О воспитательном эффекте уроков математики: формирование личностных результатов образования

ВступлениеТемаПрежде , чем перейти к теме сегодняшнего выступления, я бы хотела отметить 2 факта:1. Мое выступление основано на статье выдающегося математика Александра Яковлевича Хинчина (1894-1959) , написанную им более полувека назад.2.Математика в школьном курсе занимает особенное место. М в отличие от большинства других дисциплин имеет предметом своего изучения не сами вещи или предметы окружающие нас(география, физика…), а количественные отношения, свойственные этим вещам.Если говорить о в...
Раздел Математика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на семинаре по теме: « О воспитательном эффекте уроков математики: формирование личностных результатов образования»

План

Вступление

  1. Культура мысли

-Полноценность аргументации

-Борьба против незаконных обобщений

-Борьба против необоснованных аналогий

-борьба за полноту дизъюнкций

-Борьба за полноту и выдержанность классификаций

-Стиль мышления

  • Наличие формально-логической схемы

  • Лаконизм мышления

  • Расчлененность хода рассуждения

2. Моральные моменты и воспитание патриотизма

-Воспитание честности и правдивости

-Воспитание настойчивости и мужества

-Воспитание патриотизма

Заключение





Вступление

Тема

Прежде , чем перейти к теме сегодняшнего выступления, я бы хотела отметить 2 факта:

1. Мое выступление основано на статье выдающегося математика Александра Яковлевича Хинчина (1894-1959) , написанную им более полувека назад.

2.Математика в школьном курсе занимает особенное место. М в отличие от большинства других дисциплин имеет предметом своего изучения не сами вещи или предметы окружающие нас(география, физика…), а количественные отношения, свойственные этим вещам.

Если говорить о воспитательном эффекте ур. Математики, то становиться ясно, что стоящая перед преподавателем М задача труднее, чем в случае большинства других наук.

  1. Культура мысли

-Полноценность аргументации

В обыденной жизни, спорах, мы, защищая какое- либо утверждение, довольствуемся обычно одним-двумя аргументами, говорящими в его пользу оппонент может привести в ответ аргументы, говорящие против нашего утверждения. Обычно ни та, ни другая аргументация не бывает исчерпывающей.Также протекают и научные дискуссии в тех областях, которые не являются точными науками.

Иначе обстоит дело в математике. В математике нет, и не может быть «наполовину доказанных» и «почти доказанных» утверждений.

Вывод: Только изучая математику, школьник впервые в своей жизни встречает столь высокую требовательность к полноценности аргументации. Каждый раз перед учеником будет вставать задача - по возможности обезоружить своих противников, используя аргументы. Именно этот воспитывающий процесс имеет решающее значение для логической культуры мышления.

-Борьба против незаконных обобщений

Натуралист, подметив наличие какого- либо свойства у ряда особей данного вида объявляет этот признак общим для всего рассматриваемого вида. Такие индуктивные заключения представляют собой один из основных методов естественных наук.

В математике дело обстоит принципиально иначе. Если мы обнаружили, что несколько десятков треугольников обладают каким-либо свойством, мы не вправе признать это свойство принадлежащим всем треугольникам. Только исчерпывающее общее доказательство может дать уверенность в том, что данный признак действительно является общим свойством всех треугольников.

Вывод: Привычка проверять законность всякого обобщения, привычка твердо помнить, что замеченное во многих случаях еще не есть истина - все эти важнейшие навыки, необходимые в любой научной и практической деятельности, в значительной степени воспитываются вместе с повышением математической культуры.

-Борьба против необоснованных аналогий

В эмпирических науках и практической деятельности заключениям по аналогии принадлежит почетная роль одного из основных приемов вывода новых закономерностей.

В математике заключения по аналогии категорически запрещены.

Вывод: Что же здесь могут дать уроки математики для воспитания общей культуры мышления? Во всех случаях нельзя без основательной проверки считать полученное заключение твердо установленным. Критическое отношение к заключениям по аналоги и есть один из важнейших показателей, отличающих правильно воспитанное научное и практическое мышление от обывательского, и занятия математикой всегда служат одним из основных средств воспитания этого показателя.

