- Преподавателю
- Математика
- Рабочая прграмма
Рабочая прграмма
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тараторкина Е.А. |
Дата | 19.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
5 КЛАСС
(в соответствии с требованиями ФГОС)
Выполнила: Тараторкина Елена Алексеевна
(МБОУ «Косиновская ООШ», Обоянский район)
2014 год
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели ООО с учетом специфики учебного предмета, курса------------------------------------------------------- 3-4
2.Общая характеристика учебного предмета, курса------------------------------------- 5
3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане ------------------------ 6
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса-------------------------------------------------------------------- 7-8
5.Содержание учебного предмета, курса---------------------------------------------------- 9
6.Тематическое планирование ----------------------------------------------------------------- 10-17
7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса-----------------------------------------------------------------------18-20
8.Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.------------------------21-27
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная образовательная программа по курсу «Математика» разработана в соответствии со ст.12 п.5, ст.12 п.7, Закона «Об образовании» Российской Федерации, Уставом школы, с Образовательной программой школы.
Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения программы формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования.
Для разработки образовательной программы были использованы следующие материалы:
1.Закон РФ «Об образовании»
2.ФГОС ООО
3.Примерная программа по математике основного общего образования, созданная на основе ФГОС ООО
4.Примерной программы по математике для 5 класса по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И.Жохова и др. / В.И.Жохов, М.: Мнемозина, 2010
5.Базисный учебный план общеобразовательного учреждения
6.Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования
7.Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов (ФГОС ООО)
Рабочая программа опирается на УМК:
- Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд "Математика 5", издательство "Мнемозина", г.Москва, 2012г;
- Дидактические материалы Чесноков А.С., Нешков К. И. 2008.
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, и коммуникативных качеств личности.
Цели:
-
формирование представлений о математике как универсальном языке;
-
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры;
-
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и для изучения школьных естественных дисциплин на базовом уровне;
-
воспитание средствами математики культуры личности;
-
понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
-
отношение к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей её развития.
Задачи:
-
сохранить теоретические и методические подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в начальной школе;
-
предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии внимания и памяти;
-
обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;
-
обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования;
-
сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
-
выявить и развить математические и творческие способности;
-
развивать навыки вычислений с натуральными числами;
-
учить выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, действия с десятичными дробями;
-
дать начальные представления об использование букв для записи выражений и свойств;
-
учить составлять по условию текстовой задачи, несложные линейные уравнения;
-
продолжить знакомство с геометрическими понятиями;
-
развивать навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс математики 5 класса включает основные содержательные линии:
-
Арифметика;
-
Элементы алгебры;
-
Элементы геометрии;
-
Вероятность и статистика;
-
Множества;
-
Математика в историческом развитии.
«Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения математики и смежных дисциплин, способствует развитию вычислительных навыков, логического мышления, умения планировать и осуществлять практическую деятельность, необходимую в повседневной жизни.
«Элементы алгебры» показывают применение букв для обозначения чисел, для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий, свойств арифметических действий, систематизируют знания о математическом языке.
«Элементы геометрии» способствуют формированию у учащихся первичных о геометрических абстракциях реального мира, закладывают основы формирования правильной геометрической речи.
«Вероятность и статистика» способствуют формированию у учащихся функциональной грамотности, умения воспринимать и критически анализировать информацию, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, обогащается представление о современной картине мира.
«Множества» способствуют овладению учащимися некоторыми элементами универсального математического языка.
«Математика в историческом развитии» способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения математики.
Вероятность и статистика, «Множества», «Математика в историческом развитии» изучаются сквозным курсом, отдельно на их изучение уроки не выделяются.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ ПЛАНЕ
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 часов из расчета 5 часов в неделю в 5-9 классах. Рабочая программа для 5 класса рассчитана на 5 часов в неделю, общий объем 175 часов.
Изучение учебного курса заканчивается итоговой контрольной работой в письменной форме. Контроль осуществляется в виде самостоятельных работ, письменных тестов, математических диктантов, числовых математических диктантов по теме урока, контрольных работ по разделам учебника. Всего 14 контрольных работ.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Личностные:
-
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
-
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
-
Целостное восприятие окружающего мира.
-
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
-
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
-
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
-
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные:
-
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
-
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
-
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
-
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
-
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
-
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. -
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
-
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
-
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
-
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные:
-
умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развитие способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
-
владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
-
умение выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
-
умение пользоваться изученными математическими формулами,"
-
знание основных способов представления и анализа статистических данных; умение решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;
-
умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
-
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений. -
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. -
Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
-
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Натуральные числа (15 ч)
Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая , луч, многоугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.
