Статья из опыта работы - «Применение современных информационных технологий на уроках математики»

Информационные технологии являются одним из компонентов целостной системы обучения. Они не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой учащийся был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Практика показала, что использование ИКТ помогает реализовать личностно...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение современных информационных технологий

на уроках математики

Информационные технологии являются одним из компонентов целостной системы обучения. Они не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой учащийся был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс, использование на уроках математики компьютерных обучающих программ, тестирований, моделирований и презентаций позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Применение информационных технологий повышает познавательный интерес и усиливает мотивацию обучения. Их использование создает возможности доступа к самой свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, экономит время. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации. Современные информационные технологии предоставляют учителю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения с учениками.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Огромную помощь в решении этого вопроса может оказать компьютер, ноутбук, планшет и т.д.

Использование информационных технологий в обучении позволяет:

- сделать обучение интересным за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся;

- сделать обучение увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использование мультимедийных возможностей современной компьютерной техники;

- эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его понятным и доступным для каждого;

- свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах данных, благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у учащихся потребности в поисковых действиях;

- индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;

- раскрепостить учеников при ответе на вопросы, так как компьютерная техника позволяет фиксировать результаты (в том числе без выставления оценки), корректно и непредвзято реагирует на ошибки, что способствует бесконфликтному процессу обучения;

- самостоятельно анализировать и справлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность, благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;

- осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, разработка проектов, презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.

Сегодня практически все учителя-предметники используют информационные технологии в обучении. Я дума, в каждой современной школе компьютерная техника все шире и шире используется не только на уроках информатики, но и на всех остальных уроках. В своей педагогической практике наряду с традиционными методами, я тоже использую информационные технологии обучения на различных типах урока и на различных этапах урока.

Помня слова К.Ф. Гаусса о том, что «математика - наука для глаз, а не для ушей», считаю, что математика - это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: устная работа, изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа.

Вот, например, устная работа является одним из важнейших этапов урока. Во-первых, во время устной работы можно выяснить, уровень усвоения материала; во-вторых, можно подготовить учащихся к восприятию нового материала; в-третьих, это удобная форма закрепления и организации повторения. При организации устной работы я использую тренажеры-программы, созданные мной или при помощи старшеклассников.

Любой урок невозможно представить без четко сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также целополагания на каждом отдельном этапе урока. Как правило, для всего этого используется обычная классная доска. Теперь есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал. Расположить его в нужном порядке и использовать неоднократно, имея возможность внести необходимые изменения в любой момент. Мультимедийная презентация дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства (анимацию, звук, цвет), способствующие более глубокому и осознанному усвоению материала, экономит время урока, насыщает его информацией.

Современные учащиеся должны не только использовать информационные ресурсы, но и научиться самостоятельно представлять и структурировать свои знания. Проект компьютерного доклада по определенной теме, который учащиеся должны подготовить сами, позволяет углубить и закрепить свои знания, повысить уровень овладения умениями и навыками, главным из которых будет способность собрать и организовать подробную информацию (исследовательский метод работы), а также способность критически осмыслить полученную информацию. Например, при прохождении темы в 8 классе «Квадратные уравнения» учащиеся работали над различными проектами: составление интерактивных кроссвордов, программ для быстрого вычисления корней квадратного уравнения в МX Exsel; мультимедийные презентации, интерактивные тесты и т.п. Также актуальны разработанные детьми проекты по геометрии и началам анализа.

Практика показала, что использование ИКТ помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом возрастных особенностей детей, их уровня обученности. Использование компьютерной техники на уроках математики способствует развитию творческих, исследовательских способностей учащихся, способствует развитию познавательной деятельности учащихся и повышению интереса к изучаемому предмету в целом. Результатом являются высокие достижения моих учащихся на математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Информационные технологии, конечно, не заменят учителя на уроке, но они создают новые возможности для повышения качества обучения.

© 2010-2022