-Борьба за полноту дизъюнкций

(логическая операция, образующая высказывание с помощью логического союза «или»)

В математике рассуждение признается ошибочным, если нарушено требование полноты дизъюнкции, то есть, не рассмотрены все разновидности данной ситуации (Например: доказывается какое либо общее свойство всех треугольников, то приходиться проводить доказательство отдельно для остроугольных, прямоугольных и тупоугольных треугольников)

В обыденных рассуждениях это требование нарушается на каждом шагу.

Вывод: аргументация, в которой не учтены все имеющиеся возможности, всегда оставляет место для законных возражений и потому не может быть признана полноценной.

(Военачальник, предпринимая какой либо маневр, при учете его последствий должен предвидеть все возможные ответы врага: упущение хотя бы одного из них может оказаться гибельным для людей.)

Но нигде требование чистоты дизъюнкции не выставляется так явно и категорически как в математике. Вот почему уроки математики действительно воспитывают в мышлении учащихся этот важнейший закон правильного рассуждения.

-Борьба за полноту и выдержанность классификаций

Классификацией приходится очень часто заниматься не только ученому теоретику, но и инженеру, врачу, учителю, агроному. Известно, что при классификации часто допускаются типичные ошибки. Наиболее распространенными из таких ошибок являются нарушение полноты классификации, единого принципа.

( Например , объявление: завод приглашает на работу плотников, штукатуров, женщин и подростков.)

Требование выдержанности классификации состоит в том, что бы она проводилась только по единому принципу.

Вывод: требование полноты классификации в математике более выражено, чем в других науках, и потому уроки математики более всех других воспитывают в школьниках элемент правильного мышления.

-Стиль мышления

Математика отличается от других школьных наук и стилем своего мышления.

  1. Наличие формально-логической схемы(план, алгоритм …)

  2. Лаконизм мышления

  3. Расчлененность хода рассуждения (приемы нумерации, подслучаи)









2.Моральные моменты и воспитание патриотизма



Из-за абстрактности своего предмета математическая наука не может давать учащимся тех непосредственных впечатлений, образов, эмоций, какими располагает история или литература. Однако ошибочно делать вывод, что в нравственном воспитании уроки математики вообще должны быть скинуты со счетов. Какие же черты, и какие же особенности математической работы способны их воспитывать:

1.Воспитание честности и правдивости

Когда человек постепенно преодолевает в себе привычку подчинять законы мышления своим личным, корыстным интересам; когда он научается уважать объективную правильность аргументаций как высшею духовную и культурную ценность и жертвовать ради нее своими личными интересами это черта представляет собой не что иное, как честность и правдивость - одно из лучших нравственных качеств личности человека. ( на уроках математике споры…

2.Воспитание настойчивости и мужества

Уроки математики воспитывают у школьников соответственные черты характера: трудолюбие, усидчивость, упорство в достижение намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями. Стимулирующие влияние на эти качества оказывает четкая определенность показателей результата (задача должна быть решена верно, теорема должна быть доказана правильно). Победа здесь непосредственно ощутима, как в шахматной партии, и сам учащийся может оценить свое достижение.

3.Воспитание патриотизма

Задача использования уроков математики для воспитания в учащихся чувства гордости за свою Родину имеет специфическую трудность. Своим собственным содержание математика не может служить орудием пропаганды чего-либо конкретного. Однако на уроках математики может использоваться текстовый материал задач, исторические сведения поддерживающих и укрепляющих уважение и любовь к Отечеству. Здесь используется время уроков математики, но никак не сама математика.

-Заключение

Заметный воспитательный эффект уроки математики могут дать только при том условии, что учитель:

  1. Достаточно хорошо знает свою науку;

  2. Имеет достаточный педагогический такт и опыт;

  3. Сам обладает в достаточной мере теми качествами, которые он собирается воспитывать в своих учениках.

Так как математика абстрактна, предметом ее служат не сами вещи и явления реального мира, а лишь количественные отношения делают для математики воспитательную задачу гораздо труднее, чем для других школьных дисциплин. Но зато математика в некоторых других отношениях отмечена такими чертами, которые создают ей воспитательные возможности более значительные, чем у других дисциплин.

Статья А.Я. Хинчина посвящена формированию не предметных, а метапредметных, но прежде всего - самых главных, самых сущностных для растущего школьника - личностных результатов (знаний, умений, компетенций)



© 2010-2022