2. Сложение и вычитание натуральных чисел (21 ч)
Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения и вычитания. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.
3. Умножение и деление натуральных чисел (27 ч)
Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Степень числа. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.
4. Площади и объемы (12 ч)
Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.
5. Обыкновенные дроби (25 ч)
Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 ч)
Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.
7. Умножение и деление десятичных дробей (26 ч)
Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
8. Инструменты для вычислений измерений (17 ч)
Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол. Величина градусная мера) угла. Чертежный треугольник. Измерение углов. Построение углов заданной величины.
9. Повторение. Решение задач (19ч)
В учебнике Н. Я. Виленкина не выделена отдельно тема «Элементы комбинаторики», но при решении заданий рассматриваются примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
-
№ урока
Содержание учебного материала
Количество
часов
1 четверть - 40 ч
§1. Натуральные числа и шкалы (15 ч)
1
Натуральные числа (вводный урок).
1
2
Натуральные числа.
1
3
Натуральные числа.
1
4
Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.
1
5
Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.
1
6
Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.
1
7
Плоскость. Прямая. Луч.
1
8
Плоскость. Прямая. Луч.
1
9
Шкалы и координаты.
1
10
Шкалы и координаты.
1
11
Шкалы и координаты.
1
12
Меньше или больше.
1
13
Больше или меньше.
1
14
Больше или меньше.
1
15
Контрольная работа №1 по теме «Натуральные числа и шкалы»
1
§2. Сложение и вычитание натуральных чисел (21 ч)
16
Сложение натуральных чисел и его свойства.
1
17
Сложение натуральных чисел и его свойства.
1
18
Сложение натуральных чисел и его свойства.
1
19
Сложение натуральных чисел и его свойства.
1
20
Сложение натуральных чисел и его свойства.
1
21
Вычитание.
1
22
Вычитание.
1
23
Вычитание.
1
24
Вычитание.
1
25
Контрольная работа №2 по теме «Сложение и умножение натуральных чисел»
1
26
Числовые и буквенные выражения.
1
27
Числовые и буквенные выражения.
1
28
Числовые и буквенные выражения.
1
29
Буквенная запись свойств сложения и вычитания.
1
30
Буквенная запись свойств сложения и вычитания.
1
31
Буквенная запись свойств сложения и вычитания.
1
32
Уравнение.
1
33
Уравнение.
1
34
Уравнение.
1
35
Уравнение.
1
36
Контрольная работа № 3 по теме «Числовые и буквенные выражения. Уравнения»
1
§3. Умножение и деление натуральных чисел (27 ч)
37
Умножение натуральных чисел и его свойства.
1
38
Умножение натуральных чисел и его свойства.
1
39
Умножение натуральных чисел и его свойства.
1
40
Умножение натуральных чисел и его свойства.
1
2 четверть - 40 ч
41
Умножение натуральных чисел и его свойства.
1
42
Деление.
1
43
Деление.
1
44
Деление.
1
45
Деление.
1
46
Деление.
1
47
Деление.
1
48
Деление.
1
49
Деление с остатком.
1
50
Деление с остатком.
1
51
Деление с остатком.
1
52
Контрольная работа№4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел»
1
53
Упрощение выражений.
1
54
Упрощение выражений.
1
55
Упрощение выражений.
1
56
Упрощение выражений.
1
57
Упрощение выражений.
1
58
Порядок выполнения действий.
1
59
Порядок выполнения действий.
1
60
Порядок выполнения действий.
1
61
Степень числа. Квадрат и куб числа.
1
62
Степень числа. Квадрат и куб числа.
1
63
Контрольная работа № 5 по теме «Умножение и деление натуральных чисел»
1
§4. Площади и объемы (12 ч)
64
Формулы.
1
65
Формулы.
1
66
Площадь. Формула площади прямоугольника.
1
67
Площадь.
1
68
Единицы измерения площадей.
1
69
Единицы измерения площадей.
1
70
Единицы измерения площадей.
1
71
Прямоугольный параллелепипед.
1
72
Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.
1
73
Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.
1
74
Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.
1
75
Контрольная работа № 6 по теме «Площади и объёмы»
1
§5. Обыкновенные дроби (25 ч)
76
Окружность и круг.
