• Преподавателю
  • Математика
  • Курсовая работа по математике Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»

Курсовая работа по математике Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»

Содержание   Введение……………………………………………………………………… 3 Глава 1. Теоретические основы проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и внеурочное время в условиях новых образовательных стандартов……………………………... 6 1.1.  Исследовательские и проектные действия в рамках Программы развития универсальных учебных действий………………………………. 6 1.2.  Этапы проектно-исследовательского обучения……………………… 11 Глава 2.  Особенности практической организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и внеурочное время ………………………………………….………………..     18 2.1.  Исследовательская работа по математике как результат проектно-исследовательской деятельности …………………………………………... 18   2.3   Защита результатов проектно-исследовательского обучения………………………………………………………………………   20 2.4 Разработка математического проекта………………………………….. 22 Заключение………………………………………………………………….. 26 Список источников 28 Приложение     Введение           Думаю, каждый учитель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация школьников по мере их пребывания в школе? Все дети, когда идут в школу, хотят учиться, почему для ребёнка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в трудную, малопривлекательную работу? Таким образом, противоречие между высокими требованиями к качеству знаний учащихся со стороны родителей, социальных заказчиков, с одной стороны, и, снижение интереса к учебе, в...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮТЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ)

«МОРДОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ»










Курсовая работа





«Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»





Выполнила: Карпунина М.М.,учитель математики МОУ «СОШ№ 5» г.Саранск

Руководитель: Куканов М.А.

САРАНСК 2015



Содержание


Введение………………………………………………………………………

3

Глава 1. Теоретические основы проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и внеурочное время в условиях новых образовательных стандартов……………………………...

6

1.1. Исследовательские и проектные действия в рамках Программы развития универсальных учебных действий……………………………….

6

1.2. Этапы проектно-исследовательского обучения………………………

11

Глава 2. Особенности практической организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и внеурочное время ………………………………………….………………..

18

2.1. Исследовательская работа по математике как результат проектно-исследовательской деятельности …………………………………………...

18

2.3 Защита результатов проектно-исследовательского обучения………………………………………………………………………

20

2.4 Разработка математического проекта…………………………………..

22

Заключение…………………………………………………………………..

26

Список источников

28

Приложение

Введение

Думаю, каждый учитель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация школьников по мере их пребывания в школе? Все дети, когда идут в школу, хотят учиться, почему для ребёнка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в трудную, малопривлекательную работу?

Таким образом, противоречие между высокими требованиями к качеству знаний учащихся со стороны родителей, социальных заказчиков, с одной стороны, и, снижение интереса к учебе, в том числе и на уроках математики, с другой, предопределило для меня использование проектного обучения на своих уроках. Проанализировав ситуацию в классах, где веду математику, пришла к выводу: Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества. В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение придаётся проектно-исследовательским формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определённого продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и обучающимися.

Проектная деятельность школьников - одно из направлений личностно -ориентированного обучения и воспитания.

Как сказано в словаре иностранных слов, проект - замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого - либо документа.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям двадцать первого века.

Проект - это задание учащимся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой и результат деятельности как найденный или способ решения проблемы проекта.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения ( поиск направления и методов решения проблемы); развитие критического мышления, умения исследовательской и творческой деятельности.

Проектирование позволяет формировать личностные качества учащихся, в первую очередь, умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбор, решение вопросов, анализировать результаты деятельности.

Проекты могут быть различными по своей типологии. Они могут быть информационными, практико-ориентированными, творческими, игровыми, исследовательскими. По продолжительности выполнения - краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные. По количеству участников - личностные, парные, групповые.

Актуальность использования исследовательской и проектной деятельности в современном образовании определяется их многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие личности.

Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими обучающимися. При этом изменяется роль учителя - из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

Цель работы - на основе изучения теоретических основ проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и внеурочное время в условиях новых образовательных стандартов выявить особенности ее практической организации.

Задачи:

  • Рассмотреть исследовательские и проектные действия в рамках Программы развития универсальных учебных действий;

  • Обозначить этапы проектно-исследовательского обучения;

  • Представить исследовательскую работу по математике как результат проектно-исследовательской деятельности;

  • Разработать математический проект с учетом регионального аспекта.




Глава 1. Теоретические основы проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и внеурочное время в условиях новых образовательных стандартов

1.1. Исследовательские и проектные действия в рамках Программы развития универсальных учебных действий

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. Исследовательская и проектная деятельность открывает новые возможности для создания интереса ученика как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Важной особенностью реализации исследовательских и проектных работ является необходимость владения школьниками компетенциями в той или иной области знаний, а также активной работы воображения - непременной основы творчества.

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Таким образом, как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи».

Получается, что исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность. Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования.

В основе и метода проектов, и метода исследований лежат:

  • развитие познавательных умений и навыков учащихся;

  • умение ориентироваться в информационном пространстве;

  • умение самостоятельно конструировать свои знания;

  • умение интегрировать знания из различных областей наук;

  • умение критически мыслить.

Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:

  • наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

  • практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

  • самостоятельную деятельность ученика;

  • структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

  • использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

Систематизируем общие и специфические черты проектной и исследовательской деятельности в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Общие и специфические черты (различия) проектной и исследовательской деятельности

Проектная деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

Общие черты

практически значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности

структура проектной и исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде;

компетенция в выбранной сфере исследования, творческая активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокая мотивация.

Специфические черты

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата - продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений

Таким образом, оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность.

Метод проектов и исследований не является принципиально новым в мировой педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования, рекомендован Стандартами 2 поколения.

Цель проектно-исследовательской деятельности (в рамках ФГОС 2 поколения): формирование универсальных учебных действий (УУД) в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Задачи:

Формирование личностных УУД:

  • Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;

  • Воспитание целеустремлённости и настойчивости

Формирование коммуникативных УУД:

  • Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,

  • Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

  • Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения

Формирование регулятивных УУД:

  • Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;

  • Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени

Формирование познавательных УУД:

  • Сбор, систематизация, хранение, использование информации.

Специфика проектно-исследовательской деятельности определяет многообразие форм её организации. В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-исследовательская деятельность может приобретать разные формы.

Формы организации проектно-исследовательской деятельности на урочных занятиях:

  • урок-исследование, урок-лаборатория, урок - творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок - рассказ об учёных, урок - защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;

  • учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;

  • домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:

уроки математики разных типов и видов;

  • исследовательская практика обучающихся;

  • образовательные экспедиции - походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера;

  • факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся;

  • ученическое научно-исследовательское общество - форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ;

  • участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.

Многообразие форм проектно-исследовательской деятельности позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них УУД. Стержнем этой интеграции является системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса в основной школе.

Для успешного осуществления проектно-исследовательской деятельности обучающиеся должны овладеть следующими действиями:

• постановка проблемы (регулятивные) и аргументирование (познавательные) её актуальности;

• формулировка гипотезы (познавательные) исследования и раскрытие замысла - сущности будущей деятельности;

• планирование (регулятивные) исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;

• собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией (регулятивные) результатов работ;

• оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;

• представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных (коммуникативные) лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

  1. . Этапы проектно-исследовательского обучения

Проектно-исследовательскую деятельность можно представить технологично: определить этапы ее организации, действия детей и педагогов на каждом этапе. Эта тема достаточно подробно освещается в литературе.

Этапы проектной деятельности.

  • подготовка,

  • планирование,

  • принятие решения,

  • выполнение,

  • оценка результатов,

  • защита проекта.

М.Б. Лебедева и О.Н. Шилова обозначают два подхода, определяющие этапы работы над проектом: конструкторский (поисковый, конструкторский, технологический, заключительный этапы) и педагогический (выбор темы, формулирование варианта проблем, распределение задач по группам, групповая и индивидуальная разработка проекта, защита и экспертиза проекта).1

Стрельцова И. и Сухаревская Е. выделяют следующие этапы работы над проектом (исследованием), которые представлены в таблице 1.2.

Таблица 1.2 - Этапы работы над проектом (исследованием)2

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1 этап. Подготовка


Проведение вводной беседы с целью:

- формирования первичного представления об изучаемом объекте;

- формирования интереса к данной теме;

- создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности


  1. этап. Организация проектной и исследовательской работы

Актуализация знаний


1. Выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т. п.).

2. Определение количества участников проекта, состава группы

Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели

Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п. для каждого ученика-исследователя. Помощь в постановке целей

Плановые работы


1. Определение источников информации.

2. Планирование способов сбора и анализа информации.

3. Планирование итогового продукта (формы представления результата).

Продукт:

- отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов);

- фильм, макет, сборник и др.;

- конференция, праздник и т.п.

4. Выработка критериев оценки результатов работы.

5. Распределение обязанностей среди членов команды

Выработка плана действий (как можно это сделать?).

Определение основных методов:

- прочитать в книге;

- понаблюдать;

- посмотреть в компьютере;

- задать вопросы родителям, специалистам;

- подумать самостоятельно;

- посмотреть в книгах;

- посмотреть по телевизору и т.п.

Формулировка задач

Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы (поэтапно)

Исследовательская деятельность


Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников и т.п.

Организация экскурсий, проведение экспериментов и т.п.

