветрие!

Ну, а мы сейчас споем

Вам про геометрию!

Мы не слабые ребята,

Нам ума не занимать!

Мы пример давно решили!

Дважды два? Конечно, пять!

Теорема Пифагора

Как-то Дима доказал.

Пифагор его бы слышал,

Он ему бы показал!

Удивляюсь я ребята,

Как мой друг сюда попал,

Ведь окружность на уроке

Он квадратною назвал!

Мы кого-то «прокатили»,

Про хорошее забыли!

Оля, Эдик и Олег

Все решают лучше всех!

Все решит в тетради Леша,

И проблем у Риты нет:

Всем всегда она поможет,

Объяснит и даст ответ.

Аксиомы, теоремы

Стать друзьями нам должны.

Знанья крепкие, ребята,

В жизни будут нам нужны!

III тур

Логические цепочки

1.Какая фигура не вписывается в общий ряд? (слайд)


1

2

3

4

Звездный час юного геометраЗвездный час юного геометраЗвездный час юного геометра

Звездный час юного геометраЗвездный час юного геометра

Звездный час юного геометраЗвездный час юного геометра

Звездный час юного геометраЗвездный час юного геометра

Ответ: 4

2Звездный час юного геометра.Какой из треугольников не вписывается в общий ряд? (слайд)

3.Какой из рисунков не вписывается в общий ряд? (слайд)

Звездный час юного геометра

4Звездный час юного геометра.Мысленно сверните куб и определите, на какой развертке грань «А» является верхней, если заштрихованная нижняя. (Слайд)



Ответ: 1

В третьем туре дополнительные жетоны выдаются за верное объяснение ответа.

Финал

В финал выходят 2 участника. За 2 минуты им нужно написать как можно больше существительных, составленных из букв, содержащихся в слове «параллелограмм». По истечении времени игроки по очереди называют слова. Побеждает тот, кто назовет слово последним.

РЕСУРСЫ:

ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BDefefspb.ru/dlr/sledkoles/

evrika.tsi.lv/index.php?name=texts&file=show&f=118

© 2010-2022