1
77
Окружность и круг.
1
78
Доли. Обыкновенные дроби.
1
79
Обыкновенные дроби.
1
80
Обыкновенные дроби.
1
3 четверть - 49 ч
81
Обыкновенные дроби.
1
82
Обыкновенные дроби.
1
83
Сравнение дробей.
1
84
Сравнение дробей.
1
85
Сравнение дробей.
1
86
Правильные и неправильные дроби.
1
87
Правильные и неправильные дроби.
1
88
Повторение. Подготовка к контрольной работе.
1
89
Контрольная работа № 7 по теме «Правильные и неправильные дроби»
1
90
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
1
91
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
1
92
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
1
93
Деление и дроби.
1
94
Деление и дроби.
1
95
Смешанные числа.
1
96
Смешанные числа.
1
97
Сложение и вычитание смешанных чисел.
1
98
Сложение и вычитание смешанных чисел.
1
99
Сложение и вычитание смешанных чисел.
1
100
Контрольная работа № 8 по темам «Смешанные числа» и «Сложение и вычитание смешанных чисел»
1
§6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 ч)
101
Десятичная запись дробных чисел.
1
102
Десятичная запись дробных чисел.
1
103
Сравнение десятичных дробей.
1
104
Сравнение десятичных дробей.
1
105
Сравнение десятичных дробей.
1
106
Сложение и вычитание десятичных дробей.
1
107
Сложение и вычитание десятичных дробей.
1
108
Сложение и вычитание десятичных дробей.
1
109
Сложение и вычитание десятичных дробей.
1
110
Сложение и вычитание десятичных дробей.
1
111
Приближенные значения чисел. Округление чисел.
1
112
Приближенные значения чисел. Округление чисел.
1
113
Контрольная работа № 9 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление чисел»
1
§7. Умножение и деление десятичных дробей (26 ч)
114
Умножение десятичных дробей на натуральные числа.
1
115
Умножение десятичных дробей на натуральные числа.
1
116
Умножение десятичных дробей на натуральные числа.
1
117
Деление десятичных дробей на натуральные числа.
1
118
Деление десятичных дробей на натуральные числа.
1
119
Деление десятичных дробей на натуральные числа.
1
120
Деление десятичных дробей на натуральные числа.
1
121
Деление десятичных дробей на натуральные число.
1
122
Контрольная работа № 10 по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа»
1
123
Умножение десятичных дробей.
1
124
Умножение десятичных дробей.
1
125
Умножение десятичных дробей.
1
126
Умножение десятичных дробей.
1
127
Умножение десятичных дробей.
1
128
Деление на десятичную дробь.
1
129
Деление на десятичную дробь.
1
4 четверть - 46 ч
130
Деление на десятичную дробь.
1
131
Деление на десятичную дробь.
1
132
Деление на десятичную дробь.
1
133
Деление на десятичную дробь.
1
134
Деление на десятичную дробь.
1
135
Среднее арифметическое.
1
136
Среднее арифметическое.
1
137
Среднее арифметическое.
1
138
Среднее арифметическое.
1
139
Контрольная работа № 11 по теме «Умножение и деление десятичных дробей»
1
§8. Инструменты для вычислений и измерений (17 ч)
140
Микрокалькулятор.
1
141
Микрокалькулятор.
1
142
Проценты.
1
143
Проценты.
1
144
Проценты.
1
145
Проценты.
1
146
Проценты.
1
147
Контрольная работа № 12 по теме «Проценты»
1
148
Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник.
1
149
Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник.
1
150
Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник.
1
151
Измерение углов. Транспортир.
1
152
Измерение углов. Транспортир.
1
153
Измерение углов. Транспортир.
1
154
Круговые диаграммы.
1
155
Круговые диаграммы.
1
156
Контрольная работа № 13 по теме «Углы»
1
Итоговое повторение курса математики 5-го класса (19 ч)
157
Натуральные числа. Действия с натуральными числами.
1
158
Натуральные числа. Действия с натуральными числами.
1
159
Решение задач на встречное движение.
1
160
Решение задач на движение.
1
161
Решение задач на движение вдогонку.
1
162
Обыкновенные дроби.
1
163
Сложение и вычитание обыкновенных дробей.
1
164
Десятичные дроби и действия с десятичными дробями.
1
165
Десятичные дроби и действия с десятичными дробями.
1
166
Десятичные дроби и действия с десятичными дробями.
1
167
Десятичные дроби и действия с десятичными дробями.