Проведение исследований, решение промежуточных задач. Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, изображение символами, закладки

Проведение исследований, решение промежуточных задач. Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, изображение символами, закладки

Результаты и выводы


Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата

Анализ информации. Оформление результатов

Наблюдение, советы

  1. этап. Представление готового продукта (презентация)

Представление результата работы в разнообразных формах

Отчет, ответы на вопросы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов

Знакомство с готовой работой, формулировка вопросов как от рядового участника

  1. этап. Оценка процессов и результатов работы

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Оценивание усилий учащихся, креативности мышления, качества использования источников, потенциала продолжения работы по выбранному направлению

Байбородова Л.В. и Серебренников Л.Н. предложили свое видение этапов проектной деятельности школьников. (рисунок 1.1)

Рисунок 1.1 - Этапы проектной деятельности школьников

по мнению Байбородовой Л.В. и Серебренникова Л.Н.

Характеристику каждого из представленного на рисунке 1.1 этапов дадим в таблице 1.3.

Таблица 1.3 - Этапы проектной деятельности школьников3

Название этапа

Деятельность педагога

Деятельность учащегося

1. Мотивационно-целевой

Обеспечивает добровольное включение детей в проектную деятельность, формирует потребность в решении актуальной для ребенка проблемы, используя различные педагогические приемы (проблемная ситуация, варианты проблемных вопросов, заказ значимых лиц, сложная жизненная ситуация); включает в обсуждение проблемы, задает наводящие вопросы, помогает сформулировать цель проекта, дать характеристику итогового продукта

Высказывает свои представления о желаемом, мнение по поводу ситуации, обсуждает проблему или варианты проблем, принимает решение по поводу основной проблемы и формулирует цель проекта, определяет его социальную и личную значимость, дает описание конечного продукта.

2.Исследовательский

Помогает сформулировать гипотезу исследования, организует поиск и анализ информации, подсказывает источники информации, направляет поиск детей, задает вопросы, регулирует взаимодействие учащихся с носителями информации

Выдвигает предположения о способах решения проблемы и поиске необходимой информации, собирает, обрабатывает, анализирует, систематизирует информацию, необходимую для разработки проекта

3.Проектировочный

Организует поиск оптимального решения проблемы в ходе обсуждения различных вариантов, регулирует процесс обсуждения, создает ситуации, задает вопросы для осознанного и правильного решения, организует выработку критериев оценки проекта, консультирует, организует экспертизу, консультации со специалистами и т.д.

Высказывает идеи, предположения, осуществляет анализ и оценку идей, определяет способы решения проблемы, обсуждает критерии оценки проекта, при необходимости осуществляет экономическую, экологическую и другую экспертизу проекта, оформляет идеи, разрабатывает документацию

4.Технологический

Организует составление плана действий по реализации проекта, помогает определить условия и средства, необходимые на каждом этапе деятельности, консультирует, задает наводящие вопросы в случае затруднений и ошибочных намерений

Составляет план действий, подбирает средства для их реализации, определяет возможные последствия предполагаемых действий, а также тех, кто может оказать помощь в достижении оптимальных результатов

5.Практический

Контролирует выполнение намеченного плана, оказывает поддержку, помощь в случае возникающих у детей затруднений, регулирует взаимодействие детей

Выполняет намеченный план, соотносит свои действия с проектом и планом, вносит коррективы в процесс деятельности

6.Контроль

но-корректирующий

Организует оценку выполненной работы в соответствии с планируемым продуктом и критериями его оценки, помогает детям выявить недостатки и возможные пути их устранения, успешно завершить намеченную работу

Осуществляет самооценку своей работы, выявляет недостатки по сравнению с запланированным результатом, вносит изменения, устраняет недостатки, завершает оформление результатов проектной деятельности

7.Презентационный

Помогает определить цель презентации, выбрать форму презентации, способы взаимодействия с аудиторией подбирает экспертов, готовит критерии оценки. контролирует процесс представления результатов проектной деятельности, показывая достоинства полученного продукта, подчеркивая достижения каждого ребенка, дополняет действия детей высказываниями и наводящими вопросами

Обсуждает форму презентации, представляет и защищает полученный в ходе проектной деятельности продукт, результат, доказывает наличие необходимых характеристик полученного продукта, показывает его преимущества, общественную значимость, пользу для себя и других; представляет тех, кто помог в достижении намеченного, отвечает на вопросы присутствующих на презентации

8.Аналитико-рефлексивный

Подбирает методики для анализа и рефлексии проектной деятельности детей с учетом планируемых результатов и уровня освоения универсальных учебных действий, побуждает каждого ребенка к объективной оценке собственных достижений и осознанию социальной значимости выполненной работы, помогает определить перспективы

Отвечает на вопросы, высказывает мнение о достижениях, успехах и трудностях, недостатках и их причинах; определяет перспективы для своего дальнейшего личностного развития и организации проектной деятельности

Сравнивая различные варианты определения этапов проектно-исследовательской деятельности, можно увидеть, что все авторы предлагают сходную логику построения. Различия чаще всего связаны со степенью детализации рассмотрения этих этапов, особенностями учебного предмета, вида проектно-исследовательской деятельности либо зависят от того, с чьих позиций представлена проектно-исследовательская деятельность: с позиции ребенка или с позиции педагога.

