- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока по теме: Уравнение ( 5 класс)
Конспект урока по теме: Уравнение ( 5 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кокорева Н.В. |
Дата | 04.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
5
Урок№40/1 5 класс
16.10.14- 5Б
УРАВНЕНИЕ
I Организация начала урока
Здравствуйте! Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. Сегодня мы приступим к изучению новой темы, которую нам предстоит отрабатывать четыре урока. Затем - контрольная работа по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел».
II Сообщение темы , цели и задач урока.
Устная работа.
-
Назовите компоненты сложения, вычитания.
-
Назовите компоненты сложения и вычитания в следующих выражениях:
СЛАЙД 2
(52 + а) + b
(37 - x) + (c - 19)
111 - (a + b)
(77 + c) - (d - 55)
3. Вставьте пропущенное число:
МЛ2
□ + 10 = 90
40 + □ = 100
□ - 7 = 12
□ - 10 = 10
83 - □ = 83
1000 - □ = 750
Теперь, решите несколько примеров, используя свойства сложения и вычитания. Заполните таблицу и вы узнаете тему урока.
`Проверка на экране! УРАВНЕНИЕ
СЛАЙД 3
Итак, тема сегодняшнего урока: Уравнение.
СЛАЙД 4
Составим план урока, который будем дополнять по ходу урока.
- повторение (компоненты сложения и вычитания, свойства сложения и вычитания);
- определение уравнения;
- новые понятия, связанные с уравнением;
- корень уравнения; (записывается в течение урока)
- решение уравнения; (записывается в течение урока)
- правила решения уравнения;
- применение в математике;
- применение в жизни.
III Актуализация знаний учащихся. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.
Разгадаем кроссворд, который поможет нам в изучении темы «Уравнение»
МЛ2
СЛАЙД 5
-
Орган растения, служащий для укрепления в почве, поглощения воды, минеральных веществ. (корень)
-
Результат сложения (сумма)
-
Компонент вычитания (вычитаемое)
-
Арифметическое действие (сложение)
-
Сосед вычитаемого (уменьшаемое)
-
Для чего используют натуральные числа? (счет)
-
Уменьшаемое без вычитаемого (разность)
-
Действие, обратное №4 (вычитание)
-
Компонент сложения (слагаемое)
Назовите «лишнее» слово в кроссворде.
- Корень.
Назовите ключевое слово в кроссворде.
- Равенство.
Как вы думаете, какая связь между этим словом и темой сегодняшнего урока?
- Это однокоренные слова.
Запомните это! Это поможет вам сформулировать определение уравнения.
IV Усвоение новых знаний.
Внимание на экран! Что изображено? СЛАЙД 6
- Весы.
Что можно сказать про чаши весов? Вспомните ключевое слово кроссворда.
- Они уравновешены.
Представим, что мы покупаем арбуз. СЛАЙД 7
Что произошло с чашами весов?
- Одна чаша перевешена.
Как узнать вес арбуза?
- Надо поставить гирю на вторую чашу весов.
Ставим гирю 5 кг. СЛАЙД 8
Что произошло?
- Чаши весов снова перевесились. Арбуз легче, чем 5 кг.
Что нужно сделать в этом случае?
- Надо поставить еще одну гирю на чашу с арбузом.
Что произошло?
- Чаши уравновесились. СЛАЙД 9
Как узнать массу арбуза? Решим задачу с помощью уравнения.
Что неизвестно? (масса арбуза)
Обозначим ее за х.
Какое уравнение можно составить?
х + 2 = 5
Сколько весит арбуз?
- 3 кг
МЛ3
х + 2 = 5 - называется уравнением. Вспомните ключевое слово кроссворда и дайте определение уравнения.
- Уравнение - это равенство, содержащее букву.
МЛ4
При определенном значении буквы уравнение становится верным равенством.
Полное определение уравнения - уравнение это равенство, содержащее букву, значение которой надо найти.
Кстати, обратите внимание как пишется слово урАвнение. Однокоренные слова - равный, равенство, равно…
Рассмотрим форму записи уравнения:
х+2 = 5;
Уравнение - это законченное математическое предложение. В русском языке на конце предложения ставится знак препинания, обозначающий …
- законченность мысли.