1
168
Десятичные дроби. Решение задач.
1
169
Проценты. Задачи на проценты.
1
170
Проценты. Задачи на проценты.
1
171
Проценты. Задачи на проценты.
1
172
Итоговая контрольная работа.
1
173
Работа над ошибками. Решение задач
1
174
Урок-игра «Математическое поле чудес»
1
175
Урок-игра «Брейн - ринг»
1
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
I. Библиотечный фонд:
-
Нормативные документы:
1) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А. я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков- М.: Просвещение, 2011
2)Федеральное ядро содержания общего образования/Рос.акад.наук, Рос.акад.образования; под ред. В.В. Козлова, А. М. Кондакова - М.: Просвещение, 2011.
3)Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации - М.: Просвещение, 2011.
4). Программы общеобразовательных учреждений. Математика. 5-6 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. - М.: Просвещение, 2009 г.
-
УМК:
Учебно-методический комплект учителя:
основной:
-
. В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. Контрольные работы для учащихся М.: Мнемозина, 2010 г
-
В.И. Жохов. Математические диктанты, 5 класс. - М: Росмэн - Пресс, 2004 г.
-
Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. -М.: Мнемозина, 2008.
-
. Жохов В.И. Преподавание математики в 5 и 6 классах. Методические рекомендации для учителя.
-
Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса / Ершова А. П., Голобородько В. В. - М.: Илекса - 2008
-
Вычисляем без ошибок. Работы с самопроверкой для учащихся 5-6 классов/ С. С. Минаева - М.: Изд-во «Экзамен», 2011
7)Устные проверочные и зачетные работы по математике для 5-6 классов/ Ершова А. П., Голобородько В. В. - М. Илекса, 2008
-
Математика. 5 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я. Виленкина и др. / авт.-сост. З.С. Стромова, О.В. Пожарская. - Волгоград: Учитель, 2008.
-
Контрольно-измерительные материалы. Математика. 5 класс/ Сост.Л. П. Попова. 2011.
-
Л.П. Попова «Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н.Я. Виленкина 5 класс» - Москва: «ВАКО», 2011.
-
Контрольные и самостоятельные работы по математике к чебнику Н. Я. Виленкина «Математика. 5 класс»/ М. А. Попов - М.: Изд-во «Экзамен», 2009
-
Карточки для коррекции знаний по математике для 5-6 классов/ Г. Г. Левитас - М.: Илекса, 2008
-
Математика. 5-7 классы: таблицы-тренажеры/ С. В. Токаревак - Волгоград: Учитель, 2009
дополнительный:
-
Алгоритмы - ключ к решению задач по математике . Книга для учащихся 5-6 классов/ Ж. Н. Михайлова - М.: Просвещение, 2009
2)Математика в стихах: задачи, сказки, рифмованные правила. 5-11 классы/ О. В. Панишева - Волгоград: Учитель, 2009
3)Математика. Тесты для промежуточной аттестации учащихся 5-6 классов/ Лысенко Ф. Ф. - Ростов-на-дону: Легион, 2008
4)Формирование вычислительных навыков на уроках математики. 5-9 классы/Хлевнюк Н. Н., Иванова М. В. - М.: Илекса, 2010
Учебно-методический комплект ученика:
-
Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М.: Мнемозина, 2008.
II. Печатные пособия
-
Таблицы по математике для 5− 6 классов.
-
Портреты выдающихся деятелей математики.
III. Информационные средства
Интернет-ресурсы
1) edu - "Российское образование" Федеральный портал.
2) school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
3) school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
4) mathvaz.ru - docье школьного учителя математики
5) Документация, рабочие материалы для учителя математики
it-n.ru"Сеть творческих учителей"
6) www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
IV. Экранно-звуковые пособия.
Видеофильмы по истории развития математики, математических идей и методов.
V. Технические средства обучения
-
Интерактивная доска;
-
персональный компьютер;
-
мультимедийный проектор;
VI. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
-
Доска магнитная с координатной сеткой.
-
Набор цифр, букв, знаков для средней школы (магнитный).
-
Наборы «Части целого на круге», «Простые дроби».
-
Набор геометрических тел (демонстрационный и раздаточный).
-
Модель единицы объема.
-
Комплект чертёжных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль.