Таким образом, в результате написания первой главы я пришла к следующим выводам:

  1. Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. В результате систематизации общих и специфических черт проектной и исследовательской деятельности мы обнаружили, что оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, поэтому часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность. В рамках ФГОС 2 поколения цель проектно-исследовательской деятельности заключается в формировании универсальных учебных действий (УУД) в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся. Многообразие форм проектно-исследовательской деятельности позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них УУД.

  2. Существуют различные точки зрения авторов на содержание этапов проектно-исследовательского обучения. Но несмотря на различие подходов, все они схожи в изначальном выделении и поставке проблемы, выработке гипотез по ее решению, поиске путей решения, формулировании выводов и представлении полученных результатов. Уже глядя на эти этапы видно, что они дают возможность формирования и развития таких блоков универсальных учебных действий как регулятивные и познавательные. Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных УУД. А, принимая во внимание, что в результате проведённых исследований ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных УУД. Таким образом, организуя проектно-исследовательскую деятельность школьников, можно формировать все группы универсальных учебных действий.





Глава 2. Особенности практической организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и внеурочное время

2.1 Формирования проектно - исследовательских умений школьников необходимо соблюдение следующих условий :


  • Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать исследовательский метод в преподавании тем. Например, материал уроков чтения, риторики, русского языка можно использовать с целью формирования исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

  • Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

  • Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе. Это необходимо учитывать и использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

  • Психологический комфорт. Одна из задач учителя - поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя - не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения « Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не то (не так)» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

  • Личность педагога. Для реализации творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

  • Учет возрастных особенностей. Так как речь идет об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным

Учащиеся выбирали следующие темы для проведения проектов « Математика в моей жизни», « Весёлая математика », «Математика и оригами», « Старинная мера длины», « Математические задачи в художественных произведениях» и др.

С целью активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях по исследовательской деятельности, соответствия материала возрастным особенностям детей рекомендуется использование:

-загадок, ребусов, шарад, задач - шуток, логических заданий и заданий на развитие творческих способностей,

- игровых моментов, связанных с введением в ход урока сказочных героев Почемучки (помоги задать вопрос, изучить, рассмотреть, исследовать, описать и т.п.);

-связи материала с наглядно - образным игровым материалом;

-игр - исследований, фантастических исследований;

-ролевых игр, дающих возможность провести исследование возможностей каждой профессии: если бы я был строителем (поваром, учителем и т.п.);

-игр - путешествий, например во времени, для знакомства с великими открытиями и изобретениями, в новые страны - пути Великих географических открытий; фантастические путешествия на другие планеты.

2.2 Формы организация учебно проектно-исследовательской деятельности.

Организация учебно проектно-исследовательской деятельности - это вовлечение школьников в процесс, напоминающий научный поиск, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего, что должно способствовать его творческой самореализации, развитию интеллекта и критического мышления, формированию и развитию исследовательских умений, умению самостоятельно добывать и применять знания.

Организация учебно проектно-исследовательской деятельности протекает в основном в рамках дополнительного образования (факультативные занятия, научные общества учащихся, конференции и т.д.), а сформированные исследовательские умения, опора на опыт и познавательный интерес ребенка являются важными ресурсами повышения эффективности учебной деятельности в целом.

Формы организации учебно проектно -исследовательской деятельности многообразны: это детские объединения учащихся по интересам, конференции, олимпиады, турниры, выставки, научно-методические сборы, летние (каникулярные) лагеря, экспедиции, школы, научные объединения учащихся (НОУ).

Организация и проведение макропроектов (долгосрочных) на уроках требует обоснованного и разумного подхода с учетом всех ранее выявленных замечаний. Такие проекты и, соответственно, уроки не могут проводиться слишком часто, превращаясь в нечто повседневное, - они должны являться праздником знаний, определенные вехи в изучении такой интересной и замечательной науки, какой является математика.

2.3 Защита результатов проектно-исследовательского обучения

Особую важность в данной форме организации учебных проектов имеет заключительный момент. Защита - венец проектно исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита проекта должна быть публичной, с привлечением, как авторов других проектов, так и зрителей. Это могут быть учителя, родители. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, учится доказывать свою точку зрения. Я провожу защиту обычно как праздничное мероприятие. Для оценки результатов и вручения дипломов формируется жюри, состав которого должны войти люди авторитетные для детей: педагоги, родители, старшеклассники.

При оценке следует учитывать, что:

  • Учащиеся должны чувствовать себя успешными;

  • Учащиеся лишь учатся проводить исследование, любое их достижение является движением вперед;

Проектная работа - желание самих учащихся достичь новых знаний, расширить свой кругозор или достичь другой какой-то цели. Следовательно, никто другой так, как он, не сможет почувствовать, увидеть, оценить свой труд.

Разработаны критерии оценки детских проектов.

  1. Сформированность исследовательских навыков .

