ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ, ПОДХОДЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ, ПОДХОДЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Да, путь познания не гладок,

Но знаем мы со школьных лет:

Загадок больше, чем разгадок,

И поискам предела нет!

Л. Татьяничева

В последние годы появилось множество различных образовательных концепций и технологий. Большое внимание уделяется учебно-исследовательской деятельности учащихся, позволяющей наиболее полно раскрыть личностные особенности каждого, выявить «скрытую» одаренность и помочь ей превратиться в «явную»

Как развить у ребенка потребность и способность искать новое? Как научить его видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям?

Свою роль учителя вижу как организатора самостоятельной, активной, познавательной, исследовательской деятельности учащихся, консультанта и помощника. Этому способствует 20-летняя работа по разработанной мною программе «Математика с раздельным преподаванием алгебры и геометрии». Новизна программы заключается в том, что изучение алгебры и геометрии ведется раздельно: сначала изучается несколько тем алгебры, затем геометрии. Успеху дела способствует «погружение» в предмет, что позволяет целиком и полностью сконцентрировать внимание учащихся на материале всей темы, вести изложение материала крупными блоками, давать учащимся учебно-исследовательские задания по изучаемой теме. Введение исследовательской компоненты дает возможность построить индивидуальную образовательную траекторию для каждого лицеиста

Нетрадиционно строю изучение геометрии в 11 классе, основная суть которого-изучение каждого геометрического тела отдельно. Мною разработано 12 лекций. Процесс преподавания идет строго по схеме:

  1. лекция с привлечением учащихся;

  2. отчет учащихся по материалу лекции (обязательно с элементами какого-либо исследования;

  3. изготовление моделей, разверток;

  4. лабораторная работа по нахождению поверхностей, объемов различных геометрических тел по моделям, разверткам, чертежам по исследованию различных геометрических тел;

  5. контрольная работа, содержание которой учащиеся выбирают сами:

    • задачи на вычисление;

    • Задачи на доказательство; исследовательские задачи

Учащиеся учатся синтезировать общую картину, используя имеющуюся информацию, полученную из различных источников. Работа в такой последовательности позволяет, не увеличивая количество фактов, правил, констант, необходимых ребенку для запоминания подготовить его к успешному усвоению пройденного материала (качество усвоения составляет 80-85%)

Инновация заключается в форме обучения. В структуру традиционных форм (лекции, практические и лабораторные занятия) включены элементы:

  • постановка проблемы, знакомство с литературой;

  • формулирование гипотезы;

  • планирование и разработка учебных действий;

  • сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств;

  • анализ и синтез собранных данных;

  • сопоставление (соотношение) данных и умозаключений;

  • подготовка и написание (оформление) сообщения;

  • выступление с подготовленным сообщением, переосмысление результата в ходе ответов на вопросы;

  • проверка гипотез, построение обобщений;

  • построение выводов, заключений

Ведение такого спецкурса обеспечивает творчество, продуктивную деятельность и наиболее эффективные и прочные знания. Лицеисты самостоятельно формулируют проблему и решают ее. Некоторые учащиеся имеют научных консультантов из представителей профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений. В лицее создана и функционирует система презентации наработок учащихся

Проекты условно делю на:

  • «краткосрочные» (Лист Мебиуса», «Числовые графы», «Исследование квадратно треугольных чисел» и другие), рассчитанные на один учебный год. Ежегодно в апреле спецкурсовцы на лицейской научно-практической конференции «Фантазия. Творчество. Открытие» выступают со своими мини-проектами;

  • «долгосрочные» («Задачи с параметрами», «Обратные тригонометрические функции», «Уравнения и неравенства с обратной тригонометрической функцией» и другие), над которыми лицеист работает в течение 2-3 лет. С результатами выступают на Региональной научно-практической конференции «Шаг в будущее, Сибирь!». Оценивать труды ребят приезжают ученые из ведущих вузов Иркутской области, производственники, среди которых уже немало выпускников лицея, имеющих ученые степени. Моим ученикам удалось выстроить поиск и достичь определенных результатов на городском и Региональных уровнях по таким темам: «Функциональные уравнения» , «Построение графиков функций без использования производной» , «Решение тригонометрических уравнений и неравенств с параметрами» , «Решение неравенств».

Занятия исследовательской деятельностью помогают при решении олимпиадных задач.

Естественное стремление ученика - «хочу все знать» - сталкивается сегодня с лавинообразным потоком информации. Поиск методов по учету, отбору, обработке и передачи информации привел меня и моих воспитанников к использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, к использованию компьютера как средства поиска

Любой познавательный вопрос ученика на уроке может стать темой для исследовательского реферата. Так тема для реферата «Формула Герона» появилась с вопроса ученицы на уроке: « Можно эту формулу применить для вычисления площади любого другого вида треугольника?». А у меня с этого урока появился «Дневник исследований» куда я записываю все интересные вопросы учащихся, которые затем можно переформулировать в исследовательский вопрос. Таким образом, была решена проблема выбора темы для исследовательской деятельности учащихся. Подшивки журнала «Квант» за несколько десятилетий стали самой востребованной литературой в кабинете математики, к тому же на помощь пришёл Интернет, а любознательность детей, как известно, не знает границ, важно только направить её в нужное русло. Самое главное, что для такого вида работ достаточно знаний, не выходящих далеко за пределы школьной программы.

Вторая проблема, которую необходимо было учесть, это овладение умением публичной защиты исследований. Этот психологический барьер снимался через систему действий:

- выполнение и защита работы в парах (взаимная поддержка);

- продумывание в команде предполагаемых вопросов и вариантов ответа на них (разновозрастное учебное сотрудничество);

- видеосъёмка выступлений учащихся с её последующим анализом (возможность увидеть себя со стороны);

- выезды делегаций учащихся на конференции, участие в программе « Шаг в будущее, Сибирь», соревнование молодых исследователей в Красноярске (возможность увидеть, как представляют и защищают работу учащиеся других школ).

Таким образом, в организации внеурочной исследовательской деятельности учащихся я сформулировала свои принципы работы:

1. Командность.

2. Мотивация (иерархия успехов).

3. Мобильность и взаимопомощь.

4. Сотрудничество ученика и учителя (педагогическая поддержка).

5. Сотрудничество с родителями (финансовая поддержка).

Я выделяю следующие проблемы в организации исследовательской работы:

  1. выбор темы проекта;

  2. выбор товарища в работе над проектом или принятие решения выполнять работу одному;

  3. выдвижение первой гипотезы;

  4. проверка и уточнение гипотез;

  5. доказательство гипотез

Процесс обучения - двусторонний. Для успеха обучения требуется не только высокое качество работы учителя, но и активная деятельность учащихся, их интерес к обучению, сосредоточенная и вдумчивая работа под руководством учителя

Еще совсем недавно считалось, что развитие исследовательских способностей нужны только узкой группе специалистов: научным работникам милицейским следователям, для всех остальных они - ненужная роскошь. Но современный мир столь динамичен и меняется так стремительно, что выжить в нем, опираясь на наработанные стереотипы, невозможно. Современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность.

Привлечение детей к научно - исследовательской деятельности - феномен Российского образования, о котором еще совсем недавно не было слышно.

Салыкина Л.И.

Учитель математики

© 2010-2022