-
Наборы для моделирования (цветная бумага, картон, калька, клей, ножницы, пластилин)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение математики в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
-
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики;
-
понимание роли математических действий в жизни человека;
-
интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;
-
ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;
-
понимание причин успеха в учебе;
-
понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-
интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;
-
ориентации на оценку результатов познавательной деятельности;
-
общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности;
-
самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
-
первоначальной ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
-
понимания чувств одноклассников, учителей;
-
представления о значении математики для познания окружающего мира.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Ученик научится:
-
принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
-
планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
-
выполнять действия в устной форме;
-
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
-
в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
-
вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
-
выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
-
принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-
осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
-
понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;
-
выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
-
воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников;
-
в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
-
на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;
-
выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
-
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные:
Ученик научится:
-
осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;
-
использовать рисуночные и символические варианты математической записи; кодировать информацию в знаково-символической форме;
-
на основе кодирования строить несложные модели математических понятий, задачных ситуаций;
-
строить небольшие математические сообщения в устной форме;
-
проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;
-
выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;
-
проводить аналогию и на ее основе строить выводы;
-
в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов;
-
строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.
Ученик получит возможность научиться:
-
под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации;
-
работать с дополнительными текстами и заданиями;
-
соотносить содержание схематических изображений с математической записью;
-
моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;
-
устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;
-
строить рассуждения о математических явлениях;
-
пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.
Коммуникативные:
Ученик научится:
-
принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;
-
допускать существование различных точек зрения;
-
стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;
-
использовать в общении правила вежливости;
-
использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
-
контролировать свои действия в коллективной работе;
-
понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;
-
следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
-
строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;
-
использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
-
корректно формулировать свою точку зрения;
-
проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;
-
контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль.
Предметные результаты:
Натуральные числа. Дроби. Рациональные числа.
Ученик научится:
-
понимать особенности десятичной системы счисления;
-
сравнивать и упорядочивать натуральные числа;
-
выполнять вычисления с натуральными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
-
использовать понятия и умения, связанные процентами, в ходе решения математических задач, выполнять несложные практические расчёты.
Ученик получит возможность:
-
познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
-
углубить и развить представления о натуральных числах;
-
научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Измерения, приближения, оценки
Ученик научится:
-
использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.
Ученик получит возможность:
-
понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения.
Уравнения
Ученик научится:
-
решать простейшие уравнения с одной переменной;
-
понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
Ученик получит возможность:
-
овладеть специальными приёмами решения уравнений;
-
уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
Неравенства
Ученик научится:
-
понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства;
-
применять аппарат неравенств, для решения задач.
Ученик получит возможность научиться:
-
уверенно применять аппарат неравенств, для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики;
Описательная статистика.
Ученик научится:
-
использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных.
Ученик получит возможность
-
приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.
Комбинаторика
Ученик научится:
-
решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.
Ученик получит возможность
-
научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
Наглядная геометрия
Ученик научится:
-
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
-
распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;
-
строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;
-
вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Ученик получит возможность:
-
научиться вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
-
углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах.
Геометрические фигуры
Ученик научится:
-
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
-
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
-
находить значения длин линейных фигур, градусную меру углов от 0 до 180°;
-
решать несложные задачи на построение.
Ученик получит возможность:
-
Овладеть методами решения геометрических задач на вычисление;
-
Овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля, транспортира, линейки, чертёжного угольника.
Измерение геометрических величин
Ученик научится:
-
использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
-
вычислять площади прямоугольника, квадрата;
-
вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, формулы площадей фигур;
-
решать задачи на применение формулы площади прямоугольника, квадрата.
Ученик получит возможность научиться:
-
Вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, квадратов.
Работа с информацией
Ученик научится:
-
заполнять простейшие таблицы по результатам выполнения практической работы, по рисунку;
-
выполнять действия по алгоритму;
-
читать простейшие круговые диаграммы.
Ученик получит возможность научиться:
-
устанавливать закономерность расположения данных в строках и столбцах таблицы, заполнять таблицу в соответствии с установленной закономерностью;
-
понимать информацию, заключенную в таблице, схеме, диаграмме и представлять ее в виде текста (устного или письменного), числового выражения, уравнения;
-
выполнять задания в тестовой форме с выбором ответа;
-
выполнять действия по алгоритму; проверять правильность готового алгоритма, дополнять незавершенный алгоритм;
-
строить простейшие высказывания с использованием логических связок «верно /неверно, что ...»;
-
составлять схему рассуждений в текстовой задаче от вопроса.
27