  1. Оригинальность и познавательная ценность собранного материала

  2. Структура и логика работы.

  3. Язык и стиль изложения (убедительность и доказательность изложения), ответы на вопросы.

2.4 Разработка математического проекта

В первой главе работы я подробно представила этапы осуществления проектной деятельности, а также особенности ее реализации в рамках новых образовательных стандартов. В рамках изучения программного материала я ученикам предлагала следующие проекты в 5 -6 классах:

  • «Положительные и отрицательные числа».

  • «Прямоугольная система координат на плоскости: соревнование художников»

  • «Геометрические тела вокруг нас»

  • ««Пропорции и их применение при решении старинных задач».

  • «Решение прикладных задач с помощью производной»

Чтобы дать возможность детям прикоснуться к геометрии осуществлен проект по теме «Геометрические тела вокруг нас» для учеников 5-6 классов, целью которого было обеспечить условия для развития творческого мышления, развития познавательной деятельности, формирование умений по применению знаний и способов действий в измененных и новых учебных ситуациях, развитие активности учащихся и пространственного мышления.

Планируемый результат: ученики разрабатывают план городка, создают его проект и представляют его классу, изготавливают макет города из моделей и разверток геометрических тел и защищают его.

При работе над этим проектом дети узнали много нового о геометрических телах; стали чаще обращать внимание на окружающие предметы и их вид; обнаруживая, что различные геометрические тела используются в архитектуре, науке, технике, а также встречаются в природе.

По математике в 6 классе реализован краткосрочный проект «Пропорции и их применение при решении старинных задач». При реализации этого проекта учащиеся, во-первых, научились решать пропорции, сознательно используя основное свойство пропорций, во-вторых, научились выделять в условиях задач две величины, устанавливать вид зависимости между ними, в-третьих, научились по условию задачи составлять пропорцию. Решение старинных задач настолько увлекло учащихся, что они пришли к самостоятельному открытию - решению более сложных задач на пропорциональные величины.

Работа со старинными задачами воспитывает у учащихся любовь и патриотизм к своей Родине. Экскурсы в историческое прошлое оживляют работу учащихся, дают разрядку умственному напряжению, повышают устойчивый интерес к математике, к изучаемому материалу, способствуют интеллектуальному развитию учащихся.

Также этот метод применяется для решения крупных задач, сложных для понимания вопросов. Тогда используются среднесрочные проекты, занимающие несколько уроков и достаточно серьезную самостоятельную поисковую, исследовательскую деятельность во внеурочное время.

Примеры среднесрочных проектов в 9- 11 классах :

  • «Односторонние пределы»

  • «Непрерывность функции»

  • «Построение графиков функций элементарными методами»

  • « Удивительная производная»

Примеры долгосрочных проектов (по материалам научно-практических исследований):

  • «Измерение геометрических величин»

В своей работе учащиеся рассмотрели методы измерения величин: измерение углов, расстояний, площадей поверхностей, объемов фигур в пространстве. Учащиеся познакомились с инструментами измерения величин, с интересными способами и методами.

Большая работа проведена учащимися при изучении исторической литературы, справочников. Учащимися выполнены доклады на темы: «Как возникли представления людей о шарообразности Земли? Что означает шарообразность?», «Как впервые измерили Землю? В чем состоял способ Эратосфена?», «Что такое метр и как он был определен?» и т.д.

Учащимися проведены исследования «Объем фигур в пространстве. Объем цилиндра», «Объем конуса».

  • «Математика в моей жизни»

В проекте учащиеся применяют знания не только математики, но информатики, экономики, а также обращаются к статистическим расчётам, которые очень актуальны в практическом применении математических знаний и в настоящее время вызывают интерес у школьников. Учащимися подготовлены презентации, буклеты, листовки.

  • « Удивительная производная»

Учащимися были подобраны задачи их разных областей( физики, химии, биологии), которые решались бы с помощью производной. Подготовили презентации с основными алгоритмами решений этих задач.

Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу изучаемого предмета. От учителя требуется не столько объяснения знаний, сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей.

Учитель - руководитель проекта, инициатор интересных начинаний и открытий.

Таким образом, представляя на презентациях ученические проекты во время итогового повторения, я добилась сразу нескольких целей:

  • учащимися с интересом был повторен изученный материал;

  • во время работы над проектами они смогли узнать много нового и познакомить с новыми и интересными сведениями и фактами своих товарищей;

  • школьники учились работать с дополнительной литературой и занимались поиском новой информации в Интернете;

  • учились грамотно и эстетично готовить продукты проекта: презентации, доклады, рефераты, творческие работы и т.п.;

  • воспитывали в себе умение слушать товарищей и оценивать другие проекты (некоторые из этих проектов оказались более глубокими и содержательными по сравнению с собственными проектами), что немаловажно;

  • развили интерес к проектной деятельности;

  • учились работать в коллективе;

  • научились самостоятельно планировать свою деятельность.