В зависимости от цели высказывания это может быть …
- точка, восклицательный или вопросительный знак
А в математическом предложении ставиться точка с запятой.
СЛАЙД 10
х+2 = 5; - уравнение
Каким математическим действием является выражение, записанное в левой части уравнения (х+2)?
- Суммой.
Какой компонент суммы неизвестен?
- Первое слагаемое.
Как найти первое слагаемое?
- Надо из суммы вычесть второе слагаемое.
Как это записать?
х = 5 - 2;
х = 3.
Мы закончили решать уравнение, поэтому в конце поставим точку.
Число 3 имеет свое название. Вспомните «лишнее» слово в кроссворде.
- Корень.
Число 3 - корень уравнения.
Дайте определение корня уравнения.
МЛ4
- Корень уравнения - это значение буквы, при котором уравнение обращается в верное равенство.
Что означает «решить уравнение»?
- Найти его корни или показать, что их нет.
СЛАЙД 11
V Первичное закрепление знаний
Решите следующие уравнения:
МЛ5
СЛАЙД 12
1 вариант
Л
37 - х = 16;
х =_________;
___________.
Ответ: ___________.
Ч
b - 37 = 28;
___________
___________
________________.
О
69 - y = 54;
___________
___________
________________.
О
x - 350 = 210;
___________
___________
________________.
Т
54 + c = 71;
___________
___________
________________.
Н
c - 56 = 87;
___________
___________
________________.
И
a + 39 = 88;
___________
___________
________________.
2 вариант
М
48 - y = 32;
х =_________;
___________.
Ответ: ___________.
Л
78 - x = 52;
___________
___________
________________.
Е
c - 47 = 76;
___________
___________
________________.
О
45 + c = 63;
___________
___________
________________.
Д
b - 26 = 65;
___________
___________
________________.
Ц
x - 210 = 350;
___________
___________
________________.
О
b + 28 = 67;
___________
___________
________________.
Выполните задание МЛ6
Расположите корни уравнений из п.5 в порядке возрастания и запишите соответствующие им буквы:
1 вариант
15
17
21
49
65
143
560
о
т
л
и
ч
н
о
2 вариант
-
16
18
26
39
91
123
560
м
о
л
о
д
е
ц
СЛАЙД 13
Составьте уравнение по следующему условию задачи:
СЛАЙД 14
МЛ7
«Отчего, скажи мне, Петя,
Было шесть конфет в буфете,
А осталась лишь одна?
«Оттого, - ответил Петя, -
Что её я не заметил!»
Вот тебе и на!»
Не забудьте указать, что вы обозначаете за х.
VI Контроль и самопроверка знаний.
МЛ8
Математический диктант (В.И. Жохов, И.М. Митяева. Математические диктанты. 5 класс):
-
Из какого числа надо вычесть двадцать, чтобы получить пятнадцать?
-
Какое число надо прибавить к восемнадцати, чтобы получить двадцать пять?
-
Какое число надо вычесть из пятидесяти, чтобы получить тридцать?
-
Запишите уравнение и решите его: Разность «икс» и пятнадцати равна сорока.
-
Запишите уравнение и решите его: Сумма шестидесяти и «игрек» равна восьмидесяти.
-
Запишите уравнение и решите его: Разность семидесяти и «икс» равеа тридцати пяти.
-
Верно ли высказывание: Уравнение х + 24 = 18 не имеет корней (среди натуральных чисел)?
-
Верно ли высказывание: Корень уравнения у - 16 = 0 - число шестнадцать?
СЛАЙД 15. Взаимопроверка.
-
Подведение итогов урока.
Подведем итог.
Что вы нового узнали на уроке? Чему научились?
Для чего в математике применяются уравнения?
Нужно ли в жизни умение решать уравнения?
Посчитайте количество баллов, полученных за урок и выставите себе оценку.
VIII. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
п. 10 №№395 (а,в,г), 397(б) (Н.Я Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика -5, М.2006)
дополнительно: придумать задачу, которая решается с помощью уравнения.
=