Эти проекты сыграли неоценимую роль во время итогового повторения изученного на уроках математики . Защита проектов, как обобщение знаний и умений по изученным темам, оказалась очень важным моментом для участников. Детей воодушевляли рождённые ими идеи и созданные на их основе реальные проекты.

Во время подготовки проектов, работая в группах по интересам, ребята смогли со всей изобретательностью, смекалкой проявить свои творческие дарования, учились и перенимали друг у друга то, чего не умели сами, делились своим опытом с товарищами.

Учащиеся-старшеклассники, работая над проектами, убедились сами, в главном: какую бы идею, носящую практическую направленность, они ни пытались воплотить в жизнь, без математических знаний не обойтись.

Примерные темы для проектов по математике

Распределение тем по классам условное. Можно выбрать любую из заинтересовавших Вас тем или сформулировать свою.

5 класс

1. Сумма углов треугольника на плоскости и на конусе

2. Совершенные числа

3. Числа Мерсенна

4. Четыре действия математики

5. Древние меры длины

6. Возникновение чисел

7. Счёты

8. Старинные русские меры или старинная математика

9. Магические квадраты

6 класс

1. Арифметика Магницкого

2. Числа

3. Математика на клетчатой бумаге

4. Решето Эратосфена

5. Масштаб. Работа с компасом, GPS-навигация

6. Математика в жизни человека

7. Леонтий Филипович Магницкий и его «Арифметика»

8. Задачи на переливание жидкости

9. Координатная плоскость и знаки зодиака

10. Отрицательные числа

7 класс

1. "Применение равенства треугольников при измерительных работах"

2. Геометрия формул

3. Процентные расчёты на каждый день

4. Цепные дроби

5. Складные квадраты

6. Последние цифры степеней

7. Треугольник Паскаля

8. Свойства степени

9. Страна треугольников.

10. Лист Мёбиуса

11. Периодическая дробь мне улыбнулась

12. Деление во множестве многочленов

8 класс

1. Применение подобия треугольников при измерительных работах

2. Пифагор и его теорема

3. Кривые на плоскости

4. Замечательные кривые

5. Площади фигур

6. Взаимосвязь архитектуры и математики в симметрии

7. Паркеты

8. Бордюры

9. Построение графиков или функции.

10. От натурального числа до мнимой единицы

9 класс

1. Использование тригонометрических формул при измерительных работах

2. Золотое сечение

3. Построение графиков сложных функций

4. Нестандартные способы решения квадратных уравнений

5. Треугольник Эйлера-Бернулли

6. Уравнения (виды, решения и т.д.)

Разные

1. Симметрия в природе.

2. Математический бильярд.

3. Алгебра логики в информационных процессах.

4. Моделирование экологических процессов.

5. Приложение математики в педиатрии. А именно: расчет максимального и минимального артериального давления (формула Молчанова); расчет прибавки массы детей; расчет прибавки роста детей; расчет питания (объемный и калорийный способы)

6. Вирусы и бактерии. (Геометрическая форма, расположение в пространстве, рост численности)

7. Финансовая математика.

8. Чертежи, фигуры, линии и математические расчеты в кройке и шитье

9. Шарнирные механизмы

10. Действия с рациональными числами

11. Построение графиков функций

12. Математические софизмы

13. Элементы статистики

14. Великие открытия (математики)

15. Дерево знаний (алгебра)

16. Дерево знаний (геометрия)

10 класс

1. Математика без формул, уравнений и неравенств

2. Математика и Гармония

3. Фракталы

4. Объемы и площади поверхностей правильных многогранников и тел вращения

5. Тайна гармонии "Пропорция. Основное свойство пропорции"

6. Развертка

7. геометрия многогранников

8. Поверхности многогранников

9. Геометрия Лобачевского

10. Загадки пирамиды

11 класс

1. Построение асимптот

2. Геометрические формы в искусстве.

3. Графы и их применение в архитектуре.

4. Матричная алгебра в экономике.

5. Задачи механического происхождения. (Геометрия масс, экстремальные задачи)

6. Приложения определенного интеграла в экономике.

7. Стереометрические тела

8. Векторы в пространстве

5-6-й класс: «Великие Математики Древнего мира». Цель: знакомство с великими математиками Древнего Мира.

«Число». Учащиеся изучают популярную литературу и готовят сообщение по темам: «История счета», «Римская нумерация», «Магические числа», другие.

«Зачем нужна математика». Проект представляет мини-исследования по социальным вопросам с использованием опросов, анкет, построением диаграмм при оформлении результатов. Цель: знакомство с методами исследований, способами оформления результатов.

Проект по математике

"Пропорции и их применение при решении старинных задач"

Основной вопрос:

Научиться применять основное свойство пропорции при решении старинных задач.

Вопрос учебной темы:

Знакомство с методикой решения задач «на пропорции».

Учебные предметы: математика, история

Участники: учащиеся 6 класса.

Информационные ресурсы: различные словари, справочники, Интернет - ресурсы.

Дидактические цели проекта:

  • формирование интереса к обучению;

  • развитие памяти, наблюдательности, познавательных интересов, творческих способностей, логического мышления;

  • обучение сотрудничеству, формирование навыков взаимодействия, развитие коммуникативных качеств;

  • приобретение навыков самостоятельной работы со справочной литературой, большими объемами информации;

  • развитие познавательного интереса к предмету математики.

Методические задачи:

Закрепить знания, полученные при изучении темы "Пропорция, Основное свойство пропорции":

  • определение пропорции,

  • основное свойство пропорции,

  • выделение в условиях задач двух величин и установление вида зависимости между ними,

  • по условию задачи составлять пропорцию.

Ход проекта:


  • В самом начале проекта учащиеся делятся на группы, каждая из которых получает задание: карточки с задачами. Учитель проводит инструктаж по решению задач, приводит конкретные примеры решения задач стандартного типа.

  • В каждой группе учащиеся выбирают, какие понятия они должны повторить и применить в процессе выполнения задания. При этом учащиеся могут выбирать понятия, изученные на уроках; понятия, встречающиеся и не встречающиеся в учебнике, но имеющие отношение к проблеме.

  • Учащиеся работают с дополнительной литературой.

Проблемные вопросы:


  • Выделить необходимые понятия для использования их при решении задач;

  • Составить исторические справки: о математиках, изучающих пропорции, о старинных величинах;

  • Решить задачи «на пропорции»;

  • Оформить решение задач.

Результаты представления исследований:

Оформление решение задач (слайды, газета, буклет).

Этапы и сроки проведения проекта:


  • Формулирование тем исследований учеников - 1 урок, 20 минут.

  • Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем - 1 урок, 10 минут.

  • Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе - 2 урок, 10 минут.

  • Обсуждение с учащимися возможных источников информации - 2 урок, 15 минут.

  • Самостоятельная работа групп по выполнению заданий - 2-3 урока

  • Защита полученных результатов и выводов - 2 урока.

О проекте

Часто изучение терминологии по предмету превращается для ребенка в скучную зубрёжку, после которой эмоциональный настрой резко снижается, а «выученные» термины быстро забываются. Для того чтобы разрядить эту негативную обстановку, детям предлагается поучаствовать в решении задач нестандартного вида и нестандартного содержания. При этом дети учатся работать со справочной литературой, отыскивая и подбирая необходимые понятия. А также происходит закрепление навыков, приобретенных в ходе изучения темы. Выполнение данного задания способствует развитию логического мышления и творческой деятельности учащихся.

Предполагается, что решенные в ходе выполнения проекта задачи будут в дальнейшем использованы для проверки знаний учащихся другого класса (или этого же) по данной теме. Тем самым достигается практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемого результата.

К проекту по математике

"Пропорции и их применение при решении старинных задач"

Старинные задачи «на пропорции»


  • В жаркий день 6 косцов выпили бочонок кваса за 8 ч. Нужно узнать, сколько косцов за 3 ч выпьют такой же бочонок кваса?

  • 8 аршин сукна стоят 30 рублей. Сколько стоят 15 аршин этого сукна? (из «Арифметики» А.П. Киселева).

  • Взяли 560 человек солдат корма на 7 месяцев, а приказано им на службе быть 10 месяцев; и захотели людей от себя убавить, чтобы корма хватило на 10 месяцев. Спрашивается сколько человек надо убавить.

  • Одна артель плотников, состоящая из 28 человек, может построить дом в 54 дня, а другая из 30 человек - в 45 дней. Какая артель работает лучше?

  • 2 землекопа за 2 часа выкапывают 2 м канавы. Сколько землекопов за 5 часов выкопают 5 м канавы?

  • Некто имел 100 рублей в купечестве 1 год и приобрел ими только 7 рублей. А когда отдал в купечество 1000 рублей на 5 лет, сколько ими приобретёт? (из «Арифметики» Л.Ф. Магницкого).

  • Если писец может за 8 дней написать 15 листов, сколько понадобится писцов, чтобы написать 405 листов за 9 дней? (из «Всеобщей арифметики» И. Ньютона).

  • Переписчик в течение четырёх дней может переписать 40 листов, работая по 9 часов в день. Во сколько дней перепишет переписчик 60 листов, работая по 12 часов в день?

  • В первой бригаде землекопов 4 человека - они за 4 ч выкопали 4 м канавы. Во второй бригаде землекопов 5 человек - они за 5 ч выкопали 5 м канавы. Какая бригада работает лучше?

  • Для освещения 18 комнат в 48 дней издержано 120 фунтов керосина, причем в каждой комнате горело по 4 лампы. На сколько дней достанет 125 фунтов керосина, если освещать 20 комнат и в каждой комнате будет гореть по 3 лампы? (из «Арифметики А.П. Киселева).

Задачи на прямую и обратную пропорциональность

(для двух величин)


  1. За 6 ч поезд прошел 480 км. Сколько километров поезд пройдет за первые 2 ч, если его скорость была постоянна?

  2. для варки варенья из вишни на 6 кг ягод беоут 4 кг сахарного песку. Сколько килограммов сахарного песку надо взять на 12 кг ягод?

  3. 5 маляров могли бы покрасить забор за 8 дней. За сколько дней 10 маляров покрасят тот же забор?

  4. 5 маляров могли бы покрасить забор за 8 дней. За сколько дней 1 маляр покрасит тот же забор?

  5. Расстояние между двумя городами пассажирский поезд прошел со скоростью 80 км/ч за 3 часа. За сколько часов поезд пройдет то же расстояние со скоростью 60 км/ч?

  6. 8 м сукна стоят столько же, сколько стоят 63 м ситца. Сколько метров ситца можно купить вместо 14 м сукна?

  7. Со скоростью 80 км/ч товарный поезд прошел 720 км. Какое расстояние пройдет за то же время пассажирский поезд, скорость которого 60 км/ч?

  8. За одно и то же время токарь делает 6деталей, а его ученик - 4 детали. Сколько деталей сделает ученик за то же время, за которое токарь сделает 27 деталей?

Задачи на прямую и обратную пропорциональность (для трех и более величин)


  1. 3 курицы за 3 дня снесли 3 яйца. Сколько яиц снесут 12 кур за 12 дней.

  2. 100 синиц за 100 дней съедают 100 кг зерна. Сколько килограммов зерна съедят 10 синиц за 10 дней?

  3. В первой бригаде землекопов 4 человека - они выкопали за 4 ч 4 м канавы. Во второй бригаде землекопов 5 человек - они за 5 ч выкопали 5 м канавы. Какая бригада работала лучше?











Заключение

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. В результате систематизации общих и специфических черт проектной и исследовательской деятельности мы обнаружили, что оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, поэтому часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность. В рамках ФГОС 2 поколения цель проектно-исследовательской деятельности заключается в формировании универсальных учебных действий (УУД) в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся. Многообразие форм проектно-исследовательской деятельности позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них УУД.

Существуют различные точки зрения авторов на содержание этапов проектно-исследовательского обучения. Но несмотря на различие подходов, все они схожи в изначальном выделении и поставке проблемы, выработке гипотез по ее решению, поиске путей решения, формулировании выводов и представлении полученных результатов. Уже глядя на эти этапы видно, что они дают возможность формирования и развития таких блоков универсальных учебных действий как регулятивные и познавательные. Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных УУД. А, принимая во внимание, что в результате проведённых исследований ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных УУД. Таким образом, организуя проектно-исследовательскую деятельность школьников, можно формировать все группы универсальных учебных действий.

Исследовательская работа является важным видом проектно-исследовательской деятельности учащегося. Выполнение исследовательской работы на примере Проспособствует развитию патриотических чувств, а также повышению знаний учащегося о состоянии экономического развития региона.

Создание и реализация проекта предполагает формирование всех видов универсальных учебных действий. Проект «Сборник региональных задач», составленный на примере "Пропорции и их применение при решении старинных задач" способствует росту знаний учеников о понятии пропорции и её применении.

Список источников

  1. Асмолов А.Г.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. - М. Просвещение, 2010.

  2. Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. - М.:Просвещение, 2013.

  3. Белова Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании

URL: cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-i-proektnaya-deyatelnost-uchaschihsya-v-sovremennom-obrazovanii

  1. Дрозд Л.Л. Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности URL: docme.ru/doc/37770/formirovanie-universal._nyh-uchebnyh-dejstvij

  2. Лебедева М.Б. Шилова О.Н. Проектная деятельность в профориентационной работе и социализации детей-сирот: Метод. пособие. - Калининград: Изд-во РГУ им.И.Канта, 2009.

  3. Стрельцова И., Сухаревская Е. Проекты и исследования // Первое сентября. - №5 - 2008 г. URL: nsc.1september.ru/article.php?ID=200800504

  4. Павлова М.Б. Питт Дж. Дизайн-подход как основа обучения. - Н. Новгород: Нижегородский гуманит.центр, 2000. - С.28

Приложение

Конспект урока математики в 5-м классе по теме:


1Лебедева М.Б. Шилова О.Н. Проектная деятельность в профориентационной работе и социализации детей-сирот: Метод. пособие. - Калининград: Изд-во РГУ им.И.Канта, 2009. - С.22-25

2Стрельцова И., Сухаревская Е. Проекты и исследования // Первое сентября. - №5 - 2008 г. URL: nsc.1september.ru/article.php?ID=200800504

3Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. - М.:Просвещение, 2013. - С.23-25

© 2010-2022